Рабочая программа по информатике, 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Угринович Н.Д., 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_ktp_10_klass_ivt.docx | 85.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ММИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО _____________________ МБОУ «СОШ № 29» Протокол № _____ от «____» _______ 2015 г. Руководитель ШМО Ф.И.О.________________ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ № 29» Протокол № _____ от «____» ________ 2015 г. Зам. директора по УВР Н.В. Алымова _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»____________2015г. Директор МБОУ «СОШ № 29» ____________Л.В.Большакова |
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
(базовый уровень)
для учащихся 10 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Образовательная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Алымова Н.В.
Учитель математики и информатики,
первой квалификационной категории.
Братск, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» (образовательная область «Математика и информатика») для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 10–11 классов, автор – Н.Д. Угринович, издательство – «БИНОМ. Лаборатория знаний», год издания – 2012 г, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
- Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009;
- Информатика и ИКТ Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011;
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, по 1 часу в неделю.
В программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённый приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 уч. год, реализующих программы общего образования. (приказ от 31.03.2014 г № 253)
- Приказ Минобрнауки России от 8.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253»
- Учебный план МБОУ «СОШ № 29» города Братск на 2015-2016 учебный год.
- Примерная программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263);
- Авторская программа по информатике и ИКТ для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович, Москва, издательство – «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г
- Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ № 29».
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Цели и задачи курса
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
Основная задача базового уровня старшей школы состоит:
- в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет:
- развить основы системного видения мира,
- расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность:
- сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
- подготовка к ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение информатики в 10 - 11 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в 10 классе реализуется в инвариантной части учебного плана, рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
Тематические контрольные работы | 3 |
Годовая контрольная работа | 1 |
Практические работы | 26 |
Уровень обучения – базовый.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | В том числе: | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение «Информация и информационные процессы» | 4 | 3 | 1 |
2 | Информационные технологии | 17 | 7 | 10 |
3 | Коммуникационные технологии | 12 | 5 | 7 |
4 | Повторение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 | 15,5 | 18,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.
Информация как мера упорядоченности в неживой природе.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.
Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
- Практическая работа. Определение количества информации.
Глава 1. Информационные технологии (17 часов)
Тема 1: Технологии обработки текстовой информации (5 ч)
Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Оглавление документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.1. Кодировки русских букв.
Практическая работа № 1.2. Создание и форматирование документа.
Практическая работа № 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
Практическая работа № 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Технологии обработки текстовой информации»
Тема 2: Технологии обработки графической информации (4 ч)
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Глубина цвета.
Растровая графика. Форматы растровых графических файлов. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью растровых графических редакторов.
Векторная графика. Форматы векторных графических файлов Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью векторных графических редакторов.
Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.5. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.6. Растровая графика.
Практическая работа № 1.7. Трехмерная векторная графика.
Практическая работа № 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Практическая работа № 1.9. Создание флэш-анимации.
Тема 3: Технологии обработки звуковой информации (1 ч)
Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука.
Тема 4: Компьютерные презентации (1 ч)
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Тема 5: Технологии обработки числовой информации
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов.
Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.
Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа № 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа № 1.15. Построение диаграмм различных типов.
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации»
Глава 2. Коммуникационные технологии (12 часов)
Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL).
Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.
WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).
Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.
Интерактивное общение, потоковые аудио - и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).
Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальному принтеру
Практическая работа № 2.2. Создание подключения к Интернету.
Практическая работа № 2.3. Подключение к Интернету и определение IP-адреса.
Практическая работа № 2.4 Настройка браузера.
Практическая работа № 2.5. Работа с электронной почтой.
Практическая работа № 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа № 2.7. Работа с файловыми архивами
Практическая работа № 2.8. Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа № 2.9. Поиск в Интернете.
Практическая работа № 2.10. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа № 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии»
Повторение пройденного материала (1 час)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
В 10 КЛАССЕ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классе до 30 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (10-15 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Для развития познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности используются:
- технология проблемного обучения, которая предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблем: учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, пробуждает желание найти способ ее решения. В ходе проблемного обучения у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются познавательная активность, творческое мышление и другие личностные качества;
- технология проектного обучения, которая предполагает решение практических задач, проживание конкретных ситуаций, конструирование новых процессов. Целью проектного обучения является не столько усвоение суммы знаний, а развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире;
- дифференцированное обучение – создание групп разного уровня по качеству знаний, темпам усвоения материала, учебной мотивацией, способу мышления.
Вопрос эффективного использования ИКТ на уроке очень актуален.
Ученики принимают активное участие в образовательной деятельности, где технология представляет собой простой инструмент, используемый для создания и выполнения поставленных задач и обучения.
- Ученики используют технологию, чтобы понять содержание и придать смысл их обучению.
- Ученики используют технологические средства для совместной работы с другими обучающимися.
- Ученики выбирают соответствующие технологические инструменты, чтобы выполнять межпредметные задания, включая вопросы цифрового этикета и ответственного социального взаимодействия.
- Ученики используют технологические инструменты для исследования данных, постановки цели, планирования деятельности, контроля за ходом выполнения заданий, и оценке результатов.
При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Используемые технологии, методы и формы работы:
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- ролевой метод.
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок контроля ЗУН;
- урок обобщения и систематизации ЗУН;
- комбинированный урок.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Формы работы:
- фронтальные,
- коллективные,
- групповые,
- парные,
- индивидуальные,
Формы итогового контроля:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- тест;
- творческая практическая работа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Для выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Тематический контроль по пройденным темам проверяется письменными тестовыми заданиями.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90% | хорошо |
51-75% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4» если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- -неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- -не раскрыто основное содержание учебного материала;
- -обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- ноутбук учителя
- ноутбуки для учащихся
- сканер;
- принтер лазерный;
- наушники;
- колонки;
- документ - камера;
- система тестирования VOTUM
2. Программное обеспечение курса
- операционная система Windows *;
- браузер Mozilla Firefox;
- растровый графический редактор GIMP;
- векторный графический редактор OpenOffice.org Draw;
- калькуляторы NumLock Calculator и Wise Calculator;
- текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
- электронные таблицы OpenOffice.org Calc;
- средство разработки презентаций OpenOffice.org Impress;
- система компьютерного черчения Компас;
- система векторной флэш-анимации Adobe Flash CS3;
- система онлайновых словарей и переводчиков;
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- приложение разработки разработки презентаций Microsoft PowerPoint;
- растровый графический редактор Paint;
- система сканирования и распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging;
- стандартная программа Звукозапись;
- звуковой редактор Audacity;
- интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey;
- менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и off-line браузеры: FlashGet, Total Commander, Offline Explorer;
- системы интерактивного общения в Интернете: VZOChat, Skype, ICQ, Intranet Chat;
- инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик);
- Web-сайт: Справочник по HTML 4.0;
- Геоинформационные модель: Планета Земля.
3. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
- Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 - 2011;
- Информатика и ИКТ Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011;
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие/ М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012
- Информатика. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. 10 класс»/ авт.- сост. А.С. Николаев.- Волгоград: Учитель, 2010;
- Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2010.
Дополнительная литература:
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Материалы для подготовки к экзамену по информатике: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, Е.М.Островская - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
Для ученика:
- Информатика и ИКТ, базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 - 2011;
- Информатика и ИКТ. Практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
Электронные учебные пособия
- Лаборатория информатики МИОО http://www.metodist.ru
- Сеть творческих учителей информатики http://www.it-n.ru
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru
- Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ http://www.klyaksa.net/
- Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) http://fcior.edu.ru
- Педагогическое сообщество http://pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике 10 класс, автор учебника Н.Д.Угринович
№ уроков | Календарные сроки | Раздел/ Тема | Тип урока | Элементы содержания | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Контроль | |
план | факт | ||||||
Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа | |||||||
1 | Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики. | Урок изучения нового материала | Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире. | Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики. | Текущий Фронтальный опрос | ||
2 | Информация и информационные процессы. | Комбинированный урок | Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Информационные процессы. | Знать основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации. Уметь определять дискретные и непрерывные сигналы. | Текущий Фронтальный опрос | ||
3 | Количество информации. Подходы к определению количества информации. | Комбинированный урок | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | Знать понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации. Уметь определять количество информации. | Текущий Фронтальный опрос | ||
4 | Практическая работа «Определение количества информации» | Урок обобщения и систематизации | Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
Информационные технологии (17 часов) | |||||||
5 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 1.1. «Кодировки русских букв» | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Кодовые таблицы. Форматы файлов. ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду» Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Количество текстовой информации» | Уметь определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. | Текущий Практическая работа | ||
6 | Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. | Комбинированный урок | Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры. | Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ. | Текущий Тест | ||
7 | Практическая работа № 1.2. «Создание и форматирование документа» | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Технологии организации текста. Приемы преобразования текстов: форматирование. | Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ. | Текущий Практическая работа | ||
8 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 1.3. «Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика» | Комбинированный урок | Компьютерные словари и системы перевода текстов | Иметь представление о возможностях компьютерных словарей. Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода. | Текущий Практическая работа Индивидуальный контроль | ||
9 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 1.4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» | Комбинированный урок | Распознавание текста, работа с редактором Abby Fine Raeder 8.0. | Уметь распознавать текст, сохранять в различных форматах. | Текущий Практическая работа | ||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование и обработка текстовой информации». | Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Тематический Тест | ||||
11 | Кодирование графической информации Практическая работа № 1.5. «Кодирование графической информации» | Комбинированный урок | Объем графического файла. Два подхода к представлению графической информации. | Уметь решать задачи КИМов ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование» | Текущий Практическая работа | ||
12 | Растровая графика. Практическая работа № 1.6. «Растровая графика» | Урок обобщения и систематизации | Растровая графика. Модели цветообразования. Форматы файлов. Создание и редактирование растровых объектов средствами графических редакторов | Уметь приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. | Текущий Практическая работа | ||
13 | Векторная графика. Практическая работа № 1.7. «Трехмерная векторная графика» | Урок обобщения и систематизации | Векторная графика. Модели цветообразования. Форматы файлов. | Уметь создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов. | Текущий Тест Практическая работа | ||
14 | Практическая работа № 1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | Комбинированный урок | Основы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС 3D. | Уметь решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D). | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
15 | Практическая работа № 1.9. «Создание Flash-анимации» | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Текущий Практическая работа Тест | ||||
16 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа № 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука» | Комбинированный урок | Объем звукового файла. МP3 и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | Знать методы сжатия данных, форматы звуковых файлов. Уметь осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов. | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
17 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов. Виды анимации. Настройка анимации. | Знать технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. Уметь настраивать анимацию объектов, слайдов. | Текущий Практическая работа | ||
18 | Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа № 1.13. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | Комбинированный урок | Понятие позиционные и непозиционные системы счисления Запись чисел в системах счисления. Системы счисления, используемые в вычислительной техники. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления. | Знать правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления. Уметь записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления. | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
19 | Электронные таблицы Практическая работа № 1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | Комбинированный урок | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. | Знать назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц. Уметь вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах. | Текущий Самостоятельная работа Практическая работа | ||
20 | Построение диаграмм и графиков Практическая работа № 1.15. «Построение диаграмм различных типов» | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Назначение наглядного представления числовой информации. Виды и типы диаграмм. Работа с мастером построения диаграмм. | Уметь строить диаграмм и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации. | Текущий Практическая работа | ||
21 | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации». | Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Тематический Тест | ||||
Коммуникационные технологии (12 часов) | |||||||
22 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 2.1. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» | Комбинированный урок | Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. | Уметь предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
23 | Глобальная компьютерная сеть Интернет Подключение к Интернету Практическая работа № 2.2. «Создание подключения к Интернету» Практическая работа № 2.3. «Подключения к Интернету и определение IP-адреса» | Комбинированный урок | Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема | Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя. Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
24 | Всемирная паутина Практическая работа № 2.4. «Настройка браузера» | Урок обобщения и систематизации | Назначение Всемирной паутины, файловых архивов | Уметь путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами. | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
25 | Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Практическая работа № 2.5. «Работа с электронной почтой» | Урок обобщения и систематизации | Назначение электронной почты, телеконференции | Уметь настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
26 | Общение в Интернете в реальном времени Файловые архивы Практическая работа № 2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» Практическая работа № 2.7. «Работа с файловыми архивами» | Урок обобщения и систематизации | Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива. | Уметь участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат Уметь создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.. | Текущий Фронтальный опрос Практическая работа | ||
27 | Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа № 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете» | Комбинированный урок | ГИС. Интерактивные карты в Интернете. Спутниковая навигация. | Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
28 | Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа № 2.9. «Поиск в Интернете» | Комбинированный урок | Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации. | Знать формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Уметь описывать объекты для его последующего поиска. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
29 | Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 2.10. «Заказ в Интернет-магазине» | Урок обобщения и систематизации | Способы организации электронных торгов, Интернет магазинов, бирж. | Уметь осуществлять заказ в Интернет - магазине. | Текущий Практическая работа Взаимоконтроль | ||
30 | Основы языка разметки гипертекста Практическая работа № 2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | Урок обобщения и систематизации | Основы языка HTML Язык разметки гипертекста | Знать правила записи тегов графического оформления, гиперссылок Уметь размещать графические объекты на Wеb – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте. | Текущий Фронтальный опрос Создание проекта | ||
31 | Годовая контрольная работа | Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Итоговый Тест | ||||
32 | Практическая работа № 26. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | Урок обобщения и систематизации | Текущий Практическая работа Защита проекта | ||||
33 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Тематический Тест | ||||
Итоговое повторение (1 час) | |||||||
34 | Итоговое повторение | Урок обобщения и систематизации | Повторение и обобщение пройденного в течение учебного года материала. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...