Рабочая программа по информатике 7 класс по Босовой
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
КТП и пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7a_informatika_2015-2016.xls | 45.5 КБ |
poyasnitelnaya_7_2015-2016.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большевяземская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ» Директор гимназии _________ А.В.Петрова «____»_________2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________/Е.В.Тренина/ «____»__________2015 г. | «РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО __________/Е.Р.Гамова/ Протокол № ___от___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Классы: 7А, 7Б
Количество часов: 34 часа
Учитель: Чернова Анна Петровна
Программа составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Л.Л.Босовой
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ 5-9 классы Л.Л.Босовой. Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики, изучаемого в 7-9 классах.
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ; практические работы на компьютере
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика изучаемого предмета.
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:
- закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
- информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
- понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
- методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
- математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
- основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
- Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.
- Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
- Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР.
Результаты освоения информатики.
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:
1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
- понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
- умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
- анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
- целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
- анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
- оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
- применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
- получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
- использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
- освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоя-тельные работы учащихся | ||
уроки | Лаборатор-но-практи-ческие работы | Контроль-ные работы | ||||
1. | Информация и информационные процессы | 9 | 5 | 3 | 1 | 4 |
2. | Компьютер | 7 | 3 | 3 | 1 | 4 |
3. | Обработка графической информации | 3 | 1 | 2 | 2 | |
4. | Обработка текстовой информации | 9 | 1 | 7 | 1 | 8 |
5. | Мультимедиа | 3 | 1 | 2 | 2 | |
6. | Повторение | 3 | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 13 | 17 | 4 | 21 |
Содержание тем учебного курса.
7 класс
1.Информация и информационные процессы (9ч).
Понятие информации и информационной модели. Сбор; хранение и переработка информации. Информационная деятельность человека. Кодирование информации. Кол-во и единицы измерения информации.
2.Компьютер (7ч).
История и перспектива развития вычислительной техники. Структура компьютера. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Оперативная память. Программное управление компьютером. Операционная система. Файлы и каталоги.
3.Обработка графической информации (5ч).
Графические редакторы. Основные операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.
- Обработка текстовой информации (9)
Понятие форматирования объекта текстового документа. Объект символ и его свойства. Объект абзац и его свойства. Технология форматирования символа и абзаца. Объект список и его свойства. Технология форматирования маркированного, нумерованного и многоуровневого списков. Расположение текста в списке.
- Мультимедиа (3)
Понятие технологии мультимедиа, области использования. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации.
6.Повторение (3ч).
Перечень знаний и умений учащихся
7 класс
Учащиеся должны знать:
- понятие информации и информационных процессов;
- виды информации, единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение основных устройств компьютера;
- историю и перспективы развития вычислительной техники;
- понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные инструменты и операции графических редакторов;
- назначение и основные функции текстовых редакторов.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры сбора, обработки и передачи информации;
- решать задачи на определение количества информации;
- уметь работать с носителями информации;
- уметь работать с файлами (сохранять, копировать, осуществлять поиск);
- применять текстовый редактор для набора текстов;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Список литературы
для учителя:
- Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
- Поурочные разработки по информатике.7 класс./ Н.А. Сухих.- М.:ВАКО, 2013
- Поурочные разработки по информатике.7 класс/А.Х. Шелепаева.- М.:ВАКО, 2013.
- Программирование 7-11классы / авт.-сост. М.Н. Капранова. - Волгоград: Учитель, 2013.
- Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
для учащихся:
- Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
Программное обеспечение курса
- Операционная система Linux.
- Комплект OpenOffice.org
- Интернет браузер Mozilla Firefox
- Текстовый процессор OpenOffice.org Writer
- Векторный графический редактор OpenOffice.org Draw
- Рстровый графический редактор OpenOffice.org KolourPaint
- Средство разработки презентаций OpenOffice.org Impress
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УКЗУ - урок контроля знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
Виды контроля и технологий обучения:
ТО - фронтальный опрос.
КП - компьютерный практикум
ПР - практическая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями
программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно расписано поурочное планирование материала...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс
рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...
рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...
Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...
Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...