Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"
учебно-методический материал
Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"
Каждый занятие состоит из теоретического и практического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_excel.docx | 359.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
§ 1. Электронные таблицы Excel
§ 3 Расположение данных в ячейке
§ 4. Использование формул для расчета
§ 7. Относительные и абсолютные адреса. Имя ячейки
§ 8. Построение графиков и диаграмм
§10. Использование элемента управления Счетчик
§11. Практическая работа: «Исследование функций»
§12. Исследование тригонометрических функций
§14. Условное форматирование Элементы управления: Флажок, переключатель
§15. Зачетная работа. Создание теста по теме «Устройства ПК»:
§16. Подготовка к итоговой Контрольной работе
§ 1. Электронные таблицы Excel
Электронная таблица (ЭТ) – программа, предназначенная для автоматизации расчетов.
Возможности:
- Заполнение и форматирование таблиц.
- Выполнение вычислений.
- Использование встроенных функций.
- Представление результатов в виде графиков и диаграмм.
- Работа с таблицей как с базой данных.
Запуск:
- Кнопка Пуск – Программы – Microsoft Excel.
- Через Панель быстрого запуска.
- Щелчком по значку существующего документа.
Окно программы Excel
Документ – рабочая книга, состоящая из листов. Имя листа указано на его ярлыке.
Рабочее поле – таблица, состоящая из 65536 строк и 256 столбцов (A-IV).
Ячейка – элемент на пересечении строки и столбца.
Адрес ячейки - А1, В8 и т.д.
Текущей ячейкой является та, где стоит рамочный курсор.
При сохранении документ получает расширение xls.
Выделение объектов таблицы (форма указателя ):
- строка – щелчком по номеру строки (несколько строк – протаскиванием в области номеров строк);
- столбец – щелчком по имени столбца (несколько столбцов – протаскиванием в области имен столбцов);
- диапазон ячеек – протаскиванием от одной угловой ячейке к другой по диагонали;
- несколько диапазонов – протаскиванием при нажатой клавише [Ctrl].
Изменение высоты строки и ширины столбца – за разделительную линию между номерами строк и заголовками столбцов.
Типы данных:
- числа в разном формате;
- текст;
- формулы.
Порядок ввода данных:
- Установить рамочный курсор в нужную ячейку.
- Ввести данные.
- Нажать клавишу [Enter] или кнопку Ввод в строке формул.
- Для отмены ввода данных – нажать клавишу [Esc] или кнопку Отмена .
Редактирование (исправление ошибок ввода):
- Двойной щелчок по ячейке – редактирование внутри ячейки.
- Щелчок в строке формул – редактирование в строке формул.
Заполнение ячеек с помощью маркера автозаполнения
- Копирование данных в смежные ячейки:
- выделить ячейку или несколько ячеек, где находятся данные для копирования;
- установить указатель мыши на маркер автозаполнения (указатель примет вид );
- приемом «перетащить и отпустить» протащить выделение по строке или по столбцу.
- Создание арифметической прогрессии:
- ввести в ячейки два первых значения;
- для определения шага прогрессии выделить обе ячейки;
- приемом «перетащить и отпустить» протащить выделение по строке или по столбцу, которые нужно заполнить.
Заполнение ячеек таблицы с помощью меню:
- ввести одно значение;
- выделить заполняемый диапазон;
- выполнить команду меню Правка - Заполнить – Прогрессия… (или Вверх, Вниз, Влево, Вправо);
- указать тип и шаг прогрессии.
Форматирование числовых данных и ячеек таблицы:
- увеличение/уменьшение разрядности (количество чисел после запятой) – кнопки ;
- граница и заливка – кнопки .
Практика:
- Запустите программу Excel.
- Выполните данное задание и сохраните его в своей папке под именем Ввод данных.
Лист 1
Используйте маркер автозаполнения:
22 | 10,00 | -25,3 | -25,3 | -25,3 | 100 | 1 |
44 | 15,00 | -25,30 | -25,30 | -25,30 | 200 | 3 |
66 | 20,00 | -25,300 | -25,300 | -25,300 | 300 | 5 |
88 | 25,00 | -25,300 | -25,300 | -25,300 | 400 | 7 |
110 | 30,00 | -25,3000 | -25,3000 | -25,3000 | 500 | 9 |
мышь | мышь | мышь | мышь | мышь | мышь | мышь |
3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
один | два | один | два | один | два | один |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль |
Лист 2
Используйте маркер автозаполнения:
дом 1 | 1квартира | 12,5 | 12,7 | … | … | 13,3 |
дом 2 | 2квартира | -2,4 | -3 | … | … | -4,8 |
дом 3 | 3квартира | 0,25 | 0,36 | … | … | 0,69 |
дом 4 | 4квартира | -4,35 | -2,5 | … | … | 3,05 |
34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Лист 3
Используйте команды меню Правка:
Арифметическая 1 (шаг +2,9) | 2,9 |
|
|
| |||
Арифметическая 2 (шаг 2) | 2 |
|
|
| |||
Арифметическая 3 (шаг -2,5) | 2,9 | ||||||
Арифметическая 4 (шаг -0,5) | 4,3 | ||||||
Геометрическая 1 (шаг 5) | 3 |
|
|
| |||
Геометрическая 2 (шаг 7) | 3 |
|
|
| |||
Геометрическая 3 (шаг 2) | 4 |
|
|
|
§ 2. Форматирование объектов
Объект – это ячейка, строка, столбец, лист рабочей книги.
Действия с объектами с использованием меню:
ДОБАВИТЬ объекты – меню Вставка,
УДАЛИТЬ объекты – меню Правка,
ФОРМАТИРОВАТЬ объекты – меню Формат.
ФОРМАТИРОВАНИЕ
Лист рабочей книги:
- меню Формат / Лист.
- контекстное меню:
Щелчком правой клавиши мыши по ярлыку листа – вызываем контекстное меню, в котором можно: добавить, удалить, переименовать, переместить и скопировать, изменить цвет ярлычка листов рабочей книги.
Ячейки таблицы
- с использованием команд меню Формат /Ячейки…:
Вкладки:
- Число (формат чисел).
Общий | Используется для отображения как текстовых, так и числовых значений произвольного типа |
Числовой | Наиболее общий способ представления чисел |
Денежный | Используется для отображения денежных величин |
Финансовый | Используется для выравнивания денежных величин по разделителю целой и дробной части |
Дата | Используется для отображения дат |
Время | Используется для отображения времени |
Процентный | Значения ячеек умножается на 100 и выводится на экран с символом процента |
Текстовый | значения отображаются точно так, как вводятся |
- Выравнивание (тип горизонтального и вертикального выравнивания, ориентация текста, перенос текста на другие строки в данной ячейке и объединение ячеек).
- Шрифт (начертание, стиль, размер и цвет шрифта).
- Граница (обрамление ячеек и диапазонов).
- Вид (фон и узор ячеек и диапазонов).
- с использованием кнопок:
- кнопка Формат с разделителями применяется для отображения чисел в виде: 8566589 ⇒ 8 566 589;
- кнопка Денежный формат включает денежный формат с обозначением р.Практика:
Выполните электронное задание Форматирование.
Задание 2 Заполнить таблицы полностью, используя маркер заполнения.
Числовой | Денежный | Денежный | Денежный | Дата |
3,14159 | 15,60р. | £58,45 | $12,45 | 15.05.2007 |
3,1416 | 15,80р. | £68,12 | $47,54 | |
3,142 |
|
| ||
3,14 |
|
| ||
3,1 |
|
| ||
3 | 16,60р. | £106,80 | $187,90 | 20.05.2007 |
Дополнительный | Числовой | Финансовый | Дробный | Дата |
(812) 465-3456 | 0,5 | 0,50 | 1/2 | 27 августа 2007 г. |
(905) 123-4567 | 6,45 | 6,45 | 6 4/9 | |
(456) 765-4321 | 8,24 | 8,24 | 8 1/4 | |
(327) 987-6543 | -0,56 | - 0,56 | - 5/9 | |
(654) 870-4272 | 0 | - | 0 | 31 августа 2007 г. |
Задание 3 Заполните таблицу, используя команду меню Правка / Заполнить.
дата 1 (день) | 03.03.99 |
|
|
| |||
дата 2 (год) | 03.12.99 |
|
|
| |||
дата 3 (месяц) | 1 фев 03 |
|
|
| |||
дата 4 (год) | 2002, 03 мая |
|
|
| |||
дата 5 (раб. день) | 29.4.05 |
|
|
| |||
дата 6 (2 дня) | 2.5.05 |
|
|
| |||
дата 7 (3 месяца) | 2.5.05 |
|
|
|
Задание 4 Используйте для числовых данных формат с разделителем.
§ 3 Расположение данных в ячейке
Пункт меню Формат – Ячейки – Выравнивание позволяет:
- располагать в ячейке текст в несколько строк;
- устанавливать в ячейке вертикальное и горизонтальное выравнивание;
- объединять несколько горизонтально или вертикально расположенных ячеек в одну;
- менять в ячейке направление текста.
1. Расположение текста в несколько строк:
- или выполнить команду меню Формат - Ячейки – Выравнивание;
в группе Отображение установить флажок Переносить по словам; - или при вводе данных нажать клавиши [ALT]+[ENTER] для начала новой строки.
Если текст с переносами виден не полностью, нужно изменить высоту строки вручную или указать в меню Формат - Строка - Автоподбор высоты.
2. Объединение ячеек:
- выделить объединяемые ячейки;
- или нажать кнопку Объединить и поместить в центре ;
- или в меню Формат - Ячейки – Выравнивание установить флажок Объединение ячеек в группе Отображение.
3. Изменение направления текста:
- выделить необходимые ячейки;
- в меню Формат - Ячейки – Выравнивание установить нужное направление текста в группе Ориентация.
Практика:
- Разместите каждую таблицу на отдельном листе. При необходимости добавьте листы.
- Переименуйте листы в соответствии с содержанием таблицы.
- Сохраните документ под именем Заголовки.
РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ | ||||||
Фамилия | Оклад | Премия | Налог на доходы (13%) | Профсоюзный взнос (1%) | Итого удержано | Итого к выдаче |
Характеристики компьютера | |||||
№ п/п | Тип процессора | Объем диска | Размер экрана в диагонали | Объем памяти | Версия операционной системы |
Справочная информация | ||||
Страна | Город | Физические лица | Юридические лица | Расчетный счет в банке |
Россия | Курск | 5 | Фирма 2 |
|
Франция | Париж |
| Фирма 3 |
|
Италия | Рим |
| Фирма 4 |
|
Чехия | Прага |
| Фирма 5 |
|
Расписание товарищеских встреч по мини-футболу | ||||
Страны | Испания | Италия | Российская федерация | США |
Испания |
| 12.12.05 |
|
|
Италия | 12.12.05 |
| 14.12.05 |
|
Российская |
| 14.12.05 |
| 18.12.05 |
США |
|
| 18.12.05 |
|
Расход материалов для ремонта | ||||||
| Поверхность | |||||
Двери | Окна | |||||
кг на 10 м2 | площадь | требуется | кг на 10 м2 | площадь | требуется | |
Олифа | 7,6 | 15 |
| 6,6 | 6,4 |
|
Пигмент | 1,5 | 10 |
| 0,6 | 4,6 |
|
Расстояние между городами Крыма | |||||||
АЛУШТА | |||||||
83 | БАХЧИСАРАЙ | ||||||
90 | 85 | БЕЛОГОРСК | |||||
138 | 131 | 140 | ДЖАНКОЙ | ||||
109 | 102 | 111 | 100 | ЕВПАТОРИЯ | |||
246 | 256 | 171 | 236 | 282 | КЕРЧЬ |
§ 4. Использование формул для расчета
- Ввод формулы надо начинать с символа = (знак равенства).
- Формула записывается в одну строку.
- В формулы могут входить:
- константы (числа);
- адреса ячеек и диапазонов;
- знаки арифметических операций (+, –, *, /, ^);
- знаки операций сравнения (>, <, <=, >=, <.>, =);
- логические операции (НЕ, И, ИЛИ)
- встроенные функции (математические, статистические и т.д.);
- При вычислении по формулам учитываются приоритеты выполнения операций: возведение в степень ( ^ ), умножение и деление ( * и / ), сложение и вычитание (+ и –). Для изменения приоритета необходимо использовать круглые скобки ( ).
Копирование и перемещение формул осуществляется так же, как копирование и перемещение данных.
Практика
- Разместите следующие задания на первых двух листах новой рабочей книги.
- Дайте листам имена Геометрия и Упражнения.
- Удалите все чистые листы рабочей книги.
- Сохраните документ под именем Расчеты.
Лист Геометрия
1. Квадрат
а | S | P |
23 | 529 | 92 |
5 |
|
|
20 |
|
|
25 |
|
|
2. Прямоугольник
а | b | S | P |
18 | 10 | 180 | 56 |
5 | 12 |
|
|
24 | 3 |
|
|
3. Круг
r | S | P |
5 | 78,5 | 31,4 |
15 |
|
|
30 |
|
|
50 |
|
|
4. Прямоугольный треугольник
а | b | S |
5 | 6 | 15 |
45 | 6 |
|
34 | 23 |
|
10 | 65 |
|
5. Трапеция
а1 | a2 | h | S |
5 | 6 | 15 | 82,5 |
10 | 9 | 15 |
|
15 | 12 | 15 |
|
20 | 15 | 15 |
|
25 | 18 | 15 |
|
30 | 21 | 15 |
|
Лист Упражнения
Упражнение №1 | |||||||
a | 3 | 3,4 | -2,1 | 3,14 | |||
f |
|
|
|
| |||
Упражнение №2 | |||||||
a | 1 | 4,2 | -8,94 | 1,77 | |||
b | 2 | 3,4 | 3,87 | 3,00 | |||
c | -1 | 1,7 | -7,30 | -1,77 | |||
f | |||||||
Упражнение №3 | |||||||
a | 6 | 4,24 | 25,24 | 1,77 | |||
b | 9 | 324 | 49 | 1,77 | |||
c | 16 | 529 | 2916 | 1,77 | |||
d | 2 | 4,80 | 4,24 | 1,77 | |||
f | |||||||
Упражнение №4 | |||||||
R1 | 40 | 130 | |||||
R2 | 75 | 235 | |||||
R3 | 95 | 345 | |||||
R |
§ 5. Решение задач
При выполнении таблицы можно провести оценочное суммирование для данных:
- выделить диапазон ячеек, для которых требуется провести оценочное суммирование;
- результат отображается справа в нижней части окна программы.
Практика
- Разместите каждую задачу на отдельном листе рабочей книги.
- Используя оценочное суммирование для ячеек, имеющих заливку, убедитесь, что задача решена верно: оценка совпадает с контрольной суммой.
- Сохраните документ под именем Решение задач.
Задача №1
Расчет цен на продажу автомобилей в автосалоне г. Санкт-Петербурга | ||||||||
№ п/п | Марка | Класс а/м | Стоимость | Стоимость | Государственный | Торговая | Предпродажная | Продажная (4+5+6+7+8) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Ауди | 3 | $20 000 |
|
|
|
|
|
2 | БМВ | 3 | $25 000 |
|
|
|
|
|
3 | Мерседес | 4 | $35 000 |
|
|
|
|
|
4 | Фольксваген | 2 | $15 000 |
|
|
|
|
|
5 | Опель | 1 | $12 000 |
|
|
|
|
|
6 | Тойота | 3 | $20 000 |
|
|
|
|
|
7 | Мицубиси | 4 | $30 000 |
|
|
|
|
|
8 | Мазда | 3 | $25 500 |
|
|
|
|
|
9 | Ниссан | 2 | $20 000 |
|
|
|
|
|
10 | Хонда | 2 | $18 000 |
|
|
|
|
|
11 | Жигули | 3 | $6 000 |
|
|
|
|
|
12 | Москвич | 2 | $4 000 |
|
|
|
|
|
13 | Ока | 1 | $3 000 |
|
|
|
|
|
Контрольная сумма =$284465
Задача №2Часть Земли | Плотность населения | Площадь | Общее число |
Австралия и Океания | 3 | 8,504 | |
Азия | 70 | 44,4 | |
Африка | 12 | 30,32 | |
Европа | 67 | 10,5 | |
Северная и Центральная Америка | 17 | 24,25 | |
Южная Америка | 16 | 17,83 |
Контрольная сумма = 4 898 382 000
Задача №3
Постройте последовательность Фибоначчи:
первый и второй члены последовательности равны 1, каждый следующий равен сумме двух предыдущих.
№ числа | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й | 11-й | 12-й |
Значение | 1 | 1 | 2 |
Контрольная сумма = 376
Задача №4
Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от предыдущего дня. Определить пробег лыжника через 7 дней после начала тренировок.
ДЕНЬ | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
ПРОБЕГ | 10,00 |
Контрольная сумма = 94,87
Задача №5
Рассчитать значения числа y по формулам
x | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 | 22 | 25 |
t | ||||||||
y |
Контрольная сумма = 9656
§ 6. Использование функций
Функция – это зависимая переменная величина, значение которой вычисляется по определенным правилам на основании других величин – аргументов функции.
Синтаксис: НАЗВАНИЕ_ФУНКЦИИ(аргумент1;аргумент2;…)
Список аргументов может состоять из чисел, текста, логических величин (ИСТИНА или ЛОЖЬ), ссылок, формул и функций.
По характеру аргументов функции можно разделить на три типа:
- с перечислением аргументов – СРЗНАЧ(А2:С22;Е6;200) – возвращает среднее значение аргументов;
- с фиксированными аргументами – СТЕПЕНЬ(6,23;4) – возводит первый аргумент (6,23) в степень второго аргумента (4);
- без аргументов – сегодня() – возвращает текущую дату.
АВТОСУММИРОВАНИЕ
Кнопка Автосумма панели инструментов Стандартная автоматически вставляет в текущую ячейку функцию суммы и выделяет диапазон существующих данных, расположенных по строкам или по столбцам. Если диапазон выделен правильно, то достаточно нажать клавишу Enter. Иначе необходимо выделить требуемый диапазон ячеек.
Пример: СУММ (А2:С22).
ДРУГИЕ ФУНКЦИИ
1. Для вставки других функций нужно:
– или выполнить команду меню Вставка / Функция...;
– или воспользоваться кнопкой Вставка функции (панели инструментов Стандартная или строки формул);
– или раскрыть список рядом с кнопкой Автосумма.
2. В появившемся окне Мастер функций:
- Шаг 1 – выбрать нужную категорию и функцию в ней;
- Шаг 2 – указать значения аргументов функции.
Можно вест и функцию в строке формул и вручную без использования Мастера функций.
СООБЩЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ
Сообщения |
|
#ДЕЛ/0! | Содержится явное деление на ноль. Используется ссылка на пустую ячейку или ячейку, содержащую 0 в качестве делителя |
#ССЫЛКА! | Ячейки, на которые ссылаются формулы, были удалены или в эти ячейки было помещено содержимое других скопированных ячеек. |
#ЧИСЛО! | В функции с числовым аргументом используется неприемлемый аргумент. |
#ЗНАЧ! | В формулу вместо числа или логического значения введен текст. Microsoft Excel не может преобразовать текст в нужный тип данных. |
Практика
- Откройте новую рабочую книгу и разместите каждую задачу на отдельном листе.
- Сохраните документ под именем Использование функций.
Задача №1. Заполните следующую таблицу.
№ п/п | x | F1 | F2 | F3 | F4 |
1 | -3 |
|
|
|
|
2 | -2,5 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
В задаче использовать математические функции: ABS, СТЕПЕНЬ, КОРЕНЬ.
Задача №2. Заполните следующую таблицу.
КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ
| 2004 | 2005 | 2006 | ||
Январь | |||||
Февраль | |||||
Март | |||||
Апрель | |||||
Май | |||||
Июнь | |||||
… | |||||
Ноябрь | |||||
Декабрь | |||||
Все, что ниже - вычисляется!! | За три года | ||||
Суммарно за год |
|
|
|
| |
Максимум |
|
|
|
| |
Минимум |
|
|
|
| |
Среднемесячно |
|
|
|
|
В задаче использовать:
- математические функции: СЛЧИС(), СУММ
Функция СЛЧИС() - возвращает случайное число из интервала [0, 1]
Для получения числа из заданного интервала [a, b] нужно воспользоваться формулой (b-a)*СЛЧИС()+a.
Частный случай, когда интервал равен [0, b] – b*СЛЧИС().
- статистические функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ.
§ 7. Относительные и абсолютные адреса. Имя ячейки
В программе Excel существует три вида адресов:
- относительные – которые при копировании изменяются (например, =В1+В2);
- абсолютные – которые при копировании не изменяются (например, =$В$1+$В$2);
- смешанные – при копировании изменяется только часть, не содержащая знака $ (например, =$В1+В$2).
Символ $ можно ввести вручную или добавить его с помощью клавиши F4: многократное нажатие на клавишу F4 циклически меняет тип адреса.
Вместо использования абсолютного адреса, ячейкам и диапазонам можно присваивать имена (меню Вставка / Имя / Присвоить…, диалоговое окно Присвоение имени).
Имя ячейке можно присвоить, набрав его в поле Имя слева от строки формул и нажав клавишу Enter. Имя ячейки должно быть длиною не более 15 символов и не должно содержать пробелов.
Практика
- Откройте новую рабочую книгу и разместите каждую задачу на отдельном листе.
- Сохраните документ под именем Адресация.
Задача №1. Копирование.
Число 1 | 4 |
Число 2 | 6 |
Вычислите | |
Сумма чисел | |
Произведение | |
Разность | |
Полусумма | |
Копия суммы | |
Перемещенное произведение |
Задача №2. Относительные. Найдите периметр треугольников
a | b | c | Р |
4,0 | 3,0 | 8,0 |
|
4,5 | 3,5 | 7,5 |
|
… | … | … |
|
8,5 |
|
|
|
Задача №3. Абсолютные. Подсчитайте стоимость товара в рублях, используя абсолютный адрес.
Наименование товара | Цена в евро | Цена в рублях | ||
Стол | € 36,00 |
| ||
Стул | € 23,00 | Курс евро | ||
Тумба | € 51,00 |
| 34,56р. | |
Диван | € 248,00 |
| ||
Табурет | € 17,00 |
|
Задача №4. Имя ячейки. Подсчитайте стоимость товара в рублях, используя имя ячейки.
Наименование товара | Цена в евро | Цена в рублях | ||
Утюг | € 10,00 |
| ||
DVD | € 150,00 | Курс евро | ||
Телефон | € 51,00 |
| 34,56р. | |
Фен | € 15,00 |
| ||
Фотоаппарат | € 200,00 |
|
Задача №5. Заполните таблицы.
Формулу введите только в одну ячейку таблицы; все остальные ячейки заполняются копированием.
Табл. 1 Необходимое количество литров бензина | |||||
Расстояние от Санкт-Петербурга (км) | |||||
Марка автомобиля | Расход на 100 км пути | до Парижа | до Москвы | до Рима | до Пушкина |
3500 | 650 | 5100 | 50 | ||
Жигули | 7,50 | Формула |
|
|
|
Пежо | 9,00 |
|
|
|
|
Вольво | 10,00 |
|
|
|
|
Ока | 4,50 |
|
|
|
|
Урал (арм) | 50,00 |
|
|
|
|
Запорожец | 7,00 |
Табл. 2 Необходимая сумма денег | ||||||
Стоимость до Парижа | Стоимость до Москвы | Стоимость до Рима | Стоимость до Пушкина | |||
Жигули | Формула |
|
|
| ||
Пежо |
|
|
|
| Цена 1 л. | |
Вольво |
|
|
|
| 21,5р. | |
Ока |
|
|
|
| ||
Урал (арм) |
|
|
|
| ||
Запорожец |
|
|
|
|
Контрольная сумма 175 956р.
Задача №6. Заполните таблицу.
Издание | Известия | Бурда | Даша | Дом | Правда | Выручка за день |
Стоимость | 5,5р. | 6,0р. | 4,5р. | 5,0р. | 12,0р. | |
понедельник | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
|
вторник | 1 | 5 | 40 | 7 | 32 |
|
среда | 1 | 8 | 32 | 54 | 1 |
|
четверг | 29 | 30 | 43 | 1 | 8 |
|
пятница | 24 | 1 | 4 | 27 | 1 |
|
суббота | 5 | 5 | 23 | 22 |
|
|
воскресенье | 6 | 8 | 1 | 3 | 1 |
|
Вся выручка за неделю | 2 551,5р. |
§ 8. Построение графиков и диаграмм
Основой для построения графиков и диаграмм является таблица данных.
Для создания графиков и диаграммы нужно:
- выделить диапазон, на основе которого будут выполняться построения;
- использовать Мастер диаграмм (Меню Вставка / Диаграмма… или соответствующая кнопка на панели инструментов).
При работе Мастера выделяются 4 шага:
Шаг 1 – выбирается тип диаграммы (гистограмма, столбиковая диаграмма или график, круговая и кольцевая диаграмма).
Шаг 2 – вносятся изменения в диапазон данных и уточняются в столбцах или строках расположены данные.
При создании диаграммы, данные автоматически разделяются на:
ряды данных – конкретные значения тех параметров, которые отображаются на диаграмме;
категории – названия этих параметров.
Данные каждого ряда выделены на диаграммах своим цветом.
Шаг 3 – выбираются параметры оформления различных частей диаграммы: заголовков, осей, легенды, линий сетки. Легенда – подпись, определяющая название ряда данных и цвет, которым эти данные отображаются на диаграмме.
Шаг 4 – выбирается место размещения диаграммы.
Примечания:
1. Несмежные диапазоны выделяются при нажатой клавише [Ctrl].
2. Созданная диаграмма автоматически изменяется при внесении исправлений в данные, используемые при ее создании.
Практика
- Просмотрите презентацию Диаграммы и выполните указанные в ней задания.
- Постройте следующие диаграммы.
Расположите каждую диаграмму на отдельном листе той же рабочей книги.
- Постройте графики функций (вид диаграммы – Точечная со значениями)..
Функция 1: на интервале значений [-2; 2,8] с шагом 0,4.
Функция 2: на интервале значений [-1,4; 3] с шагом 0,2.
Функция 3: на интервале значений [-2; 2] с шагом 0,2.
Функции 4: на интервале значений [-4; 5] с шагом 0,5.
Функции 5: на интервале значений [-3; 4] с шагом 0,5.
- Имеются обобщенные данные (в условных единицах) о работе фирмы за несколько лет. Постройте диаграмму (столбиковую гистограмму) приходов и расходов в зависимости от года.
Год | Приход | Расход |
1995 | 360 | 310 |
1996 | 410 | 290 |
1997 | 540 | 300 |
1998 | 230 | 200 |
- Имеются данные по предметам (четвертные оценки) для группы учеников. Постройте диаграмму (объемную гистограмму), сравнивающую успеваемость по алгебре со средним баллом.
Средний бал | ||||||
№ п/п | Фамилия, имя | Русский язык | Алгебра | Геометрия | История средних веков | Средний балл ученика |
1 | Иванов Тимофей | 5 | 3 | 5 | 5 | |
2 | Васильев Андрей. | 4 | 5 | 5 | 4 | |
3 | Андреев Юрий | 3 | 3 | 4 | 4 | |
4 | Семенова Мария | 5 | 3 | 3 | 5 | |
5 | Белкина Татьяна | 4 | 4 | 5 | 5 |
§ 9. Редактирование диаграмм
Редактирование диаграммы – изменение типа диаграммы, диапазона данных, параметров и места расположения диаграммы.
Для редактирования необходимо:
- выделить диаграмму щелчком мыши;
- выполнить необходимую команду пункта меню Диаграмма или воспользоваться контекстным меню.
Форматирование диаграммы – изменение шрифтов, заливки областей диаграммы, шкалы, легенды.
Для форматирования необходимо:
- выделить диаграмму;
- выбрать элемент диаграммы для форматирования, используя список элементов диаграммы на панели Диаграммы или щелчком мыши по форматируемому элементу;
- изменить параметры форматирования, используя кнопку Формат элемента диаграммы.
Диаграмму можно оформить и с помощью панели Рисование.
Практика
- Выполните задания электронного документа Редактирование диаграмм.
- Постройте диаграммы на основании следующих данных. Разместите таблицы и диаграммы на новых листах той же книги Редактирование диаграмм.
- Тип диаграммы - объемная гистограмма
Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой электросвязи, тыс.
в Северо-западном федеральном округе
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Республика Карелия | 1 | 2,6 | 10,1 | 42,5 |
Республика Коми | 0,9 | 7,9 | 22 | 49,5 |
Архангельская область | 3,2 | 7,2 | 17,2 | 63,1 |
Вологодская область | 0,9 | 4,7 | 16,1 | 64,8 |
Калининградская область | 8 | 21 | 80,6 | 155,8 |
Ленинградская область | - | - | 20,9 | 18,1 |
Мурманская область | 4,8 | 10 | 27 | 102,3 |
Новгородская область | 3,5 | 6,2 | 11,5 | 26,4 |
Псковская область | 0,5 | 3,3 | 9,4 | 35,8 |
г. Санкт-Петербург | 198 | 350,6 | 812,6 | 2205,1 |
- Тип диаграммы - кольцевая
Стадионы с трибунами на 1500 мест и более
1995 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Калининградская область | 8 | 5 | 5 |
Ленинградская область | 26 | 25 | 25 |
Мурманская область | 13 | 12 | 12 |
Новгородская область | 7 | 3 | 4 |
Псковская область | 12 | 12 | 12 |
г. Санкт-Петербург | 44 | 39 | 39 |
§10. Использование элемента управления Счетчик
Элемент управления счетчик последовательно записывает в ячейку таблицы целые положительные числа в заданном интервале [от минимального – до максимального] c заданным целым положительным шагом.
Счетчик можно использовать для изменения значений переменной.
1. Если диапазон изменения переменной и шаг целые положительные числа,
то счетчик можно использовать без дополнительных расчетов.
2. Если заданный диапазон изменения переменной или шаг НЕ являются целыми положительными числами, то минимальное значение счетчика принимается = 0, а шаг = 1. Максимальное значение счетчика определяется по формуле:
( конечное значение переменной - начальное значение переменной) / шаг
УСТАНОВКА счетчика:
- вызвать Панель инструментов Формы (Вид – Панели инструментов – Формы).
- выбрать объект Счетчик и нарисовать его;
- выполнить настройку счетчика : Вызвать контекстное меню – Формат объекта – Формат элемента управления – Элемент управления;
- установить максимальное, минимальное значения и шаг изменения;
- связать счетчик с какой-нибудь свободной ячейкой, в которую будет выводиться текущее значение счетчика;
- если счетчик установлен без дополнительных расчетов, то текущее значение счетчика совпадает со значением переменной, в противном случае значение переменной размещается в другой ячейке и вычисляется по формуле:
начальное значение переменной + текущее значение счетчика * шаг переменной
Практика
- Скопировать к себе в папку задание с диска P:\ Задания \ Элемент- счетчик
- Выполнить указанное в нем задание
§11. Практическая работа: «Исследование функций»
1. Дана Линейная функция
Построить график этой функции на интервале x∈[-10,10] с шагом 0,5.
Для параметров a и b предусмотреть возможность изменения (применить счетчик):
a ∈[-10,10] с шагом 1; b ∈[-10,10] с шагом 1.
Закрепить систему координат: Формат оси / Шкала (Снять автоматическое определение значений). Исследовать влияние каждого из параметров (a и b) на поведение графика функции. Выводы записать на том же листе рабочей книги.
2. Дана Квадратичная функция
Построить график этой функции на интервале x∈[-10,10] с шагом 1.
Для изменения параметров a, b и c применить счетчик:
a ∈[-5,5] с шагом 0.5; b ∈[-5,-5] с шагом 0.5; c ∈[-5,-5] с шагом 0.5
Закрепить систему координат: Формат оси / Шкала (Снять автоматическое определение значений). Исследовать влияние каждого из параметров (a, b и c) на поведение графика функции. Выводы записать на том же листе рабочей книги.
§12. Исследование тригонометрических функций
1. Исследование тригонометрической функции
Построить график этой функции на интервале [-180°,180°] с шагом 5°.
Примечание: Для вычисления тригонометрических функций необходимо выполнить перевод угла из градусной меры в радианную, используя математическую функцию РАДИАНЫ.
Для параметра k применить счетчик.
k ∈[-5,5] с шагом 0,5.
Закрепите систему координат: Формат оси / Шкала. Исследуйте влияние параметра на поведение графика функции. Выводы запишите на этом же листе рабочей книги.
2. Выполнить аналогичную работу по исследованию функций:
- с теми же параметрами;
- где k ∈[-5,5] с шагом 0,5, b ∈[0,3] с шагом 0,5
- где k,b ∈[-4,4] с шагом 1. Не использовать закрепление системы координат.
§13. Логические функции
Логические выражения – условия, которые могут содержать:
- числа,
- текст,
- адреса ячеек,
- функции,
- операторы сравнения: < , >, >=, <=, = , <>,
- арифметические выражения
- логические значения (ИСТИНА или ЛОЖЬ). Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА(1) или ЛОЖЬ(0).
Например, выражение Z1=10 возвращает значение ИСТИНА, если значение в ячейке Z1 равно 10, и ЛОЖЬ, если Z1 содержит любое другое значение.
Примеры выражений:
A1>A2
5-3<=5*2
СРЗНАЧ(В1:В6)=СУММ(6;7;8)
С2 <> «Красный»
Логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ могут содержать в качестве аргументов логическое выражение.
Функция И
Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА; возвращает значение ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.
Синтаксис:
=И (лог_выражение1; лог_выражение2;…;лог_выражение30)
Функция ИЛИ
Возвращает ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА; возвращает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.
Синтаксис:
=ИЛИ (лог_выражение1; лог_выражение2;…;лог_выражение30)
Функция НЕ
Функция меняет значение своего аргумента на противоположное: возвращает значение ИСТИНА, если значение аргумента ЛОЖЬ и наоборот. Функция НЕ имеет только один аргумент.
Синтаксис:
=НЕ (логическое_выражение)
Функция ЕСЛИ
Возвращает одно значение, если заданное логическое выражение при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
Функция имеет три аргумента.
Синтаксис:
=ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина ;значение_если_ложь)
Например,
=ЕСЛИ(А6<22;5;10) – возвращает число 5, если значение в ячейке А6 меньше 22, возвращает значение 10, если больше либо равно 22.
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции:
Например,
=ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0;СУММ(А1:А10);0) – если сумма элементов в ячейках А1:А10 больше нуля, возвращается значение этой же суммы, в противном случае возвращает значение 0.
=ЕСЛИ(И(F1>0,F1<9);5*F1;6 )– если значение в ячейке F1 находится между 0 и 9, то возвращается значение 5*F1, в противном случае – значение 6)
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно так же использовать текстовые значения.
Например,
=ЕСЛИ(А4>75%; “Сдал”;”Не сдал”) – в ячейке А4 находится средний балл учащегося, после сдачи экзаменов. Функция анализирует значение в ячейке А4 и определяет, сдал учащийся экзамен или не сдал.
Практика
- Скопировать к себе папку с диска P:\ Задания \ ИЛИ_И_ЕСЛИ_НЕ.xls
- Выполнить указанное в нем задание
§14. Условное форматирование
Элементы управления: Флажок, переключатель
Условное форматирование
Позволяет применить форматирование к конкретным ячейкам, когда результаты в них достигнут некоторых определенных значений.
Порядок действий:
- Выделить ячейки
- Формат – Условное форматирование
- Указать условия форматирования и выбрать вид оформления ячейки
Примечание: Количество условий может быть не более 3-х
Чтобы на текущем листе выделить ячейки, которые содержат Условное форматирование, нужно выбрать команду Правка – Перейти – Выделить – Условные форматы.
Чтобы удалить Условное форматирование, нужно выделить ячейки, выбрать команду Условное форматирование и нажать кнопку Удалить.
Элементы управления: флажок, переключатель
Флажок – служит для установки свойств, имеющих два значения: да/нет, включено/выключено и т.д.
Переключатель – позволяет сделать выбор одного варианта из предлагаемой группы вариантов.
Последовательность действий:
- Вызвать Панель инструментов Формы (Вид – Панели инструментов – Формы).
- Вставить элемент управления Группа. Подписать его.
- Вставить нужное количество элементов управления Флажок/Переключатель, разместив их внутри группы
- Связать Флажок/Переключатель с некоторой (вспомогательной ячейкой), используя команду Формат объекта контекстного меню.
Для каждого Флажка группы связь устанавливаем со своей ячейкой.
Для всех Переключателей группы связь устанавливаем с одной ячейкой. - Используя логический оператор ЕСЛИ, определяем значение в результирующей ячейке, в зависимости от значений вспомогательных ячейках.
Практика.
- Построить имитацию работы светофора (лист Светофор).
- Построить элемент Теста с использованием Переключателя (Лист Вопрос 1).
Вопрос («1 байт равен»). Варианты ответа: 2 бита, 8 бит, 1Кб. - Построить элемент Теста с использованием Флажок (Лист Вопрос 2).
Вопрос («Укажите устройства ввода информации»). Варианты ответа: клавиатура, мышь, монитор. - Построить элемент Теста с использованием любого из элементов управления (Лист Вопрос 3).
Вопрос должен быть из области Информатика.
§15. Зачетная работа. Создание теста по теме «Устройства ПК»:
- Оформить первый лист теста (рисунки, WordArt), указав название темы, автора работы.
- Выбрать для теста любые 10 вопросов.
- Каждый вопрос должен располагаться на отдельном листе, имя листа – номер вопроса; применить для листа заливку.
- Вспомогательная информация элементов управления должна быть скрыта.
- На последнем листе (Результат) провести анализ теста: сосчитать количество верных ответов и поставить оценку
- 9-10 верных ответов – оценка пять;
- 7-8 – оценка четыре;
- 5-6 – оценка три;
- меньше 5 – оценка два.
Сохранить документ под именем Зачет.
§16. Подготовка к итоговой Контрольной работе
Практика
- Откройте файл Подготовка
- Выполните указанные в нем задание.
- Добавьте необходимое количество листов и выполните задание Хозяюшка на соответствующих листах рабочей книги.
Подсказка. Создание диаграмм из таблиц, расположенных на разных листах.
1. На листе Итоги выделите 2 строки, содержащие названия товаров
2. Постройте диаграмму с использованием мастера:
1 шаг – вид Обычная гистограмма;
2 шаг – на вкладке «Диапазон данных» ряды расположены в столбцах;
– на вкладке «Ряд»:
- укажите в поле Имя - Сентябрь и в поле Значения - диапазон ячеек с данными с листа Сентябрь;
- добавьте новый ряд;
- укажите имя – Октябрь и в поле Значения - диапазон ячеек с данными с листа Октябрь;
- выполните все тоже для листа Ноябрь. Перейдите к следующему шагу построения.
3 шаг – укажите Заголовок диаграммы и расположение Легенды;
4 шаг – расположение на текущем листе;
- Выделив ось Х выполните изменение направления текста.
- Сохраните файл под именем Хозяюшка в своей папке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные таблицы Excel
Разработка открытого урока, с дополнительным материалом, по теме "Электронные таблицы". Урок проводился во время районного конкурса "Учитель года - 2011" в 7 классе. ...
Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.
План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....
Вычисления в электронных таблицах Excel
Цели урока:1) учебная – научиться выполнять вычисления с помощью формул в среде табличного процессора, выработать умения применения полученных знаний на практике;2) развивающая - развитие мышлен...
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
ЕН.01. «ИНФОРМАТИКА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Раздел: Динамические (электронные) таблицы Excel Тема: Работа с диаграммами
Использование диаграмм для анализа статистики в здравоохранении....
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL (рабочая тетрадь, методические материалы)
Электронные таблицы (табличные процессоры) – это прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.При пом...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАдля преподавателяТема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»Дисциплина ОУД 02. Литература...