Повторительно-обобщающий урок по теме «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

План-коспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

И-10

Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме  «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере»

Цели урока:

  1. Обучающая – обобщить знания учащихся по теме «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере»,  провести контроль знаний в форме самостоятельной практической работы.
  2. Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности.
  3. Воспитывающая - способствовать  формированию информационной культуры учащихся, развитию познавательной деятельности.

Задачи:

  • предметные: систематизация знаний, проверка усвоения темы путем самостоятельной работы;
  • метапредметные: способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности;
  • личностные:  способствовать формированию информационной культуры, развитию познавательной  деятельности.

Тип урока:  урок обобщения

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности с частичным повторением. Проверка домашнего задания.
  2. Обобщение знаний о представлении чисел, текста, изображения и звука в компьютере
  3. Зарядка для глаз.
  4. Контроль знаний в форме самостоятельной практической работы по теме «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере».
  5. Комментарий к домашнему заданию.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.

- как представляется вся информация, которою обработает компьютер (должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак). Байт – 8 бит. Для кодирования одного символа требуется один байт информации.

- назовите основные процессы в компьютере (Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код. Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.)

- какие системы счисления относятся к компьютерным? 2,8,16;

- в чем преимущество хранения числовой информации в 8-ричной и 16-ричной системах перед двоичной системой? экономия места в памяти ПК

- каков алфавит 8-ричной системы? 0-7

- каков алфавит 16-ричной системы? 0-9,A-F

- в чем суть алгоритма записи  чисел в развернутой форме? К чему это приводит? число раскладывается по разрядным слагаемым, происходит перевод числа в десятичную систему счисления

- в чем суть алгоритма перевода десятичного числа  в любую систему счисления? деление на основание системы, выписывание остатков

-вспомни, как представляются символы в памяти ПК? двоичные коды хранятся в таблицах кодировки;

-подумай, как представляются числа в памяти ПК? тоже в двоичной системе счисления;

- в чем недостаток двоичного кодирования (Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных. Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.)

- какое количество информации требуется для кодирования одного символа (один байт информации.)

- сколько можно закодировать символов одним байтом (256 различных символов 28=256)

- назовите основную таблицу кодировки (Международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.)

- опишите структуру данной таблицы (Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.)

- как называется таблица, которая также получила широкое распространение в настоящее время, и ее особенность. (В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.)

- сколько используется способов для кодирования графической информации (Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.)

- что представляет собой растровое изображение (Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0). Для четырех цветного – 2 бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита.)

- как формируется цветное изображение (Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB. )

- преимущества и недостатки растрового изображения 

(Плюсы растрового изображения:  

-высокая реалистичность изображения;

-на растровом изображении может быть изображено все, что угодно: как снимок с фотокамеры, так и нарисованное на компьютере изображение;

к растровым изображениям можно применять самые разнообразные эффекты;

Недостатки растровых изображений:  

можно уменьшить изображение, однако увеличить его без потери качества невозможно;

файл с растровым изображением имеет большой размер)

- что представляет собой векторное изображение (Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами.)

- преимущества и недостатки векторного изображения

(Плюсы векторных изображений:  

можно изменять размеры изображений без потери его визуальных качеств;

файл с векторным изображением имеет маленький размер

рисунок имеет высокое качество при печати

простой экспорт векторного рисунка в растровый.

Минусы векторных изображений:  

отсутствие реалистичности у векторных рисунков.

невозможность использования эффектов, которые можно применять в растровой графике;

практически полная невозможность экспорта растрового рисунка в векторный)

- что представляет собой двоичное кодирование звука (Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон. В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки. Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.)Двоичное кодирование звука

- Закодировать двоичным кодом данный рисунок

http://www.ikt.150sol007.edusite.ru/images/clip_image004-3.gif

II. Зарядка для глаз.

Упражнения выполняются, не вставая с кресла, легко, без напряжения. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. 

  1. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
    Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее. 
  2. Изменение фокусного расстояния: Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз. 
  3. Закончить гимнастику необходимо массажем век: Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту. 

  1. Самостоятельная практическая работа

Мы достаточно повторили с вами пройденный материал, а теперь проверим с помощью самостоятельной работы, все ли вы запомнили.

  1. Заполнить таблицу, записав отрицательные десятичные числа в прямом,  обратном и дополнительном кодах в 8 - разрядном представлении:

Число

Прямой код

Обратный код

Дополнительный код

-19

00010011

11101100

11101101

- 68

01000100

10111011

10111100

- 107

01101011

10010100

10010101

- 31

00011111

11100000

11100001

- 77

01001101

10110010

10110011

- 113

01110001

10001110

10001111

  1. Используя дерево Хаффмана, декодируйте следующее слово:

01110011110010011001011010010111100000 (BATTERFLY)

  1. Пользуясь кодовой таблицей кодировки ASCII, получить шестнадцатеричный код слова «КОДИРОВАНИЕ», «ДЕКОДИРОВАНИЕ».

КОДИРОВАНИЕ – СА СЕ С4 С8 D0 CE C2 C0 CD С8 C5

ДЕКОДИРОВАНИЕ – С4 C5 СА СЕ С4 С8 D0 CE C2 C0 CD С8 C5

  1. Закодировать двоичным кодом данный рисунок

http://www.ikt.150sol007.edusite.ru/images/clip_image004-3.gif

  1. Решите задачу: Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если глубина цвета равна 24, а разрешающая способность дисплея – 800х600 пикселей?

Решение:

800600244=46080000бит=5760000байт=5625Кб=5,5Мб

Ответ: 5,5Мб

  1. Решите задачу: Какой объем памяти требуется для хранения звуковой информации высокого качества, если время звучания составляет 2 минуты?

Решение:

При высоком качестве звука  I = 16 бит, M=48 кГц

V = MIt

V = 16481000260= 92160000 бит=10,9 Мб

Ответ: 10,9Мб

V. Домашнее задание. п.6, работа1,5 № 11, 16

VI. Итоги урока.

Сегодня мы повторили тему «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере». Свои знания вы проверили и получите оценку. На следующем уроке вам предстоит изучение новой темы по теме «История развития вычислительной техники. Электронный этап развития ЭВМ.». Кто не смог справиться с некоторыми заданиями самостоятельной практической работы, у вас есть время повторить и прочитать теоретический материал в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление изображения и звука в компьютере

Разработка урока в 10 классе "Представление изображения и звука в компьютере"...

Урок математики в 6 классе по теме: "Представление целых чисел на координатной оси."

Конспект урока для 6 класса с презентацией. Рассчитан на 45 минут. Содержит самостоятельную работу....

Представление изображения и звука в компьютере

Разработка урока в 10 классе "Представление изображения и звука в компьютере".Данный урок рассчитан на изучение информатики на базовом уровне по УМК И.Г. Семакина....

Представление текста, изображения и звука в компьютере

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами: растровым и векторным.Для каждого типа изображения используется свой способ кодирования.Растровое изображение формируется из...

Урок по теме "Представление текста, графики и звука на компьютере"

На уроке воспроизводятся основы понятия "кодирование", изучаются принципы работы с кодировочными таблицами, что поможет при решении задач на нахождение объёма графического и звукового файла....

Представление изображений и звука в компьютере.

Презентация к уроку  по теме Представление изображений и звука в компьютере. в 10 классе базовый уровень, учебник Семакин И.Г....