Рабочая программа по информатике, 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Алымова Наталья Владимировна

Рабочая программа к учебнику Угринович Н.Д., 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_ktp_10_klass_ivt.docx85.51 КБ

Предварительный просмотр:


ММИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО  

_____________________

МБОУ «СОШ № 29»

Протокол № _____

от «____» _______ 2015 г.

Руководитель ШМО

Ф.И.О.________________

СОГЛАСОВАНО

Заседание  МС

МБОУ «СОШ № 29»

 Протокол № _____

от «____» ________ 2015 г.

Зам. директора по УВР

Н.В. Алымова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»____________2015г.

Директор

МБОУ «СОШ № 29»

____________Л.В.Большакова

Рабочая программа

учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

(базовый уровень)

для учащихся 10 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Образовательная область: «Математика и информатика»

Разработала:

Алымова Н.В.

Учитель математики и информатики,

первой квалификационной категории.

Братск, 2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» (образовательная область «Математика и информатика») для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 10–11 классов, автор – Н.Д. Угринович,  издательство – «БИНОМ. Лаборатория знаний», год издания – 2012 г, рекомендованной  Министерством образования и науки РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

  1. Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10  класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009;
  2. Информатика и ИКТ Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011;

Программа рассчитана на 34 часа  учебного времени, по 1 часу в неделю.

В программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённый приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  5. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 уч. год, реализующих программы общего образования. (приказ от 31.03.2014 г № 253)
  6. Приказ Минобрнауки России от 8.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых  к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253»
  7. Учебный план МБОУ «СОШ № 29» города Братск  на 2015-2016 учебный год.
  8. Примерная программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263);
  9. Авторская программа по информатике и ИКТ для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович,  Москва, издательство – «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г
  10. Положение  о рабочей программе МБОУ «СОШ № 29».

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Цели и задачи курса

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:

Основная задача базового уровня старшей школы состоит:

  • в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет:

  • развить основы системного видения мира,
  • расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность:

  • сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
  • подготовка к ЕГЭ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение информатики в  10 - 11  классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в 10 классе реализуется в инвариантной части учебного плана, рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Программой предусмотрено проведение:

Тематические контрольные работы

3

Годовая контрольная работа

1

Практические работы

26

Уровень обучения – базовый.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

Название темы

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1

Введение «Информация и информационные процессы»

4

3

1

2

Информационные технологии

17

7

10

3

Коммуникационные технологии

12

5

7

4

Повторение

1

0,5

0,5

Итого:

34

15,5

18,5


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

Информация как мера упорядоченности в неживой природе.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа. Определение количества информации.

Глава 1. Информационные технологии  (17 часов)

Тема  1: Технологии обработки текстовой информации (5 ч)

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Оглавление документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1.1. Кодировки русских букв.

Практическая работа № 1.2. Создание и форматирование документа.

Практическая работа № 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

Практическая работа № 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Контроль знаний и умений: 

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Технологии обработки текстовой информации»

Тема  2:  Технологии обработки графической информации (4 ч)

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Глубина цвета.

Растровая графика. Форматы растровых графических файлов. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью растровых графических редакторов.

Векторная графика. Форматы векторных графических файлов Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью векторных графических редакторов.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1.5. Кодирование графической информации.

Практическая работа № 1.6. Растровая графика.

Практическая работа № 1.7. Трехмерная векторная графика.

Практическая работа № 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Практическая работа № 1.9. Создание флэш-анимации.

Тема  3: Технологии обработки звуковой информации (1 ч)

Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука.

Тема  4: Компьютерные презентации (1 ч)

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Тема  5: Технологии обработки числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов.

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Практическая работа № 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа № 1.15. Построение диаграмм различных типов.

Контроль знаний и умений:

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации»

Глава 2. Коммуникационные технологии (12 часов)

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL).

Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение, потоковые аудио - и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальному принтеру

Практическая работа № 2.2. Создание подключения к Интернету.

Практическая работа № 2.3. Подключение к Интернету и определение IP-адреса.

Практическая работа № 2.4  Настройка браузера.

Практическая работа № 2.5. Работа с электронной почтой.

Практическая работа № 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

Практическая работа № 2.7. Работа с файловыми архивами

Практическая работа № 2.8. Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа № 2.9. Поиск в Интернете.

Практическая работа № 2.10. Заказ в Интернет-магазине

Практическая работа № 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Контроль знаний и умений: 

Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии»

Повторение пройденного материала (1 час)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

В 10 КЛАССЕ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный  и алфавитный;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классе до 30 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (10-15  минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Для развития познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности используются:

  • технология проблемного обучения, которая предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблем: учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, пробуждает желание найти способ ее решения. В ходе проблемного обучения у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются познавательная активность, творческое мышление и другие личностные качества;
  • технология проектного обучения, которая предполагает решение практических задач, проживание конкретных ситуаций, конструирование новых процессов. Целью проектного обучения является не столько усвоение суммы знаний, а развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире;
  • дифференцированное обучение – создание групп разного уровня  по качеству знаний,  темпам усвоения материала, учебной мотивацией, способу мышления.

Вопрос эффективного использования ИКТ на уроке очень актуален.

Ученики принимают активное участие в образовательной деятельности, где технология представляет собой простой инструмент, используемый для создания и выполнения поставленных задач и обучения.

  • Ученики используют технологию, чтобы понять содержание и придать смысл их обучению.
  • Ученики используют технологические средства для совместной работы с другими обучающимися.  
  • Ученики выбирают соответствующие технологические инструменты, чтобы выполнять межпредметные задания, включая вопросы цифрового этикета и ответственного социального взаимодействия.
  • Ученики используют технологические инструменты для исследования данных, постановки цели, планирования деятельности, контроля за ходом выполнения заданий, и оценке результатов.

При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.


Используемые технологии, методы и формы работы:

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля ЗУН;
  • урок обобщения и систематизации ЗУН;
  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы работы:

  • фронтальные,
  • коллективные,
  • групповые,
  • парные,
  • индивидуальные,

Формы итогового контроля:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • тест;
  • творческая практическая работа.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Для выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

Тематический контроль по пройденным темам проверяется письменными тестовыми заданиями.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  •  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  •  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  •  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  •  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  •  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  •  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4» если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • -неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • -не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • -обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства обучения:

  • интерактивная  доска;
  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук учителя
  • ноутбуки  для учащихся
  • сканер;
  • принтер лазерный;
  • наушники;
  • колонки;
  • документ - камера;
  • система тестирования VOTUM

2. Программное обеспечение курса

  • операционная система  Windows *;
  • браузер  Mozilla Firefox;
  • растровый графический редактор GIMP;
  • векторный графический редактор OpenOffice.org Draw;
  • калькуляторы NumLock Calculator и Wise Calculator;
  • текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
  • электронные таблицы OpenOffice.org Calc;
  • средство разработки презентаций OpenOffice.org Impress;
  • система компьютерного черчения Компас;
  • система векторной флэш-анимации Adobe Flash CS3;
  • система онлайновых словарей и переводчиков;
  • электронные таблицы Microsoft Excel;
  • приложение разработки разработки презентаций Microsoft PowerPoint;
  • растровый графический редактор Paint;
  • система сканирования и распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging;
  • стандартная программа Звукозапись;
  • звуковой редактор Audacity;
  • интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey;
  • менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и off-line браузеры: FlashGet, Total Commander, Offline Explorer;
  • системы интерактивного общения в Интернете: VZOChat, Skype, ICQ, Intranet Chat;
  • инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик);
  • Web-сайт: Справочник по  HTML 4.0;
  • Геоинформационные модель: Планета Земля.

3. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  •  шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

  1. Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10  класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 - 2011;
  2. Информатика и ИКТ Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011;
  3.  Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
  4. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие/ М. Н. Бородин. -  М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012
  5. Информатика. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. 10 класс»/ авт.- сост. А.С. Николаев.- Волгоград: Учитель, 2010;
  6. Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2010.

Дополнительная литература:

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  • Материалы для подготовки к экзамену по информатике: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, Е.М.Островская  - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний,  2009.

Для ученика:

  1. Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10  класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 - 2011;
  2. Информатика и ИКТ.  Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

Электронные учебные пособия

  1. Лаборатория информатики МИОО  http://www.metodist.ru 
  2. Сеть творческих учителей информатики  http://www.it-n.ru 
  3. Методическая копилка учителя информатики  http://www.metod-kopilka.ru 
  4.  Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ http://www.klyaksa.net/ 
  5. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) http://fcior.edu.ru
  6. Педагогическое сообщество  http://pedsovet.su   
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru 
  8. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 по информатике 10 класс, автор учебника  Н.Д.Угринович

№ уроков

Календарные сроки

Раздел/

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Контроль

план

факт

Введение. Информация и информационные процессы –  4 часа

1

Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.

Урок изучения нового материала

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире.

Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики.

Текущий

Фронтальный опрос

2

Информация и информационные процессы.

Комбинированный урок

Основные подходы к определению понятия «информация».

Виды и свойства информации. Информационные процессы.

Знать основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации.

Уметь определять дискретные и непрерывные сигналы.

Текущий

Фронтальный опрос

3

Количество информации. Подходы к определению количества информации.

Комбинированный урок

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Знать понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.

Уметь определять количество информации.

Текущий

Фронтальный опрос

4

Практическая работа «Определение количества информации»

Урок обобщения и систематизации

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

Информационные технологии (17 часов)

5

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 1.1. «Кодировки русских букв»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Кодовые таблицы. Форматы файлов.

ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»

Решение задач КИМ ЕГЭ  по теме «Количество текстовой информации»

Уметь определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.

Текущий

Практическая работа

6

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры.

Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.

Текущий

Тест

7

Практическая работа № 1.2. «Создание и форматирование документа»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Технологии организации текста. Приемы преобразования текстов: форматирование.

Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.

Текущий

Практическая работа

8

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 1.3. «Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика»

Комбинированный урок

Компьютерные

словари и

системы перевода

текстов  

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.

Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.

Текущий

Практическая работа

Индивидуальный контроль

9

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 1.4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа»

Комбинированный урок

Распознавание текста, работа с редактором Abby Fine Raeder 8.0.

Уметь распознавать текст, сохранять в различных форматах.

Текущий

Практическая работа

10

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование

и обработка текстовой информации».

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Тематический

Тест

11

Кодирование графической информации

Практическая работа № 1.5. «Кодирование графической информации»

Комбинированный урок

Объем графического файла.

Два подхода к представлению графической информации.

Уметь решать задачи КИМов ЕГЭ  по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»

Текущий

Практическая работа

12

Растровая графика.

Практическая работа № 1.6. «Растровая графика»

Урок обобщения и систематизации 

Растровая графика. Модели цветообразования. Форматы файлов. Создание и редактирование растровых объектов средствами графических редакторов

Уметь приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

Текущий

Практическая работа

13

Векторная графика.

Практическая работа № 1.7. «Трехмерная векторная графика»

Урок обобщения и систематизации 

Векторная графика. Модели цветообразования. Форматы файлов.

Уметь создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.

Текущий

Тест

Практическая работа

14

Практическая работа № 1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Комбинированный урок

Основы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС 3D.

Уметь решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

15

Практическая работа № 1.9. «Создание Flash-анимации»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Текущий

Практическая работа

Тест

16

Кодирование звуковой информации.

Практическая работа № 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука»

Комбинированный урок

Объем звукового файла. МP3 и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Знать методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.

Уметь осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

17

Компьютерные презентации.

Практическая работа № 1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов. Виды анимации. Настройка анимации.

Знать технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Уметь настраивать анимацию объектов, слайдов.

Текущий

Практическая работа

18

Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа № 1.13. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Комбинированный урок

Понятие позиционные и непозиционные системы счисления Запись чисел в системах счисления. Системы счисления, используемые в вычислительной техники. Перевод чисел из одной системы счисления  в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.

Знать правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.

Уметь записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

19

Электронные таблицы Практическая работа № 1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Комбинированный урок

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

Знать назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.

Уметь вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.

Текущий Самостоятельная работа

Практическая работа

20

Построение диаграмм и графиков

Практическая работа № 1.15. «Построение диаграмм различных типов»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Назначение наглядного представления числовой информации. Виды и типы диаграмм. Работа с мастером построения диаграмм.

Уметь строить диаграмм и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.

Текущий

Практическая работа

21

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Тематический

Тест

Коммуникационные технологии (12 часов)

22

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 2.1.

 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»

Комбинированный урок

Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей.

Уметь предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

23

Глобальная компьютерная сеть Интернет Подключение к Интернету

Практическая работа № 2.2. «Создание подключения к Интернету»

Практическая работа № 2.3. «Подключения к Интернету и определение IP-адреса»

Комбинированный урок

Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема

Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя. Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

24

Всемирная паутина Практическая работа № 2.4. «Настройка браузера»

Урок обобщения и систематизации

Назначение Всемирной паутины, файловых архивов

Уметь путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

25

Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

Практическая работа № 2.5. «Работа с электронной почтой»

Урок обобщения и систематизации

Назначение электронной почты, телеконференции

Уметь настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

26

Общение в Интернете в реальном времени Файловые архивы Практическая работа № 2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» Практическая работа № 2.7. «Работа с файловыми архивами»

Урок обобщения и систематизации

 Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.

Уметь участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат Уметь создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива..

Текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

27

Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа № 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете»

Комбинированный урок

ГИС. Интерактивные карты в Интернете. Спутниковая навигация.

Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

28

Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Практическая работа № 2.9. «Поиск в Интернете»

Комбинированный урок

Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации.

Знать формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

Уметь описывать объекты для его последующего поиска.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

29

Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа № 2.10. «Заказ в Интернет-магазине»

Урок обобщения и систематизации

Способы организации электронных торгов, Интернет магазинов, бирж.

Уметь осуществлять заказ в Интернет - магазине.

Текущий

Практическая работа

Взаимоконтроль

30

Основы языка разметки гипертекста Практическая работа № 2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Урок обобщения и систематизации

Основы языка HTML

Язык разметки гипертекста

Знать правила записи тегов графического оформления, гиперссылок

Уметь размещать графические объекты на Wеb – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.

Текущий

Фронтальный опрос

Создание проекта

31

Годовая контрольная работа

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Итоговый

Тест

32

Практическая работа № 26. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Урок обобщения и систематизации

Текущий

Практическая работа

Защита проекта

33

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Тематический

Тест

Итоговое повторение (1 час)

34

Итоговое повторение

Урок обобщения и систематизации

Повторение и обобщение пройденного в течение учебного года материала.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...