Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа по информатике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8v_kl.bosova_informatika.docx57.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 358

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТА                                                                                            Решением Педагогического совета                            

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

школы №358

Московского района Санкт-Петербурга  

Протокол №        от                  2015 г.          

   

УТВЕРЖДЕНА

Приказом по государственному

бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №358 Московского района Санкт-Петербурга

Приказ №     от_______________2015    

Директор _____________ Е.А. Артюхина  

                     

Рабочая программа предмета, курса

по информатике

для 8 «В» класса

срок реализации 1 год

Ф.И.О Шепуревой И.Н

учителя информатики

Программа рассмотрена на заседании школьного

методического объединения

Протокол № ______от «_____» _________2015г.

Председатель МО_______________________(___________________)

                     Подпись                                        расшифровка

Санкт-Петербург

2015

I. Пояснительная записка

1.1 Нормативная основа программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12. 2004 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт , утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  5. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
  6. Устав ГБОУ школа № 358 Московского района СПб (утверждено КО СПб 10.07.2014г. № 3078-р).
  7. Учебный план ГБОУ школа №358 Московского района СПб на 2015 – 2016 учебный год.

Рабочая программа составлена:

-  в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования 2015 года по предмету «информатика»;

-        в основу положены  «Примерные  программы  по учебным предметам информатика5-9 класс», М. Просвещение, 2011 г.

- Программой  для общеобразовательных учреждений «Информатика». 8 класс.    Автор  Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ , Лаборатория знаний 2013.

- с  учетом основной образовательной программы  ГБОУ школа № 358 на 2015-2016учебный год.

1.2 Цели и задачи

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

1.3 Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

1.4Количество учебных часов

Предмет «Информатика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6–9 классах.

Программа рассчитана на  1  час в неделю согласно учебному плану. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение информатики  в 8  классе составит  34 часа.

1 четверть –  9  часов

2 четверть – 7  часов

3 четверть –10   часов

4 четверть –  8 часов

1.5 Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Компьютерный практикум

4

2

6

5

17

Клавиатурный тренажёр

4

2

6

Тематический контроль

1

1

1

1

4

Итоговый контроль

1

1

Итого:

28

1.6 Особенности обучающихся класса

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности в классе – ниже среднего. К концу урока быстро нарастает утомление. Внимание в целом по классу устойчивое, переключаемость соответствует средним показателям. 

Познавательная активность развита недостаточно. Учебная мотивация носит внешний характер.

Уровень самооценки и уровень притязаний соответствуют средним показателям.

Школьная тревожность не выражена. Эмоционально стабильны.

Уровень благополучия взаимоотношений в классном коллективе – выше среднего. 

1.7 Особенности организации учебного процесса по предмету

Формы обучения:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные;

практикумы.

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: контрольная работа, практикум.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, метод проектов.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • практическая работа;
  • тест;
  • компьютерное тестирование;
  • фронтальный опрос;
  • редактирование текста;
  • контрольная работа;

1.8 Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «Информатика».

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теория

практика

1

Математические основы информатики

13

8

5

2

Основы алгоритмизации

10

5

5

3

Начала программирования

10

5

5

4

Итоговое повторение

1

1

Итого:

34

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы

Математические основы информатики

13 часов

Понятия о позиционных и непозиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024.Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний. Логические значения, операции, выражения, таблицы истинности

Основы алгоритмизации

10 часов

Учебные исполнители Робот и др.,как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Начала программирования

10 часа

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Итоговое повторение

1 часов

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

02.09.

2.

Общие сведения о системах счисления.

§1.1.

09.09.

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§1.1.

16.09.

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления.

§1.1.

23.09.

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления.

§1.1.

30.09

6.

Представление целых чисел

§1.2.

7.10.

7

Представление вещественных чисел

§1.2.

14.10.

8.

Высказывание. Логические операции

§1.3.

21.10.

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1.3

28.10.

10.

Свойства логических операций

§1.3

11.11.

11.

Решение логических задач

§1.3

18.11.

12.

Логические элементы

§1.3.

25.11.

13.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики»

§2.3

02.12.

14.

Алгоритмы и исполнители

§2.1.

09.12.

15.

Способы записи алгоритмов

§2.2

16.12.

16.

Объекты алгоритмов

§2.3

23.12.

17.

Алгоритмическая конструкция «следования»

§2.4

13.01.

18.

Алгоритмическая конструкция «ветвления». Полная форма ветвления

§2.4

20.01.

19.

Сокращенная форма ветвления

§2.4

27.01.

20.

Алгоритмические конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§2.4

03.02.

21.

Цикл с заданным условием окончания работы.

§2.4

10.02.

22.

Цикл с заданным числом повторений.

§2.4

17.02.

23.

Обобщение и систематизация основных понятий

24.02.

24.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

02.03

25.

Общие сведения о языке программирования Паскаль.

§3.1

09.03

26.

Организация ввода и вывода данных

§3.2

16.03

27.

Программирование линейных алгоритмов.

§3.3

30.03.

28.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

§3.4

06.04

29.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§3.4

13.04.

30.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

§3.5

20.04.

31.

Программирование циклов с заданным числом повторений

§3.5

27.04.

32.

Различные варианты программирования циклического алгоритма

§3.5

04.05.

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»

11.05.

34.

Итоговое тестирование.

18.05.

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8 классе учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут  использовать приобретенные знания на практике:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Контроль уровня обучения

  • тестирование по разделам/темам программы;
  • проверочные работы по отдельным разделам/темам программы;
  • творческие работы по отдельным разделам/темам программы и на разных этапах выполнения проекта;
  • контрольный лист оценки ключевых навыков, заполняемый учащимися и учителем в начале и в конце обучения;
  • оценка практических навыков учащихся на различных этапах выполнения проекта;

Критерии и нормы оценки

По устному опросу:

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. полностью освоил учебный материал;
  2. умеет изложить его своими словами;
  3. самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  4. правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  2. подтверждает ответ конкретными примерами;
  3. правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. не усвоил существенную часть учебного материала;
  2. допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  3. затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  4. слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  1. почти не усвоил учебный материал;
  2. не может изложить его своими словами;
  3. не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  4. не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ:

Отметка «5» ставится, если учащийся:

  1. творчески планирует выполнение работы;
  2. самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  3. правильно и аккуратно выполняет задание;
  4. умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

  1. правильно планирует выполнение работы;
  2. самостоятельно использует знания программного материала;
  3. в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
  4. умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

  1. допускает ошибки при планировании выполнения работы;
  2. не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  3. допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  4. затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

  1. не может правильно спланировать выполнение работы;
  2. не может использовать знания программного материала;
  3. допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  4. не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Проверка и оценка практической работы учащихся:

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Босова Л.Л., Босова А. Ю. «Информатика 8 класс», Бином, 2013

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Информатика».

Основная литература для обучающихся:

Учебник Босова Л.Л., Босова А. Ю. «Информатика 8 класс», Бином, 2013

Методическое обеспечение:

  1. Методические рекомендация для учителя информатики к учебнику Босовой Л.Л., Босова А. Ю.  8 класс, Издательство Бином, 2013
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Босова Л.Л., Босова А. Ю. «Информатика 8 класс»,издательство Бином, 2013

Интернет-ресурсы:

  1. www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
  2. www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
  3. www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
  4. www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
  5. www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
  6. www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
  7. http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
  8. www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
  9. www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
  10. kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
  11. http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  12. www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
  13. http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
  14. www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).
  15. http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).
  16. http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Электронный учебник

2. Математический конструктор 1С

3. Flash-ролики

4. Комплекс инструментальных средств программирования (КИС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...