Рабочая программа по информатике 10 класс 1 час по учебнику И.Г. Семакина
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 10 класс 1 час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_10_klass_bazovyy_uroven.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО: _______/П.А. Кирдяшкина/ «__»___________2016г. | «Утверждаю» Директор школы: ________ /Е.И. Лисюшкина/ «___» _______ 2016г. |
Рабочая программа
учебного курса
«информатика» в 10 классе
Составитель: Мелёшкина В.А.
рп Торбеево, 2016 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по информатике 10 класса составлена на основе следующих документов
- Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие. Составитель М. Н. Бородин ,2010
- Стандарт основного общего образования по информатике.
- Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Учебник "Информатика. Базовый уровень " 10 класс, авторы И.Г.Семакин и др., 2014 г.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На изучение курса отводится 34 часа.
Через содержательную линию «Информационное моделирование» в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности, в математике.
Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания учеников языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.
Изучение курса информатики в 10 классе завершается промежуточной практической работой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. | |||
1 | Информация | 11 | 6,5 | 4,5 | ||
2 | Информационные процессы | 5 | 3 | 2 | ||
3 | Программирование обработки информации | 18 | 8 | 9 | 1 | |
Итого | 34 | 17,5 | 15,5 | 1 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 2. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции алфавитного подхода;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Тема 3. Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- определять по внутреннему коду значение числа.
Тема 4. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере;
- способы представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- способы дискретного (цифрового) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Тема 5. Хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
Тема 6. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.
Тема7. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Тема 8. Информационные процессы в компьютере
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ;
- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
- архитектуру персонального компьютера;
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Тема 9. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере;
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
- систему команд компьютера;
- классификацию структур алгоритмов;
- основные принципы структурного программирования.
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
Тема 10. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Тема 11. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор if;
- оператор выбора select case.
Учащиеся должны уметь:
программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.
Тема 12. Программирование циклов
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
- операторы цикла while и repeat – until;
- оператор цикла с параметром for;
- порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы.
Тема 13. Подпрограммы
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функций;
- правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Тема 14. Работа с массивами
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале;
- правила организации ввода и вывода значений массива;
- правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь:
составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.
Тема 15. Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк;
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
Календарно-тематический план
№ п/п (№ уро- ка) | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | ||||
Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | планируемые | фактически | ||||
1 | Информация | 11 | 4,5 | |||||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | 1 | ||||||
1.2 | Информация. Представление информации.. | 1 | ||||||
1.3 | Информация. Представление информации. Практическая работа №1 "Шифрование данных". | 1 | 1 | |||||
1.4 | Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | ||||||
1.5 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | ||||||
1.6 | Измерение информации. Практическая работа №2 «Измерение информации» | 1 | 1 | |||||
1.7 | Представление чисел в компьютере. | 1 | ||||||
1.8 | Представление чисел в компьютере. Практическая работа №3 "Представление чисел" | 1 | 1 | |||||
1.9 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. | 1 | ||||||
1.10 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов». | 1 | 0,5 | |||||
1.11 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №5. «Представление изображения и звука» | 1 | 1 | |||||
2 | Информационные процессы | 5 | 2 | |||||
2.1 | Хранение и передача информации | 1 | ||||||
2.2 | Обработка информации и алгоритмы Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | 1 | |||||
2.3 | Автоматическая обработка информации | 1 | ||||||
2.4 | Автоматическая обработка информации Практическая работа №7«Автоматическая обработка данных» | 1 | 1 | |||||
2.5 | Информационные процессы | 1 | ||||||
3 | Программирование обработки информации | 18 | 9 | 1 | ||||
3.1 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 1 | ||||||
3.2 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | ||||||
3.3 | Программирование линейных алгоритмов Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | 1 | |||||
3.4 | Логические величины, операции, выраженияПрактическая работа №9 "Программирование логических выражений".. | 1 | 1 | |||||
3.5 | Программирование ветвлений. | 1 | ||||||
3.6 | Программирование ветвлений. Практическая работа №10 "Программирование ветвящихся алгоритмов" | 1 | 1 | |||||
3.7 | Программирование циклов. | 1 | ||||||
3.8 | Программирование циклов Практическая работа №11."Программирование циклических алгоритмов" | 1 | 1 | |||||
3.9 | Вложенные и итерационные циклы. . Практическая работа №11 "Программирование циклических алгоритмов" | 1 | 1 | |||||
3.10 | Подпрограммы | 1 | ||||||
3.11 | Подпрограммы. Практическая работа №12 "Программирование с использованием подпрограмм" | 1 | 1 | |||||
3.12 | Массивы. | 1 | ||||||
3.13 | Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. | 1 | ||||||
3.14 | Типовые задачи обработки массивов. Практическая работа №13. "Программирование обработки одномерных массивов" | 1 | 1 | |||||
3.15 | Работа с массивами. Практическая работа №14 "Программирование обработки двумерных массивов" | 1 | 1 | |||||
3.16 | Символьный тип данных. | 1 | ||||||
3.17 | Работа с символьной информацией. Практическая работа №15"Программирование обработки строк символов" | 1 | 1 | |||||
3.18 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||||
Итого: | 34 | 15,5 | 1 |
Содержание практической деятельности
Практическая работа №1 "Шифрование данных"
Практическая работа №2 «Измерение информации»
Практическая работа №3 "Представление чисел"
Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов».
Практическая работа №5 «Представление изображения и звука»
Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных»
Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов»
Практическая работа №9 "Программирование логических выражений"..
Практическая работа №10 "Программирование ветвящихся алгоритмов"
Практическая работа №11 ."Программирование циклических алгоритмов"
Практическая работа №12 "Программирование с использованием подпрограмм"
Практическая работа №13 "Программирование обработки одномерных массивов"
Практическая работа №14 "Программирование обработки двумерных массивов"
Практическая работа №15 "Программирование обработки строк символов"
Итоговая контрольная работа
Материально - техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (ноутбук, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Цифровая видеокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):
- программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;
- файловый менеджер Total Commander;
- архиватор 7-Zip;
- программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;
- браузеры SeaMonkey, Mozilla, Opera;
- антивирусные программы avast! и Antivir Personal Editor;
- программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;
- программу восстановления системы CCleaner;
- межсетевой экран Outpost Firewall;
- компьютерные калькуляторы Wise Calculator и NumLock Calculator;
- программу перевода единиц измерения различных величин Versaverter;
- электронные таблицы OpenOffice.org Calc;
- текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
- настольная издательская система Scribus;
- редактор электрических и логических схем sPlan;
- конструктор электрических схем Начала электроники;
- программа MyHeritage Family Tree Builder.
- Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.
- Система векторной графики CorelDraw.
- Система растровой графики Adobe Photoshop.
Список литературы
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Информатика. Базовый уровень.: учебник для 10 класса. И.Г.Семакин и др. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014г.
4.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (готовится к изданию)
5.Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
6. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru
7. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс
Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...