Файлы и файловая система
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Бородатова Надежда Юрьевна

   Данная статья содержит план – конспект урока по информатике и ИКТ  в 7 классе по ФГОС, тема урока «Файлы и файловая система». На данном уроке учащиеся знакомятся с понятиями:  логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла. Представлены практические задания, направленные на  умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayly_i_faylovaya_sistema.docx88.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Файлы и файловая система

Тип урока: Урока «открытия» нового знания

Класс: 7

Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

Развивающая:

  • формирование умения составлять дерево файловой системы;
  • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Планируемые образовательные результаты

  • предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
  • метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
  • личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами. Основные понятия, изучаемые на уроке: логическое имя устройства внешней памяти; файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.

Оборудование:

    ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация имеющихся знаний
  3. Постановка цели и задачи урока    
  4. Изучение нового материала
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление      
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление пройденного
  8. Подведение итогов урока
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания

Эмоционально-психологический настрой на работу

Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные

Умение слушать

Личностные

Умение выделять нравственный аспект поведения

  1. Актуализация имеющихся знаний

 Вариант 1.

1.Какой принцип положен в основу современных ПК.

2.Программное обеспечение – это …

3.ОЗУ – это …

4.Устройства ввода – это … .

Вариант 2.

1.Функциональная схема ПК.

3.ПЗУ – это …

4.Операционная система – это…

5.Устройства вывода – это …

Выполняют задание на отдельных листочках

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные

Синтез информации

Целеполагание,  Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные

Смыслообразование

  1. Постановка цели и задачи урока    

Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

Структурируют информацию, записывают тему урока.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

  1. Изучение нового материала

Демонстрирует ЭОР.

http://sc.edu.ru/catalog/res/341d1e14-d571-46d2-8fe7-9416619b10c7/?

Задает учащимся наводящие вопросы комментирует,   направляет работу учащихся.

Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла.

Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример.

Пример:

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.

- Как выглядит камера хранения?

В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.

В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.

В информатике существует 2 определения файла.

Определение 1. Файл – логическая единица хранения информации.

Определение 2. Файл -  это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти.

В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя.

Файловая система – функциональная часть операционной системы, которая отвечает за хранение данных на внешнем носителе и обмен данных между внешними носителями.

Рассказ учителя о каталоге. Кластер – это минимальный адресуемый блок дисковой памяти для записи чтения данных на винчестере.

Что такое имя файла?

Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами.

Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека.

Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа.

Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"<>|.

Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение".

Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.

Тип

Значение

*.exe или *.com

Исполнительные файлы (запускает программу)

*.sys, *.drv

Системные файлы

*.doc, *.txt

Файл содержит текстовую информацию

*.bmp, *.jpg, *.gif

Файл содержит графическую информацию

*.avi

Файл содержит видеоизображение

*.wav, *.mp3, *.mid

Файл содержит звуковую информацию

*.bac, *.pas

Файлы на языке программирования

*.zip, *.rar

Архивные

Типы файловой системы. (Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах.)

Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows).

Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).

Можно провести аналогию с книгой:

Книга

Диск

Оглавление

Каталог

Содержание

Область хранения файлов

Страницы

Сектора

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом

Одноуровневая 

Многоуровневая

Путь к файлу.  Демонстрирует ЭОР.

 http://sc.edu.ru/catalog/res/ad8e829c-25c0-40b5-9e24-b98145e1e05a/?

Рассмотрение иерархической файловой системы.

Графическое изображение файловой структуры называется древом.

Работа с файлами (Приложение 1): основные операции с файлами, маска имени файла.

Учащиеся  участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся записывают определения в тетрадь

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Заполнение таблицы в рабочих тетрадях

Запись схемы в тетрадь

Учащиеся записывают в тетрадь

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные

Выделение и осознание собственного опыта.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем

Личностные

Ориентация в межличностных отношениях

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление      

Задача 1. Определение полного пути к файлу

Задача 2. Определить полный путь удаленного файла

Задача 3. Указать какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*

Задания выполняются совместно с учителем (Приложение 1)

Учащиеся выполняют задания устно

Познавательные Анализ текста, выделение нужной информации.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные

Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей

Личностные

Ориента

ция в межличностных отношениях

  1. Физкультминутка

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav,  песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc

Выполняют алгоритм -  физкультминутку

  1. Закрепление пройденного      

  1. Работа по карточкам (Приложение 2)

  1. Практическая работа (Приложение 3)
  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.
  1. C:\Информатика\Урок\Конспект.doc
  2. C:\Новый год\Елки2.mp3
  3. C:\Рисунки\Пингвин.jpg
  1. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.

Выполняют задание  в тетради

Учащиеся выполняют задания на компьютерах.

Познавательные Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные

Самоопределение,

смыслообразование

  1. Подведение итогов урока

Что такое (определение):

  • файл;
  • расширение файлов;
  • файловая система;
  • файловая структура,
  • путь к файлу,
  • операции над файлами.

Выставление оценок учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами:

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

  1. Домашнее задание

Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок.

Учащиеся записывают домашнее задание

Регулятивные

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

  1. Рефлексия

 - Продолжите фразы:

сегодня я узнал…

у меня получилось легко…

Было трудно…

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Файл и файловая система"

Урок "Файл и файловая система"(слайд1)Цели урока (слайд2)Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.Развивающая: формирование умения составлять дер...

"Файл и файловые системы"

Презентация может быть использована при изложении материала по теме "Файл и файловые системы" в информационно-технологическом профиле, а также на уроках информатики при некоторой доработке...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

В  уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....

Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"

Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...

Презентация по теме: "Файлы и файловая система"

Презентация для урока по теме: "Файлы и файловая система"...

"Файлы и файловые системы"

Представленный методический материал предназначен для проведения уроков по теме "Файлы и файловые системы" в 8 классе. Данный материал включает в себя Презентацию урока-лекции и практическую работу "О...

Презентация на тему - "Файлы и файловая система"

Демонстрационный материал для урока информатики в 7 классе....