Разработка урока "Определение понятия система. Сущность системного подхода"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Цель:
Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики
Задачи:
1. Рассмотреть структуру понятия «система»; выяснить, как изменяется структура одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи;
2. Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.
3. Формировать у обучающихся понятие глобальной информатизации общества, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_sistemy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Урок 1 (получение новых знаний)
Тема: «Определение понятия система. Сущность системного подхода»
Цель:
Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики
Задачи:
- Рассмотреть структуру понятия «система»; выяснить, как изменяется структура одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи;
- Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.
- Формировать у обучающихся понятие глобальной информатизации общества, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития.
Ход урока
- Орг. Момент
- Актуализация знаний
Современное общество идет к глобальной информационной цивилизации, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития. Современному человеку необходимо изучать структуру информатизации. Начнем изучение с введения понятия «система». Важно усвоить, что именно системный подход связывает информатику с другими предметами и является основой применения компьютера к широкому спектру практических задач.
- Получение новых знаний
Понятие «система» является вполне привычным и интуитивно понятным. Оно используется в различных областях знания и в самых разных контекстах. Содержание понятия очень многократно:
- применительно к реальным физическим объектам (Солнечная система, молекула как система атомов, компьютер как система аппаратного и программного обеспечения);
- к абстрактным объектам, являющимися продуктами теоретического обобщения (система счисления, система синтаксических правил русского языка, периодическая система Д.И. Менделеева);
- к процессам, включающим человеческую деятельность (система образования, система подготовки авиадиспетчеров, система телевещания, система работы актера над собой К.С. Станиславского)
Общим для всех систем является:
Система состоит из взаимосвязанных элементов, выполняющих общие функции, что позволяет рассматривать их как единое целое. |
Пример.
Все следующие объекты можно рассматривать как системы: кристалл как система атомов, живой организм как система клеток, компьютер, коллектив класса, Вселенная как система звезд и планет…
Согласно общей теории систем любой реальный объект (предмет, явление, событие) можно рассматривать как систему. В то же время любую систему можно рассматривать как самостоятельный объект.
Вопрос: понятия «объект» и «система» - синонимы?
Предполагаемый ответ: и, да и нет. Употребляясь в разных контекстах, отражают разные взгляды на объект.
Пример.
«Пойду, поработаю на компьютере», «Компьютер – не игрушка» - компьютер как объект;
«Основными устройствами компьютера являются процессор, память, системная шина, устройства ввода-вывода», «Компьютер – совокупность аппаратного и программного обеспечения» - компьютер как система.
Пример.
Объекты, в которых отражен системный характер: система отсчета, система охлаждения двигателя, банковская система, система социального обеспечения, операционная система ЭВМ, система безопасности, файловая система компьютера…
Чтобы кокой-то объект можно было рассматривать как систему, необходимо прежде всего уметь выделять в нем основные составляющие его элементы и взаимосвязи между ними. Причем, связи могут иметь различную природу: физическую, химическую, биологическую, социальную…
Элемент системы – составная часть системы, объект, выполняющий определенные функции в системе в рамках данной задачи. |
Пример. (закончить таблицу дома)
Название объекта- системы | Основные элементы | Основные взаимосвязи |
Солнечная система | Солнце и планеты | Гравитационные взаимодействия |
Промышленное предприятие | Цеха, отделы | Материальные, финансовые и информационные потоки между цехами и отделами |
Система линейных уравнений | ||
Операционная система |
Таким образом:
Структура системы – внутренняя организация системы, способ взаимосвязи, взаимодействия элементов системы. |
Структуризация – выделение в системе элементов и связей между элементами, т. е. определение как элементы соотносятся друг с другом. |
Пример. (см. приложение)
Изобразим структуру системы в виде графа:
- Фразу А.С. Пушкина «Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует»;
- Структуру молекулы воды;
- Структуру локальной сети, организованной по кольцевому принципу.
В рамках одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи (поставленной цели) можно провести структуризацию по-разному.
Пример. (см. приложение)
В системе «школа» можно выделить структуру управления, структуру параллелей классов, структуру профильных классов (закончить дома)
Отличительной особенностью системы является наличие у нее таких качеств или функций, которые не свойственны не одному ее элементу, не одной ее подсистеме, взятым в отдельности - эмерджентность |
Подсистема – совокупность элементов части системы, цель которой подчинена цели системы в целом |
Пример. (дома: привести еще несколько примеров эмерджентности)
Если телевизор или радиоприемник разобрать на части, то они не смогут выполнять функции по приему и трансляции радиопередач;
Главы романа в отдельности не передают сюжета и замысла романа в целом…
Системы можно сравнивать между собой. Параметры, по которым оценивается система, выбираются в зависимости от цели сравнения. Оценки могут быть количественными и качественными.
Пример. (закончить дома)
Два класса могут сравниваться по количеству учеников, успеваемости, по результатам спортивных достижений…;
Компьютеры - по производительности, новизне установленных программных средств, дизайну…;
Параметры литературного произведения…
Параметры справочной системы…
Процесс – изменение параметров системы. (результат процесса). Упорядоченная последовательность состояний системы, т. е. изменение того или иного параметра с течением времени. |
Пример. (закончить дома)
Успеваемость класса выросла. Это может свидетельствовать, в частности, о возрастании интереса учеников к учебе…
Количество содержания документов в справочной системе увеличилось…
Виды систем: (дома: привести примеры)
- материальные и информационные (абстрактные);
- естественные и искусственные (конструктивные);
- простые и сложные;
- неорганические и органические;
- статичные и динамичные;
- детерминированные (вполне определенные) и стохастические (вероятностные);
- замкнутые и открытые;
- стационарные и нестационарные;
- стабильные и нестабильные;
- устойчивые и изменяющиеся;
- развивающиеся и деградирующие.
Эти и др. аспекты изучаются в таких отраслях научного знания как системный анализ, общая теория систем…
- Подведение итогов
Таким образом, мы составили логическую цепочку раскрытия основного понятия: система – основные элементы, основные взаимосвязи – структура системы - свойства системы – параметры системы – процесс (изменение системы).
- Домашнее задание
- закончить то, что задано выше;
- п.1.1. стр. 16 «расширь свой кругозор»
издревле
сладостный
союз
поэтов
меж
собой
связует
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей»
Данный урок можно применять на уроках информатике в любом классе, где изучается тема "Моделирование". К данному уроку также разработана интерактивная презентация...
Доклад Системный подход к разработке портфолио
В докладе описана последовательность разработки портфолио учителя, некоторые общие правила и собственные размышления автора...
Определение понятия и положения системно-деятельностного подхода
Представлены основные положения теории систем применительно к организации учебно-воспитательного процесса....
Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.
Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....
Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".
Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....
Презнтация. Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"
Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"...
Система обучения и системный подход
Данный материал позволит использовать на выступлениях РМО...