Факультативный курс "Занимательная информатика", 5 класс
элективный курс по информатике и икт (5 класс) по теме
Факультативный курс «Занимательная информатика» направлен на развитие творческих способностей учащихся 5 класса.
Цели и задачи курса:
· вовлечение учащихся в работу с персональным компьютером;
· целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;
· повышение общего уровня информационной культуры;
· эффективное использование имеющейся компьютерной техники.
Данный курс состоит из двух модулей: «Решение занимательных задач» и «Создание мультимедийного проекта».
Формы работы:
- интеллектуальные игры, бои, викторины;
- творческие мастерские: дети придумывают и оформляют занимательные задачи, кроссворды, сказки и т.п.;
- защита творческих работ.
Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 5 класса рассчитана на 65 часов (2 ч. в неделю). Количество практических работ – 18, количество контрольных и зачётных работ –11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_5_klass_2_ch.docx | 1018.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности – специально организованная деятельности обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, которая может быть организована в виде экскурсий, факультативов, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.
Факультативный курс «Занимательная информатика» направлен на развитие творческих способностей учащихся 5 класса.
Цели и задачи курса:
- вовлечение учащихся в работу с персональным компьютером;
- целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;
- повышение общего уровня информационной культуры;
- эффективное использование имеющейся компьютерной техники.
Данный курс состоит из двух модулей: «Решение занимательных задач» и «Создание мультимедийного проекта».
Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Веселые и познавательные игры, конкурсы значительно оживляют изучение строгих, «сухих», «страшных» дисциплин как математика и информатика. Занимательные задачи научат ребят пользоваться знаниями, специальной терминологией, разовьют их память и логику.
Метод проектов разовьет познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Позволяет интегрировать знания, умения; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Формы работы:
- интеллектуальные игры, бои, викторины;
- творческие мастерские: дети придумывают и оформляют занимательные задачи, кроссворды, сказки и т.п.;
- защита творческих работ.
Согласно школьному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по факультативу для 5 класса рассчитана на 65 часов (2 ч. в неделю). Количество практических работ – 18, количество контрольных и зачётных работ –11.
Учебно-тематическое планирование
«Занимательная информатика»
в 5 классе.
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | В том числе, час | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1. | Знакомство с компьютером. | 20 | 13 | 5 | 2 |
2. | Сеть Интернет. Работа в Интернете. | 10 | 6 | 2 | 2 |
3. | Решение занимательных задач. | 33 | 17 | 9 | 7 |
4. | Резерв. | 2 | - | 2 | - |
ИТОГО: | 65 | 36 | 18 | 11 |
Формы организации учебного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. Все уроки по данному курсу можно разделить на четыре основных вида:
- Объяснение нового материала.
- Компьютерный практикум в форме практических работ на 40 минут, или компьютерных практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПИН, на 15-25 мин.
- Решение задач.
- Контроль ЗУН в виде игр, викторин, защиты проекта.
Компьютерный практикум направлен на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено достаточное количество учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная информатика» для 5-х классов.
I триместр 2011-2012 учебного года.
№ | Тема урока | Дата проведения |
1/1. | Введение в предмет информатика. | 7.09. |
2/2. | Техника безопасности в кабинете ВТ. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | 8.09. |
3/3. | История развития вычислительной техники. | 14.09. |
4/4. | Поколения ЭВМ. | 15.09. |
5/5. | КП «Экскурсия в виртуальные музеи Интернета: «Знакомство с компьютером». | 21.09. |
6/6. | Функциональная схема компьютера. Устройства компьютера и их функции (процессор, оперативная и долговременная память). | 22.09. |
7/7. | Основные и периферийные устройства компьютера. | 28.09. |
8/8. | Данные и программы. Файлы и файловая система. | 29.09. |
9/9. | КП «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 5.10. |
10/10. | Носители информации. | 6.10. |
Каникулы с 10.10. по 16.10. | ||
1/11. | КП «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты, flash-памяти». | 19.10. |
2/12. | Программное обеспечение компьютера, его структура. | 20.10. |
3/13. | Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. | 26.10. |
4/14. | Графический интерфейс операционных систем и приложений. | 27.10. |
5/15. | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. КП «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | 2.11. |
6/16. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. КП «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 3.11. |
7/17. | Игра «Этот увлекательный мир компьютеров». | 9.11. |
8/18. | Придумываем и оформляем сказку «Жил-был компьютер». | 10.11. |
9/19. | КП «Работа над творческим проектом». | 16.11. |
10/20. | Защита творческих работ. | 17.11. |
Каникулы с 21.11. по 27.11. |
II триместр 2011-2012 учебного года.
№ | Тема урока | Дата проведения |
1/21. | Передача информации. Каналы связи. | 30.11. |
2/22. | Виды компьютерных сетей. Локальная и глобальная компьютерные сети. | 1.12. |
3/23. | Интернет: история и состав. | 7.12. |
4/24. | Подключения к Интернету. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | 8.12. |
5/25. | Информационные ресурсы Интернета. | 14.12. |
1/26. | Поиск информации в Интернете: как найти нужную информацию. | 15.12. |
2/27. | КП «Поиск информации в Интернете». | 21.12. |
3/28. | КП «Работа в Интернете». | 22.12. |
4/29. | Разгадывание кроссворда и ребусов: «Наш помощник Интернет». | 28.12. |
5/30. | Контроль знаний и умений: игра-путешествие «Интернет». | 29.12. |
Каникулы с 1.01. по 9.01. | ||
1/31. | Ребус. История появления и развития ребусов. Виды ребусов. | 11.01. |
2/32. | Разработка ребусов. | 12.01. |
3/33. | Знакомство со стандартным графическим редактором (например, Paint и другие) | 18.01. |
4/34. | КП «Разработка ребусов в графическом редакторе». | 19.01. |
5/35. | КП «Страна ребусов (придумываем и оформляем ребусы на термины, изученные на уроках факультатива)». | 25.01. |
6/36. | Защита творческих работ. | 26.01. |
7/37. | КП «Поиск ребусов в Интернете на определённую тему. Выпуск «Книги занимательных ребусов». | 1.02. |
8/38. | Кроссворд. История появления и развития кроссвордов. Виды кроссвордов. | 2.02. |
9/39. | Разработка кроссвордов. | 8.02. |
10/40. | Конкурс кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды). | 9.02. |
11/41. | Знакомство с текстовым редактором (например, Word и другие) | 15.02. |
12/42. | КП «Разработка кроссворда в текстовом редакторе». | 16.02. |
Каникулы с 20.02.по 26.02. |
III триместр 2011-2012 учебного года.
№ | Тема урока | Дата проведения |
1/43. | КП «Разработка кроссворда в текстовом редакторе». | 29.02. |
2/44. | КП «Страна кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды на термины, изученные на уроках факультатива)». | 1.03. |
3/45. | КП «Страна кроссвордов (придумываем и оформляем кроссворды на термины, изученные на уроках факультатива)». | 14.03. |
4/46. | Защита творческих работ. | 15.03. |
5/47. | КП «Поиск кроссвордов в Интернете на определённую тему. Выпуск «Книги компьютерных кроссвордов». | 21.03. |
6/48. | Занимательные задачи по информатике. Что они собой представляют? | 22.03. |
7/49. | Учимся логически мыслить. Логические задачи. | 28.03. |
8/50. | Решение задач. | 4.04. |
9/51. | Решение задач. | 5.04. |
Каникулы с 9.04. по 15.04. | ||
1/52. | Решение логических задач с помощью таблиц. | 18.04. |
2/53. | Анаграммы. | 19.04. |
3/54. | Антианаграммы. | 25.04. |
4/55. | Решение занимательных задач. | 26.04. |
5/56. | Разработка и создание проекта на определённую тему по группам (ребусы, кроссворд, задачи и сказка). | 2.05. |
6/57. | КП «Работа в творческих группах» | 3.05. |
7/58. | КП «Работа в творческих группах» | 10.05. |
8/60. | КП «Работа в творческих группах» | 16.05. |
9/61. | Защита творческих проектов. | 17.05. |
10/62. | Защита творческих проектов. | 23.05. |
11/63. | Игра «Занимательный мир информатики». | 24.05. |
12/64. | Резерв. | 30.05. |
13/65. | Резерв. | 31.05. |
Летние каникулы |
Учащиеся должны знать и уметь:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- знать общую функциональную схему компьютера;
- знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- знать состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- знать назначение операционной системы;
- иметь представление об основных типах линий связи и скорости передачи информации по ним;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню ПУСК;
- уметь изменять размеры окна и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- уметь решать логические задачи;
- уметь работать с носителями информации;
- уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- знать требования к организация компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);
- объяснять основные принципы технологии World Wide Web (Всемирная паутина), технологии поиска информации в Интернет;
- пользоваться сервисными службами Интернет;
- настраивать браузер и почтовую программу для работы в сети;
- составлять запросы по заданной тематике.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература для учителя:
- И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике М.: Творческий центр Сфера, 2006. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. (гриф «Допущено» Министерства образования РФ)
- Л.Л. Босова. А.Ю. Босова, Ю.К. Коломенская. Занимательные задачи по информатике М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- О.А. Гаврилова. Информатика. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2007. – 64 с.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства:
- Компьютер;
- Мультимедиа-проектор;
- Принтер;
- Модем;
- Устройства вывода звуковой информации — колонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией;
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон;
- Различные носители информации – дискеты, оптические диски, flash-память.
Программные средства:
- Операционная система – Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
Факультативный курс по алгебре для 8 класса....
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия предназначены дл...
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...
Факультативный курс 8 класс
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логическ...
Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой
Образовательная программа «Информатика и ИКТ» ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....