Методические указания для выполнения практических работ
методическая разработка по информатике и икт на тему

Рахвалова Наиля Нагимовна

Цель методических указаний сводится к организации эффективной работы на практических занятиях, способствующей достижению ФГОС по дисциплине «Информатика», формированию практических навыков, соответствующих требованиям современного общества.

Выполнение практических работ студентами влияет на формирование и развитие информационных компетенций.

Студенты овладевают способами работы с информацией:

· поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

· извлечение информации с различных носителей;

· систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

· технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

· преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»

Методические указания для выполнения

практических работ

по дисциплине ОУД.07. Информатика

1 курс

Код специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

Профиль социально экономический

Код УГС 38.00.00 Экономика и управление

Преподаватель Рахвалова Наиля Нагимовна

Безенчук 2016


Одобрена на заседании цикловой

комиссии математических и общих

естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от __________

Председатель: _________

Л.А. Маринченко

Утверждаю

Зам. директора по учебной  работе

С.А.Антонова _________

«____» _________________

Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины Информатика утвержденной

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Безенчукский аграрный техникум»

Разработчик:

Рахвалова Наиля Нагимовна. преподаватель ГБПОУ БАТ

Рецензенты:

Маринченко Любовь Александровна, преподаватель ГБПОУ БАТ

Галиева Оксана Игоревна Зав. Лабораторией экономики, новых форм хозяйствования, маркетинга и менеджмента ГБОУ ДПО СШУ АПК


  1. Содержание
  1. Введение
  2. Практическое занятие №1.Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы.                                
  3. Практическое занятие №2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.                        
  4. Практическое занятие №3. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.                
  5. Практическое занятие №4. Представление информации в различных системах счисления.                                                                
  6. Практическое занятие №5. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.        
  7. Практическое занятие №6. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.                        
  8. Практическое занятие №7. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.                                                
  9. Практическое занятие №8. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением.                                                                                         
  10. Практическое занятие №9. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.                                         
  11. Практическое занятие №10. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании.                                                
  12. Практическое занятие №11. Защита информации, антивирусная защита.                                                                                                
  13. Практическое занятие №12. Использование систем проверки орфографии и грамматики.                                                                        
  14. Практическое занятие №13. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.                                                
  15. Практическое занятие №14. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.                                                                                                
  16. Практическое занятие №15 Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.                                
  17. Практическое занятие №16. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.                        
  18. Практическое занятие №17. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.                        
  19. Практическое занятие №18. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Примеры работы с Интернет-библиотекой.                                
  20. Практическое занятие №19. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети                                                 
  21. Практическое занятие №20. Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет олимпиаде или компьютерном тестировании                                                                        
  22. Список рекомендуемой литературы
  23. Рецензия                                                

        


Введение

В качестве способа по формированию умений и навыков в учебной программе предусмотрены практические работы. Их выполнение является обязательным. Навыки предусматривают использование методов индукции и дедукции, развитие способности к занятию исследовательской деятельности, способствуют формированию абстрактного и логического мышления. Поэтому организация и проведение практических занятий является одной из приоритетных направлений в обучении информатики.

Цель методических указаний сводится к организации эффективной работы на практических занятиях, способствующей достижению ФГОС по дисциплине «Информатика», формированию практических навыков, соответствующих требованиям современного общества.

Выполнение практических работ студентами влияет на формирование и развитие информационных компетенций.

Студенты овладевают способами работы с информацией:

  • поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
  • извлечение информации с различных носителей;
  • систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
  • технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
  • преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Цель методических указаний – оказать помощь студентам при подготовке и проведении практических занятий, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению практических занятий.

Методические указания содержат описание всех практических занятий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины Информатика. Проводить практические занятия целесообразно в порядке изучения программного материала.

Практические занятия проводятся в лаборатории Информационные технологии в профессиональной деятельности ГБПОУ БАТ.  Перед проведением практичских занятий преподаватель обязан провести вводный инструктаж по технике безопасности в соответствии с действующей инструкцией. Записи о проведении инструктажа фиксируются в специальном журнале, который хранится в лаборатории.

В ходе работы каждый студент в специальной тетради составляет отчет по следующей схеме: 1) дата, номер и наименование работы; 2) перечень приобретаемых умений и навыков в ходе занятия; 3) ответы на контрольные вопросы;

Отчет должен быть оформлен аккуратно, без помарок, все записи выполняются шариковой ручкой синего цвета  и сдается преподавателю на проверку по окончании работы.

Далее студент приступает к выполнению практической части задания за ПК. Задания выполняются персонально каждым студентом самостоятельно, выполненная работа хранится в собственной папке студента для проверки преподавателем. Оценка практической части работы дается преподавателем в ходе выполнения работы.

В конце урока преподаватель ставит зачет, который складывается из результатов наблюдений за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после неё. До экзамена допускаются студенты, получившие зачет по всем практическим работам.

Правила выполнения практических работ:

В начале урока преподаватель проверяет готовность каждого студента к выполнению практической работы в виде устного опроса либо тестирования.

Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации к выполнению в данном методическом пособии. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы, повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.

Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.

Критерии оценки:

Вы правильно выполнили задание. Работа выполнена аккуратно – 5(отлично).

Вы не полностью смогли выполнить задание. Работа выполнена аккуратно- 4 (хорошо).

Работа выполнена неаккуратно, технологически неправильно – 3 (удовлетворительно).

Студент, пропустивший практические занятия по уважительным или неуважительным причинам обязан до конца месяца выполнить задания самостоятельно, сдать преподавателю на проверку и защитить работу по дисциплине.

Правила техники безопасности при работе с персональным компьютером

Общие требования безопасности:

  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете;
  2. Бережно относиться к компьютерной технике;
  3. Спокойно, не торопясь, входить и выходить из кабинета, не задевая столы и аппаратуру;
  4. Не двигать аппаратуру без разрешения преподавателя.

Травмоопасность в кабинете ИКТ:

  1. При включении  аппаратуры в электросеть;
  2. Электромагнитное излучение.

Требования безопасности перед началом занятий:

  1. Входить в кабинет по указанию преподавателя, соблюдая порядок и дисциплину.
  2. Не включать аппаратуру без указания преподавателя.

Требования безопасности во время занятий:

  1. При работе на ПК соблюдать правильную посадку: сидеть прямо, не сутулясь, опираясь областью лопаток на спинку стула, с небольшим наклоном головы вперёд; предплечья должны опираться на поверхность стола; уровень глаз должен приходиться на центр экрана;
  2. Соблюдать расстояние от глаз до экрана ( 50-70 см);
  3. Делать гимнастику для глаз через каждые 30 минут работы с дисплеем;
  4. Не трогать разъёмы соединительных кабелей;
  5. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  6. Не прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора;
  7. Не класть на монитор и клавиатуру книги, диски, тетради;
  8. Не работать во влажной одежде и влажными руками;
  9. Не выполняйте работы, не предусмотренные заданием учителя;
  10. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщать преподавателю.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  1. При появлении запаха гари немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю;

Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность, сообщите о ней преподавателю


Инструкционно-технологическая карта

На  выполнение практической  работы  № 1 по дисциплине

«Информатика» для студентов 1 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет

Тема:. Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы.

Цель работы: формирование практических умений пользования образовательными информационными ресурсами и научиться искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Оснащение рабочего места:  IBM PC, инструкционные карты, персональный компьютер с выходом в Интернет.

Содержание работы:

1. Краткие теоретические сведения

Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО (инф.ресурсы образования), накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации;
  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
  • назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

К образовательным электронным ресурсам относят:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
  • системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
  • электронные полнотекстовые библиотеки;
  • электронные периодические издания сферы образования;
  • электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
  • электронные архивы выпусков.

Установка программного обеспечения

Установка программного обеспечения осуществляется поэтапно:

  • запуск инсталлятора InstallShield;
  • выбор типа версии (полная или демонстрационная);
  • принятие (или отклонение) лицензионного соглашения;
  • ввод имени пользователя, названия организации;
  • выбор каталога для размещения файлов программы;
  • ввод кода инсталляции (только при выборе полной версии);
  • выбор типа инсталляции (полная, типичная, выборочная);
  • выбор компонентов для инсталляции (только для выборочной инсталляции);
  • копирование файлов на жесткий диск;
  • создание программной группы и ярлыков в главном меню;
  • создание записи в реестре для обеспечения возможности удаления программы (или изменения состава компонентов) через Панель управления.

Предусмотрена возможность отмены инсталляции на любой стадии. Кроме того, инсталлятор имитирует также процессы настройки и деинсталляции:

  • определение наличия установленной версии и состава установленных компонентов;
  • изменение состава компонентов;
  • восстановление испорченной версии;
  • полное удаление программы.
  • Удаление программы через панель управления: В панели управления (Пуск-Панель управления) щелкните Установка и удаление программ.
  • В списке Установленные программы выберите название программы для удаления, а затем щелкните Удалить. Чтобы подтвердить удаление, нажмите кнопку Да.
  • На странице Удаление завершено нажмите кнопку Готово.

2. Выполните задания.

Задание 1.

Загрузите Интернет.

В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

Охарактеризуйте любые три.

Название

Характеристика

Задание 2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Укажите время утверждения григорианского календаря.
  2. Каков диаметр атома?
  3. Укажите смертельный уровень звука.
  4. Какова температура кипения железа?
  5. Какова температура плавления ртути?
  6. Укажите скорость обращения Луны вокруг Земли?
  7. Какова масса Земли?
  8. Какая гора в России является самой высокой?
  9. Дайте характеристику народа кампа.
  10. Укажите годы правления Ивана I.
  11. Укажите годы правления Екатерины I.
  12. Укажите годы правления Ивана IV.
  13. Укажите годы правления Хрущева Н.С.
  14. В каком году был изобретен первый деревянный велосипед?

Задание 3.  Ответьте на контрольные вопросы

  1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
  2. Что такое информационные ресурсы?
  3. Чем характеризуются национальные ресурсы общества?
  4. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
  5. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?

Задание 4.

1. Сделайте вывод о проделанном практическом задании.

Инструкционно-технологическая карта

На  выполнение практической  работы  № 2 по дисциплине

«Информатика» для студентов 1 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Цель работы: овладеть методами работы с программным обеспечением; овладеть методами инсталляции  программного обеспечения, его использования и обновления  с использованием сети Интернет.

Оснащение рабочего места:  IBM PC, инструкционные карты, персональный компьютер с выходом в Интернет.

Содержание работы:.

1. Краткие теоретические сведения

Установка программного обеспечения, инсталляция — процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя. Выполняется особой программой (пакетным менеджером), присутствующей в операционной системе (например, Установщик Windows в Microsoft Windows), или же входящим в состав самого программного обеспечения средством установки.

Большинство программ поставляются для продажи и распространения в сжатом (упакованном) виде. Для нормальной работы они должны быть распакованы, а необходимые данные правильно размещены на компьютере, учитывая различия между компьютерами и настройками пользователя. В процессе установки выполняются различные тесты на соответствие заданным требованиям, а компьютер необходимым образом конфигурируется (настраивается) для хранения файлов и данных, необходимых для правильной работы программы.

Установка, как правило, включает в себя размещение всех необходимых программе файлов в соответствующих местах файловой системы, а также модификацию и создание конфигурационных файлов. Пакетные менеджеры также выполняют при установке контроль зависимостей, проверяя, есть ли в системе необходимые для работы данной программы пакеты, а в случае успешной установки регистрируя новый пакет в списке доступных.

Так как данный процесс является различным для каждой программы и компьютера, то многие программы (включая сами операционные системы) поставляются вместе с универсальным или специальным установщиком — программой, которая автоматизирует большую часть работы, необходимой для их установки.

Некоторые программы написаны таким образом, что устанавливаются простым копированием своих файлов в нужное место, а самого процесса установки как такового нет. Про такие программы говорят, что они «не требуют установки». Это распространено среди программ для Mac OS X, DOS и Microsoft Windows. Существуют операционные системы, которые не требуют установки, и, таким образом, могут быть напрямую запущены с загрузочного диска (компакт- или DVD-диск), не оказывая воздействия на другие операционные системы, установленные на компьютере пользователя. Примером такой операционной системы является Knoppix или Mac OS 1-9.

Данный термин также распространяется на плагины, драйверы и программные файлы, которые сами по себе не являются программами.

Обычные операции, выполняемые в процессе установки программного обеспечения, включают создание или изменение:

Используемых и неиспользуемых совместно программных файлов.

Каталогов.

Записей конфигурационных файлов, используемых одной программой, или совместно.

Переменных среды.

Возможные варианты установки

Установка вручную — установка выполняется без установщика или со значительным количеством операций, вручную выполняемых пользователем.

«Тихая» установка — установка, в процессе которой не отображаются сообщения или окна. «„Тихая“ установка» не является синонимом «автоматическая установка», хотя часто ошибочно используется в этом значении.

Автоматическая установка — установка, которая выполняется без вмешательства со стороны пользователя, исключая, конечно, сам процесс её запуска. Процесс установки иногда требует взаимодействия с пользователем, который управляет процессом установки, делая выбор: принимая пользовательское соглашение, настраивая параметры, указывая пароли и так далее. В графических средах могут использоваться инсталляторы, которые предоставляют так называемого Мастера установки, однако и они зачастую предоставляют параметры командной строки, позволяющие выполнить полностью автоматическую установку.

Самостоятельная установка — установка, которая не требует начального запуска процесса. Например, Vodafone Mobile Connect USB Modem, который устанавливается с USB-порта компьютера при подключении к нему без необходимости в ручном запуске.

Удалённая установка — установка, которая выполняется без использования монитора, подсоединённого к компьютеру пользователя (в частности, выполняемая на компьютере без видеовыхода вообще). Это может быть контролируемая установка с другой машины, соединенной через локальную сеть или посредством последовательного кабеля. Автоматическая и удалённая установки являются обычными операциями, выполняемыми системными администраторами.

«Чистая» установка — установка, выполняемая в отсутствие таких факторов, которые могут изменяться от программы к программе. Ввиду сложности типичной установки, имеется множество факторов, влияющих на её успешный исход. В частности, файлы, оставшиеся от предыдущей установки этой же программы, или нестабильное состояние операционной системы могут привести к неправильной установке и работе программы.

Непосредственная установка — установка программы, выполняемая с её копии на жестком диске (называемой flat copy), а не с самого оригинального носителя (обычно компакт- или DVD-диск). Это может быть полезным в ситуациях, когда целевая машина не способна справиться с произвольным доступом для чтения с оптических дисководов во время выполнения задач, вызывающих большую загрузку процессора, как, например, при установке программ.

Программа установки

Программа установки, установщик или инсталлятор (англ. installer) — это программа, которая устанавливает программное обеспечение на компьютер. Некоторые установщики специально сделаны для установки содержащихся в них файлов, другие же являются универсальными и работают, считывая содержимое комплекта программного обеспечения, которое необходимо установить.

Распространенные программы установки семейства Windows

Наиболее популярным форматом для семейства Windows NT является установочный пакет MSI, который устанавливается посредством Установщика Windows. Компании, производящие средства для создания инсталляторов: InstallShield (InstallShield Wizard), Macrovision (InstallAnywhere), Wise Solutions, Inc., SetupBuilder. Большинство из этих средств могут создавать как пакеты MSI, так и свои собственные пакеты.

Бесплатными альтернативами являются NSIS, Clickteam Install Creator, Inno Setup, Install Simple, а также инструментальные средства от Microsoft (WiX).

Программы установки и архиваторы

Некоторые архиваторы (например WinRAR, 7-Zip и другие) также позволяют создавать установщики.

Некоторые операционные среды — например, Windows NT (по умолчанию) и Xfce 4 (по желанию пользователя), содержат функцию автоматического запуска определённой программы, находящейся на носителе, при его вставке в устройство чтения.

Как компромисс между Установщиком Windows и системами управления содержимым UNIX-подобных систем, существуют системы управления установкой Windows

Установка нового программного обеспечения и обновлений вручную

1. Установка нового программного обеспечения с диска

Просто вставьте CD или DVD в оптический дисковод компьютера. В большинстве случаев установщик программного обеспечения открывается автоматически. Если нет, дважды нажмите значок диска на рабочем столе и в открывшемся окне найдите файл, в имени которого содержится слово installer. Для установки программного обеспечения дважды щелкните на файле, чтобы открыть установщик и далее следуйте инструкциям на экране. Для установки программного обеспечения вам потребуется ввести имя и пароль администратора.

2. Установка или обновление программного обеспечения из загруженного файла

Многие программы установки и обновления программного обеспечения, загружаемые из Интернета, представляют собой файлы образа диска (.dmg).

После загрузки подобного файлы с веб-сайта (например, Загрузки Apple), как правило, открывается окно установщика.

Если окно установщика не открылось, дважды щелкните на загруженном файле образа диска на Рабочем столе для его подключения. Дважды нажмите появившийся том диска, а затем дважды нажмите файл программы установки или обновления для запуска процесса установки.

Если вместо установщика отображается только программа, перейдите к разделу «Установка программного обеспечения из загруженного файла, в котором отсутствует установщик». Следуйте инструкциям на экране для установки или обновления программного обеспечения. Для установки программного обеспечения вам необходимо будет ввести имя и пароль администратора.

3. Установка программного обеспечения из загруженного файла, в котором отсутствует установщик

Если после загрузки программного обеспечения окно установщика не открылось автоматически или при подключении образа диска вручную отсутствует файл со словом installer в названии файла, то для установки программного обеспечения просто перетащите файл или папку с образа диска в папку «Программы» (или другую) на компьютере Мас. Файлы данного типа уже имеют все необходимое для работы и для их правильной установки не требуется установщик и ввод имени и пароля администратора.

Обновление программного обеспечения.

Всякий добросовестный разработчик программного обеспечения следит за ошибками, которые обнаруживают пользователи в процессе работы, и оперативно их устраняет, выпуская обновления. Если, помимо исправлений, в программе нет никаких существенных изменений, то новой версии обычно присваивается промежуточный номер, например, "5.1.14". Такая нумерация дает возможность пользователю принять решение - обновлять программу или нет. Если приложение работает стабильно, вряд ли стоит тратить свое время на поиск и установку более нового промежуточного релиза. Однако когда программа закрывается с ошибкой или конфликтует с аппаратным обеспечением, в этом случае обновление просто необходимо.

Еще один повод для того, чтобы регулярно отслеживать обновления - это проблема безопасности. Если программа хранит конфиденциальные данные пользователя (например, утилита для хранения паролей, браузер, антивирус или приложение для работы с системами электронных платежей), обновление следует производить настолько часто, насколько это возможно.

Количество установленных приложений на компьютере может исчисляться десятками и даже сотнями. Для большинства из них регулярно выпускаются обновления. И даже если придерживаться простой логики и обновлять приложения только при необходимости, не всегда можно заметить выход свежей версии. Хорошо, если в программе есть функция автоматической проверки обновлений при каждом запуске или с заданной периодичностью. Но если ее нет, постоянное слежение за выходом новых версий отнимает немало времени,

ведь необходимо регулярно посещать официальный сайт программы и в соответствующем разделе искать обновление.

В большинстве случаев разработчики той или иной программы предлагают подписаться на рассылку новостей от производителя. Эта услуга может быть предоставлена на официальном сайте программы и предлагается в процессе ее установки. Этот вариант удобен, но не лишен недостатков. Письма с уведомлениями такого рода часто идентифицируются антиспамовой защитой как рекламный мусор, поэтому чтобы найти нужное письмо в папке со спамом, нужно снова тратить свое время. К тому же, помимо информации про обновления, в почтовый ящик могут поступать действительно бесполезные сообщения, например, о презентации новой утилиты или о скидках на приобретение программ.

Простой, но очень эффективный способ решения проблемы поиска и установки обновлений программ - использование специальных приложений для мониторинга новых версий ПО. Наиболее распространенные из них:

Update Checker 1.032

SUMo 2.6

AppSnap 1.3.3

UpdateStar Premium 4

Классификация программ по их правовому статусу

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.

Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивах. В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой.

Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.

Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:

  • Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).
  • Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).
  • Дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.
  • Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Но какое бы программное обеспечение вы не выбрали, существуют общие требования ко всем группам программного обеспечения:

  • Лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения).
  • Возможность консультации и других форм сопровождения.
  • Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники.
  • Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной среде.
  • Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке.
  • Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке.
  • Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей.
  • Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

Преимущества лицензионного и недостатки нелицензионного программного обеспечения

Лицензионное программное обеспечение имеет ряд преимуществ:

Техническая поддержка производителя программного обеспечения. При эксплуатации приобретенного лицензионного программного обеспечения у пользователей могут возникнуть различные вопросы. Владельцы лицензионных программ имеют право воспользоваться технической поддержкой производителя программного обеспечения, что в большинстве случаев позволяет разрешить возникшие проблемы.

Обновление программ. Производители программного обеспечения регулярно выпускают пакеты обновлений лицензионных программ (patch, service-pack). Их своевременная установка - одно из основных средств защиты персонального компьютера (особенно это касается антивирусных программ). Легальные пользователи оперативно и бесплатно получают все вышедшие обновления.

Законность и престиж. Покупая нелицензионное программное обеспечение, вы нарушаете закон, так как приобретаете "ворованные" программы. Вы подвергаете себя и свой бизнес риску юридических санкций со стороны правообладателей. У организаций, использующих нелегальное программное обеспечение, возникают проблемы при проверках лицензионной чистоты программного обеспечения, которые периодически проводят правоохранительные органы. За нарушение авторских прав в ряде случаев предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Нарушение законодательства, защищающего авторское право, может негативно отразиться на репутации компании. Нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом.

В ногу с техническим прогрессом. Управление программным обеспечением поможет определить потребности компании в программном обеспечении, избежать использования устаревших программ и будет способствовать правильному выбору технологии, которая позволит компании достичь поставленных целей и преуспеть в конкурентной борьбе.

Профессиональные предпродажные консультации. Преимущества приобретения лицензионного программного обеспечения пользователи ощущают уже при его покупке. Продажу лицензионных продуктов осуществляют сотрудники компаний - авторизованных партнеров ведущих мировых производителей программного обеспечения, квалифицированные специалисты. Покупатель может рассчитывать на профессиональную консультацию по выбору оптимального решения для стоящих перед ним задач.

Повышение функциональности. Если у вас возникнут пожелания к функциональности продукта, вы имеете возможность передать их разработчикам; ваши пожелания будут учтены при выпуске новых версий продукта.

Приобретая нелицензионное программное обеспечение вы очень рискуете.

2. Задание

Задание 1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий: (запишите первые три, остальные определения прочитайте)

  1. информация;
  2. информационные технологии;
  3. информационно-телекоммуникационная сеть;
  4. доступ к информации;
  5. конфиденциальность информации;
  6. электронное сообщение;
  7. документированная информация.

Задание 2. Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы: (запишите первые три, на остальные вопросу ответьте устно)

  1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?
  2. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?
  3. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?
  4. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?
  5. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:
  • нарушением авторских прав и дискриминацией людей;
  • рассылкой спама;
  • обращением с животными?
  1. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинга?
  2. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более ___.

Задание 3. Изучив организацию обновления программного обеспечения через Интернет. Настройте автоматическое обновление программного обеспечения еженедельно в 12.00.

Задание 4. Запишите в тетрадях порядок установки нового программного обеспечения с диска.

1. _________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________ и т.д.

Задание 5. Запишите в тетрадях порядок установки или обновления программного обеспечения из загруженного файла.

Задание 6.

Найти в Интернет описание специальных приложений для мониторинга новых версий ПО.

Приложение

Описание

3. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Какие программы называют лицензионными, условно бесплатными. вободно распространяемыми?
  2. Что такое инсталляция?
  3. Как поставляется большинство программ для продажи и распространения?
  4. Что такое универсальный или специальный установщик?
  5. С помощью чего выполняется инсталляция программного обеспечения?

Инструкционно-технологическая карта

На  выполнение практической  работы  №3 по дисциплине

«Информатика» для 1 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет

Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Цель работы:  формирование практических навыков кодирования текстовой  информации;  изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать информацию в различных кодировках.

Оснащение рабочего места:  IBM PC, инструкционные карты, персональный компьютер с выходом в Интернет, стандартная программа Блокнот, текстовый редактор MS Word.

Содержание работы:.

1. Краткие теоретические сведения.

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.

Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.

Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

  • 0 – отсутствие электрического сигнала;
  • 1 – наличие электрического сигнала.

Аналоговый и дискретный способ кодирования

Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые - зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.

Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.

Примером аналогового представления графической информации может служить, например, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного – изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного – аудио компакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).

Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.

Дискретизация – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

Кодирование изображений

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение.

Кодирование растровых изображений. Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).

Для четырех цветного – 2 бита.

Для 8 цветов необходимо – 3 бита.

Для 16 цветов – 4 бита.

Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).

Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами (по одному биту на каждый цвет RGB), то мы получим все восемь различных цветов.

R

G

B

Цвет

1

1

1

Белый

1

1

0

Желтый

1

0

1

Пурпурный

1

0

0

Красный

0

1

1

Голубой

0

1

0

Зеленый

0

0

1

Синий

0

0

0

Черный

Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 * 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти:

32 * 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Кодирование векторных изображений

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

Графические форматы файлов

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Наиболее популярные растровые форматы:

  • Bit MaP image (BMP) – универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows.
  • Tagged Image File Format (TIFF) – формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.
  • Graphics Interchange Format (GIF) – формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз.
  • Portable Network Graphic (PNG) – формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
  • Joint Photographic Expert Group (JPEG) – формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций.

Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Частота дискретизации– количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.

2. Задание  А

Задание 1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка>Символ>Другие символы.

В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака– 0410.

Пример: (по старому офису)

 И

 В

А

Н

О 

В

    

А

Р

Т

Е

М

    

П

Е

Т

Р

О

В

И

Ч

 200

194

192 

205 

206 

194 

 

192 

208 

210 

197 

204 

 

207 

197 

210 

208 

206 

194 

200 

215 

Задание 2.

1) Используя стандартную программу БЛОКНОТ, определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Запустить БЛОКНОТ. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише ALT ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ.

    

    

    

    

0255

0243

0247

0243

0241

0252

0226

0225

0224

0242

0239

0238

 

0241

0239

0229

0246

0232

0224

0235

0252

0237

0238

0241

0242

0232

2) В кодировке Unicod запишите название своей специальности.

Задание 3 .

Заполнить пропуски числами:

        а) 5 Кбайт = __ байт = __ бит,

        б) __ Кбайт = __ байт = 12288 бит;

        в) __ Кбайт = __ байт = 213 бит;

        г) __Гбайт =1536 Мбайт = __ Кбайт;

        д) 512 Кбайт = 2__  байт = 2__  бит.

Задание 4.

Найти x из следующих соотношений:

а) 16x бит = 32 Мбайт;

б) 8x Кбайт = 16 Гбайт.

3. Контрольные вопросы

  1. Чем отличается непрерывный сигнал от дискретного?
  2. Что такое частота дискретизации и на что она влияет?

Инструкционно-технологическая карта

На  выполнение практической  работы  №4 по дисциплине

«Информатика» для студентов 1 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет

Тема: . Представление информации в различных системах счисления.

Цель работы: формирование практических навыков  перевода числа из одной системы счисления в другую ручным и автоматизированным способами, решение задач,  выполнения вычислений в позиционных системах счислении.

Оснащение рабочего места:  IBM PC, инструкционные карты, персональный компьютер, программа Калькулятор.

Содержание работы:

1. Краткие теоретические сведения. Примеры решения заданий

Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Существуют два способа перевода чисел из одной системы счисления в другие и выполнения арифметических операций над числами:

  • Ручной (с помощью определенных правил);
  • Автоматизированный (с помощью компьютерной программы: Стандартная программа Калькулятор)

Система счисления называется позиционной, если значение цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа.

Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа.

Основанием системы счисления называется количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления.

Наименование системы счисления соответствует ее основанию (например, десятичной называется система счисления так потому, что ее основание равно 10, т.е. используется десять цифр).

Системы счисления, используемые в компьютерах

Двоичная система счисления. Для записи чисел используются только две цифры – 0 и 1. Выбор двоичной системы объясняется тем, что электронные элементы, из которых строятся ЭВМ, могут находиться только в двух хорошо различимых состояниях.

Восьмеричная система счисления. Для записи чисел используется восемь чисел 0,1,2,3,4,5,6,7.

Шестнадцатеричная система счисления. Для записи чисел в шестнадцатеричной системе необходимо располагать шестнадцатью символами, используемыми как цифры. В качестве первых десяти используются те же, что и в десятичной системе. Для обозначения остальных шести цифр (в десятичной они соответствуют числам 10,11,12,13,14,15) используются буквы латинского алфавита – A,B,C,D,E,F.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

2. Примеры

Пример 1. Перевести 261010 в двоичную систему счисления. А10->А2

Решение:

2610 : 2=1305 (ост. 0)

1305 :2= 652 (ост.1)

652 : 2= 326 (ост.0)

326 : 2=163(ост.0)

163 : 2=81 (ост.1)

81 : 2= 40 (ост.1)

40 : 2= 20(ост.0)

20 : 2-10 (ост.0)

10 : 2=5(ост.0)

5 : 2=2 (ост.1)

2 : 2=1 (ост.0)

1 : 2=0 (ост.1)

Ответ: 261010=101000100102

Пример 2. Перевести 24110 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

241:8=30 (ост.1)

30:8=3 (ост. 6)

3:8=0 (от.3)

Ответ: 24110=3618.

Пример 3.

Перевести 1910 в троичную систему счисления.

Решение: выполни самостоятельно.

Пример 4. Перевести 352710 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

3527 : 16=220 (ост 7)

220 : 16=13 (ост. 12)

13 : 16=0 (ост.13)

Т.к. в шестнадцатеричной системе счисления 13 –  D, а 12 – C, то получаем ответ DC7.

Ответ: 352710=DC716.

Пример 5. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

1101102 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20=32+16+4+2=5410.

Ответ: 1101102 = 5410.

Пример 6. Перевести число 1221003 из троичной системы счисления в десятичную.

Решение:

122013=1*34 + 2*33 + 2*32 + 0*31 + 1*30 = 81+54+18+1 = 15410.

Ответ: 122013 = 15410.

Пример 7. Перевести число 2Е16 в десятичную систему счисления.

Решение:

16 = 2*161 +14*160 = 32 +14 = 4610.

Ответ: 2Е16 = 4610.

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную систему счисления необходимо:

  • разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;
  • рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.

Пример 8. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

11 101 010

3    5    2

Ответ: 111010102 = 3528 .

Пример 9. Перевести число 111100000101102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111 110 000 010 110

7      6     0     2     6

Ответ: 111100000101102= 760268.

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную систему счисления необходимо:

  • разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;
  • рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.

Пример 10. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

1110  0010

  Е       2

Ответ: 111000102 = Е216 .

Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления.

Правило: Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.

Пример 11. Перевести число 5238 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

5       2      3

101  010 011

Ответ: 5238 = 1010100112.

Пример 12. Перевести число 4ВА3516 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

  4     В       А       3      5

100 1011 1010 0011 0101

Ответ: 4ВА3516 = 100 1011 1010 0011 01012.

Пример 13.

3710 = 1001012

               31510 = 4738 = 13В16

                      37|2                               315|8                               315|16

                      36  18|2                         312  39|8                         164  19|16

1  18  9|2                         3  32  4                        155  16   1

0  8  4|2                          7                              144   3

1  4  2|2                                                        11

0  2  1                                                        В

    0

Для перевода чисел между системами счисления и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, можно использовать стандартную программу Калькулятор.

Для перевода чисел:

1. Запустите программу Калькулятор: Пуск – Все программы – Калькулятор.

2. В меню Вид выберите команду Инженерный.

3. Выберите систему счисления: BIN (11111010002) – двоичная, OCT (17508) -восьмеричная, DEC (100010) – десятичная и HEX (3Е816) - шестнадцатеричная.

4. Введите число для преобразования.
4. Выберите систему счисления, в которую его требуется преобразовать.
5. Выберите необходимую разрядность результата.

3. Задание

Задание 1. Переведите в десятичную систему счисления следующие числа из одной системы счисления по вариантам письменно

№ варианта

из двоичной в десятичную

из восьмеричной в десятичную

из шестнадцатеричной в десятичную

1

100011=

220=

А9Е=

2

101011=

40=

2FA=

3

110101=

273=

2FВ=

4

101001=

374=

19А=

 

Задание 2. Переведите десятичные числа в заданные системы счисления используя программу Калькулятор

№ варианта

в двоичную

в восьмеричную

в шестнадцатеричную

1

36

197

681

2

197

984

598

3

84

996

368

4

63

899

435

5

96

769

367

6

99

397

769

 

Задание 3. Преобразуйте десятичные числа в двоичные и восьмеричные.

№ варианта

задание 

№ варианта

задание

1

327

6

265

2

259

7

411

3

428

8

409

4

431

9

356

5

146

10

507

 

Задание 4. Преобразуйте двоичные числа в восьмеричные и десятичные.

№ варианта

№ варианта

1

100000

6

1010101

2

100100

7

111001

3

101010

8

111100

4

110101

9

100111

5

100011

10

110010

 

Задание 5. Переведите в двоичную систему десятичные числа.

№ варианта

№ варианта

1

35

6

36

2

43

7

49

3

47

8

39

4

33

9

37

5

41

10

46

4. Контрольные вопросы

  1. Что такое система счисления? На какие группы делятся все системы счисления?
  2. Что такое основание системы счисления?
  3. Какой алфавит цифр имеют двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная системы счисления?
  4. Какой алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления?
  5. Какой алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления?

Инструкционно-технологическая карта

На выполнение практической  работы  №5 по дисциплине

«Информатика» для студентов 1 курса специальности Экономика и бухгалтерский учет

Тема: Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов

Цель работы:  приобретение практических навыков работы по созданию архивных файлов и извлечению файлов из архивов; изучение принципов архивации файлов, функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов, определение атрибутов файла и его объема.

Оснащение рабочего места:  IBM PC, инструкционные карты, персональный компьютер, OC Windows, архиваторы WinRar, WinZip.

1. Краткие теоретические сведения.

Архивы данных. Архивация.

Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.

Архивация предназначена для создания резервных копий используемых файлов, на случай потери или порчи по каким-либо причинам основной копии (невнимательность пользователя, повреждение магнитного диска, заражение вирусом и т.д.).

Для архивации используются специальные программы, архиваторы, осуществляющие упаковку и позволяющие уменьшать размер архива, по сравнению с оригиналом, примерно в два и более раз.

Архиваторы позволяют защищать созданные ими архивы паролем, сохранять и восстанавливать структуру подкаталогов, записывать большой архивный файл на несколько дисков (многотомный архив).

Сжиматься могут как один, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл или архив. Программы большого объема, распространяемые на дискетах, также находятся на них в виде архивов.

Архивный файл — это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации.

Выигрыш в размере архива достигается за счет замены часто встречающихся в файле последовательностей кодов на ссылки к первой обнаруженной последовательности и использования алгоритмов сжатия информации.

Разархивация (распаковка) — процесс восстановления файлов из архива в первоначальном виде. При распаковке файлы извлекаются из архива и помещаются на диск или в оперативную память.

Самораспаковывающийся архивный файл — это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.

Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в обычно создаются в форме .ЕХЕ-файла.

И.Т.Д.


Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.
  2. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.
  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г. – 246 с.: ил.
  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г.
  5. Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
  6. Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
  7. Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ МДК 02.01

Методические рекомендации, ход выполнения практических работ 66 часов...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"

Содержит список заданий для выполнения практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...

Методические указания по выполнению практической работы по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" по теме расчет производственной программы предприятий общественного питания

Данная практическая работа входит в состав  комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" в...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Методические указания предназначены для студентов специальностей группы 080000 "Экономика и управление"...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...