Факультативный курс "Занимательная информатика", 7 класс
элективный курс по информатике и икт (7 класс) по теме
В работе факультатива принимают участие учащиеся 13-14 лет.
Цель: создание условий для формирования и развития у обучающихся:
· интеллектуальных и практических умений в области обработки текстовой и графической информации на компьютере;
· интереса к изучению информатики;
· умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· творческих способностей, умения работать в группе.
Задачи курса:
· научить обработке графической информации с помощью графических редакторов;
· дать понимание принципов построения и хранения изображений;
· рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
· научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
· научить применять алгоритмы для создания графических и текстовых документов.
Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_klass_1_ch.docx | 996.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Информация, ее свойства, смысл, оценка результата действия наглядно просматривается в процессе игры на компьютере. Роль человека в преобразовании и создании новой информации так же можно проследить в процессе игры. Обработка, передача, хранение информации с помощью компьютера, виды информации: текстовая, числовая, графическая, звуковая и видео, используемые в игре, позволяют практически наблюдать на экране монитора за изменением информационных процессов. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и т.д. при сохранении игровых программ, деятельность ученика по преобразованию информации, позволяют расширить знания учащихся о программном обеспечении.
Представление об информационных технологиях решения задач учащиеся продолжают изучать на дополнительных занятиях с целью углубления знаний и умений по выбранной теме.
Формальное описание задачи, ориентированное на программные и аппаратные средства ПК, позволяет развивать алгоритмическое мышление ученика, логику. Изучение назначения и особенностей программных средств пополняет багаж навыков работы на компьютере.
Технология обработки графической информации. Представление о графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные возможности. Графические объекты и операции над ними. Приобретая практические навыки работы в графическом редакторе на уроке, дети переходят к работе по исследованию компьютерных графических моделей различных объектов, процессов, явлений.
Технология обработки текстовой информации. На данных занятиях могут быть использованы: учебник-практикум, Интернет-ресурсы, описания лабораторных работ, карточки с заданиями, опорные карты, структурно-логические схемы.
Использование в процессе игры необходимых команд в определенной последовательности, рациональное построение хода игры формирует в некоторой степени алгоритмический стиль мышления. Практически все понятия алгоритма используются в игре на компьютере.
Отсюда вытекает необходимость обучения учеников компьютерным играм, с учетом времени проведения занятия, содержания игровых программ. Есть необходимость для некоторых учеников сделать исключение и позволить им выполнять задания в игровых программах, содержащих логический смысл.
В работе факультатива принимают участие учащиеся 13-14 лет.
Цель: создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области обработки текстовой и графической информации на компьютере;
- интереса к изучению информатики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе.
Задачи курса:
- научить обработке графической информации с помощью графических редакторов;
- дать понимание принципов построения и хранения изображений;
- рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
- научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- научить применять алгоритмы для создания графических и текстовых документов.
Учащиеся, занимающиеся в кружке «Занимательная информатика», принимают участие в конкурсах компьютерных работ, игр: школьных, районных и областных. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Таким образом, ученикам предлагается самостоятельно выбрать уровень подготовки по предложенным темам. При этом рекомендуется активизация деятельности ученика, стимулировать, поощрять за достижения в том или оном задании.
Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 час).
Представление об информационных технологиях решения задач.
В области организации информации и применении ее при решении задач компьютер является инструментом, который может усилить возможности человека, но не может их заменить. Ученики могут научиться применять компьютер для организации данных, хранения и обработки.
Технология обработки графической информации.
Растровая графика. Векторная графика. Достоинств. Недостатки. Описание цветовых оттенков на экране монитора. Форматы графических файлов. Сохранение изображений в стандартных форматах. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния
Технология обработки текстовой информации.
Понятие компьютерной обработки текста. Знакомство с текстовыми редакторами и технологией обработки текстовой информации. Изучение текстового редактора и учебной компьютерной издательской системы. Совместная обработка графической и текстовой информации.
Использование игр в процессе обучения информатике.
Информация, ее свойства, смысл, оценка результата действия наглядно просматривается в процессе игры на компьютере. Роль человека в преобразовании и создании новой информации так же можно проследить в процессе игры. Обработка, передача, хранение информации с помощью компьютера, виды информации: текстовая, числовая, графическая, звуковая и видео, используемые в игре, позволяют практически наблюдать на экране монитора за изменением информационных процессов.
Учебно-тематическое планирование
«Занимательная информатика»
в 7 классе.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1. | Представление об информационных технологиях решения задач. | 8 |
2. | Технология обработки графической информации. | 8 |
3. | Технология обработки текстовой информации. | 8 |
4. | Использование игр в процессе обучения информатике. | 8 |
5. | Резерв | 2 |
Итого: | 34 |
Формы организации учебного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. Все уроки по данному курсу можно разделить на четыре основных вида:
- Объяснение нового материала.
- Компьютерный практикум в форме практических работ на 40 минут, или компьютерных практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПИН, на 15-25 мин.
- Решение задач.
- Контроль ЗУН в виде игр, викторин, защиты проекта.
Компьютерный практикум направлен на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено достаточное количество учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная информатика» для 7-х классов.
№ | ТЕМА | ДАТА |
Представление об информационных технологиях решения задач | ||
1. | Правила ТБ. Устройство компьютера Принципы работы. | 8.09. |
2. | Задачи на взвешивание. | 15.09. |
3. | Криптарифметика. | 22.09. |
4. | Деньги. Переливание. | 29.09. |
5. | Проценты. Шагометр. | 6.10. |
6. | Вычислительные и логические задачи. | 20.10. |
7. | Компьютерные числа. | 27.10. |
8. | Применение алгоритмов и блок-схем для решения задач. | 3.11. |
Технология обработки графической информации | ||
9. | Растровая графика. Векторная графика. | 10.11. |
10. | Описание цветовых оттенков на экране монитора. | 17.11. |
11. | Форматы графических файлов. | 1.12. |
12. | Сохранение изображений в стандартных форматах. | 8.12. |
13. | Особенности меню. Рабочее поле. | 15.12. |
14. | Организация панели инструментов. | 22.12. |
15. | Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. | 29.12. |
16. | Просмотр изображения в разном масштабе. | 12.01. |
Технология обработки текстовой информации | ||
17. | Понятие компьютерной обработки текста. | 19.01. |
18. | Знакомство с текстовыми редакторами. Издательская среда Publisher. | 26.01. |
19. | Технология обработки текстовой информации (форматирование, просмотр, печать). | 2.02. |
20. | Применение текстового редактора учебной деятельности. | 9.02. |
21. | Применение текстового редактора в издательской среде. | 16.02. |
22. | Совместная обработка графической и текстовой информации. | 1.03. |
23, 24. | Выпуск печатных изданий. | 15.03. 22.03. |
Использование игр в процессе обучения информатике | ||
25. | Инсталляция игр. Копирование. Категории игр. | 29.03. |
26. | Самостоятельная загрузка игр. | 5.04. |
27. | Разучивание правил игр. | 19.04. |
28. | Выбор игр по интересам. | 26.04. |
29. | Демонстрация новых игр. | 3.05. |
31. | Поиск информации об играх по сети Интернет. | 10.05. |
32. | Беседа «Значение логических игр для развития ребенка». | 17.05. |
33,34. | Резерв. | 24.05. |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- особенности формирования графических объектов;
- основные функции и возможности графических редакторов;
- представление о существовании различных форматов графических файлов, иметь представление об основных возможностях графических редакторов;
- основные требования к мультимедиа проектам;
- возможности презентационных программ;
- представление о мультимедиа технологии;
- основные функции и возможности текстовых редакторов;
- представление об основных возможностях текстовых редакторов;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
Учащиеся должны уметь:
- в графическом редакторе создать и редактировать изображения;
- разрабатывать мультимедиа проекты;
- в текстовом редакторе редактировать и форматировать тексты;
- решать логические и другие виды задач;
- устанавливать программы на компьютере.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Список литературы для учителя:
- Н. Угринович, Информатика и информационные технологии, Москва, ЛБЗ, 2003
- Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование». Задачи по информатике. Москва. Информатика и образование. 2002 год
- Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование». Информатика в начальной школе. Москва. Информатика и образование. 2002 год
- Босова Л. Учебник. Информатика. 5-6 класс. 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
Факультативный курс по алгебре для 8 класса....
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия предназначены дл...
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...
Факультативный курс 8 класс
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логическ...
Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой
Образовательная программа «Информатика и ИКТ» ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....