Информационные процессы. Передача информации.
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
1. Цели урока:
a. содержательная
формирование у учащихся представления об информационном процессе «Передача информации»;
b. деятельностная
научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.
c. развивающая
развитие творческой личности.
2. Задачи:
a. Обучающие
• раскрыть смысл понятий «Источник информации», «Приёмник информации»;
• раскрыть суть информационного процесса передачи информации;
• ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
• познакомить учащихся с примерами передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации;
• познакомить учащихся с основами работы с электронными образовательными ресурсами.
b. Развивающие
• применение методов информационного поиска;
• актуализация сведений из личного опыта;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• развитие логического мышления;
• формирование навыков письма;
• развитие процессов мышления и познавательных интересов;
• развитие грамотной, диалогической речи;
c. воспитательные
• формирование навыков самоорганизации;
• способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
• формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать самостоятельно.
3. Предметные результаты:
• сформировать представление о трех основных компонентов информационного обмена: источник информации – информационная связь – потребитель информации;
• уметь использовать термины «источник информации», «приемник информации», «канал связи», понимать различия и назначение этих терминов в обыденной речи и в рамках предметного курса информатики;
• ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
• сформировать понятие о биологическом и техническом каналах связи;
• развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
4. Личностные результаты:
• Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения;
• формирование ценности здорового образа жизни;
• формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
• актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
• формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации;
• формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
5. Метапредметные результаты:
• Формирование представления об информационном процессе передачи информации.
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
6. Тип урока
• Урок «открытия» новых знаний.
7. Формы работы учащихся:
• Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; фронтальная работа;
• групповая работа;
• индивидуальная работа;
• компьютерное тестирование.
8. Необходимое техническое оборудование
• компьютерный класс (13 компьютеров);
• мультимедийное оборудование;
• выход в сеть Интернет;
• ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
9. Структура и ход урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_protsessy._peredacha_informatsii.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС УРОКА
Информационные процессы. Передача информации.
ФИО (полностью) | Белобородая Елена Алексеевна | |
Место работы | МБОУ «СОШ п.Новопушкинское» | |
Должность | учитель информатики | |
Предмет | информатика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Передача информации, урок № 2 | |
Базовый учебник | Информатика: учебник для 5 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. |
- Цели урока:
- содержательная
формирование у учащихся представления об информационном процессе «Передача информации»;
- деятельностная
научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.
- развивающая
развитие творческой личности.
- Задачи:
- Обучающие
- раскрыть смысл понятий «Источник информации», «Приёмник информации»;
- раскрыть суть информационного процесса передачи информации;
- ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
- познакомить учащихся с примерами передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приёмники информации;
- познакомить учащихся с основами работы с электронными образовательными ресурсами.
- Развивающие
- применение методов информационного поиска;
- актуализация сведений из личного опыта;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- развитие логического мышления;
- формирование навыков письма;
- развитие процессов мышления и познавательных интересов;
- развитие грамотной, диалогической речи;
- воспитательные
- формирование навыков самоорганизации;
- способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
- формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать самостоятельно.
- Предметные результаты:
- сформировать представление о трех основных компонентов информационного обмена: источник информации – информационная связь – потребитель информации;
- уметь использовать термины «источник информации», «приемник информации», «канал связи», понимать различия и назначение этих терминов в обыденной речи и в рамках предметного курса информатики;
- ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
- сформировать понятие о биологическом и техническом каналах связи;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- Личностные результаты:
- Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения;
- формирование ценности здорового образа жизни;
- формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
- актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
- формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации;
- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
- Метапредметные результаты:
- Формирование представления об информационном процессе передачи информации.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Тип урока
- Урок «открытия» новых знаний.
- Формы работы учащихся:
- Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; фронтальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- компьютерное тестирование.
- Необходимое техническое оборудование
- компьютерный класс (13 компьютеров);
- мультимедийное оборудование;
- выход в сеть Интернет;
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Организационный момент. Постановка домашнего задания. | нет |
|
| 5 | |
Актуализация знаний | нет |
- Перечисли основные действия с информацией? - Из перечисленных вами действий с информацией мы уже знакомы с хранением информации. Настал черед познакомиться с процессом передачи информации. Назовите тему и цель урока? |
- хранение, передача, обработка; - тема: «Передача информации», цель: узнать о способах передачи информации, информационных каналах. | 5 | |
Объяснение нового материала | ЭОР № 1: История средств передачи информации. |
- как же происходит процесс передачи информации? (просмотр слайдов и видео) - после просмотра видео: - поясни, как происходит передача информации? |
С древних времен: костровая связь, бой барабанов -Почтовая служба появилась 2500 лет назад в Египте и Риме. -Первый телеграф появился во Франции в 18 веке. -Телефон Белла, США, 1876 г. - Радиоприемник А.С. Попова 1895 г. -Телевизор был изобретен в 30-х годах 20 века -1969 год считается годом рождения сети Интернет | 7 | |
Объяснение нового материала | ЭОР № 2: Источник и приемник информации. |
- объясните схему передачи информации; - какие каналы связи существуют? - что может служить каналом связи? - может ли в процессе передачи информации присутствовать обратная связь? - заполните схему по образцу. |
- от источника информации к приемнику информации через канал связи; - существуют биологические и технические каналы передачи информации. -провода, воздух и многое другое; - да, возможна обратная связь, если приемник имеет возможность ответить на сигнал от источника информации. - заполняют схему. | 8 | |
Первичное закрепление знаний | нет |
|
| 5 | |
Физкультминутка | нет |
|
| 2 | |
Систематизация и закрепление изученного материала. Контроль знаний. | ЭОР №3: Вопрос 1 – Тема: "Источник и приемник информации" |
|
| 10 | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | нет |
- Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Отвечают на поставленные вопросы. | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Передача информации
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | История средств передачи информации | Информационный Презентация | Демонстрация к лекции | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/030dba93-cf42-4fab-8502-c1fe4659e682/9_136.swf |
2 | Источник и приемник информации | Информационный Анимация | Примеры источников и приемников информации | |
3 | Вопрос 1 - Тема "Источник и приемник информации" | Контролирующий | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные процессы. Носители информации
Разработка урока информатики (2 класс за программой "Сходинки до інформатики)....
Информационные процессы Передача информации
Презентация может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе при прохождении темы "Информационные процессы"....
Информационные процессы Хранение информации
Презентация может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе при прохождении темы "Информационные процессы"....
Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации"
Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации" предназначена для изучения данной темы в 10 классе....
Информационные процессы. Обработка информации
Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания....
методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"
В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...
Конспект урока по теме: "Информационные процессы. Передача", 5кл
Конспект урока по информатике по теме: "Информационные процессы. Передача" по программе Босовой Л.Л. для 5 класса.У каждого ученика должна быть тетрадь и учебник из УМК Босовой Л.Л....