Элективный курс «Решение экономических задач в MSExcel»
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Информационные процессы являются фундаментальной частью современной картины мира. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке является моделью. Рассмотрение эволюции развития информационных процессов и выявление закономерностей позволит осознать необходимость автоматизации информационных процессов и значение информационных технологий в экономике и управлении информационного общества.
Предлагаемый материал ориентирован на математическую подготовку в классах с экономическим уклоном. С одной стороны предоставляется достаточно доступный математический аппарат для математической формализации экономических ситуаций, явлений и процессов. С другой стороны – отрабатываются навыки экономического анализа получаемых результатов решения математических моделей. Экономическое толкование – анализ результатов Поиска решений по типу «Устойчивость».
На уроках информатики учащиеся знакомятся с основными приемами работы с электронными таблицами. Здесь же рассматривается углубленный аспект пакета Excel.
Цель обучения: научится применять приложение MS Excel при решении экономических задач.
Задачи изучений:
- Обучение приемам и методам построения математических моделей экономических задач.
- Формирование навыков использования Excel для решения экономических задач.
- Формирование и развитие навыков анализа полученных числовых результатов с экономической точки зрения.
формы организации учебной деятельности – лабораторные и практические занятия.
Методы: частично-поисковый, проблемный. При этом учащимся не придется осваивать дополнительный материал по информатике; курс составлен таким образом, что задания опираются на те знания и умения, которые уже сформированы на уроках информатики.
Используемые педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- использование в обучении игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии,
Ожидаемые результаты обучения.
Предметные:
1. Уметь строить математическую модель экономической задачи.
2. Уметь заполнять исходную таблицу в Excel.
3. Знать алгоритм использования надстройки «Поиск решения».
4. уметь формировать отчет «Устойчивости».
5. Иметь представление о построении экономических выводов по отчету.
Метапредметные:
1.Умения организовывать свою деятельность:
- определять ее цели и задачи,
- выбирать средства реализации цели,
- применять их на практике,
- взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
- оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
- обобщенные способы решения учебных задач,
- исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
- умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
- умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Оценивание знаний по элективному курсу.
Оценка усвоения материала данного курса проводится в форме соревнования команд-предприятий. Команды состоят из 4 человек. У каждого своя роль-должность: директор, бухгалтер, заведующий складом, экономист. Распределяют ученики роли сами. У каждого свои функциональные обязанности. Команды должны презентовать своё предприятие, предоставить набор необходимых документов – итоги «работы». Для оценки можно пригласить гостей с экономическим образованием. По итогам соревнования выставляются оценки каждой группе.
Данный элективный курс рассчитан на 12 часа в 9-ом классе, программой предусматривается последовательное изучение разделов:
- Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере.
- Составление расчетных таблиц и их форматирование.
- Составление расчетов для расчета заработной платы.
- Составление таблиц для расчетов прибыли.
- Составление таблицы для расчета кредитов.
- Творческая работа. Защита творческого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_informatika.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Решение экономических задач в MSExcel»
Пояснительная записка
Информационные процессы являются фундаментальной частью современной картины мира. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке является моделью. Рассмотрение эволюции развития информационных процессов и выявление закономерностей позволит осознать необходимость автоматизации информационных процессов и значение информационных технологий в экономике и управлении информационного общества.
Предлагаемый материал ориентирован на математическую подготовку в классах с экономическим уклоном. С одной стороны предоставляется достаточно доступный математический аппарат для математической формализации экономических ситуаций, явлений и процессов. С другой стороны – отрабатываются навыки экономического анализа получаемых результатов решения математических моделей. Экономическое толкование – анализ результатов Поиска решений по типу «Устойчивость».
На уроках информатики учащиеся знакомятся с основными приемами работы с электронными таблицами. Здесь же рассматривается углубленный аспект пакета Excel.
Цель обучения: научится применять приложение MS Excel при решении экономических задач.
Задачи изучений:
- Обучение приемам и методам построения математических моделей экономических задач.
- Формирование навыков использования Excel для решения экономических задач.
- Формирование и развитие навыков анализа полученных числовых результатов с экономической точки зрения.
Формы организации учебной деятельности – лабораторные и практические занятия.
Методы: частично-поисковый, проблемный. При этом учащимся не придется осваивать дополнительный материал по информатике; курс составлен таким образом, что задания опираются на те знания и умения, которые уже сформированы на уроках информатики.
Используемые педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- использование в обучении игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии,
Ожидаемые результаты обучения.
Предметные:
1. Уметь строить математическую модель экономической задачи.
2. Уметь заполнять исходную таблицу в Excel.
3. Знать алгоритм использования надстройки «Поиск решения».
4. Уметь формировать отчет «Устойчивости».
5. Иметь представление о построении экономических выводов по отчету.
Метапредметные:
1.Умения организовывать свою деятельность:
- определять ее цели и задачи,
- выбирать средства реализации цели,
- применять их на практике,
- взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
- оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
- обобщенные способы решения учебных задач,
- исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
- умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
- умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Оценивание знаний по элективному курсу.
Оценка усвоения материала данного курса проводится в форме соревнования команд-предприятий. Команды состоят из 4 человек. У каждого своя роль-должность: директор, бухгалтер, заведующий складом, экономист. Распределяют ученики роли сами. У каждого свои функциональные обязанности. Команды должны презентовать своё предприятие, предоставить набор необходимых документов – итоги «работы». Для оценки можно пригласить гостей с экономическим образованием. По итогам соревнования выставляются оценки каждой группе.
Данный элективный курс рассчитан на 12 часа в 9-ом классе, программой предусматривается последовательное изучение разделов:
- Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере.
- Составление расчетных таблиц и их форматирование.
- Составление расчетов для расчета заработной платы.
- Составление таблиц для расчетов прибыли.
- Составление таблицы для расчета кредитов.
- Творческая работа. Защита творческого проекта.
Содержание курса
- Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере. Основные сведения о приложении MS Excel, его функции, основные возможности, способы применения в такой профессиональной сфере, как экономика. Формирование групп для выполнения группового проекта (1 час).
- Составление расчетных таблиц и их форматирование. Правила ввода формул. Обрамление таблиц границами. Ввод данных, необходимых для расчетов. Сохранение КНИГИ. Добавление ЛИСТОВ при необходимости (2 часа).
- Составление расчетов для расчета заработной платы. Поиск информации в сети Интернет о том, из каких показателей формируется заработная плата, от чего она зависит. Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет заработной платы (2 часа).
- Составление таблиц для расчетов прибыли. Описать предприятие, которое было взято для проекта, определить, какую продукцию будет оно выпускать, сколько и чего при этом будет потрачено, количество производимой продукции. Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет прибыли предприятия за 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год (2 часа).
- Составление таблицы для расчета кредитов. Определить, какой необходимо предприятию взять кредит, под какой процент (рассмотреть финансовый рынок - банки), сколько потребуется времени, чтобы выплатить его полностью. Используя полученные знания разработать таблицу в MS Exsel и автоматизировать расчет выплаты кредита (2 часа).
- Творческая работа. Выполнение творческого проекта по темам курса. Разработка алгоритма решения практической задачи и реализация его на компьютере (2 час).
- Подведение итогов. Защита творческих проектов учащихся (1 час).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В т.ч. практическая работа |
1 | Техника безопасности в кабинете информатики, при работе на компьютере. Основные сведения о приложении MS Excel | 1 | - |
2 | Составление расчетных таблиц и их форматирование. | 2 | 1 |
3 | Составление расчетов для расчета заработной платы. | 2 | 1 |
4 | Составление таблиц для расчетов прибыли. | 2 | 1 |
5 | Составление таблицы для расчета кредитов. | 2 | 1 |
6 | Творческая работа. | 2 | 1 |
7 | Подведение итогов. | 1 | - |
Итого часов: | 12 |
Необходимое оборудование:
- 2 компьютер на группу (1 – для разработки в приложении MS Excel, 2 – для поиска информации в сети Интернет)
- Проектор и экран – для защиты проекта
- Выход в Интернет
Критерии оценивания проектов
Критерий | Показатели | балл | |||||||
1. Структурные | 1.1. Логичность | достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта | 2 | ||||||
обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы) | 1 | ||||||||
актуальность не представлена в тексте | 0 | ||||||||
1.2.Культура исполнения | элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют | 2 | |||||||
не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству) | 1 | ||||||||
большинство элементов структуры проекта не представлено | 0 | ||||||||
|
| сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла) |
| ||||||
II. Теоретические (макс. 14 баллов) | 2.1.Целостность | проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована | 4 | ||||||
проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы | 2 | ||||||||
постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют | 0 | ||||||||
2.2. Коммуникативная компетентность | представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками | 3 | |||||||
присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет | 2 | ||||||||
отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации | 1 | ||||||||
2.3. Информационная компетентность | на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части | 7 | |||||||
использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) | 5 | ||||||||
источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна | 4 | ||||||||
источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности | 3 | ||||||||
источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности | 2 | ||||||||
используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет | 1 | ||||||||
|
| сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов) |
| ||||||
III. Исследовательские (макс. 20 баллов) | 3.1. Соответствие теоретической и практической частей | практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы | 3 | ||||||
практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой) | 2 | ||||||||
практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему | 1 | ||||||||
3.2.Корректность методов исследования | заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно | 5 | |||||||
отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны | 3 | ||||||||
заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны | 1 | ||||||||
3.3.Результативность исследования | выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения | 6 | |||||||
выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме | 3 | ||||||||
выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования | 1 | ||||||||
3.4.Элементы исследовательской компетентности | цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах | 6 | |||||||
цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования | 3 | ||||||||
представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования | 1 | ||||||||
|
| сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов) |
| ||||||
IV. |
| Особое мнение рецензента (до 2-х баллов) |
|
Максимально возможное количество баллов: 40
- Оценка “удовлетворительно”: от 17 до 25 баллов (42%)
- Оценка “хорошо”: от 26 до 35 баллов (65%)
- Оценка “отлично”: от 36 до 40 баллов (90%)
Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.
В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
- какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
- на каком уровне он его усвоил;
- каковы его умения и навыки;
- какова оценка его творческой деятельности;
- в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.
Список используемой литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
- Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
- Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
- http://festival.1september.ru/articles/526848/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса "Решение химических задач"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....
Элективный курс: «Решение экономических задач средствами математических программ». (профильная подготовка)
Место курса в образовательном процессеОдной из важных функций курса информатики является формирование у учащихся умений по использованию информационных технологий в практической деятельности. Особо ак...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...