10-11 профиль (Поляков)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова»
РАССМОТРЕНО на заседании МО | СОГЛАСОВАНО на заседании МС | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ А.В. Напреенко |
Протокол №1 от __-__-2015г. | ______Н.Б.Воронина ____-____-2015г. | Приказ №______ «___»________2015г |
ПРОГРАММА
составлена на основе требований Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего и в соответствии с основной образовательной программой БГЛ №2 им. М.В. Ломоносова
Предмет (курс) Информатика
Количество часов в год 170
Учебный год: 2015-2016
Класс 10-11 (профиль)
Учитель: О.Н.Ваняшина
Брянск
Программа полного общего образования по предмету «Информатика» (углублённый курс)
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- данная авторская программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 272 часов (полный углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
В программу внесены изменения в соответствии с учебным планом БГЛ №2 им. М.В. Ломоносова, который предполагает 5 часов в неделю (170 часов в год) на изучение курса в 10 и 5 часов в неделю (170 часов в год) в 11-ом классе. Изменения внесены в таблицу тематического планирования.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 5 часов в неделю в 10 и 11 классах (всего 170 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе)
Количество учебных часов в учебном плане скорректировано.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
- Элементы теории алгоритмов
- Объектно-ориентированное программирование
- Информационно-коммуникационные технологии
- Моделирование
- Базы данных
- Создание веб-сайтов
- Графика и анимация
- 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
№ | Тема | Количество часов / класс | ||
Всего | 10 кл. | 11 кл. | ||
Основы информатики | ||||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Информация и информационные процессы | 26 | 5+5 | 10+6 | |
Кодирование информации | 16 | 14+2 | ||
Логические основы компьютеров | 20 | 10+10 | ||
Компьютерная арифметика | 9 | 6+3 | ||
Устройство компьютера | 9 | 9 | ||
Программное обеспечение | 13 | 13 | ||
Компьютерные сети | 9 | 9 | ||
Информационная безопасность | 6 | 6 | ||
Итого: | 110 | 93 | 17 | |
Алгоритмы и программирование | ||||
Алгоритмизация и программирование | 94 | 44+10 | 24+21 | |
Решение вычислительных задач | 16 | 12+4 | ||
Элементы теории алгоритмов | 8 | 6+2 | ||
Объектно-ориентированное программирование | 15 | 15 | ||
Итого: | 138 | 70 | 68 | |
Информационно-коммуникационные технологии | ||||
Моделирование | 12 | 12 | ||
Базы данных | 16 | 16 | ||
Создание веб-сайтов | 18 | 18 | ||
Графика и анимация | 17 | 12+5 | ||
3D-моделирование и анимация | 16 | 16 | ||
Итого: | 79 | 0 | 79 | |
Резерв | 13 | 7 | 6 | |
Итого по всем разделам: | 340 | 170 | 170 |
Календарно-тематическое планирование планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
10 класс (170 часов)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов | Дата |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
| 1 | |||
Информатика и информация. Информационные процессы. | § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
| 1 | |||
Измерение информации. | § 3. Измерение информации. |
| 2 | |||
Структура информации (простые структуры). | § 4. Структура информации. |
| 2 | |||
Иерархия. Деревья. | § 4. Структура информации. |
|
| 2 | ||
Графы. | § 4. Структура информации. |
|
| 2 | ||
Язык и алфавит. Кодирование. | § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
| 1 | |||
Декодирование. | § 6. Кодирование. |
|
| 1 | ||
Дискретность. | § 7. Дискретность. |
| 1 | |||
Алфавитный подход к оценке количества информации. | § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
| 2 | |||
Системы счисления. Позиционные системы счисления. | § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
| 1 | |||
Двоичная система счисления. | § 11. Двоичная система счисления. |
| 1 | |||
Восьмеричная система счисления. | § 12. Восьмеричная система счисления. |
| 1 | |||
Шестнадцатеричная система счисления. | § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
| 1 | |||
Другие системы счисления. | § 14. Другие системы счисления. |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | |||||
Кодирование символов. | § 15. Кодирование символов |
| 1 | |||
Кодирование графической информации. | § 16. Кодирование графических изображений |
| 1 | |||
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
| 2 | |||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 2 | |||||
Логика и компьютер. Логические операции. | § 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Логические операции. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | § 19. Логические операции |
| 3 | |||
Диаграммы Эйлера-Венна. | § 20. Диаграммы |
|
| 2 | ||
Упрощение логических выражений. | § 21. Упрощение логических выражений |
| 3 | |||
Синтез логических выражений. | § 22. Синтез логических выражений |
| 1 | |||
Предикаты и кванторы. | § 23. Предикаты и кванторы |
| 1 | |||
Логические элементы компьютера. | § 24. Логические элементы компьютера |
| 1 | |||
Логические задачи. | § 25. Логические задачи |
| 5 | |||
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 2 | |||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел | 1 | ||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 27. Хранение в памяти целых чисел |
|
| 1 | ||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
| 2 | |||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
|
| 2 | ||
Хранение в памяти вещественных чисел. | § 29. Хранение в памяти вещественных чисел | 1 | ||||
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | § 30. Операции с вещественными числами |
| 2 | |||
История развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники | 1 | ||||
История и перспективы развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники |
Представление докладов. | 1 | |||
Принципы устройства компьютеров. | § 32. Принципы устройства компьютеров |
| 1 | |||
Магистрально-модульная организация компьютера. | § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
| 1 | |||
Процессор. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Моделирование работы процессора. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Память. | § 35. Память |
| 1 | |||
Устройства ввода. | § 36. Устройства ввода |
| 1 | |||
Устройства вывода. | § 37. Устройства вывода |
|
| 1 | ||
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: набор и оформление математических текстов. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с видеоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Системное программное обеспечение. | § 40. Системное программное обеспечение | 1 | ||||
Практикум: сканирование и распознавание текста. | § 40. Системное программное обеспечение |
|
| 1 | ||
Системы программирования. | § 41. Системы программирования |
| 1 | |||
Инсталляция программ. | § 42. Инсталляция программ |
| 1 | |||
Правовая охрана программ и данных. | § 43. Правовая охрана программ и данных |
| 1 | |||
Компьютерные сети. Основные понятия | § 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети |
| 1 | |||
Локальные сети. | § 46. Локальные сети |
| 1 | |||
Сеть Интернет. | § 47. Сеть Интернет | 1 | ||||
Адреса в Интернете. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Практикум: тестирование сети. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | § 49. Всемирная паутина |
| 1 | |||
Электронная почта. Другие службы Интернета. | § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета | Представление докладов. | 1 | |||
Электронная коммерция. | § 52. Электронная коммерция | Представление докладов. | 1 | |||
Интернет и право. Нетикет. | § 53. Право и этика в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Простейшие программы. | § 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы |
| 1 | |||
Вычисления. Стандартные функции. | § 56. Вычисления |
|
| 1 | ||
Условный оператор. | § 57. Ветвления |
|
| 2 | ||
Сложные условия. | § 57. Ветвления |
|
| 2 | ||
Множественный выбор. | § 57. Ветвления |
| 2 | |||
Практикум: использование ветвлений. | § 57. Ветвления |
| 2 | |||
Контрольная работа «Ветвления». | 2 | |||||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 2 | |||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Цикл с переменной. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Вложенные циклы. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Контрольная работа «Циклы». | 1 | |||||
Процедуры. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Изменяемые параметры в процедурах. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Логические функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Рекурсия. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Стек. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | |||||
Массивы. Перебор элементов массива. | § 62. Массивы |
|
| 1 | ||
Линейный поиск в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Поиск максимального элемента в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
| 2 | ||
Отбор элементов массива по условию. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 2 | |||
Сортировка массивов. Метод пузырька. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод выбора. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Двоичный поиск в массиве. | § 65. Двоичный поиск |
| 2 | |||
Контрольная работа «Массивы». | 1 | |||||
Символьные строки. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Функции для работы с символьными строками. | § 66. Символьные строки |
|
| 1 | ||
Преобразования «строка-число». | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Строки в процедурах и функциях. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Рекурсивный перебор. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Сравнение и сортировка строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Практикум: обработка символьных строк. | § 66. Символьные строки |
| 2 | |||
Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | |||||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Файловый ввод и вывод. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка массивов, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка смешанных данных, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Контрольная работа «Файлы». | 1 | |||||
Точность вычислений. | § 69. Точность вычислений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод перебора. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений в табличных процессорах. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление длины кривой. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Оптимизация. Метод дихотомии. | § 72. Оптимизация |
| 2 | |||
Оптимизация с помощью табличных процессоров. | § 72. Оптимизация |
| 2 | |||
Статистические расчеты. | § 73. Статистические расчеты |
| 2 | |||
Условные вычисления. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 2 | |||
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Вредоносные программы. | § 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы | 1 | ||||
Защита от вредоносных программ. | § 77. Защита от вредоносных программ |
|
| 1 | ||
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | § 78. Шифрование § 79. Хэширование и пароли |
| 1 | |||
Современные алгоритмы шифрования. | § 80. Современные алгоритмы шифрования |
| 1 | |||
Стеганография. | § 81. Стеганография |
|
| 1 | ||
Безопасность в Интернете. | § 82. Безопасность в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Резерв: | 8 | |||||
Итого: | 136 |
11 класс (170часов)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов |
Техника безопасности. |
|
| 1 | ||
Формула Хартли. | § 1. Количество информации |
| 3 | ||
Информация и вероятность. Формула Шеннона. | § 1. Количество информации |
| 3 | ||
Передача информации. | § 2. Передача информации. |
| 2 | ||
Помехоустойчивые коды. | § 2. Передача информации. |
| 2 | ||
Сжатие данных без потерь. | § 3. Сжатие данных |
| 1 | ||
Алгоритм Хаффмана. | § 3. Сжатие данных |
|
| 1 | |
Практическая работа: использование архиватора. |
| 1 | |||
Сжатие информации с потерями. | § 3. Сжатие данных |
|
| 1 | |
Информация и управление. Системный подход. | § 4. Информация и управление |
| 1 | ||
Информационное общество. | § 5. Информационное общество | Представление докладов. | 1 | ||
Модели и моделирование. | § 6. Модели и моделирование |
| 1 | ||
Системный подход в моделировании. | § 7. Системный подход в моделировании |
| 1 | ||
Использование графов. | § 7. Системный подход в моделировании |
| 1 | ||
Этапы моделирования. | § 8. Этапы моделирования |
| 1 | ||
Моделирование движения. Дискретизация. | § 9. Моделирование движения | 1 | |||
Практическая работа: моделирование движения. | § 9. Моделирование движения |
| 1 | ||
Модели ограниченного и неограниченного роста. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Моделирование эпидемии. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Модель «хищник-жертва». | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Обратная связь. Саморегуляция. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Системы массового обслуживания. | § 11. Системы массового обслуживания | 1 | |||
Практическая работа: моделирование работы банка. | § 11. Системы массового обслуживания |
| 1 | ||
Информационные системы. | § 12. Информационные системы | 1 | |||
Таблицы. Основные понятия. | § 13. Таблицы |
| 1 | ||
Модели данных. | § 14. Многотабличные базы данных § 15. Реляционная модель данных | 1 | |||
Реляционные базы данных. | § 15. Реляционная модель данных |
| 1 | ||
Практическая работа: операции с таблицей. | § 16. Работа с таблицей |
| 1 | ||
Практическая работа: создание таблицы. | § 17. Создание однотабличной базы данных |
| 1 | ||
Запросы. | § 18. Запросы |
| 1 | ||
Формы. | § 19. Формы |
| 1 | ||
Отчеты. | § 20. Отчеты |
| 1 | ||
Язык структурных запросов (SQL). | § 18. Запросы |
| 1 | ||
Многотабличные базы данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Формы с подчиненной формой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Запросы к многотабличным базам данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Отчеты с группировкой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Нереляционные базы данных. | § 22. Нереляционные базы данных |
| 1 | ||
Экспертные системы | § 23. Экспертные системы |
| 1 | ||
Веб-сайты и веб-страницы. | § 24. Веб-сайты и веб-страницы |
| 1 | ||
Текстовые страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы | 1 | |||
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Списки. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Гиперссылки. | § 25. Текстовые веб-страницы | 1 | |||
Практическая работа: страница с гиперссылками. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Содержание и оформление. Стили. | § 26. Оформление документа |
| 1 | ||
Практическая работа: использование CSS. | § 26. Оформление документа |
| 1 | ||
Рисунки на веб-страницах. | § 27. Рисунки |
| 1 | ||
Мультимедиа. | § 28. Мультимедиа |
| 1 | ||
Таблицы. | § 29. Таблицы | 1 | |||
Практическая работа: использование таблиц. | § 29. Таблицы |
| 1 | ||
Блоки. Блочная верстка. | § 30. Блоки | 1 | |||
Практическая работа: блочная верстка. | § 30. Блоки |
| 1 | ||
XML и XHTML. | § 31. XML и XHTML |
| 1 | ||
Динамический HTML. | § 32. Динамический HTML | 1 | |||
Практическая работа: использование Javascript. | § 32. Динамический HTML |
| 1 | ||
Размещение веб-сайтов. | § 33. Размещение веб-сайтов |
| 1 | ||
Уточнение понятие алгоритма. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Универсальные исполнители. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Универсальные исполнители. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Алгоритмически неразрешимые задачи. | § 35. Алгоритмически неразрешимые задачи |
| 2 | ||
Сложность вычислений. | § 36. Сложность вычислений |
| 2 | ||
Доказательство правильности программ. | § 37. Доказательство правильности программ |
| 2 | ||
Решето Эратосфена. | § 38. Целочисленные алгоритмы |
| 2 | ||
Длинные числа. | § 38. Целочисленные алгоритмы |
| 3 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы |
| 2 | ||
Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы |
| 2 | ||
Списки. | § 41. Списки | 2 | |||
Списки. | § 41. Списки |
| 2 | ||
Использование модулей. | § 41. Списки |
| 2 | ||
Стек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Стек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Очередь. Дек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Деревья. Основные понятия. | § 43. Деревья | 1 | |||
Вычисление арифметических выражений. | § 43. Деревья |
|
| 2 | |
Хранение двоичного дерева в массиве. | § 43. Деревья |
| 2 | ||
Графы. Основные понятия. | § 44. Графы |
| 2 | ||
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). | § 44. Графы |
| 1 | ||
Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы |
| 2 | ||
Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование | . |
| 1 | |
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
|
| 1 | |
Что такое ООП? | § 46. Что такое ООП? § 47. Объекты и классы | 1 | |||
Создание объектов в программе. | § 48. Создание объектов в программе | Проект № 1. Движение на дороге. | 1 | ||
Создание объектов в программе. | § 48. Создание объектов в программе | Проект № 1. Движение на дороге. | 1 | ||
Скрытие внутреннего устройства. | § 49. Скрытие внутреннего устройства |
| 1 | ||
Иерархия классов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Иерархия классов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Практическая работа: классы логических элементов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Программы с графическим интерфейсом. | § 51. Программы с графическим интерфейсом § 52. Основы программирования в RAD-средах | 1 | |||
Работа в среде быстрой разработки программ. | § 52. Основы программирования в RAD-средах | 1 | |||
Практическая работа: объекты и их свойства. | § 52. Основы программирования в RAD-средах |
| 1 | ||
Практическая работа: использование готовых компонентов. | § 53. Использование компонентов |
| 1 | ||
Практическая работа: использование готовых компонентов. | § 53. Использование компонентов |
| 1 | ||
Практическая работа: совершенствование компонентов. | § 54. Разработка компонентов |
| 1 | ||
Модель и представление. | § 55. Модель и представление | Проект № 3. Модель и представление. | 1 | ||
Практическая работа: модель и представление. | § 55. Модель и представление | Проект № 3. Модель и представление. | 1 | ||
Основы растровой графики. | § 56. Основы растровой графики |
| 2 | ||
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. | § 57. Ввод изображений |
| 1 | ||
Коррекция фотографий. | § 58. Коррекция фотографий |
| 2 | ||
Работа с областями. | § 59. Работа с областями |
| 1 | ||
Работа с областями. | § 59. Работа с областями |
| 1 | ||
Фильтры. | § 60. Фильтры | 1 | |||
Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения |
| 1 | ||
Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения |
| 1 | ||
Каналы. | § 62. Каналы |
| 1 | ||
Иллюстраций для веб-сайтов. | § 63. Иллюстрации для веб-сайтов |
| 2 | ||
GIF-анимация. | § 64. Анимация |
| 1 | ||
Контуры. | § 65. Контуры |
| 2 | ||
Введение в 3D-графику. Проекции. | § 66. Введение |
| 1 | ||
Работа с объектами. | § 67. Работа с объектами |
| 1 | ||
Сеточные модели. | § 68. Сеточные модели | 1 | |||
Сеточные модели. | § 68. Сеточные модели |
| 1 | ||
Модификаторы. | § 69. Модификаторы |
| 1 | ||
Контуры. | § 70. Контуры |
| 1 | ||
Контуры. | § 70. Контуры |
| 1 | ||
Материалы и текстуры. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
Текстуры. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
UV-развертка. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
Рендеринг. | § 72. Рендеринг |
| 1 | ||
Анимация. | § 73. Анимация |
| 1 | ||
Анимация. Ключевые формы. | § 73. Анимация |
| 2 | ||
Анимация. Арматура. | § 73. Анимация |
| 1 | ||
Язык VRML. | § 74. Язык VRML | 1 | |||
Практическая работа: язык VRML. | § 74. Язык VRML |
| 1 | ||
Резерв: | 6 | ||||
Итого: | 170 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
- данная программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня подготовленности учеников
- вносить изменения в порядок изучения материала;
- перераспределять учебное время;
- вносить изменения в содержание изучаемой темы;
- дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.
Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой учителя.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
- процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
- оперативная память – не менее 256 Мб;
- жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
- жёсткий диск – не менее 80 Гб;
- клавиатура;
- мышь;
- устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
- аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
- принтер на рабочем месте учителя;
- проектор на рабочем месте учителя;
- сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики установлена операционная система Windows а также необходимое программное обеспечение:
- текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);
- табличный процессор (Excel);
- средства для работы с баз данных (Access);
- графический редактор Gimp (http://gimp.org);
- редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
- среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
- среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/);
- среда программирования Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/)
и другие программные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поляки в Санкт-Петербурге
Данная статья информирует участников ежегодного фестиваля "Европейская культура на берегах Невы" о польской диаспоре Санкт-Петербурга, истории её появления на берегах Невы, польск...
Рабочая программа по информатике для 10 (профильного) класса по УМК Поляков К. Ю, Еремин У. А.
Рабочая программа составлена на основе Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (углубленный уровень) для старшей школы. Авторы: К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. (4 часа ...
Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков профильный курс
Рабочая программа и планирование 10 класс Поляков...
"Вепсы и поляки"
Статья отвечает на вопрос: "А кто они, поляки и вепсы?"...
"Вепсы и поляки"
Статья отвечает на вопрос: "А кто они, поляки и вепсы?"...
Полный список опубликованных научных и учебно-методических работ Поляков Н.И.
Представлен список опубликованных научных и учебно-методических работ Полякова Н.И. Среди этих работ Монография, три статьи , опубликованные в журналах ВАК "Среднее профессиональное образование"...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...