Конспект урока информатики и ИКТ по теме: "Локальные компьютерные сети" 10 класс.
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Сабинина Владислава Васильевна

Урок закрепления и систематизации знаний о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей, формирования умений создавать мини-проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lokalnie_ceti.docx803.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Локальные компьютерные сети»

Класс: 10 класс

Цели:

  • Образовательная:  закрепить и систематизировать знания о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей; формировать систему интеллектуальных знаний и умений учащихся, умение создавать мини-проекты.
  • Развивающая: развивать логическое мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
  • Воспитательная: воспитать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к проектной работе, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: Интерактивный плакат: «Локальные компьютерные сети», компьютер, проектор, раздаточный материал.

Учебное пособие: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

        

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке я хочу предложить вам стать сотрудниками одной фирмы. Вы согласны?

Ученики: Да.

Учитель: Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа. У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения заказа. Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками?

Ученики: Соединили компьютеры в единую сеть.

Учитель: Какие способы соединения компьютеров в единую сеть вам известны?

Ученики: Линейный способ, звезда, сеть на основе сервера, кольцо.

Учитель: Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить?

Ученики: Провода для соединения компьютеров, маршрутизаторы и конвекторы.

Учитель: Действительно, компьютеры можно соединить вместе и получить компьютерную сеть.

Но возникает вопрос, какой же способ необходимо выбрать для соединения компьютеров в единую сеть?

Ученики: Все способы.

Учитель: Мнения разошлись, а каким принципом вы руководствовались, при выборе метода подключения?

Ученики: Экономией оборудования, надёжностью и удобством функционирования.

Учитель: В чем вы видите различие этих методов?

Ученики: В схеме соединения, наборе оборудования и принципе функционирования локальной сети.

Учитель: Как же выйти из сложившейся ситуации, что выбрать?

Ученики: Нужно рассмотреть все методы, сделать расчёты и прийти к общему мнению.

Учитель: Совершенно верно. Вот вы и определили цель нашего урока. Сегодня на уроке мы всё рассчитаем, спроектируем каждый тип соединения и составим мини проекты «Топология локальной сети».

III. Этап выполнения практической работы

Учитель: Предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары имеется «Карта анализа мини-проекта». Ознакомьтесь с заданием. Вам необходимо восстановить схему соединения компьютеров данной топологии. Сделать соответствующие расчёты, а затем создать мини - проект. У кого возникли вопросы по ходу создания мини - проекта.

Обратите внимание, у каждого на рабочем столе имеются «Требования к выполнению мини - проекта», «Лист самооценки над мини - проектом». Ребята не забывайте оценивать свою работу на каждом этапе.

На выполнение работы по созданию мини-проектов вам отводится 10 минут. Удачи.

Учитель: Ребята, при работе за компьютером не забывайте следить за осанкой, расстоянием между глазами и монитором, соблюдать технику безопасности при работе за компьютером.

Учащиеся выполняют мини-проекты

IV. Этап зашиты мини - проектов

Учитель: В результате работы над мини-проектами у вас получились выводы.

Учащиеся защищают проекты, формулируют выводы

Ответ первой группы.

Учитель: Пожалуйста, первая пара первой группы, озвучьте вывод по стоимости оборудования Локальной сети с топологией «Звезда».

Учащиеся озвучивают получившиеся расчеты.

Учитель: Вторая пара первой группы озвучьте вывод о надёжности данного вида соединения.

Ученики: При соединении типа «звезда», каждый компьютер через специальный сетевой адаптер подключается отдельным кабелем к объединяющему устройству. При необходимости можно объединить вместе несколько сетей с топологией «звезда», при этом конфигурация сети получается разветвленной. При соединении типа «звезда» легко искать неисправность в сети.

Ответ второй группы.

Учитель: Первая пара второй группы. Ваш вывод о стоимости оборудования Локальной сети с топологией «Сеть на основе сервера».

Учащиеся озвучивают получившиеся расчеты.

Учитель: Вторая пара второй группы, к какому выводу о надёжности  данного соединения пришли вы.

Ученики: Достоинство сети на основе сервера – высокая скорость обмена, так как сервер всегда оснащается быстрым процессором (или даже несколькими процессорами), оперативной памятью большого объема и быстрыми жесткими дисками. Но если наблюдается отказ сервера, то это приводит к полному параличу сети.

Ответ третьей группы.

Учитель: Каков ваш вывод о стоимости оборудования и достоинства Локальной сети с топологией «Линейная шина»?

Учащиеся озвучивают получившиеся расчеты.

Ученики: В топологии «шина» отсутствует центральный абонент, через которого передается вся информация, что увеличивает ее надежность. Добавление новых абонентов в шину довольно просто и обычно возможно даже во время работы сети. В большинстве случаев при использовании шины требуется минимальное количество соединительного кабеля по сравнению с другими топологиями. «Шине» не страшны отказы отдельных компьютеров, так как все остальные компьютеры сети могут нормально продолжать обмен.

Учитель: К какому заключению о надёжности и стоимости локальной сети с топологией «Кольцо» пришла ваша пара?  

Ученики: Преимущества топологии типа кольцо состоят в следующем:

- пересылка сообщений является очень эффективной, т.к. можно отправлять несколько сообщений друг за другом по кольцу;

- протяженность сети может быть значительной, т.е. компьютеры могут подключаться друг к другу на значительных расстояниях, без использования специальных усилителей сигнала.

        Учитель: Ребята, выслушав выводы каждой пары, ответим на главный вопрос «Какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для нашей организации?»

Ученики: Локальная сеть с топологией «Звезда».

Учитель: Оцените свою работу над мини-проектом

Учащиеся оценивают свою работу над мини – проектом, используя карту анализа мини-проекта.

V. Этап информации о домашнем задании

                Учитель: Ребята, запишите домашнее задание п.2.1 - п.2.2 «Локальные и глобальные компьютерные сети». Вам так же необходимо выполнить творческое задание: определить по рисунку тип соединения компьютеров и составить мини-проект для заданного типа соединения. Требования к проекту прилагаются.

Творческое домашнее задание

  1. Определить тип соединения компьютеров.
  2. Составить проект для заданного типа соединения компьютеров.
  3. Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары.

Требования к выполнению мини-проекта:

        Мини - проект выполняется с помощью программы Power Point.

Мини - проект должен состоять минимум из 6 слайдов:

1 слайд – название мини – проекта, сведения об авторе;

2 слайд – цели и задачи мини - проекта;

3 слайд – план мини - проекта;

4 –5 слайды – содержание работы;

6 слайд – выводы.

VI. Этап подведения итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке мы работали в парах над созданием мини - проектов.

Была ли достигнута цель урока, поставленная в начале урока?

VII. Этап рефлексии 

Учитель: Предлагаю ответить на следующие вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы)

- Какие знания, опыт я сегодня получил?

- Чему я сегодня научился и чего достиг?

- Каким было сегодня мое преобладающее настроение?

- Чем я помог и чему поспособствовал?

- Каким было мое состояние сегодня?

Требования к выполнению мини-проекта:

        Мини - проект выполняется с помощью программы Power Point.

Мини - проект должен состоять минимум из 6 слайдов:

1 слайд – название мини – проекта, сведения об авторе;

2 слайд – цели и задачи мини - проекта;

3 слайд – план мини - проекта;

4 –5 слайды – содержание работы;

6 слайд – выводы.

Лист самооценки над мини-проектом

Ф.И. учащегося

Название проекта

Практическая значимость проекта

Оформление проекта

Вывод

Количество баллов

Оценка

Практическая значимость проекта: 

(может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах)

Оценка от 1 до 3 баллов

Оформление проекта 

(удобен ли интерфейс проекта для пользователя, соответствует ли инструкции к выполнению проекта)

от 1 до 5 баллов

Вывод 

(оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен вывод, изложены результаты)

от 1 до 5 баллов

Перевод количества баллов в оценку:

до 8 – оценка «удовлетворительно»;

от 8 до 11 – оценка «хорошо»;

12-13 баллов - оценка «отлично».

КАРТА АНАЛИЗА МИНИ-ПРОЕКТА №1

Ф.И______________________________ Ф.И.__________________________________

Задание:

  1. Построить локальную сеть с топологией «Звезда» (достроить недостающие элементы сети).
  2. Произвести расчёт количества необходимого оборудования с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
  3. Занести полученные данные в презентацию к проекту (на рабочем столе компьютера документ презентация Мини-проект «Звезда»)

Схема расположения компьютеров в офисе

9 метров

2 метра

        1 метр        1 метр

Надо:  кабель - 54  м., коннекторов - 20  шт.,  Коммутатор – 1шт

Количество компьютеров в сети

10 штук

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

Оборудование

Количество

Кабель для локальных сетей

Коннектор обжимной

Коммутатор

Маршрутизатор

КАРТА АНАЛИЗА МИНИ-ПРОЕКТА №2

Ф.И______________________________  

Ф. И. __________________________________

Задание:

  1. Построить локальную сеть с топологией «Сеть на основе сервера» (достроить недостающие элементы сети).
  2. Произвести расчёт количества необходимого оборудования с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
  3. Занести полученные данные в презентацию к проекту (на рабочем столе компьютера документ презентация Мини-проект «Сеть на основе сервера»)

Схема расположения компьютеров в офисе

9 метров

2 метра

        1 метр        1 метр

Надо:  кабель - 58 м., коннекторов - 20  шт.,  

Количество компьютеров в сети

10 штук

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

Оборудование

Количество

Кабель для локальных сетей

Коннектор обжимной

Коммутатор

Маршрутизатор

        КАРТА АНАЛИЗА МИНИ-ПРОЕКТА №3

Ф.И.______________________________   Ф.И.__________________________________

Задание:

  1. Построить локальную сеть с топологией «Линейная  шина» (достроить недостающие элементы сети).
  2. Произвести расчёт количества необходимого оборудования  с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.  
  3. Занести полученные данные в презентацию к проекту (на рабочем столе компьютера документ презентация Мини-проект «Линейная шина»)

Схема расположения компьютеров в офисе

9 метров

2 метра

        1 метр        1 метр

Надо:  кабель - 19  м., коннекторов - 20  шт.

Количество компьютеров в сети

10 штук

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

Оборудование

Количество

Кабель для локальных сетей

Коннектор обжимной

Коммутатор

Маршрутизатор

КАРТА АНАЛИЗА МИНИ-ПРОЕКТА №4

Ф.И______________________________   Ф.И.__________________________________

Задание:

  1. Построить локальную сеть с топологией « Кольцо» (достроить недостающие элементы сети).
  2. Произвести расчёт количества необходимого оборудования с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.  
  3. Занести полученные данные в презентацию к проекту (на рабочем столе компьютера документ презентация Мини-проект «Кольцо»)

Схема расположения компьютеров в офисе

9 метров

2 метра

        1 метр        1 метр

Надо:  кабель - 10  м., коннекторов - 20  шт.,  

Количество компьютеров в сети

10 штук

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

Оборудование

Количество

Кабель для локальных сетей

Коннектор обжимной

Коммутатор

Маршрутизатор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики в 5 классе по теме "Компьютерная графика"

Конспек открытого урока в 5 классе по теме "Компьютерная графика"...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Презентация к уроку информатики на тему: Передача информации в компьютерных сетях. Итоговое тестирование. 9 класс

Данная презентация содежит тест по теме "Передача информации в компьютерных сетях. Итоговое тестирование". Материал подготовлен для учащихся 9 класса....

План-конспект урока информатики в 9 классе по теме «Компьютерное моделирование»

Сегодня компьютерное моделирование активно применяется в самых разных сферах человеческой деятельности: в решении проблем экологии планеты,  конструировании механизмов,   для прогнозиро...

Конспект урока информатики "Алгоритм с параметрами. Графический редактор Paint" (УМК «Мир информатики», 4 класс)

Цель: формирование у обучающихся умения составлять алгоритмы с параметрами, работать с графическим редактором PaintЗадачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с алгоритм...

Конспект урока информатики "Схема состава объекта и адрес составной части" (УМК «Мир информатики», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о схеме состава объекта и умения указывать адрес составной части. Задачи урокаДидактические:1.  Познакомить учащихся с правилами заполнения...