Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"
учебно-методический материал

Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"

Каждый занятие состоит из теоретического и практического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_excel.docx359.75 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

§ 1. Электронные таблицы Excel        

§ 2. Форматирование объектов        

§ 3 Расположение данных в ячейке        

§ 4. Использование формул для расчета        

§ 5. Решение задач        

§ 6. Использование функций        

§ 7. Относительные и абсолютные адреса. Имя ячейки        

§ 8. Построение графиков и диаграмм        

§ 9. Редактирование диаграмм        

§10. Использование элемента управления Счетчик        

§11. Практическая работа: «Исследование функций»        

§12. Исследование тригонометрических функций        

§13. Логические функции        

§14. Условное форматирование Элементы управления: Флажок, переключатель        

§15. Зачетная работа. Создание теста по теме «Устройства ПК»:        

§16. Подготовка к итоговой Контрольной работе        


§ 1. Электронные таблицы Excel

Электронная таблица (ЭТ) – программа, предназначенная для автоматизации расчетов.

Возможности:

  1. Заполнение и форматирование таблиц.
  2. Выполнение вычислений.
  3. Использование встроенных функций.
  4. Представление результатов в виде графиков и диаграмм.
  5. Работа с таблицей как с базой данных.

Запуск:

  1. Кнопка Пуск – Программы – Microsoft Excel.
  2. Через Панель быстрого запуска.
  3. Щелчком по значку существующего документа.

Окно программы Excel

Документ – рабочая книга, состоящая из листов. Имя листа указано на его ярлыке.

Рабочее поле – таблица, состоящая из 65536 строк и 256 столбцов (A-IV).

Ячейка – элемент на пересечении строки и столбца.

Адрес ячейки - А1, В8 и т.д.

Текущей ячейкой является та, где стоит рамочный курсор.

При сохранении документ получает расширение xls.

Выделение объектов таблицы (форма указателя         ):

  • строка – щелчком по номеру строки (несколько строк – протаскиванием в области номеров строк);
  • столбец – щелчком по имени столбца (несколько столбцов – протаскиванием в области имен столбцов);
  • диапазон ячеек – протаскиванием от одной угловой ячейке к другой по диагонали;
  • несколько диапазонов – протаскиванием при нажатой клавише [Ctrl].

Изменение высоты строки и ширины столбца – за разделительную линию между номерами строк и заголовками столбцов.

Типы данных:

  • числа в разном формате;
  • текст;
  • формулы.

Порядок ввода данных:

  1. Установить рамочный курсор в нужную ячейку.
  2. Ввести данные.
  3. Нажать клавишу [Enter] или кнопку Ввод  в строке формул.
  4. Для отмены ввода данных – нажать клавишу [Esc] или кнопку Отмена .

Редактирование (исправление ошибок ввода):

  1. Двойной щелчок по ячейке – редактирование внутри ячейки.
  2. Щелчок в строке формул – редактирование в строке формул.

Заполнение ячеек с помощью маркера автозаполнения

  1. Копирование данных в смежные ячейки:
  • выделить ячейку или несколько ячеек, где находятся данные для копирования;
  • установить указатель мыши на маркер автозаполнения (указатель  примет вид  );
  • приемом «перетащить и отпустить» протащить выделение  по строке или по столбцу.
  1. Создание арифметической прогрессии:
  • ввести в ячейки два первых значения;
  • для определения шага прогрессии выделить обе ячейки;
  • приемом «перетащить и отпустить» протащить выделение  по строке или по столбцу, которые нужно заполнить.

Заполнение ячеек таблицы с помощью меню:

  • ввести одно значение;
  • выделить заполняемый диапазон;
  • выполнить команду меню Правка - Заполнить – Прогрессия… (или Вверх, Вниз, Влево, Вправо);
  • указать тип и шаг прогрессии.

Форматирование числовых данных и ячеек таблицы:

  • увеличение/уменьшение разрядности (количество чисел после запятой) – кнопки ;
  • граница и заливка – кнопки .

Практика:

  1. Запустите программу Excel.
  2. Выполните данное задание и сохраните его в своей папке под именем Ввод данных.

Лист 1

Используйте маркер автозаполнения:

22

10,00

-25,3

-25,3

-25,3

100

1

44

15,00

-25,30

-25,30

-25,30

200

3

66

20,00

-25,300

-25,300

-25,300

300

5

88

25,00

-25,300

-25,300

-25,300

400

7

110

30,00

-25,3000

-25,3000

-25,3000

500

9

мышь

мышь

мышь

мышь

мышь

мышь

мышь

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

один

два

один

два

один

два

один

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Лист 2

Используйте маркер автозаполнения:

дом 1

1квартира

12,5

12,7

13,3

дом 2

2квартира

-2,4

-3

-4,8

дом 3

3квартира

0,25

0,36

0,69

дом 4

4квартира

-4,35

-2,5

3,05

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

Лист 3

Используйте команды меню Правка:

Арифметическая 1 (шаг +2,9)

2,9

 

 

 

Арифметическая 2 (шаг 2)

2

 

 

 

Арифметическая 3 (шаг -2,5)

2,9

Арифметическая 4 (шаг -0,5)

4,3

Геометрическая 1 (шаг 5)

3

 

 

 

Геометрическая 2 (шаг 7)

3

 

 

 

Геометрическая 3 (шаг 2)

4

 

 

 


§ 2. Форматирование объектов

Объект – это ячейка, строка, столбец, лист рабочей книги.

Действия с объектами с использованием меню:

ДОБАВИТЬ объекты – меню Вставка,

УДАЛИТЬ объекты – меню Правка,

ФОРМАТИРОВАТЬ объекты – меню Формат.

ФОРМАТИРОВАНИЕ

Лист рабочей книги:

  • меню Формат / Лист.
  • контекстное меню:

Щелчком правой клавиши мыши  по ярлыку листа – вызываем контекстное меню, в котором можно: добавить, удалить, переименовать, переместить и скопировать, изменить цвет ярлычка листов рабочей книги.

Ячейки таблицы

  • с использованием команд меню Формат /Ячейки:

Вкладки:

  1.  Число (формат чисел).

Общий

Используется для отображения как текстовых, так и числовых значений произвольного типа

Числовой

Наиболее общий способ представления чисел

Денежный

Используется для отображения денежных величин

Финансовый

Используется для выравнивания денежных величин по разделителю целой и дробной части

Дата

Используется для отображения дат

Время

Используется для отображения времени

Процентный

Значения ячеек умножается на 100 и выводится на экран с символом процента

Текстовый

значения отображаются точно так, как вводятся

  1.  Выравнивание (тип горизонтального и вертикального выравнивания, ориентация текста, перенос текста на другие строки в данной ячейке и объединение ячеек).
  2.  Шрифт (начертание, стиль, размер и цвет шрифта).
  3.  Граница (обрамление ячеек и диапазонов).
  4.  Вид (фон и узор ячеек и диапазонов).

  • с использованием кнопок:
  • кнопка  Формат с разделителями   применяется для отображения чисел в виде: 8566589  ⇒ 8 566 589;
  • кнопка Денежный формат  включает денежный формат с обозначением р.
    Практика:

Выполните электронное задание Форматирование.

Задание 2  Заполнить таблицы полностью, используя маркер заполнения.

Числовой
(значение ПИ)

Денежный

Денежный

Денежный

Дата

3,14159

15,60р.

£58,45

$12,45

15.05.2007

3,1416

15,80р.

£68,12

$47,54

3,142

 

 

3,14

 

 

3,1

 

 

3

16,60р.

£106,80

$187,90

20.05.2007

Дополнительный

Числовой

Финансовый

Дробный
(простые дроби)

Дата

(812) 465-3456

0,5

              0,50  

 1/2

27 августа 2007 г.

(905) 123-4567

6,45

              6,45  

6 4/9

(456) 765-4321

8,24

              8,24  

8 1/4

(327) 987-6543

-0,56

-            0,56  

- 5/9

(654) 870-4272

0

                 -    

0    

31 августа 2007 г.

Задание 3 Заполните таблицу, используя команду меню Правка / Заполнить.

дата 1 (день)

03.03.99

 

 

 

дата 2 (год)

03.12.99

 

 

 

дата 3 (месяц)

1 фев 03

 

 

 

дата 4 (год)

2002, 03 мая

 

 

 

дата 5 (раб. день)

29.4.05

 

 

 

дата 6 (2 дня)

2.5.05

 

 

 

дата 7 (3 месяца)

2.5.05

 

 

 

Задание 4  Используйте для числовых данных формат с разделителем.


§ 3 Расположение данных в ячейке

Пункт меню Формат – Ячейки – Выравнивание позволяет:

  • располагать в ячейке текст в несколько строк;
  • устанавливать в ячейке вертикальное и горизонтальное выравнивание;
  • объединять несколько горизонтально или вертикально расположенных ячеек в одну;
  • менять в ячейке направление текста.

1. Расположение текста в несколько строк:

  • или выполнить команду меню Формат - Ячейки – Выравнивание;
    в группе
    Отображение установить флажок Переносить по словам;
  • или при вводе данных  нажать клавиши [ALT]+[ENTER] для начала новой строки.

Если текст с переносами виден не полностью, нужно изменить высоту строки вручную или указать в меню Формат - Строка - Автоподбор высоты.

2. Объединение ячеек:

  • выделить объединяемые ячейки;
  • или нажать кнопку Объединить и поместить в центре ; 
  • или в меню Формат - Ячейки – Выравнивание установить флажок Объединение ячеек в группе Отображение.

3. Изменение направления текста:

  • выделить необходимые ячейки;
  • в меню Формат - Ячейки – Выравнивание установить нужное направление текста в группе Ориентация.

Практика:

  1. Разместите каждую таблицу на отдельном листе. При необходимости добавьте листы.
  2. Переименуйте листы в соответствии с содержанием таблицы.
  3. Сохраните документ под именем Заголовки.

 

РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ

Фамилия

Оклад

Премия

Налог на доходы (13%)

Профсоюзный взнос (1%)

Итого удержано

Итого к выдаче

Характеристики компьютера

№ п/п

Тип процессора

Объем диска

Размер экрана в диагонали

Объем  памяти

Версия операционной системы


Справочная информация

Страна

Город

Физические лица

Юридические лица

Расчетный счет в банке

Россия

Курск

5

Фирма 2

 

Франция

Париж

 

Фирма 3

 

Италия

Рим

 

Фирма 4

 

Чехия

Прага

 

Фирма 5

 

Расписание товарищеских встреч по мини-футболу

Страны

Испания

Италия

Российская федерация

США

Испания

 

12.12.05

 

 

Италия

12.12.05

 

14.12.05

 

Российская
федерация

 

14.12.05

 

18.12.05

США

 

 

18.12.05

 

Расход материалов для ремонта

 

Поверхность

Двери

Окна

кг на 10 м2

площадь

требуется

кг на 10 м2

площадь

требуется

Олифа

7,6

15

 

6,6

6,4

 

Пигмент

1,5

10

 

0,6

4,6

 

Расстояние между городами Крыма

АЛУШТА

83

БАХЧИСАРАЙ

90

85

БЕЛОГОРСК

138

131

140

ДЖАНКОЙ

109

102

111

100

ЕВПАТОРИЯ

246

256

171

236

282

КЕРЧЬ


§ 4. Использование формул для расчета

  1. Ввод формулы надо начинать с символа = (знак равенства).
  2. Формула записывается в одну строку.
  3. В формулы могут входить:
  • константы (числа);
  • адреса ячеек и диапазонов;
  • знаки арифметических операций (+,  –,  *,  /,  ^);
  • знаки операций сравнения (>,  <,  <=,  >=,  <.>,  =);
  • логические операции (НЕ, И, ИЛИ)
  • встроенные функции (математические, статистические и т.д.);
  1. При вычислении по формулам учитываются приоритеты выполнения операций: возведение в степень ( ^ ), умножение и деление ( * и / ), сложение и вычитание (+ и –). Для изменения приоритета необходимо использовать круглые скобки ( ).

Копирование и перемещение формул осуществляется так же, как копирование и перемещение данных.

Практика

  1. Разместите следующие задания на первых двух листах новой рабочей книги.
  2. Дайте листам имена  Геометрия и Упражнения.
  3. Удалите все чистые листы рабочей книги.
  4. Сохраните документ под именем Расчеты.

Лист Геометрия

1. Квадрат

а

S

P

23

529

92

5

 

 

20

 

 

25

 

 

2. Прямоугольник

а

b

S

P

18

10

180

56

5

12

 

 

24

3

 

 

3. Круг

r

S

P

5

78,5

31,4

15

 

 

30

 

 

50

 

 

4. Прямоугольный треугольник

а

b

S

5

6

15

45

6

 

34

23

 

10

65

 

5. Трапеция

а1

a2

h

S

5

6

15

82,5

10

9

15

 

15

12

15

 

20

15

15

 

25

18

15

 

30

21

15

 

Лист Упражнения

Упражнение №1

a

3

3,4

-2,1

3,14

f

 

 

 

 

Упражнение №2

a

1

4,2

-8,94

1,77

b

2

3,4

3,87

3,00

c

-1

1,7

-7,30

-1,77

f

Упражнение №3

a

6

4,24

25,24

1,77

b

9

324

49

1,77

c

16

529

2916

1,77

d

2

4,80

4,24

1,77

f

Упражнение №4

R1

40

130

R2

75

235

R3

95

345

R


§ 5. Решение задач

При выполнении таблицы можно провести оценочное суммирование для данных:

  • выделить диапазон ячеек, для которых требуется провести оценочное суммирование;
  • результат отображается справа в нижней части окна программы.

Практика

  1. Разместите каждую задачу на отдельном листе рабочей книги.
  2. Используя оценочное суммирование для ячеек, имеющих заливку, убедитесь, что задача решена верно: оценка совпадает с контрольной суммой.
  3. Сохраните документ под именем Решение задач.

Задача №1

Расчет цен на продажу автомобилей в автосалоне г. Санкт-Петербурга

№ п/п

Марка
автомобиля

Класс а/м

Стоимость
изготовления
(себестоимость в $)

Стоимость
перевозки к
месту продажи
(7% от себестоимости)

Государственный
налог на
продажу
(2% от себестоимости)

Торговая
наценка
(10% от себестоимости)

Предпродажная
подготовка
(200$. * класс а/м)

Продажная
цена

(4+5+6+7+8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ауди

3

$20 000

 

 

 

 

 

2

БМВ

3

$25 000

 

 

 

 

 

3

Мерседес

4

$35 000

 

 

 

 

 

4

Фольксваген

2

$15 000

 

 

 

 

 

5

Опель

1

$12 000

 

 

 

 

 

6

Тойота

3

$20 000

 

 

 

 

 

7

Мицубиси

4

$30 000

 

 

 

 

 

8

Мазда

3

$25 500

 

 

 

 

 

9

Ниссан

2

$20 000

 

 

 

 

 

10

Хонда

2

$18 000

 

 

 

 

 

11

Жигули

3

$6 000

 

 

 

 

 

12

Москвич

2

$4 000

 

 

 

 

 

13

Ока

1

$3 000

 

 

 

 

 

Контрольная сумма =$284465


Задача №2

Часть Земли

Плотность населения
чел.
 / кв. км

Площадь
территории, млн.
 кв. км

Общее число
жителей

Австралия и Океания

3

8,504

Азия

70

44,4

Африка

12

30,32

Европа

67

10,5

Северная и Центральная Америка

17

24,25

Южная Америка

16

17,83

Контрольная сумма =   4 898 382 000  

Задача №3

Постройте последовательность Фибоначчи:

первый и второй члены последовательности равны 1, каждый следующий равен сумме двух предыдущих.

№ числа

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

Значение

1

1

2

Контрольная сумма =   376 

Задача №4

Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от предыдущего дня. Определить пробег лыжника через 7 дней после начала тренировок.

ДЕНЬ

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

ПРОБЕГ

10,00

Контрольная сумма =   94,87

 

Задача №5

Рассчитать значения числа y по формулам

x

4

7

10

13

16

19

22

25

t

y

Контрольная сумма =   9656


§ 6. Использование функций

Функция – это зависимая переменная величина, значение которой вычисляется по определенным правилам на основании других величин – аргументов функции.

Синтаксис: НАЗВАНИЕ_ФУНКЦИИ(аргумент1;аргумент2;)

Список аргументов может состоять из чисел, текста, логических величин (ИСТИНА или ЛОЖЬ), ссылок, формул и функций.

По характеру аргументов функции можно разделить на три типа:

  • с перечислением аргументов – СРЗНАЧ(А2:С22;Е6;200) – возвращает среднее значение аргументов;
  • с фиксированными аргументами – СТЕПЕНЬ(6,23;4) – возводит первый аргумент (6,23) в степень второго аргумента (4);
  • без аргументов – сегодня()    – возвращает текущую дату.

АВТОСУММИРОВАНИЕ

Кнопка Автосумма  панели инструментов Стандартная автоматически вставляет в текущую ячейку функцию суммы и выделяет диапазон существующих данных, расположенных по строкам или по столбцам. Если диапазон выделен правильно, то достаточно нажать клавишу Enter. Иначе  необходимо выделить требуемый диапазон ячеек.

Пример: СУММ (А2:С22).

ДРУГИЕ ФУНКЦИИ

1. Для вставки других функций нужно:

– или выполнить команду меню Вставка / Функция...;

– или воспользоваться кнопкой Вставка функции  (панели инструментов Стандартная или строки формул);

– или раскрыть список рядом с кнопкой Автосумма.

2. В появившемся окне Мастер функций:

  • Шаг 1 – выбрать нужную категорию и функцию в ней;
  • Шаг 2 – указать значения аргументов функции.

Можно вест                                                                                                                                                                                                                       и функцию в строке формул и вручную без использования Мастера функций.

СООБЩЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ

Сообщения

 

#ДЕЛ/0!

Содержится явное деление на ноль.

Используется ссылка на пустую ячейку или ячейку, содержащую 0 в качестве делителя

#ССЫЛКА!

Ячейки, на которые ссылаются формулы, были удалены или в эти ячейки было помещено содержимое других скопированных ячеек.

#ЧИСЛО!

В функции с числовым аргументом используется неприемлемый аргумент.

#ЗНАЧ!

В формулу вместо числа или логического значения введен текст.

Microsoft Excel не может преобразовать текст в нужный тип данных.

Практика

  1. Откройте новую рабочую книгу и разместите каждую задачу на отдельном листе.
  2. Сохраните документ под именем Использование функций.

Задача №1. Заполните следующую таблицу.

№ п/п

x

F1

F2

F3

F4

1

-3

 

 

 

 

2

-2,5

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

В задаче использовать математические функции: ABS, СТЕПЕНЬ, КОРЕНЬ.

Задача №2. Заполните следующую таблицу.

КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ

 

2004

2005

2006

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ноябрь

Декабрь

Все, что ниже - вычисляется!!

За три года

Суммарно за год

 

 

 

 

Максимум

 

 

 

 

Минимум

 

 

 

 

Среднемесячно

 

 

 

 

В задаче использовать:

  • математические функции: СЛЧИС(), СУММ

Функция СЛЧИС() - возвращает случайное число из интервала [0, 1]

Для получения числа из заданного интервала [a, b] нужно воспользоваться формулой  (b-a)*СЛЧИС()+a.

Частный случай, когда интервал равен [0, b] –    b*СЛЧИС().

  • статистические функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ.

§ 7. Относительные и абсолютные адреса. Имя ячейки

В программе Excel существует три вида адресов:

  • относительные – которые  при копировании изменяются (например, =В1+В2);
  • абсолютные – которые при копировании не изменяются (например, =$В$1+$В$2);
  • смешанные  – при копировании изменяется только часть, не содержащая знака $ (например, =$В1+В$2).

Символ $ можно ввести вручную или добавить его с помощью клавиши F4: многократное нажатие на клавишу F4 циклически меняет тип адреса.

Вместо использования абсолютного адреса, ячейкам и диапазонам можно присваивать имена (меню Вставка / Имя / Присвоить…, диалоговое окно Присвоение имени).

Имя ячейке можно присвоить, набрав его в поле Имя слева от строки формул и нажав клавишу Enter. Имя ячейки должно быть длиною не более 15 символов и не должно содержать пробелов.

Практика

  1. Откройте новую рабочую книгу и разместите каждую задачу на отдельном листе.
  2. Сохраните документ под именем Адресация.

Задача №1. Копирование.

Число 1

4

Число 2

6

Вычислите

Сумма чисел

Произведение

Разность

Полусумма

Копия суммы

Перемещенное произведение

Задача №2. Относительные. Найдите периметр треугольников

a

b

c

Р

4,0

3,0

8,0

 

4,5

3,5

7,5

 

 

8,5

 

 

 

Задача №3. Абсолютные. Подсчитайте стоимость товара в рублях, используя абсолютный адрес.

Наименование товара

Цена в евро

Цена в рублях

Стол

€ 36,00

 

Стул

€ 23,00

 Курс евро

Тумба

€ 51,00

    

34,56р.

Диван

€ 248,00

 

Табурет

€ 17,00

 

Задача №4. Имя ячейки. Подсчитайте стоимость товара в рублях, используя имя ячейки.

Наименование товара

Цена в евро

Цена в рублях

Утюг

€ 10,00

 

DVD

€ 150,00

 Курс евро

Телефон

€ 51,00

    

34,56р.

Фен

€ 15,00

 

Фотоаппарат

€ 200,00

 

Задача №5. Заполните таблицы.

Формулу введите только в одну ячейку таблицы; все остальные ячейки заполняются копированием.

Табл. 1 Необходимое количество литров бензина

Расстояние от Санкт-Петербурга (км)

Марка автомобиля

Расход на 100 км пути

до Парижа

до Москвы

до Рима

до Пушкина

3500

650

5100

50

Жигули

7,50

Формула

 

 

 

Пежо

9,00

 

 

 

 

Вольво

10,00

 

 

 

 

Ока

4,50

 

 

 

 

Урал (арм)

50,00

 

 

 

 

Запорожец

7,00

Табл. 2 Необходимая сумма денег

Стоимость до Парижа

Стоимость до Москвы

Стоимость до Рима

Стоимость до Пушкина

Жигули

Формула

 

 

 

Пежо

 

 

 

 

Цена 1 л.

Вольво

 

 

 

 

21,5р.

Ока

 

 

 

 

Урал (арм)

 

 

 

 

Запорожец

 

 

 

 

Контрольная сумма 175 956р.

Задача №6. Заполните таблицу.

Издание

Известия

Бурда

Даша

Дом

Правда

Выручка

за день

Стоимость
1 экземпляра

        5,5р.

  6,0р.

  4,5р.

  5,0р.

   12,0р.

понедельник

2

1

6

5

4

 

вторник

1

5

40

7

32

 

среда

1

8

32

54

1

 

четверг

29

30

43

1

8

 

пятница

24

1

4

27

1

 

суббота

5

5

23

22

 

 

воскресенье

6

8

1

3

1

 

Вся выручка за неделю

2 551,5р.


§ 8. Построение графиков и диаграмм

Основой для построения графиков и диаграмм является таблица данных.

Для создания графиков и диаграммы нужно:

  • выделить диапазон, на основе которого будут выполняться построения;
  • использовать Мастер диаграмм (Меню Вставка / Диаграмма или соответствующая кнопка  на панели инструментов).

При работе Мастера выделяются 4 шага:

Шаг 1 – выбирается тип диаграммы (гистограмма, столбиковая диаграмма или график, круговая и кольцевая диаграмма).

Шаг 2 – вносятся изменения в диапазон данных и уточняются в столбцах или строках расположены данные.

При создании диаграммы, данные автоматически разделяются на:

ряды данных – конкретные значения тех параметров, которые отображаются на диаграмме;

категории – названия этих параметров.

Данные каждого ряда выделены на диаграммах своим цветом.

Шаг 3  выбираются параметры оформления различных частей диаграммы: заголовков, осей, легенды, линий сетки. Легенда – подпись, определяющая название ряда данных и цвет, которым эти данные отображаются на диаграмме.

Шаг 4 – выбирается место размещения диаграммы.

Примечания: 

1. Несмежные диапазоны выделяются при нажатой клавише [Ctrl].

2. Созданная диаграмма автоматически изменяется при внесении исправлений в данные, используемые при ее создании.


Практика

  1. Просмотрите презентацию Диаграммы и выполните указанные в ней задания.
  2. Постройте следующие диаграммы.
    Расположите каждую диаграмму на отдельном листе той же рабочей книги.

  1. Постройте графики функций  (вид диаграммы – Точечная со значениями)..

Функция 1:  на интервале значений  [-2; 2,8] с шагом 0,4.

Функция 2:  на интервале значений  [-1,4; 3] с шагом 0,2.

Функция 3:  на интервале значений  [-2; 2] с шагом 0,2.

Функции 4:  на интервале значений  [-4; 5] с шагом 0,5.

Функции 5:  на интервале значений  [-3; 4] с шагом 0,5.

  1. Имеются обобщенные данные (в условных единицах) о работе фирмы за несколько лет. Постройте диаграмму (столбиковую гистограмму) приходов и расходов в зависимости от года.

Год

Приход

Расход

1995

360

310

1996

410

290

1997

540

300

1998

230

200

  1. Имеются данные по предметам (четвертные оценки) для группы учеников. Постройте диаграмму (объемную гистограмму), сравнивающую успеваемость по алгебре со средним баллом.

Средний бал

№ п/п

Фамилия, имя

Русский язык

Алгебра

Геометрия

История средних веков

Средний балл ученика

1

Иванов Тимофей

5

3

5

5

2

Васильев Андрей.

4

5

5

4

3

Андреев Юрий

3

3

4

4

4

Семенова Мария

5

3

3

5

5

Белкина Татьяна

4

4

5

5


§ 9. Редактирование диаграмм

Редактирование диаграммы – изменение типа диаграммы, диапазона данных, параметров и места расположения диаграммы.

Для редактирования необходимо:

  • выделить диаграмму щелчком мыши;
  • выполнить необходимую команду пункта меню Диаграмма или воспользоваться контекстным меню.

Форматирование диаграммы изменение шрифтов, заливки областей диаграммы, шкалы, легенды.

Для форматирования необходимо:

  • выделить диаграмму;
  • выбрать элемент диаграммы для форматирования, используя список элементов диаграммы на панели Диаграммы или щелчком мыши по форматируемому элементу;
  • изменить параметры форматирования, используя кнопку Формат элемента диаграммы.

Диаграмму можно оформить и с помощью панели Рисование.


Практика

  1. Выполните задания электронного документа Редактирование диаграмм.
  2. Постройте диаграммы на основании следующих данных. Разместите таблицы и диаграммы на новых листах той же книги  Редактирование диаграмм.
  1. Тип диаграммы - объемная гистограмма

Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой электросвязи, тыс.

в Северо-западном федеральном округе

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Республика Карелия

1

2,6

10,1

42,5

Республика Коми

0,9

7,9

22

49,5

Архангельская область

3,2

7,2

17,2

63,1

Вологодская область

0,9

4,7

16,1

64,8

Калининградская область

8

21

80,6

155,8

Ленинградская область

-

-

20,9

18,1

Мурманская область

4,8

10

27

102,3

Новгородская область

3,5

6,2

11,5

26,4

Псковская область

0,5

3,3

9,4

35,8

г. Санкт-Петербург

198

350,6

812,6

2205,1

  1. Тип диаграммы - кольцевая

Стадионы с трибунами на 1500 мест и более

1995 г.

2001 г.

2002 г.

Калининградская область

8

5

5

Ленинградская область

26

25

25

Мурманская область

13

12

12

Новгородская область

7

3

4

Псковская область

12

12

12

г. Санкт-Петербург

44

39

39


§10. Использование элемента управления Счетчик

Элемент управления счетчик последовательно записывает в ячейку таблицы целые положительные числа в заданном интервале [от минимального – до максимального] c заданным целым положительным шагом.  

Счетчик можно использовать для изменения значений переменной.

1.  Если диапазон изменения переменной и шаг целые положительные числа,
то счетчик можно использовать без дополнительных расчетов.

2. Если заданный диапазон изменения переменной  или  шаг НЕ являются целыми положительными числами, то минимальное значение  счетчика принимается = 0, а шаг  = 1. Максимальное значение счетчика определяется по формуле:

( конечное значение переменной - начальное значение переменной) / шаг

УСТАНОВКА счетчика:

  • вызвать Панель инструментов Формы (Вид – Панели инструментов – Формы).
  • выбрать объект Счетчик и нарисовать его;
  • выполнить настройку счетчика : Вызвать контекстное меню  Формат объекта – Формат  элемента управления – Элемент управления;
  • установить максимальное, минимальное значения и  шаг изменения;
  • связать счетчик с какой-нибудь свободной ячейкой, в которую будет выводиться текущее значение счетчика;
  • если счетчик установлен без дополнительных расчетов, то текущее значение счетчика совпадает со значением переменной, в противном случае значение переменной размещается в другой ячейке и вычисляется по формуле:

начальное значение переменной + текущее значение счетчика *  шаг переменной

Практика

  1. Скопировать к себе в папку задание с диска P:\ Задания \ Элемент- счетчик
  2. Выполнить указанное в нем задание

§11. Практическая работа: «Исследование функций»

1. Дана Линейная функция

        Построить график этой функции на интервале x∈[-10,10] с шагом 0,5.

        Для параметров a и b предусмотреть возможность изменения (применить счетчик):

                a ∈[-10,10] с шагом 1;                b ∈[-10,10] с шагом 1.

Закрепить систему координат: Формат оси / Шкала (Снять автоматическое определение        значений). Исследовать влияние каждого из параметров (a и b) на поведение графика функции. Выводы записать на том же листе рабочей книги.

2. Дана Квадратичная функция

Построить график этой функции на интервале x∈[-10,10] с шагом 1.

Для изменения параметров a, b и  c  применить счетчик:

a ∈[-5,5] с шагом 0.5;        b ∈[-5,-5] с шагом 0.5;         c ∈[-5,-5] с шагом 0.5

Закрепить систему координат: Формат оси / Шкала (Снять автоматическое определение значений). Исследовать влияние каждого из параметров (a, b и  c) на поведение графика функции. Выводы записать на том же листе рабочей книги.


§12. Исследование тригонометрических функций

1. Исследование тригонометрической функции

Построить график этой функции на интервале [-180°,180°] с шагом 5°.

Примечание: Для вычисления тригонометрических функций необходимо выполнить перевод угла из градусной меры в радианную, используя математическую функцию РАДИАНЫ.

Для параметра k применить счетчик.

k ∈[-5,5] с шагом 0,5.

Закрепите систему координат: Формат оси / Шкала.  Исследуйте влияние параметра на поведение графика функции. Выводы запишите на этом же листе рабочей книги.

2. Выполнить аналогичную работу по исследованию функций:

 - с теми же параметрами;

 - где k ∈[-5,5] с шагом 0,5, b ∈[0,3] с шагом 0,5

 - где k,b ∈[-4,4] с шагом 1. Не использовать закрепление системы координат.


§13. Логические функции

Логические выражения – условия, которые могут содержать:

  • числа,
  • текст,
  • адреса ячеек,
  • функции,
  • операторы сравнения: < , >, >=,  <=, = , <>,  
  • арифметические выражения
  • логические значения (ИСТИНА или ЛОЖЬ). Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА(1) или ЛОЖЬ(0).

Например,  выражение Z1=10 возвращает значение ИСТИНА, если значение в ячейке Z1 равно 10, и ЛОЖЬ, если Z1 содержит любое другое значение.

Примеры выражений:

A1>A2

5-3<=5*2

СРЗНАЧ(В1:В6)=СУММ(6;7;8)

С2 <> «Красный»

Логические функции  И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ  могут содержать в качестве аргументов логическое выражение.

Функция  И

Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА; возвращает значение ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.

Синтаксис:

=И (лог_выражение1; лог_выражение2;…;лог_выражение30)

Функция ИЛИ

Возвращает ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА; возвращает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.

Синтаксис:

=ИЛИ (лог_выражение1; лог_выражение2;…;лог_выражение30)

Функция НЕ

Функция меняет значение своего аргумента на противоположное: возвращает значение ИСТИНА, если значение аргумента ЛОЖЬ и наоборот. Функция НЕ имеет только один аргумент.

Синтаксис:

=НЕ (логическое_выражение)

Функция ЕСЛИ

Возвращает одно значение, если заданное логическое выражение при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Функция имеет три аргумента.

Синтаксис:

=ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина ;значение_если_ложь)

Например,

=ЕСЛИ(А6<22;5;10) – возвращает число 5, если значение в ячейке А6 меньше 22, возвращает значение 10, если больше либо равно 22.

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции:

Например,

=ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0;СУММ(А1:А10);0) – если сумма элементов в ячейках А1:А10 больше нуля, возвращается значение этой же суммы, в противном случае возвращает значение 0.

=ЕСЛИ(И(F1>0,F1<9);5*F1;6 )– если значение в ячейке F1 находится между 0 и 9, то возвращается значение 5*F1, в противном случае – значение 6)

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно так же использовать текстовые значения.

Например,

=ЕСЛИ(А4>75%; “Сдал”;”Не сдал”) – в ячейке А4 находится средний балл учащегося, после сдачи экзаменов. Функция анализирует значение в ячейке А4 и  определяет, сдал учащийся экзамен или не сдал.

Практика

  1. Скопировать к себе папку с диска P:\ Задания \ ИЛИ_И_ЕСЛИ_НЕ.xls
  2. Выполнить указанное в нем задание

§14. Условное форматирование
Элементы управления: Флажок, переключатель

Условное форматирование

Позволяет применить форматирование к конкретным ячейкам, когда результаты в них достигнут некоторых определенных значений.

Порядок действий:

  1. Выделить ячейки
  2. Формат Условное форматирование
  3. Указать условия форматирования и выбрать вид оформления ячейки

Примечание: Количество условий может быть не более 3-х

Чтобы на текущем листе выделить ячейки, которые содержат Условное форматирование, нужно выбрать команду Правка – Перейти – Выделить – Условные форматы.

Чтобы удалить Условное форматирование, нужно выделить ячейки, выбрать команду Условное форматирование и нажать кнопку Удалить.

Элементы управления: флажок, переключатель

Флажок – служит для установки свойств, имеющих два значения: да/нет, включено/выключено и т.д.

Переключатель – позволяет сделать выбор одного варианта из предлагаемой группы вариантов.

Последовательность действий:

  1. Вызвать Панель инструментов Формы (Вид – Панели инструментов – Формы).
  2. Вставить элемент управления Группа. Подписать его.
  3. Вставить нужное количество элементов управления Флажок/Переключатель, разместив их внутри группы
  4. Связать Флажок/Переключатель с некоторой (вспомогательной ячейкой), используя команду Формат объекта контекстного меню.
    Для каждого
    Флажка  группы связь устанавливаем со своей ячейкой.
    Для всех
    Переключателей группы связь устанавливаем с одной ячейкой.
  5. Используя логический оператор ЕСЛИ, определяем значение в результирующей ячейке, в зависимости от значений вспомогательных ячейках.

Практика.

  1. Построить имитацию работы светофора (лист Светофор).
  2. Построить элемент Теста с использованием Переключателя (Лист Вопрос 1).
    Вопрос («1 байт равен»). Варианты ответа: 2 бита, 8 бит, 1Кб.
  3. Построить элемент Теста с использованием Флажок (Лист Вопрос 2).
    Вопрос («Укажите устройства ввода информации»). Варианты ответа: клавиатура, мышь, монитор.
  4. Построить элемент Теста с использованием любого из элементов управления (Лист Вопрос 3).
    Вопрос должен быть из области
    Информатика.

§15. Зачетная работа. Создание теста по теме «Устройства ПК»:

  1. Оформить первый лист теста (рисунки, WordArt),  указав название темы, автора работы.
  2. Выбрать для теста любые 10 вопросов.
  3. Каждый вопрос должен располагаться на отдельном листе, имя листа – номер вопроса; применить для листа заливку.
  4. Вспомогательная информация элементов управления должна быть скрыта.
  5. На последнем листе (Результат) провести анализ теста: сосчитать количество верных ответов и поставить оценку
  • 9-10 верных ответов – оценка пять;
  • 7-8 – оценка четыре;
  • 5-6 – оценка три;
  • меньше 5 – оценка два.

Сохранить документ под именем Зачет.

§16. Подготовка к итоговой Контрольной работе

Практика

  1. Откройте файл Подготовка
  2. Выполните указанные в нем задание.
  3. Добавьте необходимое количество листов и выполните задание Хозяюшка на соответствующих листах рабочей книги.

Подсказка. Создание диаграмм из таблиц, расположенных на разных листах.

1. На листе Итоги выделите 2 строки, содержащие названия товаров

2. Постройте диаграмму с использованием мастера:

1 шаг – вид Обычная гистограмма;

2 шаг – на вкладке «Диапазон данных» ряды расположены в столбцах;

– на вкладке «Ряд»:

  • укажите в поле Имя - Сентябрь и в поле Значения - диапазон ячеек с данными с листа Сентябрь;
  • добавьте новый ряд;
  • укажите имя – Октябрь и в поле Значения - диапазон ячеек с данными с листа Октябрь;
  • выполните все тоже для листа Ноябрь. Перейдите к следующему шагу построения.

3 шаг – укажите Заголовок диаграммы и расположение Легенды;

4 шаг – расположение на текущем листе;

  1. Выделив ось Х выполните изменение направления текста.
  2. Сохраните файл под именем Хозяюшка в своей папке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные таблицы Excel

Разработка открытого урока,  с дополнительным материалом,   по теме "Электронные таблицы". Урок проводился во время  районного конкурса "Учитель года - 2011" в 7 классе. ...

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....

Вычисления в электронных таблицах Excel

Цели урока:1) учебная – научиться выполнять вычисления с помощью формул в среде табличного процессора, выработать умения применения полученных знаний на практике;2) развивающая -  развитие мышлен...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL (рабочая тетрадь, методические материалы)

Электронные таблицы (табличные процессоры) – это прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.При пом...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАдля преподавателяТема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»Дисциплина ОУД 02. Литература...