Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики
презентация к уроку по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использую в своей работе педагогическую технологию – метод проектирования на уроках информатики. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении информатике, параллельно обеспечивая интеграцию с другими предметами школьного курса.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли тьютера .
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им образовательное учреждение, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики В основе проекта лежит какая-либо проблема. Конечно, для ее решения требуются знание основного курса информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики В практике работы при создании учебных проектов пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка учебных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания. Кроме этого, обучающиеся при выполнении учебных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При выполнении исследовательских проектов обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда: самостоятельно или под руководством учителя информатики и учителей-предметников пытаются сформулировать тему, проблему и задачи проекта, используют различные источники информации для сбора материала, проводят анализ собранной информации, презентацию готовых работ.
В практике своей работы использую как индивидуальные, так и групповые проекты.
Преимущества индивидуальных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у обучающегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. В практике работы наиболее часто для этих целей сотрудничаем с учителями русского языка и литературы, химии и биологии.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Выбор формы представления исследовательского или творческого продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Чаще всего учащиеся при защите проектов используют программу для создания презентаций Microsoft Power Point . Защита таких работ проходит во время уроков или представляются на суд научного общества учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики Список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта: энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях; консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам; руководитель; координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Развитие творческих способностей учащихся при создании проектов на уроках информатики В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности учащихся, которые присущи проблемному методу. Метод проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод проектов можно охарактеризовать как: личностно-ориентированный ; деятельностный ; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность; инициативность, творческое отношение к делу; здоровьесберегающий .
Вывод М етод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные , исследовательские, поисковые и прочие методики.
Темы проектов для 5 класса Проект «Компьютер и мы» - как влияет компьютер на здоровье учащихся Проект «Кроссворд – проверь свои знания» – составление кроссвордов по терминам 5 класса. Проект «Знаете ли вы?» - интересные факты в информатике Проект «Ребусы в информатике ». Проект «Великие информатики». Проект «Разнообразные способы кодирования информации» Проект «Создание анимации» (на свободную тему) Проект «История письменности» Проект «Эволюция ЭВМ» Проект «Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера»
Примерный перечень тем проектов по информатике для 9-11 классов
Игра Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Структура игрового компонента представлена в виде схемы . Использую следующие виды игр: на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры.
Использую следующие виды игр: на развитие внимания и закрепления терминологии; Например : игра на выявление лучшего шифровальщика для 5 класса. Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее. КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. (Текст, число, график бумага. Бумага-носитель информации, всё остальное - виды.) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР . (Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер - устройство вывода данных, всё остальное -устройства ввода .) игры-тренинги ; Мы в волшебной стране Компьютерии . В какое устройство вы хотите превратиться и почему? Расскажите о себе так, чтобы другие смогли вас узнать. игры-конкурсы (с делением на команды);
Библиография Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛЛАС, 1999. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время (занимательные задачи, игры, опыты) - М.: издательство «Детская литература», 1970. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ, 200 Босова Л.Л. Развивающие задачи. – М: Информатика и образование Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческих образования. Материалы VI Международной конференции Применение способностей младших школьников в центре дополнительного новых технологий в образовании, 1995г. 4 Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. .М . Златопольский Интеллектуальные игры в информатике. Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004г. Р.Г . Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. / Сб. ролевых игр. М., 1991. Материалы сети Интернет www.develop-kinder.com www.infoznaika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Выступление на педагогическом совете. Анализ работы над методической темой «Развитие творческих способностейучащихся на уроках информатики и ИКТ»...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в 5-7 классах (статья)
статьяразработка урока для примера...
Работа по курсу "Педагогическое мастерство" по теме "Роль учителя в развитии творческих способностей школьников на уроках информатики"
Основные идеи работы1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.2. Идея развития творческих и креативных способнос...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием педагогических мастерских.
Публикация...
Работа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики
В настоящее время с особой остротой стоит проблема формирования творческих способностей, так как перестройка образования предъявляет серьезные требования к уровню подготовки учащихся. Эта проблема явл...
Работа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроке информатики
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:выявление и развитие.1 – выявление способностей:...