Компетентностный подход при внедрении робототехники в образовательное пространство школы
статья по информатике и икт ( класс) по теме
Выступление на городском педагогическом форуме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_pri_vnedrenii_robototehniki.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход при внедрении робототехники
в образовательное пространство школы
Главная задача системы общего образования — заложить основы информационной компетентности личности, т. е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
(Слайд)
В настоящее время необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Поэтому я считаю необходимым уделять особое внимание развитию исследовательских способностей обучающихся, таким образом воспитывать информационно-компетентностную личность.
Робототехника, как прикладная наука, может быть использована в перспективе в учебном процессе школы. Опираясь на такие школьные учебные дисциплины, как информатика, математика, технология, физика, химия и биология, робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся.
(Слайд)
Программирование реального робота поможет увидеть законы математики не на страницах тетради или учебника, а в окружающем мире. Использование конструкторов Lego Mindstorms NXT позволяет взглянуть на школьные предметы по-новому.
Зная длину окружности колёс, можно определить, на какое расстояние продвинется робот, если колёса сделают один оборот.
В ходе выполнения этого задания, помимо того что происходит формирование геометрических понятий, (…) вырабатывается умение пользоваться инструментами для измерения длины отрезка, выполнять арифметические действия с величинами и объяснять выбор своих действий.
(Слайд)
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности обучающихся. Этот механизм компетентностного подхода хорошо моделируется внедрением курса робототехники в образовательный процесс школы. Для эффективного формирования информационной компетентности обучающихся нашей школы используется образовательная робототехника на уроках информатики, во внеурочной деятельности, факультативных занятиях.
Новые подходы к обучению требуют новых форм и методов деятельности обучающихся на уроке информатики. Ведущим методом учебной деятельности, который используется мною на уроках информатики, в том числе, при изучении робототехники, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
(Слайд)
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании обучающимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
(Слайд)
В основе метода проектов лежит исследование обучающимися определённой проблемы, творчество, проявление инициативы и самостоятельности. Проектная технология позволяет сформировать следующие компетенции: информационную, коммуникативную, социальную, предметную.
(Слайд)
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в различных ситуациях, имеющих практическое значение.
(Слайд)
Работа над проектом разбивается на следующие этапы:
- Обозначение темы проекта.
- Цель и задачи представляемого проекта.
- Разработка модели робота.
- Сборка модели робота
- Составление программы для работы робота.
- Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
- Представление проекта.
Основной этап Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей позволяет обучающимся выявить вскрывшиеся недочеты в своей работе над проектом и найти новые, альтернативные пути решения проблемы
(Слайд)
Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Введение элементов робототехники в школьные предметы позволит заинтересовать учащихся, разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Например, при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» я на своих уроках активно использую робототехнику, при помощи которой этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
(Слайд)
Обучающимся 10 класса при изучении темы «Циклы» было предложено создать проект: реализовать на практике перемещение исполнителя Чертежник, заданное алгоритмом, получить фигуру и ответить на вопрос, поставленный в задаче. Процесс выполнения проекта был разбит на несколько промежуточных этапов:
- Этап проектировки робота (Что необходимо добавить в конструкцию робота для решения поставленной задачи?)
- Этап сборки робота (роботов)
- Этап промежуточных расчетов (Как задать движение и разворот робота, если присутствует большая погрешность?)
- Этап программирования робота (среда NXT-Programming, цикл счетчик)
- Этап тестирования, отладки программы и оценки результатов
(Слайд)
В 2013 году в первом городском конкурсе по робототехнике наша школа заняла призовые места в трех номинациях: 3 место кегль-ринг, 2 место следование по линии, 1 место сумо, и стала абсолютным победителем по итогам трех номинаций.
В 2014 году мы заняли 2 место в номинации сумо.
В 2014г на государственной итоговой аттестации выпускники 9х классов, при сдаче экзамена по информатике и ИКТ набрали максимальное количество баллов – 81, 86 б, а выпускники 11 классов 71,73,75 баллов.
Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Внедрение робототехники в образовательное пространство школы поможет обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы и предложения. Мы считаем, что необходимо:
- Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы на уроках информатики и ИКТ, физики, технологии, факультативных занятиях, элективных курсах с целью повышения качества информационного образования.
- Обобщить и распространить на уровне города опыт внедрения робототехники в образовательное пространство школы через проведение открытых мероприятий (открытый урок, семинар, методическое объединение, мастер-классы).
Я верю, что среди моих учеников есть такие, которые в будущем создадут универсального робота….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использо...
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
В помощь методисту, учителю информатики. Из опыта внедрения и применения электронного дневника в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.
В материале подробно рассматриваются этапы и алгоритм внедрения системы управления обучением в образовательное пространство учебного заведения...
Методические рекомендации. Из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.
Методические рекомендации из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.В данных методических рекомендациях описан...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Методическая разработка "Внедрение дистанционного обучения в систему единого информационного образовательного пространства школы"
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...