методическая разработка бинарного урока «Работа с таблицами в текстовом редакторе на примере структуризации типов химических связей»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Павлик Наталья Геннадьевна

Методическая разработка бинарного урока «Работа с таблицами в текстовом редакторе на примере структуризации типов химических связей». Дан подробный план урока . рассчитанный на 1 час 20 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_binarnrgo_uroka.docx438.75 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

Методическая разработка урока

по учебным дисциплинам

«Химия» и «Информатика»

Тема урока: «Работа с таблицами в текстовом редакторе на примере структуризации типов химических связей»

Специальность: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Составили преподаватели:

химии–ПавликН.Г.

информатики - Белоусова Ю.В.

Одобрено

ПЦК общих математических и естественнонаучных дисциплин

Председатель Цветаева Л.В.

Протокол № от «______» __________2016 года


Тема урока: Работа с таблицами в текстовом редакторе на примере структуризации типов химических связей

Тип урока:изучение нового материала и закрепление навыков работы в текстовом редакторе

Вид урока: интегрированный урок

Форма учебной работы:фронтальная, групповая, индивидуальная

Место проведения урока: кабинет информационных технологий

Цель урока:изучениетипов химических связей, механизмов образования химических связей.Закрепление навыков и приемов работы с таблицами и списками в текстовом редакторе.

Задачи  урока:

Обучающая:

  • Изучить и закрепить понятие химическая связь, обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: ионная химическая связь, ковалентная полярная и неполярная химическая связь, металлическая и водородная химическая связь
  • Углубить и закрепить ранее полученные знания;
  • Обогатить личный опыт студента самостоятельной работой;
  • Продемонстрировать и закрепить приемы работы с таблицами, научить структурировать информацию для облегчения ее восприятия.

Развивающая:

  • Выработать умения самостоятельно применять знания, переносить их в новые условия;
  • Развивать умение выделять главное в изучаемом материале
  • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя информационные технологии

Воспитательная:

  • Воспитание целеустремленности, культуры труда, интереса к предметам
  • Воспитание коллективизма, взаимопомощи, ответственности

Методическая цель: показать методику проведения интегрированного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и учебных дисциплин.

Методы и приемы обучения:

  • Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: объяснение)
  • Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: наблюдение и демонстрация)
  • Метод контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа)
  • Метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи)

Принципы обучения: научность, системность, наглядность, логичность, практичность.

Средства обучения: маркерная доска, диапроектор, персональные компьютеры, периодические таблицы, карточки-задания, таблицы электроотрицательности, электронные тесты, карточки рефлексии.

Междисциплинарные связи: Химия, информатика, математика

Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по разделам «Технология создания и преобразования информационных объектов», «Строение вещества»

Учебное оборудование (оснащение) урока:персональные компьютеры, мультимедийный проектор, периодические таблицы

Методическое обеспечение урока: презентации,электронный тест по химии, карточки заданий по закреплению материала, карточки рефлексии.

Критерии уровня формируемых знаний, умений и навыков

Уметь

Знать

  • Определять тип химической связи по формуле
  • анализировать и делать выводы о химической связи и строении веществ;
  • уметь рационально выбирать и использовать программное обеспечение для решения поставленных задач;
  • использовать средства текстового редактора для структурирования информации, облегчающей ее восприятие

  • химические свойства веществ, основываясь на знаниях химической связи;
  • возможности программного обеспечения для структурирования информации.
  •  прикладные пакеты программ; общие принципы, последовательность и правила работы с готовыми пакетами программ.


План урока

Этапы урока

Время

Ресурсы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент.

5 мин.

Организует внимание студентов, настраивает на проведение занятия, сообщение темы, ознакомление с целями урока, мотивация деятельности студентов.

Самоорганизация подготовка рабочего места

2

Техника безопасности

5 мин.

Организует внимание студентов, работа с презентацией

Работа по презентации

3

Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы Проверка знаний по ранее пройденным темам

Подготовка к работе на основном этапе урока

12 мин.

Объяснение по выполнению теста

Постановка учебной проблемы

Решение электронного теста

4

Изучение нового материала

28 мин.

Презентация

Лекция в форме беседы

Запись тезисов лекции

5

Закрепление материала

25мин.

 Карточки задания

Объяснение задач, организация деятельности студентов при их решении

Решение поставленных задач с помощью средств ИКТ, анализ результатов.

6

Подведение итогов занятия.

3 мин.

Презентация

Сообщение отметок, подведение итогов деятельности студентов

Сообщение о достижении целей урока,  выводы

7

Рефлексия

2 мин.

 Карточки рефлексии

Организует рефлексию деятельности: раздача карточек рефлексии  и консультирование по работе с ними. Обработка карточек, самоанализ

Работа с карточками рефлексии


Ход урока

Организационный момент. Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная работа по готовности к занятию

Актуализация знаний. На данном этапе производиться актуализация знаний, сообщение темы, цели и задач урока, связь с материалом прошлых уроков, проверка выполнения домашнего задания.

Преподаватель химии: «Здравствуйте, друзья! Тема нашего сегодняшнего занятия «Работа с таблицами в текстовом редакторе на примере структуризации типов химических связей»

Эпиграфом к нашему занятию стало высказывание французского физика Брейка Кроуфорда «Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии» (Слайд 1, 2, 3)

Преподаватель информатики: «Дорогие друзья, прежде чем начать работу с ПК, давайте повторим ТБ и охрану труда в кабинете информатике»

Вспомним, прошлую тему и выполним электронный тест. (Слайд 4, 5)

Преподаватель информатики: Для проверки ваших знаний по химии мы предлагаем решить вам электронный тест. По окончанию решения вы сразу узнаете отметку за выполнение вашего задания. (Инструктирование по работе с тестом)(слайд 6,7)

ТЕСТ по теме «Периодический закон и периодическая система

 химических элементов Д.И. Менделеева»

Вариант № 1

 1. У атома серы число электронов на внешнем уровне и заряд ядра равны соответственно

  1) 4 и +16         2) 6 и +32           3) 6 и +16             4) 4 и +32

2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы мышьяка и

  1) фосфора         2) селена            3) германия         4) ванадия

3. В ряду химических элементов:

алюминий→кремний→фосфор→сера

радиус атома:

    1) увеличивается                                          3) не изменяется

    2) уменьшается                                            4) сначала увеличивается, а потом уменьшается

4. В порядке усиления неметаллических свойств расположены

1) S-Se          2) Se-Br           3) I -Br             4) I-Te

5. Наибольший радиус у атома

   1) кислорода             2) углерода             3) фтора               4) лития

6. Высший оксид состава ЭО образуют все элементы

   1) IV А группы        2) IIА группы        3) IV периода        4) II периода

7. По номеру периода можно определить

   1) количество электронов на внешнем уровне атома      3) заряд ядра атома

   2) количество всех электронов в атоме                             4) число энергетических уровней в атоме

8. Сколько энергетических уровней в атоме скандия?

   1) 1          2) 2          3) 3           4) 4

Вариант № 2

1. Число электронов в атоме аргона равно

   1) 2              2) 40             3)18            4) 8

2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы кремния и

1) фосфора         2) селена            3) германия            4) ванадия

3. В ряду химических элементов:

алюминий→кремний→фосфор→сера    радиус атома

    1) увеличивается                                          3) не изменяется

    2) уменьшается                                            4) сначала увеличивается, а потом уменьшается

4. Металлические свойства усиливаются в ряду

   1)   Na-Mg-Al            2) Mg-Ca-Ba           3) K-Ca-Fe            4) Se-Ca-Mg

5. Элемент, проявляющий наиболее ярко выраженные металлические свойства

   1) А1            2) Мg            3) Na           4) Si

6. В главных подгруппах с повышением порядкового номера металлические свойства элемента

    1) усиливаются          2) ослабевают          3) не изменяются           4) изменяются периодически

7. Элемент, в атоме которого на внешнем уровне находится четыре электрона

   1) бериллий        2) титан          3) германий        4) фосфор

8. d- элементом является:

     1) бериллий      2) медь      3) сера       4)рубидий

Вариант № 3

1. Число валентных электронов в атоме стронция равно

  1) 2         2) 3         3) 4             4) 38

2. Пара элементов, обладающих наиболее сходными химическими свойствами -это

   1) Са и К             2) Nа и К        3) В и С         4) С и О

3. В каком ряду химические элементы расположены в порядке убывания их атомных радиусов?  

1) N, C, B        2) N, P, As        3) Na, Mg, K         4) В, C, N

4. Формула высшего оксида, образованного элементом четвертой группы

    1) ЭО2           2) Э2О3           3) ЭО3             4) Э2О5

5. В ряду химических элементов Si─ Р ─ S

   1) увеличивается число валентных электронов в атомах

   2) уменьшается число валентных электронов в атомах

   3) уменьшается электроотрицательность

   4) увеличиваются радиусы атомов

6. В порядке усиления неметаллических свойств расположены

1) S-Se          2) Se-Br           3) Br-I             4) I-Te

7. Число электронов в атоме магния равно:

   1) 2              2) 8             3)12            4) 24

8. Укажите, какоой элемент имеет следующее распределение электронов 2.8,18,18,6

   1) германий          2) селен             3) теллур    4) полоний  

Студенты решают один из 3 вариантов электронного теста.

Преподаватель химии: «А теперь мы рассмотрим типы химических связей, проследим взаимосвязь между типом химической связи и свойствами веществ. Научимся по формуле и по значению электроотрицательности определять тип химической связи. (Слайд 8-17).

Студенты смотрят презентацию, записывают опорный конспект, работают с периодической таблицей, записывают схему образования связей.

Закрепление материала.

Преподаватель информатики: «Перед тем как начать закрепление нового материала по химии, давайте вспомним основные моменты по работе с программным обеспечением и в частности текстовым редактором Word.

Преподаватель объясняет и модерирует действие студентов.


Вариант 1 (впишите недостающее)

Фамилия, имя_______________________________________

Текстовые редакторы относятся к __ ___________ программному обеспечению? (прикладному)

Программа Microsoft Word распространяется на ___________________ основе

(платной)

Пиктограммой под №…. можно изменить расстояние между абзацами в  текстовом редакторе Word:

Пиктограммой под №…. можно залить ячейку таблицы в текстовом редакторе Word:

Имя файла задается ___________________ и должно отражать _______________ файла. (пользователем, содержимое)


Вариант 2 (впишите недостающее)

Фамилия, имя_______________________________________

Тип хранящейся в файле информации можно определить по

его_________________________ (расширению)

Системное программное обеспечение служит

для______________________________________________

(управление работой устройствами ПК и другими видами ПО)

Чтобы создать в Word нумерованный список необходимо воспользоваться пиктограммой №…

Пиктограммой под №... можно изменить цвет шрифта

Для получения твердой копии электронного документа

необходимо воспользоваться____________________

(принтером)


Студенты решают задания и проверяют правильность решения друг у друга (слайд 18-19)

Преподаватель информатики: «Ну а теперь вернемся к изученному новому материалу по химии. После изучения нового материала его следует структурировать и закрепить. Для лучшего усвоения химических связей необходимо распределить их по группам. Наиболее удобно это выполнить в текстовом редакторе с помощью таблицы. Как создаются таблицы, вы уже знаете. Теперь мы предложим вам карточки с различными видами химических связей, а вы должны самостоятельно сконструировать таблицу и оформить ее следующим образом:

  • Заголовок таблицы: шрифт-Arial, 14 кегль, полужирный, курсив, выравнивание по центру. Заливка заголовка серым фоном.
  • основная таблица: TimesNewRoman, 14 кегль, выравнивание по левому краю.
  • Для удобства использование установить крайнюю левую колонку с автоматической нумерацией.

Студентыработают в текстовом редакторе, структурируют информацию. (слайд 20-21)

Карточки-задания

Вариант 1

  1. В предложенных формулах определить тип химической связи:

H2, KCl, NH3, CaBr2, CH4, N2, NCl3, Li2O, SF6, Mg, PbO2, AlCl3,  C4H10, N2O5, CaO, BaS, Au, F2, CsF, BeCl2, Cl2O, PH3, Na2S, CO.

Вариант 2

  1. В предложенных формулах определить тип химической связи:

PH3, Cl2, H2S, HCl, P2O5, Cu, CO, P4, SiO2, CH4, ZnS, MgI2, Br2, KH, PCl3, NH3, C2H6, BaBr2, P4, NaH, Li, CaS, H2O, HgCl2, ClO2.

Вариант 3

  1. В предложенных формулах определить тип химической связи:

NaCl, S8, CO2, O2, HI, Ag, CCl4, NH3, CaBr2, NO, NCl3, C2H2, H2, KCl, PH3, CaBr2, CH4, N2, NF3, Li2O, SF6, Mg, PbO2, AlCl3

Вариант 4

  1. В предложенных формулах определить тип химической связи:

C4H10, N2O5, CaO, BaS, Au, F2, CsF, BeCl2, Cl2O, PH3, Na2S, CO,  PBr3, Cl2, H2S, HCl, P2O5, Cu, CO, P4, SiO2, CH4, ZnS, MgI2

Вариант 5

  1. В предложенных формулах определить тип химической связи:

Br2, KH, PCl3, NH3, C2H6, BaBr2, P4, NaH, Li, CaS, H2O, HgCl2, ClO2, NaCl, S8, CO2, O2, HI, Ag, CCl4, NH3, CaBr2, NO, NCl3, C2H2


Подведение итогов занятия.Объявление о достижении цели и решении всех задач урока, объявление отметок. (Слайд 22).

Студенты: работают с карточками рефлексии (Слайд 23)

Объявление домашнего задания (слайд 24)

Преподаватели: «Всем спасибо!» (Слайд 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"

Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...

Практическая работа "Создание таблиц в текстовом редакторе"

Предназначена для учащихся 3 и 4 классов...

Первоначальные сведения компьютерной грамоты (клавиатура, манипулятор типа мышь). Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word.

Манипуляции с мышью.  Назначение клавиш компьютерной клавиатуры, Горячие клавиши для форматирования текста. Работа с таблицами....

Бинарный урок "Моделирование фартука средствами автофигур текстового редактора"

Разработка бинарного урока для учеников 5 класса.Урок проходит в компьютерном классе учителями информационных и материальных технологий. На первом этапе дети вспоминают элементы моделирования. Далее м...

План -конспект урока по информатики. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

Урок практикум с использованием технологий проектного метода. Разработка учащиемся мини- проекта. Освоение навыков работы с таблицами....

Конспект урока "Работа с таблицами в текстовом редакторе"

Конспект урока "Работа с таблицами в текстовом редакторе"...

Презентация к уроку "Работа с таблицами в текстовом редакторе"

Презентация к уроку "Работа с таблицами в текстовом редакторе"...