Рабочая программа по предмету «Информатика» 5-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Информатика» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в её структуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-9_klassy_fgos.docx | 66.6 КБ |
ktp_5-9_klassy_fgos.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алгатуйская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
Уровень: основное общее образование
Составитель:
Краснова Светлана Викторовна,
учитель информатики
Рабочая программа по предмету «Информатика» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в её структуру.
- Планируемые результаты освоения предмета «Информатика»
Личностные результаты
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
-владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
-умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
-формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
-знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На уровне основного общего образования при изучении предмета «Информатика» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении предмета «Информатика» обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета «Информатика» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
-формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
-формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
-формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
-формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
-развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
-формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
-развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе, развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
- формирование умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Класс | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научится |
5 | различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (текстовые редакторы, браузеры,); | осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п. |
6 | различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы); | осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. |
7 | раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам; различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); основами соблюдения норм информационной этики и права; навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); | практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ; |
8 | описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; использовать логические значения, операции и выражения с ними; использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой); проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; | познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; |
9 | узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных. определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; | узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете; узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации. познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях. |
- Содержание предмета «Информатика»
5 класс
Информация вокруг нас.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Информационные технологии.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание
6 класс
Информация вокруг нас.
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Информационное моделирование.
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Чертежник) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителем Чертёжник.
7 класс
Информация и информационные процессы.
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка графической информации.
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
8 класс
Введение в информатику.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Алгоритмы и начала программирования.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование —разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
9 класс
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
- Тематическое планирование
Класс | Тема | Количество часов |
5 | Информация вокруг нас | 13 |
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией | 7 | |
Информационные технологии | 14 | |
Итого: | 34 | |
6 | Информация вокруг нас | 6 |
Информационные технологии | 9 | |
Информационное моделирование | 7 | |
Элементы алгоритмизации | 12 | |
Итого: | 34 | |
7 | Информация и информационные процессы | 9 |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | |
Обработка графической информации | 4 | |
Обработка текстовой информации | 9 | |
Мультимедиа | 4 | |
Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 34 | |
8 | Введение в информатику. Математические основы информатики | 13 |
Алгоритмы и начала программирования | 21 | |
Итого: | 34 | |
9 | Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 |
Моделирование и формализация | 8 | |
Алгоритмизация и программирование | 8 | |
Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | |
Коммуникационные технологии | 10 | |
Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 34 | |
Итого: | 170 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алгатуйская средняя общеобразовательная школа»
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Информатика»
5-9 классы
2016-2017 учебный год
Программа: Программа по информатике и ИКТ для 5 класса / Л.Л.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Составитель:
Краснова Светлана Викторовна,
учитель информатики
с. Алгатуй, 2016
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
Информация вокруг нас | 3 | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | ||
2 | Виды информации по форме представления. | 1 | ||
3 | Действия с информацией. Стартовый контроль. | 1 | ||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 7 | |||
4 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | ||
5 | Устройства ввода информации. | 1 | ||
6 | Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 1 | ||
7 | Программы и документы. | 1 | ||
8 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | 1 | ||
9 | Контрольная работа «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» | 1 | ||
10 | Главное меню. Запуск программ. | 1 | ||
Действия с информацией | 6 | |||
11 | Хранение информации. Память человека и память человечества. | 1 | ||
12 | Оперативная и долговременная память. | 1 | ||
13 | Файлы и папки. | 1 | ||
14 | Передача информации. Схема передачи информации. | 1 | ||
15 | В мире кодов. Способы кодирования информации. | 1 | ||
16 | Метод координат. Контрольная работа «Информация и информационные процессы» | 1 | ||
Подготовка текстов на компьютере | 5 | |||
17 | Текст как форма представления информации. Текстовые документы. | 1 | ||
18 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. | 1 | ||
19 | Ввод текста. | 1 | ||
20 | Редактирование текста. | 1 | ||
21 | Форматирование текста. | 1 | ||
Представление информации | 4 | |||
22 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 | ||
23 | Табличный способ решения задач. | 1 | ||
24 | Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | 1 | ||
25 | Диаграммы. | 1 | ||
Компьютерная графика | 2 | |||
26 | Графический редактор. | 1 | ||
27 | Устройства ввода графической информации. Контрольная работа «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | 1 | ||
Обработка информации | 8 | |||
28 | Разнообразие задач обработки информации. | 1 | ||
29 | Систематизация информации. Поиск информации. | 1 | ||
30 | Изменение формы представления информации. | 1 | ||
31 | Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | ||
32 | Преобразование информации путем рассуждения. | 1 | ||
33 | Разработка плана действий и его запись. Контрольная работа «Информационные процессы и информационные технологии» | 1 | ||
34 | Создание движущихся изображений. Мини-проект Планирование последовательности действий. Создание анимации. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 | ||
2 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. Входной контроль | 1 | ||
3 | Файлы и папки. Размер файла. | 1 | ||
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. | 1 | ||
5 | Отношение «входит в состав». | 1 | ||
6 | Разновидности объекта и их классификация. | 1 | ||
7 | Классификация компьютерных объектов. | 1 | ||
8 | Системы объектов. Состав и структура системы | 1 | ||
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. | 1 | ||
10 | Персональный компьютер как система. Тест «Объекты и системы» | 1 | ||
11 | Как мы познаем окружающий мир | 1 | ||
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. | 1 | ||
13 | Определение понятия. Тест «Человек и информация» | 1 | ||
14 | Информационное моделирование как метод познания. | 1 | ||
15 | Словесные информационные модели (научные, художественные) описания. | 1 | ||
16 | Словесные информационные модели. Математические модели. Многоуровневые списки. | 1 | ||
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. | 1 | ||
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. | 1 | ||
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. | 1 | ||
20 | Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели – графики и диаграммы. | 1 | ||
21 | Многообразие схем. Создаем модели – схемы, графы и деревья. | 1 | ||
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Контрольная работа «Информационное моделирование» | 1 | ||
23 | Что такое алгоритм. | 1 | ||
24 | Исполнители вокруг нас. | 1 | ||
25 | Формы записи алгоритмов. | 1 | ||
26 | Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию «Часы» | 1 | ||
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года» | 1 | ||
28 | Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию «Скакалочка» | 1 | ||
29 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | 1 | ||
30 | Чертежник учится или Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | ||
31 | Конструкция повторения. | 1 | ||
32 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» Контрольная работа «Алгоритмика» | 1 | ||
33 | Итоговое повторение Выполнение и защита итогового проекта. Итоговая контрольная работа | 1 | ||
34 | Итоговое повторение Выполнение и защита итогового проекта. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
«Информация и информационные процессы» | 8 | |||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и ее свойства. | 1 | ||
2 | Информация и ее свойства. | 1 | ||
3 | Информационные процессы. Обработка информации. | 1 | ||
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. Входной контроль. | 1 | ||
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | ||
6 | Представление информации. | 1 | ||
7 | Дискретная форма представления информации. | 1 | ||
8 | Единицы измерения информации. | 1 | ||
9 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | 1 | ||
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | 7 | |||
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | ||
11 | Персональный компьютер | 1 | ||
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | ||
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | ||
14 | Файлы и файловые структуры | 1 | ||
15 | Пользовательский интерфейс | 1 | ||
16 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 1 | ||
«Обработка графической информации» | 4 | |||
17 | Формирование изображения на экране компьютера. | 1 | ||
18 | Компьютерная графика. | 1 | ||
19 | Создание графических изображений. | 1 | ||
20 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации». | 1 | ||
«Обработка текстовой информации» | 9 | |||
21 | Текстовые документы и технологии их создания. | 1 | ||
22 | Создание текстовых документов на компьютере. | 1 | ||
23 | Прямое форматирование. | 1 | ||
24 | Стилевое форматирование. | 1 | ||
25 | Визуализация информации в текстовых документах. | 1 | ||
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. | 1 | ||
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | 1 | ||
28 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | 1 | ||
29 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». | 1 | ||
«Мультимедиа» | 4 | |||
30 | Технология мультимедиа. | 1 | ||
31 | Компьютерные презентации. | 1 | ||
32 | Создание мультимедийной презентации. | 1 | ||
33 | Контрольная работа по теме «Мультимедиа». | 1 | ||
34 | Реализация итогового проекта. |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
«Математические основы информатики» | 13 | |||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | ||
2 | Общие сведения о системах счисления. Входной контроль | 1 | ||
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | ||
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | ||
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | ||
6 | Представление целых чисел | 1 | ||
7 | Представление вещественных чисел | 1 | ||
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | ||
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | ||
10 | Свойства логических операций. | 1 | ||
11 | Решение логических задач | 1 | ||
12 | Логические элементы | 1 | ||
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа по теме: «Математические основы информатики» | 1 | ||
«Основы алгоритмизации» | 10 | |||
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | ||
15 | Способы записи алгоритмов. | 1 | ||
16 | Объекты алгоритмов. | 1 | ||
17 | Алгоритмическая конструкция следование | 1 | ||
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | 1 | ||
19 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | ||
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | ||
21 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | 1 | ||
22 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации. Контрольная работа по теме: «Основы алгоритмизации». | 1 | ||
«Начала программирования» | 12 | |||
23 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | 1 | ||
24 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | ||
25 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | ||
26 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | ||
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | ||
28 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | ||
29 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | ||
30 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | ||
31 | Решение задач с использованием циклов | 1 | ||
32 | Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа по теме: «Начала программирования». | 1 | ||
33 | Итоговое повторение. | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | ||
Моделирование и формализация | 8 | |||
2 | Моделирование как метод познания | 1 | ||
3 | Знаковые модели | 1 | ||
4 | Графические модели | 1 | ||
5 | Табличные модели | 1 | ||
6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 1 | ||
7 | Система управления базами данных | 1 | ||
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 | ||
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа | 1 | ||
Алгоритмизация и программирование | 8 | |||
10 | Решение задач на компьютере | 1 | ||
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | 1 | ||
12 | Вычисление суммы элементов массива | 1 | ||
13 | Последовательный поиск в массиве | 1 | ||
14 | Сортировка массива | 1 | ||
15 | Конструирование алгоритмов | 1 | ||
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 | ||
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа | 1 | ||
Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | |||
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | 1 | ||
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 | ||
20 | Встроенные функции. Логические функции | 1 | ||
21 | Сортировка и поиск данных | 1 | ||
22 | Построение диаграмм и графиков | 1 | ||
23 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа | 1 | ||
Коммуникационные технологии | 10 | |||
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | ||
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | ||
26 | Доменная система имен. Протоколы передачи данных | 1 | ||
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 | ||
28 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 1 | ||
29 | Технологии создания сайта | 1 | ||
30 | Содержание и структура сайта | 1 | ||
31 | Оформление сайта | 1 | ||
32 | Размещение сайта в Интернете | 1 | ||
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа | 1 | ||
34 | Итоговое повторение | 1 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика" 5-9 класс УМК Л.Л.Босова (ФГОС)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); Закона «Об образ...
Рабочая программа по предмету "Информатика"для 7 классов
Рабочая программа по предмету "Информатика"для 7 классов...
Рабочая программа по предмету: информатика и ИКТ класс - 5 – 6
Рабочая программа по предмету: информатика и ИКТ класс - 5 – 6...
Рабочая программа по предмету: информатика и ИКТ класс - 10 – 11
Рабочая программапо предмету: информатика и ИКТкласс - 10 – 11Программа и учебный план, представленные в методическом пособии , рассчитаны на 68-часовой объем курса. Курс объемом 136 часов являе...
Рабочая программа по предмету: информатика и ИКТ класс - 9
Рабочая программапо предмету: информатика и ИКТкласс - 9№Название темыКоличество часовобщеетеорияпрактика1Информация и информационные процессы9632Компьютер как универсальное устройство обработки инфор...
Рабочая программа по предмету: информатика и ИКТ класс - 7
Рабочая программапо предмету: информатика и ИКТкласс - 7 №Раздел, темы Рабочая программа7 класс 1Математические основы информатики. Информация и информацио...
Рабочая программа по предмету Информатика для 8А класса (1 час в неделю, 34 часа в год) ФГОС
Планируемые результаты изучения предмета информатикиУМК: Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ, 8 класс, М.:Бином, 2017 Название разделаПредметные результатыМетапредметные результатыЛичностные рез...