Работа с одаренными детьми
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Сегодня много написано о системе, методах, формах работы с одаренными детьми. Написать что-то новое в теории очень сложно. Я поделюсь практическими методами, своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ребенок развивает себя сам, задача учителя увидеть направление . | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.В.Славянская, Волгоград, МОУ лицей № 9
Работа с одаренными детьми
Актуальность: В свете концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС
Вступление.
Сегодня много написано о системе, методах, формах работы с одаренными детьми. Написать что-то новое в теории очень сложно. Я поделюсь практическими методами, своим опытом.
Первые встречи талантом.
Встреча № 1
В далеком 1969 году, я, студентка математического факультета ВПИ, была на практике в школе № 12 Тракторозаводского района. Помню много проблем, неуверенность в себе, получится ли из меня учитель, как учить. Надо было провести внеклассное зачетное мероприятие. Набор заданий на смекалку, что-то еще со всеми детьми. В каком- то 7 или 8 классе попался ученик, который обратил на себя внимание. У меня под рукой книга «Занимательная математика», предложила ему участвовать в моем зачетном классном часе. По книге разобрали алгоритм умножения трехзначных чисел в уме. У мальчика была память, логическое мышление, и честолюбие. Он хотел показать то, что другие не умеют. И все получилось. Дети и взрослые считали в столбик на бумаге, а ребенок в уме. Директор школы, Духанина Нина Васильевна, была на зачетном мероприятие. Через несколько лет я искала работу учителя математики, и меня взяли в школу № 12.
Втреча № 2.
1978 год. Пионерский лагерь. КВН. Дети из детского дома придумали сценарий, для реализации сценария нужна была картинка лошади. Где в лагере найти картинку я не знала, переживаю, советуюсь с детьми. Дети приводят ребенка, которому дали чистый лист бумаги и карандаши. Ребенок закрывал глаза и, через несколько минут у нас появились сначала контуры, затем картина лошади.
Втреча № 3.Года 1997 -1999 . Лицей № 7. Мне предложили поработать с детьми 8-х классов, научить их программированию. Дети хотели попасть в физико-математический класс, администрация видела, что эти дети не тянут, а как им и родителям объяснить? Я стала добросовестно показывать детям основы программирования. Это была мука и для меня и детей. Курс закончился, программистов не стало больше. На последних уроках я решила отдохнуть и предложила детям порисовать на компьютерах в графическом редакторе, простом с небольшим набором функций. И произошло чудо. Девочка, у которой по программированию было хуже всех, нарисовала картину. Это был осенний пейзаж. Там были деревья, кустарники, осенние цветы. И это была настоящая картина. Я позвала всех детей. «Посмотрите ,что умеет Оля, какая талантливая девочка». Беседа с детьми, о том, что надо пробовать себя и искать то, что вы будете делать лучше других закончила мои курсы программирования.
Для меня работа с талантливыми детьми – это поиск. Я вижу способных детей по своему предмету, но есть художники, фотографы, журналисты, организаторы.
Как я их ищу?
- Спрашиваю у детей, кто умеет рисовать? Чаще отвечают подруги или друзья будущих конкурсантов.
- Разные виды направлений компьютерной деятельности на уроке:
- Программирование
- Офисные технологии
- Графика
- Теория.
- Приглашаю детей участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.
- Конкурс КИТ(Компьютеры Информатика Технологии )
- Форум «Юность науки» - по нескольким направлениям.
- Сетевая игра.
- Проблему платного участия во многих конкурсах решаю просто, объясняя детям и родителям.
- Во время участия в конкурсе вы работаете, что-то делаете лучше других, я оцениваю эту дополнительный большой труд оценкой 5.
- Конкурсы платные, но сегодня и для взрослых все конкурсы платные. Поговорите с родителями, вы сможете выставить свои работы, или выступить с проектом, или организовать какую-то деятельность, показав свои способности, талант другим людям, и в жюри и таким же как вы детям. Вы посмотрите другие работы, другие выступления. А вдруг вы действительно можете что-то лучше других. Надо себя искать, надо пробовать. В наше время важно уметь показать всем свой талант, преподнести его людям. Если ты это не научишься в школе, кто о тебе узнает. Дети советуются с родителями, и деньги выделяются.
План работы с одаренными детьми
№ п/п | Тема/ мероприятия | Срок выполнения |
1 | Анкета «Выявление желающих и знающих углубленно темы информатики для участия в проектах, исследовательских работах, конкурсах, конференциях.» | Сентябрь |
2 | Беседа с обучающимися, желающими принимать участие в конкурсах, конференциях, проектах, исследовательских работах. Анализ желания, возможностей, знаний возможных тем (общая эрудиция), знаний ИКТ, трудолюбия, честолюбия. Выбор, прикидка кого из детей в каком направлении ИКТ | Сентябрь -декабрь |
3 | Беседа с обучающимися, желающими писать научные или исследовательские работы, участвовать в различных проектах. С детьми обсуждаются возможные темы, направления, лицензионное программное обеспечение, разрабатывается план работы, этапы работы. | Сентябрь -март по мере поступления положений на конкурсы. |
4 | По поступлении положения о фестивале, конкурсе исследовательских работ, проектов подготовка к мероприятию с обучающимся становится более интенсивной: • К каждым обучающимся разрабатываются этапы работы 1. выбор и осмысление темы 2. подбор материала 3. проведение исследование, разработка проекта 4. проработка вариантов оформления работы, подбор лицензионного программного обеспечения 5. оформление работы 6. коррекция содержания работы 7. подготовка к выступлению . | Октябрь-апрель по мере поступления положений на конкурсы, фестивали. |
5 |
| |
6 |
| |
7 | Оформление портфолио |
Профориентация.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов.
Я много лет работаю над профориентацией учащихся. Это тоже поиск детей, одаренных в направлении информатики. Я заранее показываю детям, выполняющим задания, где в нашем обществе этот вид деятельности будет востребован. Тем, у кого получается лучше, я советую, где и на кого учиться.
В информатике учитель помогает ребенку понять где и как ребенок может себя проявить, знать все направления информатики, в которых может ребенок развиваться – одному учителю невозможно. Те из детей, которые научились работать, становятся успешными программистами, руководителями.
Вывод. Главное в работе с одаренными детьми – помочь им открыть свои особые потребности, поверить в себя, научить их работать самостоятельно. Быть самокритичным: «Что тебе не нравится в моей работе?»- вопрос любому.
Приложение
Интернет ресурсы:
Сайт «Человек дороги», ссылка «мои вундеркинды» http://www.infovolga.ru/school/9/f2.html
Сайт учителя информатики , окно «мои вундеркинды» http://nsportal.ru/shirokova-larisa-vladimirovna
Кафедра Компьютерных наук и экспериментальной математики, http://new.volsu.ru/struct/institutes/mathematicandit/computerscience/employees/emp.php?id=5000001890
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...