“Информация вокруг нас”
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Урок 6 класса “Информация вокруг нас”. Первый урок по теме: “Информация и информационные процессы”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.52 КБ |
zapolnite_pustye_kletki.docx | 62.11 КБ |
zapolnite_tablitsu.docx | 11.86 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 17.09 КБ |
prezentats.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Информация вокруг нас
Раздел программы: “Информация и информационные процессы”
Тема урока: “Информация вокруг нас”
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма работы: Фронтальная
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Время проведения: Первый урок по теме: “Информация и информационные процессы”
Цели урока:
Создание условий для формирования понятия “информация”; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.
Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.
Проконтролировать уровень усвоения программного материала.
Развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.
Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.
Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.
Ход урока
Презентация
Организационный момент.
Проверить готовность класса к уроку. Приветствие. Ребята у меня есть информация. Мне сейчас передали записку от директора нашей школы: давайте мы ее прочитаем «Ребята, завтра в нашу школу придут гости из 509 школы. Они будут присутствовать на уроке информатики» Ребята скажите, пожалуйста, я вам сказала информацию или новость? (ответы детей) (Демонстрируется слайд 1)
Мотивационное начало урока.
Учитель: Давайте подумаем можно ли сразу дать определение информации? То есть закончить предложение, начатое словами « Информацией - называется …»
Чтобы это понять, попробуйте объяснить, например, что здесь нарисовано (слайд 2)
-Это дом , из каких фигур составлен этот рисунок? Из чего состоят треугольник и квадрат? А из чего состоят линии? А что такое точка?
В конце этой цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые объяснить через простые уже нельзя.
Точку, невозможно свести к чему-нибудь более простому.
Основным понятием является информация, оно не сводится к более простому, а все пояснения – это сведения. Вот и наша записка содержит сведения о предстоящем событии.
Сообщение темы урока. (слайд 3)
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?
Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.
Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – ИНФОРМАЦИЯ. (Демонстрируется слайд 4)
ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире. (Демонстрируется слайд 5)
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.
Учитель: Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.
Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?
Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?
Как узнаем, громко играет музыка или тихо?
Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?
Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.
Учитель: Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (Демонстрируется слайд 6)
В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная. (Демонстрируется слайд 7)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?
Ответ: Глаза
Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.
Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.
Учитель:
Задание №1 (устно)
Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?
(Демонстрируется слайд 8. Ответы обсуждаются.)
Учитель:
Задание №2 (устно)
Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?
(Демонстрируется слайд 9)
Ответ: Слуховую
Учитель:
Задание №3: (письменно)
Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.
(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).
(Правильный ответ демонстрируется на слайде 10)
Учитель:
Задание №4: (письменно)
Что должно быть написано в пустых клетках?
(Ответы обсуждаются. Правильный ответ демонстрируется на слайде 11)
Учитель:
Задание №5 (устно)
Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.
Синее, яркое, сладкое, далекое
Громкий, тихий, горячий, звонкий
Кислый, вкусный, горький, ароматный
(Демонстрируется слайд 12)
Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
(Демонстрируется слайд 13)
Учитель:
Задание №6 (Демонстрируется слайд 13)
Я приготовила вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.
Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, плеер, газета, журнал, калькулятор.
Учитель: А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тест по вариантам.
Тест к уроку
Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.
(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием. Учитель в это время проверяет тест)
(Демонстрируется слайд14)
Учитель:
Объявляются оценки за тест.
Домашнее задание:
- учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11,
- задание №4 в учебнике – стр. 11.
Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.
(Демонстрируется слайд15)
Предварительный просмотр:
Класс 6
Тема Информация вокруг нас
Цели урока:
Предметные - создать условия для формирования понятия “информация”; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации;
Метапредметные - формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
Вырабатывать ответственное отношение к труду
Личностные - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Этапы урока | Цели | Организацияпознавательной деятельности | Продукт деятельности | Форма контроля результатов |
Организационное начало | Вырабатывать ответственное отношение к труду | Фронтальные задания | Организация порядка на парте | Визуальный контроль |
Постановка задач урока | Выработка самостоятельно определять цели деятельности | Игра «письмо» | Ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
Актуализация знаний и умений для освоения учебного материала урока | Формировать навыки сотрудничества со сверстниками, поиск и выделение необходимой информации; | Вопросы | Ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
Создание условий для восприятия и освоения новых знаний учащимися | развивать способность устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; | Ответы на вопросы | Фронтальный опрос | |
Первичная проверка освоения учащимися нового материала | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли | Игра «Угадайка» | Ответы | Фронтальный опрос |
Организация деятельности обучаемых по применению новых знаний на практике | умение работать в парах, развитие диалогической речи | Работа по картинке : Какого вида информацию не получает средняя обезьянка? Таблица, заполнение пропусков, найдите лишнее | Ответы на вопрос , заполнение таблицы, заполнение пустых ячеек в таблице | Фронтальный опрос |
Оценка учебных достижений учащихся со стороны педагога | тестирование | Результаты теста | взаимопроверка | |
Организация самоконтроль учебных достижений учащимися | развитие самооценки | рефлексия | Карточки со смайликами | Сбор карточек |
Общая характеристика результатов работы класса на уроке | ||||
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | запись домашнего задания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так мы получаем информацию
Информация – сведения об окружающем мире.
Как мы получаем информацию? Канал получения Зрительный Слуховой Вкусовой Обонятельный Осязательный Органы чувств Глаза Уши Язык Нос Кожа
Виды информации 80% 10% 7% Зрительная Слуховая Тактильная Обонятельная Вкусовая
Какое чувство наиболее развито у этих животных? Зрение Обоняние Слух Осязание Вкус
Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?
Звуковая Зрительная Вкусовая Обонятельная Тактильная Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, сладко, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо. Громко Тихо Красиво Ярко Вкусно Сладко Кисло Ароматно Тепло Холодно Жарко Горячо
Заполните пустые клетки Предмет Свойство Канал Обонятельный Сладкий Осязательный Звон Зрительный Ароматный Вкусовой Колючий Звуковой Красивая
Найдите лишнее Синее, яркое, , далекое Громкий, тихий, звонкий, кислый, вкусный, горький сладкое горячий Ароматный,
Числовая информация Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т.д. 12 – число записанное арабскими цифрами. XII – число, записанное римскими цифрами. 000011011 – представление числа в памяти компьютера Текстовая информация Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. Книга – русский язык. Book – английский язык. Buch – немецкий язык. Livre – французский язык Графическая информация Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д. Звуковая информация Все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машины и т.д. Видеоинформация Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д. Виды информации по форме представления
Домашнее задание Учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11, задание №4 в учебнике – стр. 11. Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация вокруг нас
Тема "Информация и информационные процессы" заняла прочное место в курсе информатики. На неё опирается изучение всех остальных тем курса. Поэтому важно дать прочные знания по данной теме. Предст...
Информация вокруг нас
Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понят...
Внеклассное мероприятие по информатике "Информация вокруг нас" (6 класс)
Внеклассное мероприятие по информатике "Информация вокруг нас" предназначена для учащихся 6 класса.Лучше всего проводить сразу после изучения темы "Системы счисления" (по учебнику Л.Л.Босова 6 класс)В...
Информация вокруг нас
Из урока ты узнаешь:Что такое «информация»?Виды информации.Основные информационные процессы....
Презентация к уроку "Информация вокруг нас"
Первый урок в 8 классе...
КВН "Информация вокруг нас"
КВН по информатике для учащихся 5-8 класс...
Класс:5 Информация вокруг нас . Передача информации
Класс:5 ФГОС , 2 поколения. Раздел программы :Информация вокруг насТема урока: Передача информацииЦель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи...