Класс:5 Информация вокруг нас . Передача информации
методическая разработка по информатике и икт по теме
Класс:5 ФГОС , 2 поколения.
Раздел программы :Информация вокруг нас
Тема урока: Передача информации
Цель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnyy_urok_po_informatike.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:5
Раздел программы :Информация вокруг нас
Тема урока: Передача информации
Учитель: Убеева Зульфия Дусемалиевна , Камызякский район, МБОУ «Семибугровская ООШ»
Цель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации
Планируемые результаты:
-Предметные Ученик научится: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация» , источники информации, калалы информации , «информационный объект», различать виды информации по способам ее передачи человеком, по формам представления на материальных носителях, поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.). Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).
Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о передаче информации, ; сформировать системный подход при освоении учебного материала; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-Личностные У обучающегося будут сформированы: Интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни. Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия; Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; Основ правовой культуры в области использования информации.
Ученик получит возможность: Формирования навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; Формирования умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.
-Метапредметные- Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.
Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе передачи информации в технических устройствах ), в человеческом обществе – (история передачи информации ), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока:
- Мультимедийный проектор
- MS- Power Point, презентация урока
- Приложение1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение4
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Слайд 2, 3 Отгадай ребус Какие действия выполняют с информацией ? | Включаются в деловой ритм урока. Информация Хранение Обработка Передача | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (вхождение или погружение в тему) | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Проблема Слайд4 А знаете ли вы, что в Индии по берегам рек растут заросли удивительного растения, называемого «Стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень и первые капли дождя упадут хотя бы на одно растение, мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от разрушительной силы дождя. Самое интересное заключается в следующем: как только одно растение свернуло свои листочки, сигнал о наступающем дожде передается от одного растения к другому, и все заросли стыдливой мимозы сворачивают свои листки. Как вы думаете, почему так происходит? | (ответы учащихся) Отвечают: «Они передают друг другу информацию о наступающем дожде». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация (формирование ожиданий обучающихся) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Проблема: Удивительным способом приема и передачи информации пользуются многие животные , растения, насекомые и млекопитающие. Слайд №5 Вопрос: Скажите , а как летучая мышь , передает информацию? Слайд №6 Как собака может предупредить хозяина об опасности ? Приведите примеры передачи информации. Слайд 7( примеры передачи информации у некоторых животных ) Приложение 1 ( с помощью спака ) Задание На экране предложен набор картинок. Найди пару? Подумайте, о каком действии говорят эти картинки, как они взаимосвязаны , сформулируйте тему сегодняшнего урока. Цель урока -Какая цель нашего урока? | Предполагаемые ответы: Мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве. Ответ: Своим лаем собака-пастух может предупредить хозяина о том, что на стадо пытается напасть волк. Ответы учащихся Письмо, телефон , Интернет , газеты, журналы, картины, музыка и т.д. Эти картинки говорят о передаче информации Тема урока Передача информации Цель урока: мы будем изучать приемы передачи информации используя различные источники | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения (интерактивная лекция) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: передача информации | Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь число, тему урока. Слайд №8 Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону. Слайд №8 Расскажите как происходит процесс передачи информации, выбрав любой пример на плакате. (ответы учащихся) Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (ответ) Слайд 9 Да, в процессе передачи информации всегда участвует 2 стороны: тот, кто передает (источник информации), и тот, кто ее принимает (приемник информации). Слайд10 Информация передается по информационным каналам. Слайд 11 , 12 Информационные каналы бывают биологическими и техническими,односторонними и двусторонними. Примеры одностороннего и двустороннего канала связи на слайде№13 Слайд 14 Очень важно, чтобы передача осуществлялась без искажений и помех. Приведите примеры, когда информация становится недостоверной | Тема урока: «Передача информации» Ответы учащихся В древности передавали информацию с помощью костра, барабанного звука, гонца В 18-20 веке передавали информацию с помощью телефона. Письма, радио В современном 21 веке информацию передают по телефону, спутнику , с помощью компьютера Две стороны (плохая мобильная связь, слухи, сплетни, игра «сломанный телефон», урок, на котором дети плохо слушают и мешают другим). | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Физкультминутка (эмоциональная разрядка) | Физминутка. | Слайд 15 Давайте отдохнем С помощью слов и действий передадим информацию. Как живешь? – Вот так? (Показывают большой палец) Как идешь? – Вот так? (Прошагать на месте) А бежишь – Вот так? (Показать действие руками) Ночью спишь – Вот так? (Ручки под голову) Как берешь? – Вот так? Как даешь? – Вот так? (Протягивают руки) Как шалишь? – Вот так? (Надувают щели, и лопают) А грозишь – Вот так? (Пальчиком грозят). Молодцы ребята, отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. | На каждый вопрос дети хором отвечают «Вот так» и жестом показывают нужное действие. |
5.Первичное закрепление (проработка содержания темы) | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Слайд 16 Задание 1 стр. 23 учебника: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона: …Шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Сами шлют гонца другого… Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации? Изобразить схему передачи информации для данной ситуации у себя в тетрадях (один учащийся изображает на доске) СПАК Практикум Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений 1. Встаем и проходим за компьютеры. 2. Повернитесь все ко мне. - Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером. - Он вам будет передавать информацию в виде тренировочных заданий по сегодняшней теме, а вы ему будете передавать информацию в процессе выполнения этих заданий. Задание 2 стр. 23 учебника: Приложение Учебник : упр 6 стр23 Задание 3: Приложение 2 Самостоятельная работа ( в парах) Учебник : Упр.№7 стр. 24 Определите источник и приемник информации , а также характер передачи информации ( односторонний , двусторонний) в следующих ситуациях? Самопроверка по доске
| источник-царица, приёмник-царь канал связи- гонец ткачиха, повариха, Бабариха Ответы учащихся ( упр 6 ) А) ветер, месяц Б) волшебное зеркало В) рассказы купцов Г )рассказы купцов и тетушек Д) Золотой Петушок Проходят за ПК. Слушают объяснение учителя. Ученики работают парами Ученики сверяют свои ответы по доске Компьютерный тренажер Ученик работают на компьютере. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Проверить представление учащихся о передаче информации ,устройстве , обеспечивающем эту процедуру и об приемнике информации . Тест ( оперативный контроль) Приложение 3 | Учащиеся работают с понятием приемник и источник информации , используют свои представления об устройстве передачи информации , носителях информации. Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Подведем итог урока. Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке? 2. Назовите участников этого процесса? 3. Как называются средства передачи информации? 4. Какие бывают по типу информационные каналы? Молодцы. | Передача информации Источник, приёмник Информационные каналы связи Односторонние, двусторонние Технические Биологические С помехами | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
8.Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Передайте мне информацию о том, как вы поняли материал сегодняшнего урока. - Обведите смайлик, в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. | Ребята передают смайлик учителю | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9 Разгадайте кроссворд «Передача информации». Учебник : §1.5 стр 20-24 §3.4 и 3.5 стр.116 – 118 Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом) – сообщение , проект. Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! | Ученики записывают домашнее задание в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по теме "Информация. Получение и передача информации
Игры по теме "Информация. Получение и передача информации...
Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"
Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...
Фрагмент урока информатики в 9 классе по теме "Скорость передачи информации"
Ссылка для просмотра https://yadi.sk/d/NHnc3a8kkSdG...
5 класс ФГОС. Урок 6 Передача информации
Урок 6. Передача информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5Тип урока: проблемный урок Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о передаче информации как информацио...
Методическая разработка урока "Информация вокруг нас. Представление информации с помощью таблиц. 5 класс"
Тип урока: усвоение новых знанийЦель: создание условий для формирования понятия «таблица», формирование представления о структуре таблицы, использование табличного способа для решения логи...
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...