Класс:5 Информация вокруг нас . Передача информации
методическая разработка по информатике и икт по теме

 

Класс:5 ФГОС , 2 поколения. 

Раздел программы :Информация вокруг нас

Тема урока: Передача информации

Цель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnyy_urok_po_informatike.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:5

Раздел программы :Информация вокруг нас

Тема урока: Передача информации

Учитель:  Убеева Зульфия Дусемалиевна , Камызякский район, МБОУ «Семибугровская ООШ»

Цель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации

Планируемые результаты:

 -Предметные Ученик научится: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация» ,  источники информации, калалы информации , «информационный объект», различать  виды информации  по способам ее передачи  человеком, по формам представления  на материальных носителях, поиск и выделение необходимой информации;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.).  Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).

Ученик получит возможность связать изучение темы «Информация вокруг нас» в курсе информатики с конкретной практической деятельностью, расширить знания о передаче  информации, ;  сформировать  системный подход при освоении учебного материала; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-Личностные  У обучающегося будут сформированы: Интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни. Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия; Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;  Основ правовой культуры в области использования информации.

Ученик  получит возможность:  Формирования навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; Формирования умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.

-Метапредметные- Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.

Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе  передачи информации в технических устройствах  ), в человеческом обществе –  (история  передачи информации ), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока:

  1. Мультимедийный проектор
  2. MS- Power Point, презентация урока
  3. Приложение1
  4. Приложение 2
  5. Приложение 3
  6. Приложение4

 Технологическая карта урока        

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация)

Создать благоприятный психологический настрой на работу








Приветствие,

проверка подготовленности к учебному занятию,

 организация внимания детей.


 Слайд 2, 3  Отгадай ребус


Какие действия выполняют с информацией ?

Включаются в деловой ритм урока.




Информация

Хранение

Обработка

Передача

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (вхождение или погружение в тему)



Актуализация опорных знаний и способов действий.












 Проблема

Слайд4  А знаете ли вы, что в Индии по берегам рек растут заросли удивительного растения, называемого «Стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень и первые капли дождя упадут хотя бы на одно растение, мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от разрушительной силы дождя. Самое интересное заключается в следующем: как только одно растение свернуло свои листочки, сигнал о наступающем дожде передается от одного растения к другому, и все заросли стыдливой мимозы сворачивают свои листки.

Как вы думаете, почему так происходит?  




(ответы учащихся)


Отвечают: «Они  передают друг  другу информацию  о наступающем дожде».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация  (формирование ожиданий обучающихся)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.












Проблема:

Удивительным способом приема и передачи информации пользуются многие животные , растения, насекомые и млекопитающие.

Слайд №5 Вопрос:  Скажите , а как летучая мышь ,   передает информацию?

Слайд №6 Как собака   может предупредить хозяина об опасности ? 

Приведите примеры передачи информации.

Слайд 7( примеры передачи информации у некоторых  животных )

Приложение  1 (  с помощью  спака )

Задание На экране предложен набор картинок. Найди пару?

Подумайте, о каком действии говорят эти картинки, как они взаимосвязаны ,  сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Цель урока

-Какая цель нашего урока?

 


 Предполагаемые ответы:

Мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве.

Ответ:

Своим лаем собака-пастух может предупредить хозяина о том, что на стадо пытается напасть волк.

Ответы учащихся

Письмо, телефон , Интернет , газеты, журналы, картины, музыка и т.д.






Эти картинки говорят о передаче информации


Тема урока Передача информации



Цель урока: мы будем изучать приемы передачи информации  используя  различные источники

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения (интерактивная лекция)


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: передача информации







Итак, тема нашего урока созвучна цели урока

-как называется тема нашего урока?


Записываем в тетрадь  число, тему урока.


Слайд №8

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону.

Слайд №8

Расскажите как происходит процесс передачи информации, выбрав любой пример на плакате. (ответы учащихся)


Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (ответ)

Слайд 9 Да, в процессе передачи информации всегда участвует 2 стороны: тот, кто передает (источник информации), и тот, кто ее принимает (приемник информации).


Слайд10 Информация передается по информационным каналам.

Слайд 11 , 12 Информационные каналы  бывают биологическими и техническими,односторонними и двусторонними.

Примеры одностороннего и двустороннего канала связи на слайде№13


Слайд 14 Очень важно, чтобы передача осуществлялась без искажений и помех. Приведите примеры, когда информация становится недостоверной

Тема урока: «Передача информации»

 












Ответы учащихся В древности передавали информацию с помощью костра, барабанного звука, гонца

В 18-20 веке передавали информацию с помощью  телефона. Письма, радио

В современном 21 веке информацию передают по телефону, спутнику ,  с помощью компьютера

Две стороны











(плохая мобильная связь, слухи, сплетни, игра «сломанный телефон», урок, на котором дети плохо слушают и мешают другим).

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы,

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Физкультминутка (эмоциональная разрядка)


Физминутка. 








 Слайд 15 Давайте отдохнем

С помощью слов и действий передадим информацию.

Как живешь? – Вот так? (Показывают большой палец)

Как идешь? – Вот так? (Прошагать на месте)

А бежишь – Вот так? (Показать действие руками)

Ночью спишь – Вот так? (Ручки под голову)

Как берешь? – Вот так?

Как даешь? – Вот так? (Протягивают руки)

Как шалишь? – Вот так? (Надувают щели, и лопают)

А грозишь – Вот так? (Пальчиком грозят).

Молодцы ребята, отдохнули,  а теперь продолжим нашу работу.

На каждый вопрос дети хором отвечают «Вот так» и жестом показывают нужное действие.

5.Первичное закрепление (проработка содержания темы)



Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.





 Слайд 16

Задание 1 стр. 23 учебника: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:


…Шлет с письмом она гонца,

 Чтоб порадовать отца.

 А ткачиха с поварихой,

 С сватьей бабой Бабарихой

 Извести ее хотят,

 Сами шлют гонца другого…


Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.

 Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?


Изобразить схему передачи информации для данной ситуации у себя в тетрадях (один учащийся изображает на доске) СПАК


Практикум Клавиатурный тренажер  в режиме ввода предложений

1. Встаем и проходим за компьютеры.

2. Повернитесь все ко мне.

- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.

- Он вам будет передавать информацию в виде тренировочных заданий по сегодняшней теме, а вы ему будете передавать информацию в процессе выполнения этих заданий.

Задание 2 стр. 23 учебника:

Приложение

Учебник : упр 6 стр23





Задание 3:     Приложение 2         Самостоятельная работа ( в парах)  Учебник :  Упр.№7  стр. 24


Определите источник и приемник информации , а также характер  передачи информации  ( односторонний , двусторонний)  в следующих ситуациях?


Самопроверка по доске

 

 источник-царица, приёмник-царь

 канал связи- гонец

 ткачиха, повариха, Бабариха

















Ответы учащихся  ( упр 6 )

А) ветер, месяц

Б) волшебное зеркало

В) рассказы купцов

Г )рассказы купцов и тетушек

Д) Золотой Петушок







Проходят за ПК.


Слушают объяснение учителя.


Ученики работают парами


Ученики сверяют  свои ответы по доске


Компьютерный тренажер

Ученик работают на компьютере.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков





Проверить представление учащихся  о передаче информации ,устройстве , обеспечивающем  эту процедуру  и об  приемнике информации .


Тест ( оперативный контроль)

Приложение 3

Учащиеся  работают с понятием приемник  и источник информации , используют свои представления  об  устройстве передачи информации , носителях информации.


Самостоятельное решение в тетради.


Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока



Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых


Подведем итог урока.

Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

2. Назовите участников этого процесса?

3. Как называются средства передачи информации?

4. Какие бывают по типу информационные каналы?

Молодцы.

Передача информации


Источник, приёмник

Информационные каналы связи


Односторонние, двусторонние

Технические

Биологические

С помехами

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

8.Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Передайте мне информацию о том, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

- Обведите смайлик, в соответствии с образцом:  Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял.


Ребята передают  смайлик учителю

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9 Разгадайте кроссворд «Передача информации».

 Учебник : §1.5 стр 20-24

 §3.4 и 3.5 стр.116 – 118 Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом) – сообщение , проект.

Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

Ученики записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по теме "Информация. Получение и передача информации

Игры по теме "Информация. Получение и передача информации...

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...

5 класс ФГОС. Урок 6 Передача информации

Урок 6. Передача информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5Тип урока: проблемный урок Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о передаче информации как информацио...

Методическая разработка урока "Информация вокруг нас. Представление информации с помощью таблиц. 5 класс"

Тип урока: усвоение новых знанийЦель: создание условий для формирования понятия «таблица», формирование представления о структуре таблицы, использование табличного способа для решения логи...

Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»

Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...