Рабочая программа "Информатика 9 класс"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Преподавание ведется по учебнику  «Информатика и ИКТ. 9 класс».  Босова Л.Л., Босов А.Ю, БИНОМ. Лаборатория знаний, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatika_9.docx73.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кому адресована программа

Данная программа адресована обучающимся общеобразовательной школы,  изучающим  предмет  на базовом уровне. Программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования, авторской программы по информатике и ИКТ к учебнику для 9 классов общеобразовательной школы авторов: Босова Л.Л., Босов А.Ю

Преподавание ведется по учебнику

«Информатика и ИКТ. 9 класс».  Босова Л.Л., Босов А.Ю, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г с использованием дополнительных методических пособий для учащихся и электронных ресурсов.

Концепция программы

Данная программа реализует системно-информационную концепцию, которая базируется на  идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которого используются  компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход. Системный анализ – целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах и связях. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для практической деятельности.

Обоснованность программы

Значимость

Нечеткость границ научной области «информатика» и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений  определяет в качестве  первоочередной задачи разработку концепции преподавания, в которой ярче всего выделены те направления, которые будут способствовать развитию обучающихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими информационно-коммуникационными технологиями, что в итоге обеспечит необходимый фундамент информационной культуры выпускника. Перечисленным требованиям полностью соответствует системно-информационная концепция, реализуемая в данной программе.

Актуальность

В информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее анализе обоснованные решения. В  курсе «Информатика и ИКТ» сделан акцент на понимании того, что есть «предмет и явление», какова их структура, каков механизм проведения исследования, почему важны цели и идеи исследования, какие инструменты и методы надо при этом применять.

Новизна

Одной из сильнейших сторон дисциплины «Информатика и ИКТ» является ее интегративный характер. Используя технологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, применяя для этого современные компьютерные средства и методы. В основе этой деятельности лежит ориентация на исследование и творчество.

Образовательная область

Курс «Информатика и ИКТ» 9  класс входит в  образовательную область «Информатика»

Цели и задачи

  • формирование информационной культуры обучающихся, уровень  которой определяют:
  • система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических, технических системах;
  • знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности.

Место и роль предмета в обучении

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики в 9 классе в объеме 68 часов.

Программа по информатике и ИКТ   в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования. Однако некоторые темы авторами программы и учебника рассматриваются более глубоко, в расширенном объеме, предоставляя материал повышенной трудности, не включенный  в требования  к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей).  

Сроки реализации программы

На изучение предмета отводится 34 учебных недели по 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Основные принципы отбора материала

Учебный материал в обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Усвоение коммуникативно-деятельностной направленности курса  информатики и ИКТ, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде, а также одним из условий реализации эксперимента «Апробация модели «Основная школа», который реализуется на основании Программы развития школы[1].

Общая характеристика учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Развитие коммуникативных  и личностных особенностей в курсе освоения предмета будет осуществляться, в том числе, за счет  часов, отведенных на практикумы  и проекты  -   10% от всего запланированного времени. Это позволит развивать одно из основных новообразований возраста – личностное общение и общественно-значимая деятельность. А также реализовывать  методическую тему школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения». 4 часа отводится на контрольные работы.

Логические связи данного предмета с предметами учебного плана

В целях формирования у обучающихся интегральных представлениях об окружающем мире и его закономерностях учебный курс информатика и ИКТ опирается на знания, полученные при изучении других предметов: биология, физика, математика, русский язык и.т.д, а также на личный опыт.

Система оценки достижений учащихся

Повышению качества обучения в значительной степени способствует организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.

Формы контроля:

  • Тематические зачеты;
  • Тематическое тестирование;
  • Решение задач;
  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  • Итоговые контрольные работы;
  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

теория

практические работы

Математические основы информатики

13

7

6

1

Моделирование и формализация

8

4

4

1

Основы алгоритмизации

12

7

5

1

Начала программирования

16

8

8

1

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

3

3

1

Коммуникационные технологии

10

7

3

1

Итоговое повторение

3

3

-

-

68

39

29

6

Содержание тем учебного курса

Математические основы информатики  - 13 ч

Общие сведения о системах счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы  счисления,.  Перевод  целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел и вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Моделирование и формализация - 8 ч

Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические модели. Табличные модели. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

Основы алгоритмизации - 12 ч

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы

Цикл с заданным числом повторений. Конструирование алгоритмов. Алгоритмы управления.

Начала программирования  на языке Паскаль -16 ч

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование как этап решения задачи на компьютере. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор.  Способы записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Варианты программирования циклического алгоритма.

Обработка числовой информации в электронных таблицах - 6 ч

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Коммуникационные технологии - 10 ч

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Всемирная паутина. Файловые архивы.

Электронная почта. Сетевое взаимодействие.  Сетевой этикет. Технологии создания, оформления и размещения сайта.

.

Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Практикум

ЦОР

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Математические основы информатики      13 часов

1 гр

2гр

Общие сведения о системах счисления

УИНЗ

КУ

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа

презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.1), вопросы № 1–10, 22

РТ: № 2,3, 9, 10, 12, 15,16

1.09

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

УИНЗ

КУ

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика

презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.2, 6), вопросы 11, 19;

РТ: № 20, 22, 23, 24, 29, 30

3.09

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

УИНЗ

КУ

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления

презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.3, 4), задания 12–13

РТ: № 19, 25, 26, 27, 31

8.09

Перевод  целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

УИНЗ

КУ

Знакомство интерактивным задачником (раздел «Системы счисления») в режиме тренировки

презентация «Системы счисления»

§1.1,

задания 15–17

РТ: № 28, 33, 35

10.09

Представление целых чисел.

УИНЗ

КУ

Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком

Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2 (п.1), вопросы 1–4

РТ: № 43–45

15.09

Представление вещественных чисел

УИНЗ

КУ

Ячейка памяти; разряд; представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок

презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2, задания 5–9

РТ: № 46, 48–50

17.09

Контрольная работа на входе

22.09

Высказывание. Логические операции.

УИНЗ

КУ

Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание

Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 1, 2)

РТ: № 51, 52, 54, 55

24.09

Построение таблиц истинности для логических выражений.

УИНЗ

КУ

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности

Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»

§1.3 (п. 3),

задание №10

РТ: № 57

29.09

Свойства логических операций.

УИНЗ

КУ

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики

Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 4),

РТ: №58-61

1.10

Решение логических задач.

УИНЗ

КУ

Логические  высказывания, выражения, логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики.

Практическая работа №5 «Решение логических задач».

§1.3 (п. 5),

задание № 12

РТ: № 63, 65

6.10

Логические элементы

УИНЗ

КУ

Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема

тренажёр «Логика»

§1.3 (п. 6)

задание № 13

РТ: № 66, 67

8.10

 «Математические основы информатики»

Контрольная  работа №1

УОИСЗ

Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическая операция; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; электронная схема

Компьютерное тестирование

интерактивный тест «Математические основы информатики» или тест  к главе 1

13.10

Моделирование и формализация   8 часов

Моделирование как метод познания

УИНЗ

КУ

Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) и  информационная модели, формализация, классификация информационных моделей

презентация «Моделирование как метод познания»

§2.1, задания 1-3, 6-7

РТ: №73, 74

15.10

Знаковые модели

УИНЗ

КУ

Словесные модели, математические модели, компьютерные модели

Игра «Равноплечий рычаг»

презентация «Знаковые модели»

§2.2, вопросы №1-3,7,8 РТ: №68-70

20.10

Графические модели.

УИНЗ

КУ

Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Практическая работа №6 «Построение графических моделей»

презентация «Графические модели»

§2.3,  вопросы №1-4,7,11    РТ: №75, 76, 78, 80, 82, 83

22.10

Табличные модели.

УИНЗ

КУ

Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект»

Практическая работа №7 «Построение табличных моделей»

Презентация «Табличные информационные модели»

§2.4,

вопросы №1-4

РТ: № 90-95

27.10

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

УИНЗ

КУ

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

Презентация 

«БД как модель предметной области»

§2.5,

вопросы № 1-7

РТ: №96-98

29.10

Система управления базами данных

УИНЗ

КУ

СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет

Презентация «Система управления БД»;

§2.6 (п. 1, 2, 3), вопросы №1-4

10.11

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

УИНЗ

КУ

СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет

Практическая работа №8 «Создание базы данных. Запросы на выборку данных»

Презентация «Система управления  БД»

§2.6,

РТ: №99,100

12.11

 «Моделирование и формализация». Контрольная работа №2

УОИСЗ

Компьютерное тестирование

интерактивный тест «Моделирование и формализация» или тест к главе 2

17.11

Основы алгоритмизации     12 часов  

Алгоритмы и исполнители

УИНЗ

КУ

Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма

Презентация «Алгоритмы и исполнители»

§3.1,

вопросы №1-19

РТ: №105, 109

19.11

Способы записи алгоритмов

УИНЗ

КУ

Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык

Презентация «Способы записи алгоритмов»

§3.2,

вопросы №1-7

24.11

Объекты алгоритмов

УИНЗ

КУ

Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица

Презентация «Объекты алгоритмов»

§3.3,

вопросы №1-18

26.11

Алгоритмическая конструкция «следование».

УИНЗ

КУ

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы

Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»

Презентация «Следование»

§3.4 (п.1)

1.12

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

УИНЗ

КУ

Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»

§3.4 (п.2), вопросы №10-22

3.12

Сокращённая форма ветвления. 

УИНЗ

КУ

Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»

§3.4 (п.2)

10.12

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. 

УИНЗ

КУ

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы

Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3)

стр. 133-136,

вопросы №23-29

14.12

Цикл с заданным условием окончания работы

УИНЗ

КУ

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы

Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение

§3.4 (п.3) стр.136-139, вопросы №30-31

17.12

Цикл с заданным числом повторений.

УИНЗ

КУ

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы

Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»

§3.4 (п.3)

стр. 139-143, вопросы №32-34

21.12

Контрольная работа за

        1 полугодие

тестирование

интерактивный тест «Основы алгоритмизации» или тест к главе 3

24.12

Конструирование алгоритмов.

УИНЗ

КУ

Последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные и фактические параметры, рекурсивный алгоритм

Практическая работа №15 «Конструирование  алгоритмов»

Презентация «Конструирование алгоритмов»

§3.5,

вопросы №1-10

28.12

Алгоритмы управления.

УИНЗ

КУ

Управление, алгоритм управления, обратная связь

Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления»

Презентация «Алгоритмы управления»

§3.6,

вопросы №1-6

РТ: №165-171

12.01

Начала программирования  на языке Паскаль   16 часов

Общие сведения о языке программирования Паскаль

УИНЗ

КУ

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Презентация «Общие сведения о языке  Паскаль»

§4.1,

вопросы №1-11

14.01

Организация ввода и вывода данных.

УИНЗ

КУ

Оператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read

Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»

Презентация «Организация ввода и вывода данных»

§4.2,

вопросы №1-10

19.01

Программирование как этап решения задачи на компьютере.

УИНЗ

КУ

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»

Презентация «Программирование как этап решения задачи на компьютере»

§4.3,

вопросы №1-12

21.01

Программирование линейных алгоритмов.

УИНЗ

КУ

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»

Презентация «Программирование линейных алгоритмов»

§4.4

26.01

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

УИНЗ

КУ

Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных

Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.1)

28.01

Составной оператор.  Способы записи ветвлений.

УИНЗ

КУ

Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления

Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.2,3)

2.02

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

УИНЗ

КУ

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п.1)

4.02

Программирование циклов с заданным условием окончания работы. 

УИНЗ

КУ

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

§4.6 (п.2)

9.02

Программирование циклов с заданным числом повторений.

УИНЗ

КУ

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»

Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п. 3)

11.02

Варианты программирования циклического алгоритма.

УИНЗ

КУ

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п. 4)

16.02

Одномерные массивы целых чисел.

УИНЗ

КУ

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.1-3)

18.02

Вычисление суммы элементов массива.

УИНЗ

КУ

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.4)

23.02

Последовательный поиск в массиве.

УИНЗ

КУ

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.5)

25.02

Сортировка массива.

УИНЗ

КУ

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.6)

1.03

Запись вспомогательных алгоритмов.

УИНЗ

КУ

Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция

Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»

Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов »

§4.8

4.03

 «Начала программирования» контрольная  работа №4

УОИСЗ

Компьютерное тестирование

интерактивный тест «Начала программирования» или тест к главе 4

8.03

Обработка числовой информации в электронных таблицах      6 часов

Интерфейс электронных таблиц. Данные. Режимы работы.

УИНЗ

КУ

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах»

Презентация «Электронные таблицы»

§5.1

11.03

Организация вычислений. Ссылки.

УИНЗ

КУ

Относительная,  абсолютная, смешанная ссылки; встроенная, логическая, условная функции

Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»

Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.1)

15.03

Встроенные функции. Логические функции.

УИНЗ

КУ

Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»

Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.2,3)

18.03

Сортировка и поиск данных.

УИНЗ

КУ

Сортировка, поиск (фильтрация);  диаграмма, график; круговая, столбчатая, ярусная диаграммы; ряды данных, категории

Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных»

Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

§5.3 (п.1)

21.03

Построение диаграмм и графиков.

УИНЗ

КУ

Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»

Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

§5.3 (п.2)

25.03

 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа

УОИСЗ

Компьютерное тестирование 

интерактивный тест «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Задания нет

5.04

Коммуникационные технологии   10 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети

УИНЗ

КУ

Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть

Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети»

§6.1

11.04

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

УИНЗ

КУ

Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР

Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет»

§6.2 (п. 1,2)

16.04

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

УИНЗ

КУ

Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР

§6.2 (п.3,4)

18.04

Всемирная паутина. Файловые архивы.

УИНЗ

КУ

Всемирная паутина, универсальный указатель  ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

§6.3 (п. 1-2)

23.04

Электронная почта. Сетевое взаимодействие.  Сетевой этикет.

УИНЗ

КУ

§6.3 (п. 3-5)

25.04

Технологии создания сайта.

УИНЗ

КУ

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.1)

30.04

Содержание и структура сайта.

УИНЗ

КУ

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»

§6.4 (п.2)

2.05

Оформление сайта.

УИНЗ

КУ

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Практическая работа №35 «Оформление сайта»

Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.3)

7.05

Размещение сайта в Интернете.

УИНЗ

КУ

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»

§6.4 (п.4)

9.05

 «Коммуникационные технологии». Контрольная работа №6

УОИСЗ

Компьютерное тестирование

интерактивный тест «Коммуникационные технологии»

14.05

Итоговое повторение

Математические основы информатики.      

УОИСЗ

двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления

Компьютерное тестирование

интерактивный тест

16.05

Обработка числовой информации в электронных таблицах

УОИСЗ

Сортировка, поиск (фильтрация);  диаграмма, график; круговая, столбчатая, ярусная диаграммы; ряды данных, категории

Компьютерное тестирование

интерактивный тест

21.05

Решение задач в среде программирования

УОИСЗ

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Компьютерное тестирование

интерактивный тест

23.05

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе на базовом уровне обучающиеся должны

Знать/понимать

  • понятие информации как одно из основных понятий современной науки, информационные процессы и их роль в современном мире; принципы кодирования
  • информации;
  • метод научного познания -  моделирование;  компьютерные модели и об их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • алгоритмы обработки информации, их свойствах, основные алгоритмические конструкции;  способы  разработки и программной реализации алгоритмов;
  • программный принцип работы компьютера — универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • принципы  организации файловой системы, основные возможности графического интерфейса и правила организации индивидуального информационного
  • пространства;
  • назначение и функции программного обеспечения компьютера; основные средства и методы обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; технологии обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
  • информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию
  • страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
  • (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. 8–9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Дидактический материал

Оборудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Проектор.
  3. Принтер
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
  5. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; магнитофон  

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Антивирусная программа.
  3. Программа-архиватор.
  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  5. Звуковой редактор.
  6. Система управления базами данных.
  7. Система оптического распознавания текста.
  8. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  9. Система программирования.
  10. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  11. Простой редактор Web-страниц

Электронные ресурсы

  1. http://metodist.lbz.ru  ( УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской)
  2. http://school-collection.edu.ru  (Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным)

Список литературы, использованной при подготовке программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального    компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Босова Л.Л. Программа по информатике  к  комплекту учебников по информатике 8-9 класс

Список литературы, рекомендованной  для учащихся

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 9 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Практикум по информационным технологиям Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010
  3. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010

[1]        Программа развития школы «Апробация модели «основная школа» утверждена педсоветом школы Протокол №10 от 28.05.2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...