Открытый урок в 5 классе. Тема: "Кодирование информации".
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
План конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 79.4 КБ |
kodovaya_tablitsa_flazhkovoy_azbuki.docx | 171.66 КБ |
kodovaya_tablitsa_dlya_alfavita.docx | 12.83 КБ |
kodovaya_tablitsa_azbuki_morze_angl_yaz.doc | 64.5 КБ |
primery_kodov.ppt | 627.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Юный программист»
Конспект урока.
5 «А», «Б» класс
Тема: Кодирование информации
Цели:
Образовательная:
Сформировать умения по кодированию и декодированию информации.
Развивающая:
Развивать умения искать, анализировать и отбирать информацию необходимую для решения поставленной задачи.
Воспитательная:
Воспитывать дисциплинированность, целеустремлённость и трудолюбие.
Оборудование:
Компьютеры.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Рабочая тетрадь по информатике. Автор: Босова Л.Л.
Презентация к уроку. (Выполнена в программе Macromedia Flash. См. в папке «Приложение к уроку»).
Презентация «Примеры кодов». (Выполнена в программе PowerPoint. См. в папке «Приложение к уроку»).
Набор кодовых таблиц. (Комплект на каждого ученика. См. в папке «Приложение к уроку»).
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учащихся.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение новой темы:
4.1 Введение понятий «код» и «кодирование».
4.2 Знакомство с многообразием окружающих человека кодов.
4.3 Выполнение заданий на кодирование с помощью флажковой азбуки.
4.4 Знакомство с изобретениями С.Морзе.
4.5 Выполнение задания на кодирование с помощью азбуки Морзе.
- Физкультминутка.
- Практическая работа на компьютере.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
Дидактическая задача этапа - обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Определение отсутствующих.
Организация внимания учащихся.
2. Мотивация учащихся.
Дидактическая задача этапа - сформировать и развить у учащихся познавательный интерес, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности.
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на экран, посмотрите, на нём изображена карта и кнопка «СТАРТ». Как вы думаете, что это означает?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по морю Информации в страну
Знаний, которая расположилась на островах. Вы хотите побывать на этих островах, узнать много нового и интересного?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда, позвольте, я буду капитаном на нашем корабле, а вы – юнгами. Не возражаете?
Ученики: Нет.
Учитель: Пожелаем себе 7 футов под килем и отправимся в путь!
Свистать всех наверх!
Полный вперёд!
Учитель: Ребята, я вижу на горизонте остров Повторение. Как вы думаете, что мы будем делать на этом острове?
Ученики: Повторять.
Учитель: Правильно. Давайте повторим!
3. Повторение пройденного материала
Дидактическая задача этапа - актуализировать знания учащихся по теме.
Учитель: Наша задача разгадать кроссворд и узнать какое слово спряталось в кроссворде по вертикали.
Вопросы кроссворда:
- Устройство для ввода звуковой информации.
- Название стороны, передающей информацию.
- Он бывает жёсткий и лазерный.
- Устройство вывода информации на экран.
- Название стороны, получающей информацию.
- Устройство компьютера для обработки информации.
- Устройство для ввода символьной информации.
- Устройство компьютера для хранения информации.
- Устройство для ввода графической информации.
- Устройство для вывода информации на бумагу.
- Распространённое в быту средство связи.
Учитель: Ну, а теперь, ребята, мы сможем прочитать слово по вертикали.
Только …. Ой, что же это такое? Вместо букв в кроссворде стоят цифры. Я думаю, что это туземцы, местные жители острова, решили над нами пошутить и заменили буквы цифрами. А как же нам теперь узнать, какое слово написано по вертикали?
Ученики: Расшифровать.
Учитель: Какой кодовой таблицей из набора мы воспользуемся, чтобы расшифровать слово?
Ученики: Кодовой таблицей алфавита.
Учитель: Что получилось?
Ученики: Кодирование.
Учитель: Правильно! Кодирование. Давайте отправимся на остров, который так и называется «Кодирование информации».
4. Изучение новой темы
Дидактическая задача этапа - сообщить тему и цели изучения нового материала. Сообщить о формах работы на уроке. Продемонстрировать практическую значимость изучаемого материала.
4.1 Введение понятий «код» и «кодирование»
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока «Кодирование информации».
Сегодня мы будем изучать новую тему и наша цель научиться кодировать информацию и декодировать, т. е. расшифровывать её.
На уроке вам предстоит работать индивидуально и в парах.
Итак, информация от источника к приёмнику может поступать в закодированном виде, т.е. с помощью условных знаков или сигналов. А приёмник расшифровывает сигналы.
А сигналы, какие могут быть? Как вы думаете?
Ученики: Сигналы могут быть:
- Звуковые;
- Световые;
- Тепловые;
- Электрические;
- С помощью жеста и др.
Учитель: Как понимать сигналы источник и приёмник договариваются заранее.
Запишите определение в тетрадь.
(Определение учащиеся записывают в тетрадь).
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
4.2 Знакомство с многообразием окружающих человека кодов
Учитель: Как вы думаете, мы с вами в жизни часто встречаемся с кодированием информации?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Я хочу предложить вашему вниманию презентацию, которая демонстрирует многообразие кодов, которые окружают человека.
Переход к презентации «Примеры кодов»
Учитель: Посмотрев эту презентацию, какой вывод вы можете сделать?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Действительно, человек в своей жизни очень часто встречается с кодированием информации.
-Смотрите, на доске вывешены флажки.
-Юнги, чтобы это может означать?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Ребята, с помощью флажковой азбуки корабли на флоте передают друг другу информацию.
Наша задача прочитать, что написано на флажках шхуны.
Что для этого нужно знать?
Ученики: Код флажковой азбуки, т.е. какую букву обозначает каждый флажок.
4.3 Выполнение заданий на кодирование с помощью флажковой азбуки
Учитель: Ребята, у вас на столе лежит набор кодовых таблиц. Определите, какая таблица вам понадобиться для выполнения следующего задания. РТ: стр.19 № 16.
Ученики: Кодовая таблица флажковой азбуки.
Учитель берет задание из РТ стр.19 . Расшифруйте сообщение. Сообщение готово на карточках.
Задание №16 в РТ будете выполнять в группах:
- 1 группа – расшифровывает сообщение на 1 мачте;
- 2 гр. – расшифровывает сообщение на 2 мачте;
- 3 гр. – расшифровывает сообщение на 3 мачте;
- 4 гр. – расшифровывает сообщение на 4 мачте.
- 5 гр. –расшифровывает сообщение на 1 мачте тоже.
Проверить задание.
Учитель: Ребята, давайте обратим внимание на форму флажков. Что между ними общего?
Ученики: Можно выделить 3 формы: флажки по форме треугольника, прямоугольника и с двумя треугольниками.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с задание, и мы можем продолжить наше путешествие.
Отдать швартовы! Полный вперёд!
4.4 Знакомство с изобретениями С.Морзе
(Звучит сигнал Морзе).
Учитель ставит перед детьми ряд проблемных вопросов:
Учитель: Ребята, вы слышите сигнал? Как он называется? Почему он так называется?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Это сигнал Морзе. Он назван в честь его создателя Сэмюэля Морзе. Сэмюэль Морзе – родился в 1791 году в американском штате Массачусетс. А вы знаете, что С. Морзе был не только известный изобретатель, но и художник. В Нью-Йоркском университете он был профессором живописи и рисунка, но куда больше внимания уделял электросвязи. В 1836 году С.Морзе изобрёл телеграф и код Морзе. А в 1838 году с помощью своей знаменитой азбуки из точек и тире он послал первую телеграмму. А вы хотите знать текст первой телеграммы, которая была послана с помощью азбуки Морзе?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда попробуйте его раскодировать.
4.5 Выполнение задания на кодирование с помощью азбуки Морзе
Задание выполняется у доски. На доске с помощью азбуки Морзе закодирована фраза «Чудны дела твои Господи». Четыре ученика по очереди подходят к доске и расшифровывают по одному слову.
Подводятся итоги выполнения задания.
Учитель: А ещё для кодирования информации на флоте используют семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определённым положением рук с флажками.
Дома вы постараетесь расшифровать сообщение, закодированное таким образом.
Учитель: Итак, какие способы кодирования информации на флоте мы с вами узнали?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
5. Физкультминутка
Дидактическая задача этапа - способствовать повышению внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Помогать уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Учитель: Ну, а сейчас, ребята, мы отправляемся на остров Физкультминутка
Встаньте возле своей парты. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.
(Предполагается, что физкультминутки систематически проводятся на уроках и все упражнения уже знакомы детям. Ученики вместе с учителем проговаривают стихотворение и выполняют упражнения).
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой
6. Практическая работа на компьютере
Дидактическая задача этапа – закрепить навыки работы учащихся в программе Paint.
Учитель: А сейчас, после того как мы немного взбодрились, отправимся на остров Практика.
Учитель: Как вы думаете, что нам предстоит делать на этом острове?
Ученики: Выполнять практическую работу.
Учитель: Правильно. На этом острове вам предстоит работать на компьютере. А как вы думаете, на островах есть компьютеры?
Ученики: Нет.
Учитель: А на нашем острове, который расположился в море Информации, есть компьютеры и мы будем на них работать.
Учитель: Ваша задача запустить программу Paint и нарисовать несколько флажков из таблицы флажковой азбуки. Обязательное условие: флажков должно быть как минимум 3 и они должны быть разной формы. А какие именно флажки - это ваш выбор.
Например:
7. Подведение итогов урока
Дидактическая задача этапа – проанализировать работу учащихся на уроке, дать оценку
успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Учитель оценивает практическую работу учащихся на компьютере и выставляет оценку за практическую работу.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по морю информации. Вы узнали что-то новое и интересное?
Ученики: Да.
Учитель: Что?
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов).
Рефлексия.
Учитель: - Ребята, а теперь , подумайте все ли вам было понятно сегодня на уроке и поднимите соответствующую карточку.
(У каждого на парте три кружка: красный, желтый, зеленый. Цвета отражают степень усвоенного, на взгляд ученика, пройденного материала.)
-Сегодня вы хорошо поработали и получили знания. Молодцы!
Оценки не выставляются, так как это внеурочное занятие, но отдельных ребят нужно обязательно похвалить.
8. Домашнее задание
Дидактическая задача этапа - Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить
методику его выполнения.
А сейчас мы отправимся на следующий остров и запишем в дневник домашнее задание:
- Вспомните дома все, что мы делали на уроке и составьте по три разных кода. Можно ипользовать интернет ресурсы.
Список литературы:
1. Босова Л.Л., Информатика и ИКТ, учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2010.
2. Босова Л.Л., Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2010 (как дополнительный источник информации)
Предварительный просмотр:
Кодовая таблица флажковой азбуки
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Кодовая таблица флажковой азбуки
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Кодовая таблица для алфавита
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Кодовая таблица для алфавита
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Предварительный просмотр:
Кодовая таблица азбуки Морзе
Кодовая таблица азбуки Морзе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
Москва, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс
обобщить знания и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;развития навыков использования средств ИКТ для выполнения индивидуальных творческих работ средствами MS W...
Урок игра по теме "Кодирование числовой информации"
Каждый раз, когда мы проводим каждодневные уроки, дети начинают уставать. И каждый учитель старается как то изменить обстановку при проведении урока.Данный материал был мной подготовлен и прове...
Презентация "Растровая графика" к урокам информатики в 10 классе по теме:"Кодирование графической информации"
Данная презентация знакомит учащихся с форматами растровых графических файлов. После просмотра и обсуждения презентации можно приступить к экспериментам в Практической работе 1.5 в учебнике...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Технологическая карта со сценарием блог-урока по информатике в 6 классе согласно ФГОС ООО по теме «Кодирование текстовой информации»
Адрес блога http://shorohovaen.blogspot.ru/Предмет: информатика и ИКТ.Класс: 6.Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Инфор...
Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Кодирование информации»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, игровая.Форма урока: практическая работа. Структура урокаОрг. момент – 1 - 2 ...
Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс
Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс...