Методические разработки. Система принципов обучения
методическая разработка по информатике и икт на тему

Будаева Татьяна Михайловна

Для формирования познавательного интереса к предмету, мотивации учиться, создания дидактических моделей и их реализации должна быть создана такая  образовательная система  определённой концепции, которая включает организационные формы, методы и средства обучения, отражающие гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитательные цели, регулирующие систему конструирования и осуществления педагогического процесса и способы учебного познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_printsipov_obucheniya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Доваторовская СОШ»            

Система принципов обучения

Для формирования познавательного интереса к предмету, мотивации учиться, создания дидактических моделей и их реализации должна быть создана такая  образовательная система  определённой концепции, которая включает организационные формы, методы и средства обучения, отражающие гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитательные цели, регулирующие систему конструирования и осуществления педагогического процесса и способы учебного познания.

Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служит дидактическая система  принципов обучения.

1

Системообразующие принципы

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  2. Принцип фундаментальности и профессиональной направленности обучения;
  3. Принцип социокультурного соответствия.

2

Принципы, раскрывающие цели, сущность и содержание обучения

- Принцип научности и связи теории с практикой

- Принцип систематичности и последовательности

- Принцип доступности

- Принцип рационального сочетания коллективной познавательной деятельности с индивидуальным подходом в обучении

- Принцип положительной мотивации

3

Принципы, присущие новым информационным технологиям обучения

- Принцип гуманистичности

- Принцип педагогической целесообразности применения НИТ

- Принцип выбора содержания образования

- Принцип обеспечения безопасности информации

- Принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям

- Принцип мобильности обучения

Система принципов обучения, обладающая такими интегративными чертами, которыми не обладают её элементы в отдельности. Такими чертами являются гармоничность, целесообразность и эффективность обучения, открытость для нового содержания и новых технологий.

Рассмотрим подробно принципы, присущие НИТ.[1]

Принцип гуманистичности обучения является определяющим в современной образовательной системе на основе НИТ. Его сущность заключается в обращённости образовательного процесса к личности и создании максимально благоприятных условий для овладения обучаемыми накопленным опытом, предоставлении им широких возможностей для всестороннего развития, проявления самостоятельности и творческой активности, индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных качеств.

При использовании современных информационно – педагогических технологий обучения учитель и обучаемые становятся активными участниками совместной познавательной деятельности, учитель перестаёт выступать перед обучаемым в качестве источника первичной информации, а превращается в посредника, который помогает в получении необходимых знаний, умений, навыков, адекватных их возможностям.

Принцип педагогической целесообразности применения НИТ  требует педагогической оценки эффективности каждого этапа проектирования и внедрения НИТ в образовательный процесс. Следовательно, на первый план необходимо ставить не внедрение компьютерных технологий и телекоммуникационных средств,  а содержательное наполнение обучающих программ.

Принцип выбора содержания образования  с активным использованием НИТ предполагает, что многообразие форм и содержания, возможностей и интересов обучаемого должны не только соответствовать нормативным требованиям государственных образовательных стандартов,  но обеспечить единство образовательного пространства, непрерывность образования и реализации личностно – ориентированного подхода  к обучению и воспитанию личности.

Принцип обеспечения безопасности информации  предусматривает организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и обработки информации с различным уровнем внедрения НИТ.

Принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям  предполагает, что НИТ должны быть адекватны современным образовательным моделям. Если увлечение компьютерными и телекоммукационными средствами превращается в самоцель и теряется чувство меры, то дидактическая эффективность НИТ идёт в ущерб восприятию и усвоению учебной информации, снижению качества усвоения ученого материала.

Принцип мобильности обучения  заключается в создании информационных сетей, баз и банков данных, позволяющих обучаемым дополнять свою образовательную программу при отсутствии соответствующих услуг в учебном заведении.

..

Директор школы                     /Е.И.Пикалова/                                                                                                                              


[1] А.Б.Трофимов. Информатика и образование. №9.2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Основные принципы составления технологической карты урока"

Технологическая карта с методической структурой урока....

Методическая разработка «Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) лыжной подготовке»

Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы...

Система принципов обучения

Для формирования познавательного интереса к предмету, мотивации учиться, создания дидактических моделей и их реализации должна быть создана такая  образовательная система  определённой конце...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...

Методическая разработка урока "Принципы планировки. Создание микроландшафта"

Цель урока:познакомить учащихся с понятием "микроландшафт", научить создавать эскиз планировки пришкольного участка., формировать устойчивый интерес к предмету "Технология", развив...

Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.

В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....

Методическая разработка "Система уроков по лирике С. А. Есенина в 9 классе с применением технологий личностно-ориентированного обучения"

Данный материал может быть использован при подготовке к урокам литературы по лирике С.А. Есенина в 9 классе...