Методические рекомендации по проведению мастер-классов по информатике
методическая разработка по информатике и икт по теме
Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хову-Аксынская открытая /сменная/ общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению
мастер-класса по информатике
Подготовила К.Ф. Докан-оол
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Хову-Аксынская ОСОШ»
Хову-Аксы, 2013г.
Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары. В обычной жизни мастер-класс проходит в виде семинара. То есть «преподаватель» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы повышения квалификации.
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
1. Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
2. Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;
3. Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
4. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения. Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли. Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог–мастер, и только он имеет познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С.Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
• Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
• Профессиональные способности;
• Педагогическую технику;
• Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер (вожатый) – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт.
Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под «мастером» подразумевается педагог, ведущий мастер-класс). Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Педагог как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями детей и т.п. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного, воспитательного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога - вожатого, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ребёнка, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать занятие в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Тематика мастер-классов включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий,
• различные аспекты и приемы использования технологий,
• авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
• передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Проводит яркая личность;
• Нет назидательности;
• Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
• Простота;
• Доступность;
• Творчество;
• Инициативность;
• Мозговой штурм;
• Исполнение различных ролей;
• Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Алгоритм технологии мастер-класса.
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе педагога - мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
- слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- педагог-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- педагог-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия
5. Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал педагог-ученик под руководством педагога-мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность детей, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Возможная модель проведения мастер-класса:
- Этапы работы мастер-класса
- Содержание этапа
- Деятельность участников
- Подготовительно-организационный период
- Постановка целей и задач
- Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия (Участники встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия)
- Основная часть. (Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы)
- Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса.
- Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. (Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного)
- Афиширование - представление выполненных работ.
- Заключительное слово.
- Анализ ситуации по критериям:
- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
- развитие коммуникативной культуры.
Мастер организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы используются следующие критерии:
• Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
• Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
• Прогрессивность.
• Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
• Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию мастера. Позиция мастера - это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса
• мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
• повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
• готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
• рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
Примечание:
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной задачи, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Сегодня все чаще в сети можно увидеть «приглашаем на мастер-класс...» или «представляем мастер-класс по изготовлению…». Совсем недавно это понятие не имело столь большой популярности, но сейчас оно вошло в повседневный обиход.
Но существуют мастер-классы не только в виде семинаров, есть и примеры подобных занятий в сети. Мастер-класс онлайн представляет собой специальный урок по обмену опытом в какой-то определенной сфере. Это может быть обучение по бисероплетению, декупажу, плетению из газет, созданию сайтов, пошиву мягких игрушек или изготовлению буклетов. В принципе, любой желающий может создать собственный мастер-класс, который поможет другим людям самостоятельно что-то сделать.
Мастер-класс может быть оформлен в виде статьи с фотографиями, иллюстрирующими каждый шаг действий, или в виде видео-ролика. Главное условие – чтобы человек без специальной подготовки и знаний мог самостоятельно сделать то же, что и «учитель». Помимо иллюстрированного материала изготавливается буклет по данному мастер-классу. Кроме программы мастер-класса в буклете необходимо отразить краткую информацию о педагоге, его педагогическом опыте и достижениях.
И последнее: важна позиция мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно …. правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Краткая инструкция или методическая памятка
1. Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса для педагогов может быть любой – прогрессивная методика преподавания, нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.
2. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок, должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании конкретного предмета.
3. Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс. Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению технических средств обучения или по новой системе организации школьного пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.
4. Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные, которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса. Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.
5. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно этот прием.
6. Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.
7. Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
"Технология изготовления рамки в технике торсион-папье" Методическое пособие по проведению мастер-класса
Методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся техникой торсион-папье. В пособии предлагается подробная технологическая карта изготовле...
Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»
Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....
Методические рекомендации по проведению мастер – класса по теме «Здоровый образ успех в карьере»
Целью методической разработки является формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков для получения двигательного опыта применительно к избранной профессии. ...
Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по информатике
Данный материал содержит методические рекомендации для проведения лабораторных работ по теме "Текстовый редактор MS Word 2007"...
Методические рекомендации для проведения мастер-класса
Методические рекомендации для проведения мастер-класса...
Методические рекомендации к проведению мастер-класса «Фестиваль народных игр»
Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, классных руководителей начальных и младших средних классов для организации внеклассного мероприят...