Рабочая программа по Информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Анохина Марина Олеговна

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 9 класс (Н.Д.Угринович)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_informatika.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н.Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. (Программы и планирование).

Учебно-методический комплект обеспечен предметной линией учебников под редакцией Н.Д.Угриновича.

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе в объеме 70 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т.д.;
  • знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
  • формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Метапредметные результаты:

  • развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков и т.п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об информации и ее свойствах;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

II. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic. Графические методы.

III. Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

IV. Хранение, поиск и сортировка информации.

База данных, табличная форма базы данных, представление записей базы данных с помощью формы, ввод и редактирование записей. Система управления базами данных. Сортировка. Электронные таблицы.

V. Коммуникационные технологии.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на  Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

VI. Информатизация общества.

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

12

2

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

16

3

Моделирование и формализация.

13

4

Хранение, поиск и сортировка информации.

6

5

Коммуникационные  технологии.

17

6

Информатизация общества.

3

7

Повторение.

3

Всего

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Содержание

Вид деятельности

Ресурсы урока

план

факт

1

1

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета. Пространственная дискретизация.

Изучение нового теоретического материала. Решение задач.

§ 1.1.1.

2

1

Растровые изображения на экране монитора.

Графические режимы монитора. Объём видеопамяти. Видеокарта.

Изучение нового теоретического материала. Решение задач.

§ 1.1.2.

3

1

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.

Палитра цветов в системе цветопередачи RGB.  Палитра цветов в системе цветопередачи CMYK.  Палитра цветов в системе цветопередачи HSB.

Изучение нового материала. Практическая работа № 1.

§ 1.1.3.

4

1

Растровая графика.

Растровые изображения. Растровые графические редакторы. Форматы растровых графических файлов.

Изучение нового материала.

§ 1.2.1.

5

1

Векторная графика.

Векторные рисунки. Векторные графические редакторы. Форматы векторных графических файлов.

Изучение нового материала.

§ 1.2.2.

6

1

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

Область рисования.  Технология рисования графических примитивов. Линия, кривая, прямоугольник, многоугольник, овал и окружность. Палитра цветов. Расширенная палитра. Пипетка.

Практическая работа.

§ 1.3.1.

7

1

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись.

Практическая работа № 2.

§ 1.3.2.

8

1

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Слои объектов. Градиентная заливка объектов. Прозрачность объектов. Группировка объектов. Выравнивание объектов. Выноски в векторных редакторах.

Практическая работа.

§ 1.3.3.

9

1

Редактирование изображений и рисунков.

Выделение областей изображения и объектов в рисунках. Копирование, перемещение и удаление областей растровых изображений и объектов в векторных рисунках. Геометрические преобразования областей изображений и объектов в рисунках.

Практическая работа № 3.

§ 1.3.4.

10

1

Растровая и векторная анимация.

Анимация. Анимация в презентациях. GIF-анимация. Flash-анимация.

Практическая работа № 4.

§ 1.4.

11

1

Кодирование и обработка звуковой информации.

Звуковая информация. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Качество оцифрованного звука. Звуковые редакторы.

Практическая работа № 5.

§ 1.5.

12

1

Цифровое фото и видео.

Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео.

Практическая работа № 6.

§ 1.6.

13

1

Свойства алгоритма и его исполнители.

Выполнение алгоритмов человеком и компьютером.

Алгоритм.  Свойства алгоритмов: дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность. Исполнители алгоритмов. Формальное выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Программа.

Изучение нового теоретического материала.

§ 2.1.1.

§ 2.1.2.

14

1

Разработка проектов в системе программирования Visual Basic 2005.

Объекты: свойства и методы.

Проект. Интерпретатор, компилятор. Система программирования Visual Basic 2005. Этапы разработки проекта. Выполнение проекта.

Объекты. Классы объектов. Свойства объектов. Методы объектов.

Изучение нового материала. Практическая работа № 7.

§ 2.2.1.

§ 2.2.2.

15

1

Графический интерфейс проекта и событийные процедуры.

Графический интерфейс проекта. Событийные процедуры. Проект «Первый проект».

Практическая работа.

§ 2.2.3.

16

1

Переменные: тип, имя, значение.

Переменная. Тип переменной. Имя переменной. Объявление переменных. Присваивание переменным значений. Проект «Переменные».

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 2.3.

17

1

Арифметические выражения.

Проект «Калькулятор».

Практическая работа.

§ 2.4.1.

18

1

Строковые выражения. Логические выражения.

Проект «Сложение строк».

Проект «Логические выражения».

Практическая работа.

§ 2.4.2.

§ 2.4.3.

19

1

Математические функции.

Проект «Инженерный калькулятор».

Практическая работа.

§ 2.5.1.

20

1

Строковые функции.

Функция вырезания левой подстроки Left. Функция вырезания правой подстроки Right. Функция вырезания произвольной подстроки Mid. Функция определения длины строки Len. Функция Asc. Функция Chr.

Проект «Строковый калькулятор».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 2.5.2.

21

1

Функции ввода и вывода данных.

Функция ввода данных InputBox. Функция вывода сообщений MsgBox.

Проект «Регистрация».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 2.5.3.

22

1

Функции даты и времени.

Проект «Дата и время».

Проект «Часы».

Практическая работа.

§ 2.5.4.

23

1

Линейный алгоритм.

Линейный алгоритм. Блок-схема.

Изучение нового теоретического материала.

§ 2.6.1.

24

1

Алгоритмическая структура «ветвление».

Алгоритмическая структура «ветвление».

Проект «Тест».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 2.6.2.

25

1

Алгоритмическая структура «выбор».

Алгоритмическая структура «выбор».

Проект «Отметка».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 2.6.3.

26

1

Алгоритмическая структура «цикл».

Цикл со счетчиком. Цикл с условием.

Проект «Коды символов».

Проект «Слово-перевертыш».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 2.6.4.

27

1

Графические методы языка Visual Basic 2005.

Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы. Цвет. Рисование текста. Система координат.

Проект «Графический редактор».

Проект «Система координат».

Практическая работа № 8.

§ 2.7.1.

28

1

Анимация в языке Visual Basic.

Проект «Анимация».

Практическая работа № 9.

§ 2.7.2.

29

1

Окружающий мир как иерархическая система.

Микро-, макро- и мегамир. Системы и элементы. Целостность системы. Свойства систем.

Изучение нового теоретического материала.

§ 3.1.

30

1

Моделирование как метод познания.

Моделирование. Модель.

Изучение нового теоретического материала.

§ 3.2.1.

31

1

Материальные и информационные модели.

Материальные модели. Информационные модели. Образные модели. Знаковые информационные модели.

Изучение нового материала.

§ 3.2.2.

32

1

Формализация и визуализация моделей.

Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей.

Изучение нового материала.

§ 3.2.3.

33

1

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.

Изучение нового материала.

§ 3.3.

34

1

Графическое решение уравнений на языке Visual Basic 2005.

Проект «Графическое решение уравнения».

Практическая работа.

§ 3.4.1.

35

1

Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.

Графическое решение уравнения. Приближенное решение уравнения с использованием метода Подбор параметра.

Практическая работа № 10.

§ 3.4.2.

36

1

Построение геометрических моделей.

Формальная модель. Построение компьютерной модели. Исследование модели.

Практическая работа № 11.

§ 3.5.

37

1

Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту. Компьютерная модель движения тела на языке Visual Basic 2005.

Содержательная постановка задачи «Бросание мячика в стенку». Качественная описательная модель. Формальная модель. Графический интерфейс проекта «Бросание мячика в стенку». Событийная процедура вычисления результатов бросания мячика. Событийная процедура демонстрации траектории движения мячика. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов. Корректировка модели.

Практическая работа.

§ 3.6.1.

§ 3.6.2.

38

1

Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.

Построение траектории движения мячика. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов.

Практическая работа.

§ 3.6.3.

39

1

Построение информационной модели экспертной системы.

Формальная модель экспертной системы «Распознавание удобрений».

Практическая работа № 12.

§ 3.7.1.

40

1

Модель экспертной системы на языке Visual Basic.

Проект «Распознавание удобрений». Компьютерный эксперимент.

Практическая работа.

§ 3.7.2.

41

1

Информационные модели систем управления. Модели систем управления на языке Visual Basic 2005.

Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью. Проект «Система управления без обратной связи». Проект «Система управления с обратной связью».

Изучение нового материала. Практическая работа.

§ 3.8.1.

§ 3.8.2.

42

1

Базы данных и системы управления базами данных.

Базы данных. Табличная форма представления баз данных. Представление записей базы данных с помощью формы. Системы управления базами данных (СУБД).  

Изучение нового материала.

§ 4.1.

43

1

Сортировка в базах данных.

Сортировка базы данных. Вложенные сортировки.

Практическая работа № 13.

§ 4.1.

44

1

Поиск в базах данных.

Поиск в базе данных. Фильтр и запрос.

Практическая работа № 14.

§ 4.3.

45

1

Поиск в базах данных.

Поиск в базе данных. Фильтр и запрос.

Практическая работа № 14.

46

1

Создание и редактирование базы данных.

Создание базы данных. Редактирование базы данных.

Практическая работа № 15.

47

Создание и редактирование базы данных.

Создание базы данных. Редактирование базы данных.

Практическая работа № 15.

48

1

Передача информации.

Отправитель информации. Получатель информации. Канал обмена информацией. Пропускная способность каналов передачи информации.

Изучение нового материала. Практическая работа № 16.

§ 5.1.

49

1

Локальные компьютерные сети.

Одноранговые сети. Сети с использованием сервера.

Изучение нового материала. Практическая работа № 17.

§ 5.2.

50

1

Состав Интернета. Адресация в Интернете.

Интернет. Локальные сети. Региональные сети. Корпоративные сети. Подключение к Интернету. Интернет-адрес. Доменная система имён.

Изучение нового материала.

§ 5.3.1.

§ 5.3.2.

51

1

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Маршрутизация данных. Транспортировка данных.

Изучение нового материала.  Практическая работа № 18.

§ 5.3.3.

52

1

Всемирная паутина.

Технология Всемирной паутины. Адрес Web-страницы. Браузеры. Виртуальные путешествия по Всемирной паутине.

Изучение нового материала.  Практическая работа № 19.

§ 5.4.1.

53

1

Электронная почта.

Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Почтовая программа Outlook Express. Электронная почта с Web-интерфейсом.

Изучение нового материала.  Практическая работа № 20.

§ 5.4.2.

54

1

Файловые архивы.

Серверы файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива.

Изучение нового материала.  Практическая работа № 21.

§ 5.4.3.

55

1

Общение в Интернете.

Мобильный Интернет.

Серверы общения в реальном времени. Интерактивное общение с помощью системы ICQ. Интернет-телефония.

Сеть мобильной телефонной связи. Обмен данными между сетью мобильной телефонной связи и компьютерной сетью Интернет. Доступ в Интернет с использованием мобильного телефона.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 5.4.4.

§ 5.4.5.

56

1

Звук и видео в Интернете.

Потоковые звук и видео.

Изучение нового материала.

§ 5.4.6.

57

1

Поиск информации в Интернете.

Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов.

Изучение нового материала.  Практическая работа № 22.

§ 5.5.

58

1

Электронная коммерция в Интернете.

Хостинг. Реклама. Доски объявлений. Интернет-аукционы. Интернет-магазины. Цифровые деньги.

Изучение нового материала.

§ 5.6.

59

1

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

Web-страницы. Web-сайты. Структура Web-страницы.

Изучение нового материала.

§ 5.7.1.

§ 5.7.2.

60

1

Форматирование текста на Web-странице.

Заголовки. Шрифт. Выравнивание текста. Горизонтальная линия. Абзацы. Домашняя страница сайта.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 5.7.3.

61

1

Вставка изображений в Web-страницы.

Гиперссылки на Web-страницах.

Вставка изображений. Положение рисунка относительно текста. Вставка альтернативного текста.

Гиперссылки. Панель навигации по сайту. Гиперссылка на адрес электронной почты.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 5.7.4.

§ 5.7.5.

62

1

Списки на Web-страницах.

Нумерованные списки. Маркированные списки. Список определений.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 5.7.6.

63

1

Интерактивные формы на Web-страницах.

Текстовые поля. Переключатели. Флажки. Раскрывающиеся списки. Текстовая область. Отправка данных из формы.

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.

§ 5.7.7.

64

1

Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Разработка сайта.

Практическая работа № 23.

65

1

Информационное общество.

Информационная культура.

Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. Население, занятое в информационной сфере.

Информационная культура.

Урок-беседа.

§ 6.1.

§ 6.2.

66

1

Правовая охрана информации.

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Правовая охрана программ и баз данных. Электронная подпись.

Лицензионные программы. Условно бесплатные программы. Свободно распространяемые программы.

Изучение нового материала.

§ 6.3.1.

§ 6.3.2.

67

1

Защита информации.

Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита программ от нелегального копирования и использования. Физическая защита данных на дисках. Защита информации в Интернете.

Изучение нового материала.

§ 6.3.3.

68

1

Повторение по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Закрепление основных знаний и умений по изученному материалу.

Глава 1.

69

1

Повторение по теме «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование».

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование.

Закрепление основных знаний и умений по изученному материалу.

Глава 2.

70

1

Урок обобщения.

Итоговое тестирование.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...