Рабочая программа "Информатика 10 класс"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Преподавание ведется по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_10.docx | 66.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Губкинский
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | ||
на заседании МО учителей математики и информатики Протокол №1 от 30.08.2016г Руководитель МО___________ Девятирикова Е.А. | Зам. директора по УВР __________И.А. Краля 31.08.2016г
|
| приказом по МБОУ «СОШ №1» № 287 от 31.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Информатика и ИКТ
Классы: 10А
Составитель: Девятирикова Е.А, учитель информатики
г. Губкинский, 2016г.
Пояснительная записка
Кому адресована программа
Данная программа адресована обучающимся общеобразовательной школы, изучающим предмет на базовом уровне. Программа ориентирована на общеобразовательные классы.
Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования, авторской программы по информатике и ИКТ к учебнику для 10 классов общеобразовательной школы авторов: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Преподавание ведется по учебнику
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г с использованием дополнительных методических пособий для учащихся и электронных ресурсов.
Концепция программы
Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Обоснованность программы
Значимость
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Актуальность
В информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее анализе обоснованные решения. В курсе «Информатика и ИКТ» сделан акцент на понимании того, что есть «предмет и явление», какова их структура, каков механизм проведения исследования, почему важны цели и идеи исследования, какие инструменты и методы надо при этом применять.
Новизна
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей.
Образовательная область
Курс «Информатика и ИКТ» 10 класс входит в образовательную область «Информатика»
Цели и задачи
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Место и роль предмета в обучении
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики на базовом уровне в 10 классе в объеме 35 часов.
Программа по информатике и ИКТ в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом среднего (полного) общего образования. Однако некоторые темы авторами программы и учебника рассматриваются более глубоко, в расширенном объеме, предоставляя материал повышенной трудности, не включенный в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей).
Сроки реализации программы
На изучение предмета отводится 35 учебных недели по 1 часу в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Основные принципы отбора материала
- Принцип дидактической спирали. Перечень основных содержательных линий школьной информатики практически инвариантен к этапу обучения предмета: в основной или старшей школе. Однако уровень их изучения должен быть разным. В старшей школе он выше, чем в основной. В каждом разделе учебника четко представлена та добавка знаний, которую получают учащиеся по сравнению с тем, что они изучали в основной школе.
- Принцип системности, структурированности материала. Важным дидактическим средством, поддерживающим этот принцип, являются структура системы основных понятий, присутствующие в конце каждого параграфа.
- Деятельностный подход к обучению. Каждая тема курса, относящаяся либо к теоретическим вопросам информатики, либо к ИКТ, поддерживается практическими заданиями для учащихся, выполняемыми на компьютере.
- Ориентация на формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учащихся. Переход от уровня компьютерной грамотности (базовый курс) к уровню ИКК происходит через комплексность рассматриваемых задач, привлекающих личный жизненный опыт учащихся, знания других школьных предметов. В результате обучения курсу ученики должны понять, что освоение ИКТ не является самоцелью, а является процессом овладения современным инструментом, необходимым для их жизни и деятельности в информационно-насыщенной среде.
- Сквозная линия программирования. Обучение программированию отталкивается от изученного в 9 классе вводного материала по программированию на Паскале Программирование присутствует, начиная с 1-й главы, при изучении теоретических основ информатики, в виде примеров программ решения задач по изучаемым темам. При этом подробно объясняются новые для учеников средства языка и приемы построения алгоритмов.
- Сквозная историческая линия. Важным образовательным и системообразующим фактором построения учебного курса является присутствие в нем исторической линии. История предметной области проходит через все разделы учебников.
- Поддержка вариативности обучения предмету. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками носит индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать творческого уровня обученности.
Общая характеристика учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Развитие коммуникативных и личностных особенностей в курсе освоения предмета будет осуществляться, в том числе, за счет часов, отведенных на практикумы и проекты - 10% от всего запланированного времени. Это позволит развивать одно из основных новообразований возраста – личностное общение и общественно-значимая деятельность. А также реализовывать методическую тему школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения». 4 часа отводится на контрольные работы.
Логические связи данного предмета с предметами учебного плана
В целях формирования у обучающихся интегральных представлениях об окружающем мире и его закономерностях учебный курс информатика и ИКТ опирается на знания, полученные при изучении других предметов: биология, физика, математика, русский язык и.т.д, а также на личный опыт.
Система оценки достижений учащихся
Повышению качества обучения в значительной степени способствует организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
Формы контроля:
- Тематические зачеты;
- Тематическое тестирование;
- Решение задач;
- Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
- Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Итоговые контрольные работы;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Контрольные работы | |
теория | практические работы | ||||
Введение. Структура информатики. | 1 | 1 | |||
Информация. Представление информации | 3 | 2 | 1 | ||
Измерение информации. | 3 | 2 | 1 | ||
Введение в теорию систем | 2 | 1 | 1 | ||
Процессы хранения и передачи информации | 3 | 2 | 1 | ||
Обработка и поиск информации | 4 | 2 | 2 | 1 | |
Защита информации | 2 | 1 | 1 | ||
Информационные модели и структуры данных | 4 | 2 | 2 | ||
Алгоритм – модель деятельности | 2 | 1 | 1 | ||
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение | 3 | 2 | 1 | ||
Основы логики и логические основы компьютера | 3 | 2 | 1 | ||
Дискретные модели данных в компьютере | 5 | 2 | 3 | 1 | |
итого | 35 | 20 | 15 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Введение. Структура информатики - 1 ч
Цели и задачи курса информатики 10-11 класса. Из каких частей состоит предметная область информатики.
Информация. Представление информации - 3ч
Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации - 3 ч
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.
Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение пересчета количества информации в разные единицы.
Введение в теорию систем - 2 ч
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике. Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления.
Процессы хранения и передачи информации - 3 ч
История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.
Обработка и поиск информации - 4 ч
Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста . Атрибуты поиска: «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Понятие «структура данных»; виды структур.Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Осуществление поиска в иерархической структуре данных.
Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической машины Поста.
Защита информации - 2 ч
Какая информация требует защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Что такое криптография. Понятие цифровой подписи и цифрового сертификата.
Практика на компьютере: шифрование и дешифрование текстовой информации.
Информационные модели и структуры данных - 4 ч
Определение модели. Информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы; основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.
Практика на компьютере: построение граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; построение табличных моделей по вербальному описанию системы.
Алгоритм — модель деятельности - 2 ч
Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма.
Практика на компьютере: программное управление алгоритмическим исполнителем.
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение - 3 ч
Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК. Основные виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Программное обеспечение ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение. Системное ПО; функции операционной системы. Системы программирования.
Практика на компьютере: знакомство с принципами комплектации компьютера и получение навыков в оценке стоимости комплекта устройств ПК; знакомство с основными приемами настройки BIOS.
Дискретные модели данных в компьютере - 5 ч
Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Представление текста. Представление изображения; цветовые модели. Различие растровой и векторной графики. Дискретное (цифровое) представление звука.
Практика на компьютере: представление чисел в памяти компьютера; представление текстов в памяти компьютера, сжатие текстов; представление изображения и звука в памяти компьютера.
Основы логики и логические основы компьютера - 3 ч
Формы мышления: понятия, высказывания, умозаключения. Основы алгебры логики. Связи между логическими элементами. Логические элементы и схемы на их основе: сумматор, шифратор, дешифратор.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Практикум | Домашнее задание | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||||
Введение. Структура информатики - 1 час | 1 гр | 2гр | |||||||
Введение. Структура информатики. | УИНЗ КУ | Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером. Повторение материала курса основной школы. Структура школьного курса информатики. | 1.09 | ||||||
Информация. Представление информации - 3 часа | |||||||||
Понятие информации. | УИНЗ КУ | Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках | §1, П. зад.1.1 ЗП.- зад.1.1. (в тетр.) | 8.09 | |||||
Представление и кодирование информации. | УИНЗ КУ | Что такое язык представления информации. Виды языков. Кодирование и декодирование. Примеры технических устройств кодирования информации. Шифрование и дешифрование | §2, ЗП.- зад.1.2. (в тетр.) | 15.09 | |||||
ПР Текстовый процессор. | УИНЗ КУ | Подготовка к ЕГЭ по теме: «Информация» | Пр. раб.1.1. Текстовый процессор: ввод, редактирова-ние и форматирова-ние текста. | §1-2 повтор., П.- зад. 1.3, (на фл.) | 22.09 | ||||
Измерение информации - 3 часа | |||||||||
Измерение информации. Объемный подход | УИНЗ КУ | Алфавит. Мощность алфавита. Нахождение мощности алфавита. Нахождение информационного объема сообщения. Основные единицы измерения количества информации, их соотношение. | Решение задач из ЗП работы 1.3., 1.4. | §3, ЗП.- зад. 1.3. (№19-38), Зад.1.4. | 29.09 | ||||
Измерение информации. Содержательн-ый подход | УИНЗ КУ | Вероятностный подход к определению информации. Вероятность события. Примеры равновероятных и неравновероятных событий. Формула для нахождения количества информации в сообщении, что произошло одно из равновероятных событий. | Решение задач из ЗП 1.3, 1.4. | § 4 ЗП.- зад. 1.3. (№1-18), зад.1.4. | 6.10 | ||||
ПР Измерение информации. | Решение задач на определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Измерение информации при равновероятных событиях. Измерение информации при не равновероятных событиях. | Подготовка к ЕГЭ по теме «Измерение информации» Решение задач типа А11, В4. | § § 3-4 повтор. П. – зад.2.1 | 13.10 | |||||
Введение в теорию систем - 2 часа | |||||||||
Введение в теорию систем | УИНЗ КУ | Система. Структура. Системный эффект. Подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. Системный подход в науке и практике. Естественные и искусственные системы. Их отличие. Типы связей в системах. | Решение задач из ЗП – зад.2.1.1 | §§ 5-6, П.- зад.1.4, ЗП – зад.2.1.1 | 20.10 | ||||
Решение задач по теме «Систематизация» | Типы связей в системах. Состав и структура систем управления. | Решение задач из ЗП – зад.2.1.4. по теме «Систематизация». | §§ 5-6, ЗП – зад.2.1.4 | 27.10 | |||||
Процессы хранения и передачи информации - 3 часа | |||||||||
Хранение информации. | УИНЗ КУ | Носители информации. История их развития. Современные типы носителей информации. Их основные характеристики. Объем информации на носителе. | Пр.раб.1.5. Текстовый процессор: итоговая работа | §7, отв. На вопр. | 10.11 | ||||
Передача информации. | УИНЗ КУ | Передача информации. Схема Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи информации, пропускная способность. Шум. Защита от шума. | Решение задач на расчет объема передаваемой информации. Решение задач типа В10., П.-зад.2.1. | §8, отв. На вопр., П. –зад.2.1. | 17.11 | ||||
Решение задач на расчет объема передаваемой информации. | УИНЗ КУ | Решение расчетных задач на вычисление скорости передачи данных, пропускной способности канала связи, объема переданной информации. Решение задач типа В10., П.-зад.2.1. | Подготовка к ЕГЭ по теме: «Информацион-ный объем сообщения» | §7-8 повтор., П. –зад.2.1. | 24.11 | ||||
Обработка и поиск информации - 4 часа | |||||||||
Обработка информации и алгоритмы | УИНЗ КУ | Обработка информации. Обработка информации с получением новой информации. Преобразование формы представления информации. Алгоритм обработки информации. | Решение задач из ЗП – зад.4.1. | §9, отв. На вопр. В тетради, ЗП – зад.4.1. | 1.12 | ||||
Автоматическая обработка информации | УОИСЗ | Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации Алгоритмические машины. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Машина Поста. | Решение задач из ЗП – зад.4.2.1. Машина Поста | §10, ЗП – зад.4.2.1. | 8.12 | ||||
Контрольная работа «Информация. Информационные процессы» | УИНЗ КУ | Решение задач на кодирование информации, измерение информации (алфавитный и содержательный подход),задача на вычисление скорости передачи данных, пропускной способности канала связи, объема переданной информации, задача на составление программы для машины Поста. | §9-10 повтор. | 15.12 | |||||
Поиск данных | УИНЗ КУ | Набор данных. Ключ поиска. Критерий поиска. Структура данных. Какие бывают структуры данных. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска с половинным делением. Блочный поиск. Алгоритм блочного поиска. Поиск в иерархической структуре данных. | Подготовка к ЕГЭ по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя» Решение задач типа А13, В1 | §11, отв. На вопр. В тетради | 22.12 | ||||
Защита информации - 2 часа | |||||||||
Защита информации | УИНЗ КУ | Какая информация требует защиты. Виды угроз. Физические и программные способы защиты информации. Криптография. Простейшие криптографические шифры. | Решение задач из П. – зад.2.3. | §12, отв. На вопр. В тетради | 12.01 | ||||
Шифрование данных. | УИНЗ КУ | Практическая работа 2.3. Шифрование данных. | Практическая работа 2.3. | §12, повтор., П. – зад.2.3 | 19.01 | ||||
Информационные модели и структуры данных - 4 часа | |||||||||
Компьютерное информационное моделирование | УИНЗ КУ | Модели. Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей. Этапы информационного моделирования на компьютере. | §13, отв. На вопр. (№7-в тетр.) | 26.01 | |||||
Структуры данных. Примеры структуры данных – модели предметной области. | УИНЗ КУ | Граф, дерево, сеть. Структура таблицы. Основные типы табличных моделей. Многотабличная модель. Связь таблиц в многотабличной модели. | §§14-15, отв. На вопр. В тетр. ЗП-зад.2.2. №2,3,7 (любой),9,14 зад.2.3. №2,5,10,12 | 2.02 | |||||
Структуры данных: графы. | УИНЗ КУ | Структуры данных: графы. Подготовка к ЕГЭ по теме: «Информационные модели» | Практическая работа 2.4. Решение задач типа А2, В9. | §§13-15, повтор., ЗП-зад.2.2. 2,3,7(любой),9,14 | 9.02 | ||||
Структуры данных: таблицы. | УОИСЗ | Структуры данных: таблицы. | Практическая работа 2.5. Решение задач типа А2, В9. | §§13-15, повтор., ЗП – зад.2.3. №2,5,10,12 | 16.02 | ||||
Алгоритм – модель деятельности - 2 | |||||||||
Алгоритм как модель деятельности | УИНЗ КУ | Алгоритмическая модель. Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритмов: блок-схема, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма. | §16, отв.навопр.втетр. | 23.02 | |||||
Управление алгоритмическим исполнителем. | УИНЗ КУ | Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Трассировка алгоритма. | Пр.раб.2.6. | §16, П.-зад.2.6 | 2.03 | ||||
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение - 3 часа | |||||||||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. | УИНЗ КУ | Архитектура персонального компьютера. Принцип открытой архитектуры. Контроллер. Шина. Основные виды памяти. Системная плата. Порты ввода-вывода. Дополнительные устройства: сканер, принтер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Перспективные направления развития компьютеров. | §§17-18, отв.навопр.втетр. | 9.03 | |||||
Программное обеспечение компьютера | УИНЗ КУ | Прикладное ПО, Системное ПО. Управление процессами. Пользовательский интерфейс. Ядро ОС. | Пр.р. 2.7. Выбор конфигурации компьютера. | §§17-18, повтор., П-зад.2.7. | 16.03 | ||||
Настройка BIOS. | УИНЗ КУ | Пр.раб.2.8. Настройка BIOS. Решение задач типа А4,А8 | Пр.раб.2.8 Подготовка к ЕГЭ по теме: «Архитектура компьютера» | §§17-18, повтор. П-зад.2.8. (№2) | 23.03 | ||||
Основы логики и логические основы компьютера - 3 часа | |||||||||
Основы логики. Логические основы компьютера | УИНЗ КУ | Формы мышления: понятия, высказывания, умозаключения. Основы алгебры логики. Связи между логическими элементами. Логические элементы и схемы на их основе: сумматор, шифратор, дешифратор. | Решение задач | Записи в тетради | 6.04 | ||||
Решение логических задач. | УИНЗ КУ | Подготовка к ЕГЭ по теме: «Алгебра логики» | Решение задач типа А3,А10,В15 по теме: «Алгебра логики» | §3.6, вопросы №1-6 РТ: №165-171 | 13.04 | ||||
20.04 | |||||||||
Дискретные модели данных в компьютере - 5 часов | |||||||||
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука | УИНЗ КУ | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | Решение задач П-зад.2.9.(№1) ЗП-зад.3.1.4.(№46,54) | §19, ЗП-зад.3.1.4.(№47,48,55,56) | 27.04 | ||||
Пр.р. 2.9. Представление чисел. | УИНЗ КУ | Пр.р. 2.9. Представление чисел. | Решение задач типа А1, В7. | §19-20, повтор., ЗП-зад.3.1.4. П-зад.2.10. | 4.05 | ||||
Пр.р. 2.10. Представление текстов. Сжатие текстов. | Сжатие текстов. Решение задач на кодирование и декодирование информации. Подготовка к ЕГЭ по теме «Дискретные модели данных в компьютере». | Пр.р. 2.10. Представление текстов. Решение задач типа А8,А9. | §19-20, повтор., П-зад.2.10. | 11.05 | |||||
Пр.р. 2.11. Представление изображения и звука. | УИНЗ КУ | Пр.р. 2.11. Представление изображения и звука. | §19-20, повтор., ЗП-зад.3.1.5. П.-зад.2.11 | 18.05 | |||||
Итоговая контрольная работа | УИНЗ КУ | Управление, алгоритм управления, обратная связь | 25.05 | ||||||
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе на базовом уровне обучающиеся должны
Знать/понимать
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- основные понятия формальной логики;
- основные операции и законы алгебры логики;
- назначение таблиц истинности;
- реализацию логических операций средствами электроники;
- принципы построения схем из логических элементов.
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- производить основные настройки БИОС
- применять основные логические операции (инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, эквивалентность );
- представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;
- преобразовывать логические выражения;
- строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2015.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015
- Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home
Дидактический материал
Оборудование и приборы
- Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; магнитофон
Программные средства
- Операционная система.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Система управления базами данных.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Электронные ресурсы
- http://metodist.lbz.ru ( УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской)
- http://school-collection.edu.ru (Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным)
Список литературы, использованной при подготовке программы
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. – М.- 2006.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-3-е изд., исправленное и дополненное –М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы, рекомендованной для учащихся
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
Литература для учителя
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...