Конспект урока на тему: "Моделирование и формализация"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

ШевакожеваЗалина Самаудиновна

Урок 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_i_formalizatsiya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Моделирование и формализация»

Тема «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды моделей»

Цели урока: 

  • Учебная: сформировать понятие модели, изучить основные виды моделей, ее назначение и свойства.
  • Развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора.
  • Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Основные понятия: модель, моделирование, виды моделей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Урок начинается с вступительного слова учителя информатики: «Сегодня будем изучать модели. А как вы думаете, что такое модель?» (учащиеся приводят свои примеры)

  1. Объяснение нового материала:

У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». В нем повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 миллионов лет в прошлое. Все посетители прошлого должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующую Историю. Устами одного из служащих фирмы это описано так: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет... Вы уничтожите не одну, а миллион мышей... А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше — подохнет от голода лев... И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода... Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах...»

Напрасно один из героев рассказа умолял вернуть его на 60 миллионов лет назад, чтобы оживить случайно раздавленную им бабочку. Он оказался уже совсем в иной Истории и погиб.

Это, конечно, всего лишь фантастика, сказка, смоделированная автором ситуация, но в ней намек всем нам, как осторожны должны мы быть в нашем общении с природой. Как часто наши решения оказываются непродуманными: то мы вдруг решаем уничтожить всех волков, якобы приносящих только вред, то заселяем весь материк кроликами (так случилось в Австралии) и потом не знаем, как от них избавиться. Каждый раз хочется вернуться в тот роковой миг и сделать более правильный, как нам кажется, шаг. Но это, увы, невозможно — нет такой машины времени, которая перенесла бы нас в прошлое.

Есть, однако, «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее, проанализировать, смоделировать процесс, ситуацию, — это наука.

Рассмотрим пример из жизни. В 1870т. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль, погибли 523 человека.

Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В. Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то «несерьезные» опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое.

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.

Попытаемся понять, какова роль моделей в приведенных примерах. Конечно, архитектор мог бы построить здание без предварительных экспериментов с кубиками. Но он не уверен, что здание будет выглядеть достаточно хорошо. Если оно окажется некрасивым, то многие годы будет немым укором своему создателю. Лучше уж поэкспериментировать с кубиками.

Разумеется, лектор мог бы воспользоваться для демонстрации подробным анатомическим атласом. Но подобная степень детализации ему совершенно не нужна при изучении системы кровообращения. Более того, она мешает изучению, так как не дает сосредоточиться на главном. Гораздо эффективнее воспользоваться плакатом.

Итак, дадим следующее определение модели:

Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе изучения замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты этого оригинала. Или можно сказать другими словами: модель — это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Модели и моделирование используются человечеством давно. По сути, именно модели и модельные отношения обусловили появление разговорных языков, письменности, графики. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги — это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Моделированием называется как процесс построения модели, так и процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели.

Навыки моделирования очень важны для человека в его повседневной деятельности. Они помогают разумно планировать распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, удачно разрешать различные жизненные проблемы.

Задание 1. Заполните таблицу:

Объект

Человек

Земля

Автомобиль

Модели

Возможное решение:

Объект

Человек

Земля

Автомобиль

Модели

Кукла

Глобус

Игрушечный

Манекен

Географический атлас

Сувенир

Скелет

Карта

Опытный образец

Скульптура

Макет местности

Тренажер для водителя

На этом примере мы убедились, что моделей может быть много. Как разложить все это многообразие «по полочкам», т.е. классифицировать? В различных областях науки вы уже сталкивались с классификацией. Например, в биологии и зоологии — это систематика растений и животных, в химии — Периодическая таблица Менделеева, в грамматике — классификация слов по частям речи. Давайте рассмотрим классификацию моделей.

  1. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое модель?
  2. Что такое моделирование?
  3. По каким признакам можно классифицировать модели?
  4. Приведите примеры учебных моделей.
  5. Чем отличаются статические модели от динамических?
  6. Приведите примеры статических и динамических моделей.
  7. Что такое материальные модели?
  8. Что такое информационная модель?
  1. Задание на дом. Приведите примеры материальных , динамических и статических моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»

закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MSExcelи умения составить таблицу для решения конкретной задачи;приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих...

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей»

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей» по УМК Макаровой Н.В....

Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"

Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования.  Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...

Конспект урока по теме "Моделирование экологических ситуаций"

Цели урока: воспитательные – воспитание экологического самосознания, бережного отношения к природе.развивающие – развитие исследовательских навыков учащихся, логического  мышления, внимания...

Конспект урока по теме: "Моделирование", 10кл

1. Конспект урока по теме "Объект. Модель", "Классификация моделей" + задания для закрепеления.2. Презентация.3. Задание для практической работы на компьютере в графическом редакто...

Конспект коррекционного занятия Тема: «Моделирование из геометрических фигур» 1 класс

Закрепление знаний основных геометрических фигур и цвета....