Конспект урока "Путешествие по клавишам"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Гаврюшина Виктория Анатольевна

Изучение приемов работы с текстовыми данными (управление регистром ввода, выделение текста, вызов контекстного меню, копирование, вставка и удаление текстовых фрагментов);

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Путешествие по клавишам112.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   по информатике «Путешествие по клавишам».

7 класс.

Ход урока:

Цели:

Образовательные:

  • проконтролировать уровень усвоения материала по теме: “Назначение и устройства компьютера”, “Назначение клавиш”;
  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
  • познакомить учащихся с новыми комбинациями клавиш;
  • сформировать представление о способах и средствах ручного ввода редактирования текстовых данных.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности;
  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
  • прививание навыков самостоятельной работы;
  • формирование представления о способах и средствах ввода текстовых данных в компьютер;
  • изучение приемов работы с текстовыми данными (управление регистром ввода, выделение текста, вызов контекстного меню, копирование, вставка и удаление текстовых фрагментов);
  • подготовка к практическому занятию.

На доске висят плакаты по теме.

Вступительное слово учителя

Вот уже второй год мы осваиваем азы  компьютерной грамотности: учимся логически мыслить, изучаем основные устройства компьютера, работу с мышкой, учимся набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК, необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.

Итак, тема нашего урока: “Путешествие по клавишам”. Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие-то задачи. Какие? Но в дороге они обязательно встречают, что–то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будут – Мышка, Клавиатура и Курсор, знаем мы их? Какова же будет цель нашего путешествия? И целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы на компьютере и клавиатуре и основных устройств ПК.

Как говорил древний философ Сенека Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти слова станут эпиграфом нашего урока.

Давайте сначала вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер? Для работы с информацией. Что это для нас? Сведения, знания. А какие действия он производит с информацией? Хранение, передача, обработка.

Я желаю Вам увлекательного путешествия, и пусть ветер будет вам попутным.

Карта

Что такое клавиатура?

Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть работали только с числовой информацией. Через некоторое время закодировав буквы числами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями – обрабатывать текстовую информацию.

Клавиатура — это устройство, предназначенное для ввода информации от пользователя в компьютер (изображение клавиатуры висит на доске на плакате).

  • Перед вами изображение клавиатуры. Скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши?
  • Что такое клавиатура?

Давайте запишем в своих тетрадях назначение новых клавиш. Комбинации клавиш в конец и в начало документа.

Все клавиши делятся на следующие группы:

Алфавитно–цифровые – для ввода символов, Служебные – для выполнения различных задач, удаления и т.д., Клавиши управления курсором, Цифровая клавиатура – для быстрого ввода числовой информации и функциональные.

  • Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? Место куда можно вводить или редактировать текст.

Клавиши управления: 

  • "Tab" - служит для мгновенного перемещения курсора на строго определенную позицию в строке.
  • "Enter" - осуществляет переход к новому абзацу.
  • "Esc" - отменяет вызов окна диалога или вход в пункт меню и - предназначены для расширения возможностей клавиатуры (позволяют иметь одной и той же клавише несколько действий).

Клавиши смены регистров: 

  • "Shift" - служит для ввода больших (прописных) букв и знаков препинания. Для этого достаточно нажать эту клавишу и, не отпуская её, нажать клавишу буквы или знака препинания расположенного на клавишах с цифрами.
  • "Caps Lock", это все равно, как если бы мы держали клавишу в постоянно нажатом положении. Требуется тогда, когда нужно писать только большими буквами. Клавиша имеет одноименный световой индикатор.

Клавиши редактирования: 

  • "Вставка" - переключает режим ввода. В режиме "Вставка" новый текст, который вы набираете, будет сдвигать вправо старый текст. В режиме "Замена" новый текст будет набираться прямо поверх старого.
  • "Delete" - удаляет символ справа от курсора, сдвигая весь текст, находящийся правее курсора, на одну позицию влево.
  • "Backspace" - эта стрелочка, направленная влево в правом верхнем углу буквенной части клавиатуры, удаляет последний введенный символ слева от курсора. Весь текст справа от курсора тоже сдвигается на одну позицию влево.
  • "Page Up" - под словом "страница" в данном случае понимается та часть текста, которая видна на экране компьютера. При нажатии на эту клавишу текст "прокручивается" вверх как раз на размер экрана.
  • "Page Down" – то же самое, что и предыдущая клавиша, только при нажатии на эту клавишу текст "прокручивается" вниз на размер экрана.

Проверка знаний

  • А теперь из предложенных вариантов ответов выберите правильный ответ (выделить цветом):

Вот стою я на странице

И хочу писать слова,

Жаль, что тут язык английский,

Помогите мне друзья.

(Shift + Alt)

(Ctr + Alt)

(Delete + Alt)

Заголовок напишу буквами

заглавными,

Где ж найти их?

Столько букв

Только нет заглавных то.

(Caps Lock)

(Backspase)

(Enter)

Два слова слились,

Что наделал – беда

Скорей разделите

Мне их детвора.

(Пробел)

(Alt)

(Home)

Имя своё с большой буквы пишу,

Вот только как, я ни как не пойму.

(Shift + Т)

(Caps Lock)

(Enter)

На новую строчку пора мне идти,

Ну, как же друзья мне туда перейти!

(Enter)

(Shift + Alt)

(End)

Физминутка для глаз

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Алгоритм

Слово – алгоритм. Обратите внимание на написание слова! Кто знает, что обозначает это понятие? Существуют разные определения, но смысл один. Последовательность действий или команд, исполнение которых приведёт к задуманному результату. И сейчас каждый из вас выполнил алгоритм по составлению слова из определённых букв, пользуясь указаниями. Каждый день нам приходится иметь дело, с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить кофе. А в математике? Найти корни уравнения, решить пример по действиям. А в информатике? Скопировать текст, сохранить информацию, выключить ПК. Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм. Кто–то встретил старого друга, кто–то нового, а кто–то встречался с ним каждый день, а имени его не знал.

Колесо истории

Откуда же произошло это слово? Перед нами колесо истории, вращая которое, мы и узнаем это. В IX веке жил узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, что означало Мухаммед родом из города Хорезма. Он предложил правила выполнения арифметических действий с многозначными числами, и очень долго именно эти правила называли алгоритмом, а позже этим понятием стали называть любую последовательность действий, команд, приводящую к задуманной цели.

А вот и первое препятствие на нашем пути. Посмотрите, ребята. Что это? Кроссворд, разгадав который мы отправимся дальше. Для этого нам надо знать названия и назначения основных и дополнительных устройств ПК.

Кроссворд.

Детям раздаются 2 варианта кроссворда.

Кроссворд

I вариант 

По горизонтали:

1. Основное устройство для ввода информации.
2. Устройство для обработки информации.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.

По вертикали:

1. В компьютере его называют системный …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Устройство для вывода информации на бумагу.
5. Так называются устройства, предназначенные для хранения информации.

II вариант

По горизонтали:

1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самый главная микросхема, мозг компьютера.
3. Похожа на серенького зверька с хвостиком.

По вертикали:

1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Переводит графическую информацию в цифровой вид..
3. Устройство похожее на телевизор.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнею и внутреннею.

– Заполните клеточки, когда закончите, поднимите руки. Обменяетесь кроссвордами, проверьте ответы соседа. Что интересного вы подметили, что одинаковое и что разное в этих двух вариантах. Правильно, одни и те же устройства зашифрованы по–разному. Например, клавиатура, основное устройство для ввода информации и, как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш. В первом случае мы говорим о назначении устройства, а во втором о внешнем виде.

А сейчас, соберите слово из букв кроссворда, пользуясь моими предписаниями, командами, и запишите его на черновике.

Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках пользуясь следующей установкой:

Красная ячейка, жёлтая ячейка, буква Г, ячейка с красной границей, голубая ячейка, ячейка с голубой границей, ячейка с зелёной границей, зеленая ячейка.

Тренажёр

А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете почему? Тренажёр – устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания, записанные в программе Word:

Создайте файл под названием «Матрешки»:

Матрёшка.txt

1. В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.

Например: в слове черёмуха – муха. Найди в данных словах затаившиеся.

Пользуйся командой копировать.

победа –

бусы –

тапочки –

удочка –

машина –

рыбак –

2. Вставьте в конец документа дату и время.

3. Сохраните документ в своей папке под этим же именем.

Фокус.txt

1. Создайте файл под названием «Фокус».

Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка–мыш – мыш–ка

Пользуйся командой вырезать.

кабан – кабан

рано – рано

лыжи – лыжи

сосна – сосна

навес – навес

цоколь – цоколь

2. Установите курсор в начало документа, пользуясь комбинацией клавиш Ctrl + Home

3. С помощью справки F1 определите, как осуществлять поиск слов по тексту.

5. Подумайте, какая комбинация клавиш предназначена для того, чтобы установить курсор в конец документа  (Ctrl +End).

6. Используя курсор и кнопку «Вставка», вставьте дату и время.

7. Сохраните документ в своей папке под этим же именем «Фокус».

А теперь найдите значения данных выражений и проверьте правильность вычислений при помощи программы  Калькулятор и цифровых клавиш:

934 +76 =

453 + 125 =

185 – 47 =

894 – 346 =

 Привал

Ну, всё ребята привал, можно и отдохнуть, да вот ещё последняя телеграмма от нашего друга.

Ну, всё отдыхать, на покой мне пора,
Спасибо за всё дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мой алгоритм выполняйте!

Физкультминутка:

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.

Мы выполнили алгоритм, какой цели мы достигли? Отдохнули, расслабились. 6 минут.

Садимся по местам. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите,  какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута.

1. Кроссворд – повторили устройства компьютера.

2. Алгоритм – познакомились с понятием алгоритм, напомните мне, что это?

3. Колесо истории – узнали историю слова алгоритм.

4. Почта – устно вспомнили назначения клавиш.

5. Привал – физкультминутка.

6. Тренажёр – отрабатывали практические навыки.

Самооценка.

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу.… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.

Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.

Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

:–) – радостное лицо

;–) – подмигивающая улыбка

: 0) – клоун

8: –) – маленькая девочка

Оцените себя, используя смайлики.

Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

: – )  – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – ?  – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: – (  – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера

Литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
  2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
  4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /

Приложение 1.

Задание 1.

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный (выделить цветом):

Вот стою я на странице

И хочу писать слова,

Жаль, что тут язык английский,

Помогите мне друзья.

(Shift + Alt)

(Ctr + Alt)

(Delete + Alt)

Заголовок напишу буквами

заглавными,

Где ж найти их?

Столько букв

Только нет заглавных то.

(Caps Lock)

(Backspase)

(Enter)

Два слова слились,

Что наделал – беда

Скорей разделите

Мне их детвора.

(Пробел)

(Alt)

(Home)

Имя своё с большой буквы пишу,

Вот только как, я ни как не пойму.

(Shift + Т)

(Caps Lock)

(Enter)

На новую строчку пора мне идти,

Ну, как же друзья мне туда перейти!

(Enter)

(Shift + Alt)

(End)

Задание 2.

2 варианта кроссворда.

Кроссворд

I вариант 

По горизонтали:

1. Основное устройство для ввода информации.
2. Устройство для обработки информации.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.

По вертикали:

1. В компьютере его называют системный …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Устройство для вывода информации на бумагу.
5. Так называются устройства, предназначенные для хранения информации.

II вариант

По горизонтали:

1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самый главная микросхема, мозг компьютера.
3. Похожа на серенького зверька с хвостиком.

По вертикали:

1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Переводит графическую информацию в цифровой вид..
3. Устройство похожее на телевизор.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнею и внутреннею.

Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках пользуясь следующей установкой:

Красная ячейка, жёлтая ячейка, буква Г, ячейка с розовой буквой, голубая буква, ячейка с белой буквой, ячейка с зелёной границей, зеленая буква.  (АЛГОРИТМ)

Задание 3.

Создайте файл под названием «Матрешки»:

Матрёшка.txt

Внутри слова спрятаны другие слова. Найди в данных словах затаившиеся.

Например: в слове черёмуха – муха. Пользуйся командой копировать.

победа –

бусы –

тапочки –

удочка –

машина –

рыбак –

2. Вставьте в конец документа дату и время.

3. Сохраните документ в своей папке под этим же именем.

Фокус.txt

1. Создайте файл под названием «Фокус».

Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка–мыш – мыш–ка

Пользуйся командой вырезать.

кабан – кабан

рано – рано

лыжи – лыжи

сосна – сосна

навес – навес

цоколь – цоколь

2. Установите курсор в начало документа, пользуясь комбинацией клавиш Ctrl + Home

3. С помощью справки F1 определите, как осуществлять поиск слов по тексту.

5. Подумайте, какая комбинация клавиш предназначена для того, чтобы установить курсор в конец документа  (Ctrl +End).

6. Используя курсор и кнопку «Вставка», вставьте дату и время.

7. Сохраните документ в своей папке под этим же именем «Фокус».

А теперь найдите значения данных выражений и проверьте правильность вычислений при помощи программы  Калькулятор и цифровых клавиш:

934 +76 =

453 + 125 =

185 – 47 =

894 – 346 =

Приложение 2.

Физминутка для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Физкультминутка:

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клавиатура. Клавиши и их назначение.

Чтобы облегчить себе работу на компьютере, нужно знать назначение клавиш. Тогда работать будете в несколько раз быстрее!...

Путешествие по клавишам

Урок-путешествие по информатике в 5 классе...

Презентация к уроку "Путешествие по клавишам"

Презентация к уроку "Путешествие по клавишам" в 5 классе...

Клавиатура. Клавиши управления курсором.

Урок проводился по программе "Основы компьютерной грамотности", созданной мной.Программа курса для 5 – 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» по «Осн...

Методическая разработка урока информатики,"Клавиши" 5 класс

Класс:5 Раздел программы: Компьютер для начинающихТема урока: «КЛАВИШИ» Тип урока: комбинированныйВид урока: смешанныйМетоды обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный с опорой на н...

План – конспект урока: «Группы клавиш и их назначение»

План – конспектурока: «Группы клавиш и их назначение»...

План-конспект отчета класса «На клавишах весны»

План-конспект отчета класса «На клавишах весны» - материал для проведения и сопровождения концертного мероприятия с учащимися музыкального отделения...