Рабочая программа по информатике 8 класс 2 часа по учебнику И.Г. Семакина
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 8 класс 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_8klass_semakin.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОРБЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО: _______/П.А. Кирдяшкина/ «__»___________201__г. | «Утверждаю» Директор школы: ________ /Е.И. Лисюшкина/ «___» _______ 201__ г. |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика» в 8 классе
Составитель: Мелёшкина В.А.
рп. Торбеево, 2016 г.
Пояснительная запискаОсновной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования. Изучение учебного курса заканчивается итоговой контрольной работой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
Учащиеся должны знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации;
- что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
- что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. | |||
| Введение в предмет | 1 | 1 | 0 | 0 | |
| Человек и информация | 5 | 3 | 1 | 1 | |
| Первое знакомство с компьютером | 7 | 4 | 2 | 1 | |
| Текстовая информация и компьютер | 10 | 4 | 5 | 1 | |
| Графическая информация и компьютер | 5 | 3 | 2 | 0 | |
| Технология мультимедиа | 5 | 1 | 3 | 1 | |
Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 4 | 3 | 1 | ||
Информационное моделирование | 7 | 6 | 0 | 1 | ||
Хранение и обработка информации в базах данных | 8 | 3 | 4 | 1 | ||
Табличные вычисления на компьютере | 12 | 5 | 5 | 2 | ||
Итого | 68 | 34 | 25 | 9 |
Содержание учебного курса
- Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
Основные термины по разделу:
Информатика. Компьютер
- Человек и информация – 5 час.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Основные термины по разделу:
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).
- Первое знакомство с компьютером – 7 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Основные термины по разделу:
Адрес байта. Вит памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления
- Текстовая информация и компьютер – 10 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Основные термины по разделу:
Гипертекст. Двоичный код символа. Маркированный список. Нумерованный список. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Распознавание текста. Режимы работы текстового редактора (основные). Среда текстового редактора (стандартные компоненты). Стиль оформления текстовых документов. Структурные единицы текста (данные текстового редактора). Таблица кодировки. Текстовый процессор. Текстовый редактор (ТР). Шаблон .
- Графическая информация и компьютер – 5 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Основные термины по разделу:
Векторная графическая информация. Видеоадаптер. Видеопамять. Графические координаты. Графические примитивы. Графический редактор (ГР). Иллюстративная графика. Деловая графика. Код пикселя. Компьютерная анимация. Компьютерная графика. Конструкторская графика. Научная графика. Области применения компьютерной графики. Пиксель. Растр (графическая сетка). Режимы работы графического редактора растрового типа. Среда графического редактора растрового типа. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Цветовая палитра RGB.
- Технология мультимедиа – 5 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
Основные термины по разделу:
Аналоговая форма представления звука. Аналого-цифровое преобразование (АЦП). Данные. Динамики (колонки или наушники). Звуковая карта (аудиоадаптер). Интерактивная презентация. Компьютерная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непрерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления звука. Частота дискредитации.
- Передача информации в компьютерных сетях – 8 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
- Информационное моделирование – 7 час
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
- Хранение и обработка информации в базах данных – 8 ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
- Табличные вычисления на компьютере – 12 ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | |||||
Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||||||
урока | п/п | планируемые | фактически | ||||||
1 | Введение в предмет | 1 | |||||||
1.1 | Предмет информатики. Техника безопасности | 1 | |||||||
2 | Человек и информация | 5 | 1 | 1 | |||||
2.1 | Информация и знания. Восприятие и представление информации | 1 | |||||||
2.2 | Информационные процессы | 1 | |||||||
2.3 | Работа с клавиатурным тренажером. Выполнение практического задания №1 | 1 | 1 | ||||||
2.4 | Измерение информации | 1 | |||||||
2.5 | Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» | 1 | 1 | ||||||
3 | Первое знакомство с компьютером | 7 | 2 | 1 | |||||
3.1 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | 1 | |||||||
3.2 | Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2 | 1 | 1 | ||||||
3.3 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО | 1 | |||||||
3.4 | Файлы и файловые структуры | 1 | |||||||
3.5 | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 | 1 | 1 | ||||||
3.6 | Пользовательский интерфейс | 1 | |||||||
3.7 | Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером» | 1 | 1 | ||||||
4 | Текстовая информация и компьютер | 10 | 5 | 1 | |||||
4.1 | Тексты в компьютерной памяти | 1 | |||||||
4.2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | |||||||
4.3 | Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 | 1 | 1 | ||||||
4.4 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5 | 1 | 1 | ||||||
4.5 | Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6 | 1 | 1 | ||||||
4.6 | Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 | 1 | 1 | ||||||
4.7 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | |||||||
4.8 | Выполнение итогового практического задания №8 | 1 | 1 | ||||||
4.9 | Системы перевода и распознавания текста | 1 | |||||||
4.10 | Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер» | 1 | 1 | ||||||
5 | Графическая информация и компьютер | 5 | 2 | ||||||
5.1 | Компьютерная графика и области её применения. | 1 | |||||||
5.2 | Технические средства компьютерной графики | 1 | |||||||
5.3 | Кодирование изображения | 1 | |||||||
5.4 | Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором | 1 | 1 | ||||||
5.5 | Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором | 1 | 1 | ||||||
6 | Технология мультимедиа | 5 | 3 | 1 | |||||
6.1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | |||||||
6.2 | Аналоговый и цифровой звук | 1 | 1 | ||||||
6.3 | Технические средства мультимедиа | 1 | 1 | ||||||
6.4 | Создание презентации | 1 | 1 | ||||||
6.5 | Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа» | 1 | 1 | ||||||
7 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 3 | 1 | |||||
7.1 | Как устроена компьютерная сеть. | 1 | |||||||
7.2 | Электронная почта и другие услуги | 1 | 1 | ||||||
7.3 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | |||||||
7.4 | Передача информации по техническим каналам связи | 1 | |||||||
7.5 | Интернет и Всемирная паутина | 1 | |||||||
7.6 | Способы поиска в Интернете | 1 | 1 | ||||||
7.7 | Архивирование и разархивирование файлов | 1 | 1 | ||||||
7.8 | Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | 1 | ||||||
8 | Информационное моделирование | 7 | 1 | ||||||
8.1 | Что такое моделирование | 1 | |||||||
8.2 | Графические информационные модели | 1 | |||||||
8.3 | Табличные модели | 1 | |||||||
8.4 | Системы, модели, графы | 1 | |||||||
8.5 | Объектно – информационные модели | 1 | |||||||
8.6 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | |||||||
8.7 | Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | 1 | 1 | ||||||
9 | Хранение и обработка информации в базах данных | 8 | 4 | 1 | |||||
9.1 | Основные понятия | 1 | |||||||
9.2 | Что такое система управления базами данных | 1 | |||||||
9.3 | Создание и заполнение баз данных | 1 | 1 | ||||||
9.4 | Основы логики: логические величины и формулы | 1 | |||||||
9.5 | Условия выбора и простые логические выражения | 1 | 1 | ||||||
9.6 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | 1 | ||||||
9.7 | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 | 1 | ||||||
9.8 | Контрольная работа №3 по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | 1 | ||||||
10 | Табличные вычисления на компьютере | 12 | 5 | 2 | |||||
10.1 | История чисел и систем счисления | 1 | |||||||
10.2 | Перевод чисел и двоичная арифметика | 1 | |||||||
10.3 | Числа в памяти компьютера | 1 | |||||||
10.4 | Что такое электронная таблица | 1 | |||||||
10.5 | Правила заполнения таблицы | 1 | 1 | ||||||
10.6 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 | |||||||
10.7 | Деловая графика. Условная функция | 1 | 1 | ||||||
10.8 | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | 1 | ||||||
10.9 | Электронные таблицы и математическое моделирование | 1 | 1 | ||||||
10.10 | Пример имитационной модели | 1 | 1 | ||||||
10.11 | Контрольная работа №4 по теме: «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | 1 | ||||||
10.12 | Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса | 1 | 1 | ||||||
Итого | 68 | 25 | 9 |
Содержание практической деятельности
Практика на компьютере:
- освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
- знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
- основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
- практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
- создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
- сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
- освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
- запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
- демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
- работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
- hабота в интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером www, с поисковыми программами.
- работа с архиваторами.
- знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в интернете (используя отечественные учебные порталы).
- копирование информационных объектов из интернета (файлов, документов).
- создание простой web-страницы с помощью текстового процессора.
- работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
- работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
- знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в интернете).
- работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк).
- использование встроенных графических средств.
- численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Цифровая видеокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
- Операционная система Windows 7.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 10.0.
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Программа интерактивного общения ICQ.
Список литературы
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
- Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
- Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar
- Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс
Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...