Методические рекомендации к проведению мастер-класса «Фестиваль народных игр»
учебно-методическое пособие

Потапова Вера Анатольевна

Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, классных руководителей начальных и младших средних классов для организации внеклассного мероприятия,  мастер-класса в кружке, игротеки в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_provedeniyu_master.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению мастер-класса «Фестиваль народных игр»

Пояснительная записка

Данное метод пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, классных руководителей начальных и младших средних классов для организации внеклассного мероприятия,  мастер-класса в кружке, игротеки в образовательных учреждениях.

Возрастная категория – от 7 до 14 лет. Старшие ребята могут быть организаторами игры, под присмотром педагога.

Метод разработка включает описание народных игр, ход игры, рекомендации для организации мероприятия.

Цель: повышение знания культурного,  национального наследия и уважение к его многообразию посредством игры

Задачи: знакомство школьников с народными настольными и подвижными играми  

Актуальность:  По данным исследователей,  республика Татарстан является регионом с повышенной степенью межнациональной напряженности, т.к. в это многонациональная республика.  Народные игры знакомят детей с культурой других национальностей. В процессе игры дети общаются, забывают о гаджетах, снимают напряжение от школьных занятий.

Новизна
Данная методическая разработка является выжимкой из республиканского проекта «Фестиваль народных игр»,  специально адаптированного для занятий в ограниченном пространстве школьного класса или рекреации.  

Введение

Народные игры передавались из поколения в поколение.  История народных игр и забав уходит далеко в прошлое и является частью наследия нации. Знакомство с играми других народностей – это знакомство и с их культурой. Татарстан – многонациональная республика, здесь проживают русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, корейцы, евреи и еще очень много наций. Город Казань – студенческий ,наверное любую нацию мира можно встретить на улицах нашего города. Но тем не менее даже в такой многонациональной республике есть проблема национальной нетерпимости и напряжения. Для того, чтобы воспитать в детях терпимость к другим нациям, необходимо из знакомить с культурой и обычаями других народов. И очень легко это получается делать не на теоретических занятиях, а в форме игры.

Народные игры делятся на 2 группы: подвижные и настольные. В данной методической разработке рассматриваются настольные игры, в которые легко играть в  помещении любого размера, оснащенного столами и стульями.

Настольные народные игры развивают не только интеллект, логическое мышление, мелкую моторику но и способствуют  выходу негативных эмоций, что в целом благотворно плияет на психику детей.

Описание игр

БИРЮЛЬКИ – старинная русская настольная игра. Смысл игры  состоит в том,чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Все мы слышали выражение «играть в бирюльки».Оно означает – заниматься ерундой, бездельничать. Ни одна компьютерная стрелялка не позволяет так хорошо отдохнуть и восстановить силы. Игра в бирюльки позволяет отвлечься, расслабиться, отдохнуть психологически и физически.

ВОЛЧКИ –русская народная игра. Получила свое сказочное название из-за звука, который издает эта игрушка при вращении. Хотя эта игра малоподвижна, она нравится детям сегодня и  сто лет назад. Потому что движение игрушки завораживает, действия с ней тренируют ловкость и руку ребенка.

БЛОШКИ –старинная русская игра.  Игра развивает глазомер, координацию, а также ненавязчиво учит делать выбор – полезные навыки для детей!

ЗАКИДУШКА –старинная русская игра. Развивает глазомер, четкость движений, сосредоточенность и целеустремленность. Держа закидушку за ручку, подбосить  шарик так, чтобы он попал в чашечку. Закидушки разных народов выглядят по разному.

БУГА-ШЫДЫРАА –тувинская национальная игра. Играется камнями: противники играют разными наборами фигур. Один игрок использует большие камни, которые называются быки (БУГИ) , второй играет маленькими камнями, которые называются оолдарами. Буги начинают игру двумя быками, оолдары выставляют только 8 бойцев, остальных держат в запасе. Буги делают ход первыми, либо переместившись на соседние перекрестие, либо выполнив рубку оолдаров. Рубка выполняется по правилам шашек. В начале игры пока есть запасные оолдары их хозяин не может двигать уже стоящих на доске, а только лишь выставляет запасных. И только когда все запасные выставлены, оолдары начинают двигаться по доске.

ХАБЫЛЫК (лучинки) – якутская настольная народная игра. Она получила свое развитие в 16 веке. Хабылык изготавливается из соснового, лиственного материала. В старину хабылык при изготовлении в течение суток держали в масле. Игра такими хабылыками издает звонкий и приятный для слуха звук.  Правила просты: нужно взять в ладонь как можно больше лучинок, затем подкинуть вверх и попытаться удержать как можно больше тыльной стороной ладони. Затем опять подкидывается, но ловится уже внутренней частью ладони. Нужно подкинуть пять раз. И потом подсчитывается кто сколько лучинок сохранил в руке. Игра незатейливая, но в старину при отсутствии других развлечений, игра шла на ура. В нее играли долгими зимними вечерами.

ХААМЫСКА (камешки)– якутская настольная игра. Игра пятью камешками. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру: коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота, рыболовство. В то время особо  ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Именно народные игры воспитывали подрастающее поколение и поэтому в играх преобладали  испытания на ловкость рук, точность и выносливость. Правила просты: Подбрасывая вверх один камешек, участник должен во время полета успеть подобрать со стола по одной хаамыске. Дальше он увеличивает на один камешек и во время полета двух успевает подобрать со стола по одной хаамыске. И т.д. до пять камешков в руке.

ТАШИКИ (чет-нечет) – татарская народная игра. Это почти азартная игра. В мешочке у водящего находятся разноцветные камешки. Водящий берет в руку произвольное кол-во камешков и не разжимая кулака спрашивает у игроков: «Чет или нечет»? Игрок, например, отвечает «Чет». Водящий разжимает кулак и пересчитывает кол-во камешков. Если их четное кол-во – то один камешек отдает игроку. Если кол-во камешков нечетное, то все камешки высыпаются обратно в мешочек. Далее ход переходит другому игроку. Побеждает тот, у кого больше всего камешков.

Организация работы

  1. Покупка игр. Основное кол-во игр можно купить  в интернет-магазинах или сделать самим. К процессу изготовления можно привлечь самих детей и их родителей. Так, например, это может стать проектной работой целого класса.
  2. Набор команды. После того, как все игры собраны, распечатаны правила, провести мастер-класс для тех, кто будет помогать вам. Объяснить правила и поиграть с ними, обсудить все возможные проблемы и обязательно устроить зачет, где каждый ребенок будет проводить свою игру. Заранее подготовьте народную музыку.
  3. Игра. Каждый участник игр получает свой зачетный листочек и играет. За победу необходимо предусмотреть какой-то приз. Можете придумать свои правила прохождения этапов игр.
  4. Награждение и подведение итогов.

Заключение

Проект «Фестиваль народных игр» успешно был реализован в течение 3 лет скаутским отрядом в гимназии №33 г. Казани. Дети   с удовольствием играли сами, проводили мастер класс для гостей школы из РФ и зарубежья. В результате был составлен список игр, которые хорошо пошли как у детей, как и у взрослых.

Результаты:

- дети познакомились сами и знакомили других с культурой народов Республики Татарстан

- перестали бояться общаться с незнакомыми людьми, объяснять правила

- подружились

- расширили свой кругозор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

"Технология изготовления рамки в технике торсион-папье" Методическое пособие по проведению мастер-класса

Методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся техникой торсион-папье. В пособии предлагается подробная технологическая карта изготовле...

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Методические рекомендации по проведению мастер-классов по информатике

Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведение мастер – классов по изготовлению народной куклы «Птица Радость», март 2018 г.

совместно с коллективом филиала МБУК «ЯЦКС» «Мыскаменский Дом культуры» и педагогами дополнительного образования МБУ ДО «Ямальский ЦВР» Мыскаменского филиала....

Методические рекомендации по проведению мастер – класса по теме «Здоровый образ успех в карьере»

Целью методической разработки является формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков для получения двигательного опыта применительно к избранной профессии. ...

Методические рекомендации для проведения мастер-класса

Методические рекомендации для проведения мастер-класса...