10-11 профиль (Поляков)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова»
РАССМОТРЕНО на заседании МО | СОГЛАСОВАНО на заседании МС | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ А.В. Напреенко |
Протокол №1 от __-__-2015г. | ______Н.Б.Воронина ____-____-2015г. | Приказ №______ «___»________2015г |
ПРОГРАММА
составлена на основе требований Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего и в соответствии с основной образовательной программой БГЛ №2 им. М.В. Ломоносова
Предмет (курс) Информатика
Количество часов в год 170
Учебный год: 2015-2016
Класс 10-11 (профиль)
Учитель: О.Н.Ваняшина
Брянск
Программа полного общего образования по предмету «Информатика» (углублённый курс)
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- данная авторская программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 272 часов (полный углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
В программу внесены изменения в соответствии с учебным планом БГЛ №2 им. М.В. Ломоносова, который предполагает 5 часов в неделю (170 часов в год) на изучение курса в 10 и 5 часов в неделю (170 часов в год) в 11-ом классе. Изменения внесены в таблицу тематического планирования.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 5 часов в неделю в 10 и 11 классах (всего 170 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе)
Количество учебных часов в учебном плане скорректировано.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
- Элементы теории алгоритмов
- Объектно-ориентированное программирование
- Информационно-коммуникационные технологии
- Моделирование
- Базы данных
- Создание веб-сайтов
- Графика и анимация
- 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
№ | Тема | Количество часов / класс | ||
Всего | 10 кл. | 11 кл. | ||
Основы информатики | ||||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Информация и информационные процессы | 26 | 5+5 | 10+6 | |
Кодирование информации | 16 | 14+2 | ||
Логические основы компьютеров | 20 | 10+10 | ||
Компьютерная арифметика | 9 | 6+3 | ||
Устройство компьютера | 9 | 9 | ||
Программное обеспечение | 13 | 13 | ||
Компьютерные сети | 9 | 9 | ||
Информационная безопасность | 6 | 6 | ||
Итого: | 110 | 93 | 17 | |
Алгоритмы и программирование | ||||
Алгоритмизация и программирование | 94 | 44+10 | 24+21 | |
Решение вычислительных задач | 16 | 12+4 | ||
Элементы теории алгоритмов | 8 | 6+2 | ||
Объектно-ориентированное программирование | 15 | 15 | ||
Итого: | 138 | 70 | 68 | |
Информационно-коммуникационные технологии | ||||
Моделирование | 12 | 12 | ||
Базы данных | 16 | 16 | ||
Создание веб-сайтов | 18 | 18 | ||
Графика и анимация | 17 | 12+5 | ||
3D-моделирование и анимация | 16 | 16 | ||
Итого: | 79 | 0 | 79 | |
Резерв | 13 | 7 | 6 | |
Итого по всем разделам: | 340 | 170 | 170 |
Календарно-тематическое планирование планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
10 класс (170 часов)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов | Дата |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
| 1 | |||
Информатика и информация. Информационные процессы. | § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
| 1 | |||
Измерение информации. | § 3. Измерение информации. |
| 2 | |||
Структура информации (простые структуры). | § 4. Структура информации. |
| 2 | |||
Иерархия. Деревья. | § 4. Структура информации. |
|
| 2 | ||
Графы. | § 4. Структура информации. |
|
| 2 | ||
Язык и алфавит. Кодирование. | § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
| 1 | |||
Декодирование. | § 6. Кодирование. |
|
| 1 | ||
Дискретность. | § 7. Дискретность. |
| 1 | |||
Алфавитный подход к оценке количества информации. | § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
| 2 | |||
Системы счисления. Позиционные системы счисления. | § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
| 1 | |||
Двоичная система счисления. | § 11. Двоичная система счисления. |
| 1 | |||
Восьмеричная система счисления. | § 12. Восьмеричная система счисления. |
| 1 | |||
Шестнадцатеричная система счисления. | § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
| 1 | |||
Другие системы счисления. | § 14. Другие системы счисления. |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | |||||
Кодирование символов. | § 15. Кодирование символов |
| 1 | |||
Кодирование графической информации. | § 16. Кодирование графических изображений |
| 1 | |||
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
| 2 | |||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 2 | |||||
Логика и компьютер. Логические операции. | § 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Логические операции. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | § 19. Логические операции |
| 3 | |||
Диаграммы Эйлера-Венна. | § 20. Диаграммы |
|
| 2 | ||
Упрощение логических выражений. | § 21. Упрощение логических выражений |
| 3 | |||
Синтез логических выражений. | § 22. Синтез логических выражений |
| 1 | |||
Предикаты и кванторы. | § 23. Предикаты и кванторы |
| 1 | |||
Логические элементы компьютера. | § 24. Логические элементы компьютера |
| 1 | |||
Логические задачи. | § 25. Логические задачи |
| 5 | |||
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 2 | |||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел | 1 | ||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 27. Хранение в памяти целых чисел |
|
| 1 | ||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
| 2 | |||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
|
| 2 | ||
Хранение в памяти вещественных чисел. | § 29. Хранение в памяти вещественных чисел | 1 | ||||
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | § 30. Операции с вещественными числами |
| 2 | |||
История развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники | 1 | ||||
История и перспективы развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники |
Представление докладов. | 1 | |||
Принципы устройства компьютеров. | § 32. Принципы устройства компьютеров |
| 1 | |||
Магистрально-модульная организация компьютера. | § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
| 1 | |||
Процессор. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Моделирование работы процессора. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Память. | § 35. Память |
| 1 | |||
Устройства ввода. | § 36. Устройства ввода |
| 1 | |||
Устройства вывода. | § 37. Устройства вывода |
|
| 1 | ||
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: набор и оформление математических текстов. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с видеоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Системное программное обеспечение. | § 40. Системное программное обеспечение | 1 | ||||
Практикум: сканирование и распознавание текста. | § 40. Системное программное обеспечение |
|
| 1 | ||
Системы программирования. | § 41. Системы программирования |
| 1 | |||
Инсталляция программ. | § 42. Инсталляция программ |
| 1 | |||
Правовая охрана программ и данных. | § 43. Правовая охрана программ и данных |
| 1 | |||
Компьютерные сети. Основные понятия | § 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети |
| 1 | |||
Локальные сети. | § 46. Локальные сети |
| 1 | |||
Сеть Интернет. | § 47. Сеть Интернет | 1 | ||||
Адреса в Интернете. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Практикум: тестирование сети. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | § 49. Всемирная паутина |
| 1 | |||
Электронная почта. Другие службы Интернета. | § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета | Представление докладов. | 1 | |||
Электронная коммерция. | § 52. Электронная коммерция | Представление докладов. | 1 | |||
Интернет и право. Нетикет. | § 53. Право и этика в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Простейшие программы. | § 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы |
| 1 | |||
Вычисления. Стандартные функции. | § 56. Вычисления |
|
| 1 | ||
Условный оператор. | § 57. Ветвления |
|
| 2 | ||
Сложные условия. | § 57. Ветвления |
|
| 2 | ||
Множественный выбор. | § 57. Ветвления |
| 2 | |||
Практикум: использование ветвлений. | § 57. Ветвления |
| 2 | |||
Контрольная работа «Ветвления». | 2 | |||||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 2 | |||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Цикл с переменной. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Вложенные циклы. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Контрольная работа «Циклы». | 1 | |||||
Процедуры. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Изменяемые параметры в процедурах. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Логические функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Рекурсия. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Стек. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | |||||
Массивы. Перебор элементов массива. | § 62. Массивы |
|
| 1 | ||
Линейный поиск в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Поиск максимального элемента в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
| 2 | ||
Отбор элементов массива по условию. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 2 | |||
Сортировка массивов. Метод пузырька. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод выбора. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Двоичный поиск в массиве. | § 65. Двоичный поиск |
| 2 | |||
Контрольная работа «Массивы». | 1 | |||||
Символьные строки. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Функции для работы с символьными строками. | § 66. Символьные строки |
|
| 1 | ||
Преобразования «строка-число». | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Строки в процедурах и функциях. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Рекурсивный перебор. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Сравнение и сортировка строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Практикум: обработка символьных строк. | § 66. Символьные строки |
| 2 | |||
Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | |||||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Файловый ввод и вывод. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка массивов, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка смешанных данных, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Контрольная работа «Файлы». | 1 | |||||
Точность вычислений. | § 69. Точность вычислений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод перебора. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений в табличных процессорах. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление длины кривой. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Оптимизация. Метод дихотомии. | § 72. Оптимизация |
| 2 | |||
Оптимизация с помощью табличных процессоров. | § 72. Оптимизация |
| 2 | |||
Статистические расчеты. | § 73. Статистические расчеты |
| 2 | |||
Условные вычисления. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 2 | |||
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Вредоносные программы. | § 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы | 1 | ||||
Защита от вредоносных программ. | § 77. Защита от вредоносных программ |
|
| 1 | ||
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | § 78. Шифрование § 79. Хэширование и пароли |
| 1 | |||
Современные алгоритмы шифрования. | § 80. Современные алгоритмы шифрования |
| 1 | |||
Стеганография. | § 81. Стеганография |
|
| 1 | ||
Безопасность в Интернете. | § 82. Безопасность в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Резерв: | 8 | |||||
Итого: | 136 |
11 класс (170часов)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов |
Техника безопасности. |
|
| 1 | ||
Формула Хартли. | § 1. Количество информации |
| 3 | ||
Информация и вероятность. Формула Шеннона. | § 1. Количество информации |
| 3 | ||
Передача информации. | § 2. Передача информации. |
| 2 | ||
Помехоустойчивые коды. | § 2. Передача информации. |
| 2 | ||
Сжатие данных без потерь. | § 3. Сжатие данных |
| 1 | ||
Алгоритм Хаффмана. | § 3. Сжатие данных |
|
| 1 | |
Практическая работа: использование архиватора. |
| 1 | |||
Сжатие информации с потерями. | § 3. Сжатие данных |
|
| 1 | |
Информация и управление. Системный подход. | § 4. Информация и управление |
| 1 | ||
Информационное общество. | § 5. Информационное общество | Представление докладов. | 1 | ||
Модели и моделирование. | § 6. Модели и моделирование |
| 1 | ||
Системный подход в моделировании. | § 7. Системный подход в моделировании |
| 1 | ||
Использование графов. | § 7. Системный подход в моделировании |
| 1 | ||
Этапы моделирования. | § 8. Этапы моделирования |
| 1 | ||
Моделирование движения. Дискретизация. | § 9. Моделирование движения | 1 | |||
Практическая работа: моделирование движения. | § 9. Моделирование движения |
| 1 | ||
Модели ограниченного и неограниченного роста. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Моделирование эпидемии. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Модель «хищник-жертва». | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Обратная связь. Саморегуляция. | § 10. Математические модели в биологии |
| 1 | ||
Системы массового обслуживания. | § 11. Системы массового обслуживания | 1 | |||
Практическая работа: моделирование работы банка. | § 11. Системы массового обслуживания |
| 1 | ||
Информационные системы. | § 12. Информационные системы | 1 | |||
Таблицы. Основные понятия. | § 13. Таблицы |
| 1 | ||
Модели данных. | § 14. Многотабличные базы данных § 15. Реляционная модель данных | 1 | |||
Реляционные базы данных. | § 15. Реляционная модель данных |
| 1 | ||
Практическая работа: операции с таблицей. | § 16. Работа с таблицей |
| 1 | ||
Практическая работа: создание таблицы. | § 17. Создание однотабличной базы данных |
| 1 | ||
Запросы. | § 18. Запросы |
| 1 | ||
Формы. | § 19. Формы |
| 1 | ||
Отчеты. | § 20. Отчеты |
| 1 | ||
Язык структурных запросов (SQL). | § 18. Запросы |
| 1 | ||
Многотабличные базы данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Формы с подчиненной формой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Запросы к многотабличным базам данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Отчеты с группировкой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных |
| 1 | ||
Нереляционные базы данных. | § 22. Нереляционные базы данных |
| 1 | ||
Экспертные системы | § 23. Экспертные системы |
| 1 | ||
Веб-сайты и веб-страницы. | § 24. Веб-сайты и веб-страницы |
| 1 | ||
Текстовые страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы | 1 | |||
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Списки. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Гиперссылки. | § 25. Текстовые веб-страницы | 1 | |||
Практическая работа: страница с гиперссылками. | § 25. Текстовые веб-страницы |
| 1 | ||
Содержание и оформление. Стили. | § 26. Оформление документа |
| 1 | ||
Практическая работа: использование CSS. | § 26. Оформление документа |
| 1 | ||
Рисунки на веб-страницах. | § 27. Рисунки |
| 1 | ||
Мультимедиа. | § 28. Мультимедиа |
| 1 | ||
Таблицы. | § 29. Таблицы | 1 | |||
Практическая работа: использование таблиц. | § 29. Таблицы |
| 1 | ||
Блоки. Блочная верстка. | § 30. Блоки | 1 | |||
Практическая работа: блочная верстка. | § 30. Блоки |
| 1 | ||
XML и XHTML. | § 31. XML и XHTML |
| 1 | ||
Динамический HTML. | § 32. Динамический HTML | 1 | |||
Практическая работа: использование Javascript. | § 32. Динамический HTML |
| 1 | ||
Размещение веб-сайтов. | § 33. Размещение веб-сайтов |
| 1 | ||
Уточнение понятие алгоритма. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Универсальные исполнители. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Универсальные исполнители. | § 34. Уточнение понятия алгоритма |
| 2 | ||
Алгоритмически неразрешимые задачи. | § 35. Алгоритмически неразрешимые задачи |
| 2 | ||
Сложность вычислений. | § 36. Сложность вычислений |
| 2 | ||
Доказательство правильности программ. | § 37. Доказательство правильности программ |
| 2 | ||
Решето Эратосфена. | § 38. Целочисленные алгоритмы |
| 2 | ||
Длинные числа. | § 38. Целочисленные алгоритмы |
| 3 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) |
| 2 | ||
Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы |
| 2 | ||
Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы |
| 2 | ||
Списки. | § 41. Списки | 2 | |||
Списки. | § 41. Списки |
| 2 | ||
Использование модулей. | § 41. Списки |
| 2 | ||
Стек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Стек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Очередь. Дек. | § 42. Стек, очередь, дек |
| 2 | ||
Деревья. Основные понятия. | § 43. Деревья | 1 | |||
Вычисление арифметических выражений. | § 43. Деревья |
|
| 2 | |
Хранение двоичного дерева в массиве. | § 43. Деревья |
| 2 | ||
Графы. Основные понятия. | § 44. Графы |
| 2 | ||
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). | § 44. Графы |
| 1 | ||
Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы |
| 2 | ||
Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование | . |
| 1 | |
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
| 1 | ||
Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование |
|
| 1 | |
Что такое ООП? | § 46. Что такое ООП? § 47. Объекты и классы | 1 | |||
Создание объектов в программе. | § 48. Создание объектов в программе | Проект № 1. Движение на дороге. | 1 | ||
Создание объектов в программе. | § 48. Создание объектов в программе | Проект № 1. Движение на дороге. | 1 | ||
Скрытие внутреннего устройства. | § 49. Скрытие внутреннего устройства |
| 1 | ||
Иерархия классов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Иерархия классов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Практическая работа: классы логических элементов. | § 50. Иерархия классов | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | 1 | ||
Программы с графическим интерфейсом. | § 51. Программы с графическим интерфейсом § 52. Основы программирования в RAD-средах | 1 | |||
Работа в среде быстрой разработки программ. | § 52. Основы программирования в RAD-средах | 1 | |||
Практическая работа: объекты и их свойства. | § 52. Основы программирования в RAD-средах |
| 1 | ||
Практическая работа: использование готовых компонентов. | § 53. Использование компонентов |
| 1 | ||
Практическая работа: использование готовых компонентов. | § 53. Использование компонентов |
| 1 | ||
Практическая работа: совершенствование компонентов. | § 54. Разработка компонентов |
| 1 | ||
Модель и представление. | § 55. Модель и представление | Проект № 3. Модель и представление. | 1 | ||
Практическая работа: модель и представление. | § 55. Модель и представление | Проект № 3. Модель и представление. | 1 | ||
Основы растровой графики. | § 56. Основы растровой графики |
| 2 | ||
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. | § 57. Ввод изображений |
| 1 | ||
Коррекция фотографий. | § 58. Коррекция фотографий |
| 2 | ||
Работа с областями. | § 59. Работа с областями |
| 1 | ||
Работа с областями. | § 59. Работа с областями |
| 1 | ||
Фильтры. | § 60. Фильтры | 1 | |||
Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения |
| 1 | ||
Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения |
| 1 | ||
Каналы. | § 62. Каналы |
| 1 | ||
Иллюстраций для веб-сайтов. | § 63. Иллюстрации для веб-сайтов |
| 2 | ||
GIF-анимация. | § 64. Анимация |
| 1 | ||
Контуры. | § 65. Контуры |
| 2 | ||
Введение в 3D-графику. Проекции. | § 66. Введение |
| 1 | ||
Работа с объектами. | § 67. Работа с объектами |
| 1 | ||
Сеточные модели. | § 68. Сеточные модели | 1 | |||
Сеточные модели. | § 68. Сеточные модели |
| 1 | ||
Модификаторы. | § 69. Модификаторы |
| 1 | ||
Контуры. | § 70. Контуры |
| 1 | ||
Контуры. | § 70. Контуры |
| 1 | ||
Материалы и текстуры. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
Текстуры. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
UV-развертка. | § 71. Материалы |
| 1 | ||
Рендеринг. | § 72. Рендеринг |
| 1 | ||
Анимация. | § 73. Анимация |
| 1 | ||
Анимация. Ключевые формы. | § 73. Анимация |
| 2 | ||
Анимация. Арматура. | § 73. Анимация |
| 1 | ||
Язык VRML. | § 74. Язык VRML | 1 | |||
Практическая работа: язык VRML. | § 74. Язык VRML |
| 1 | ||
Резерв: | 6 | ||||
Итого: | 170 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
- данная программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения и уровня подготовленности учеников
- вносить изменения в порядок изучения материала;
- перераспределять учебное время;
- вносить изменения в содержание изучаемой темы;
- дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т.д.
Эти изменения должны быть обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем. В то же время предлагаемая авторская программа может использоваться без изменений, и в этом случае она является также рабочей программой учителя.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
- процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
- оперативная память – не менее 256 Мб;
- жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
- жёсткий диск – не менее 80 Гб;
- клавиатура;
- мышь;
- устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
- аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
- принтер на рабочем месте учителя;
- проектор на рабочем месте учителя;
- сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики установлена операционная система Windows а также необходимое программное обеспечение:
- текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);
- табличный процессор (Excel);
- средства для работы с баз данных (Access);
- графический редактор Gimp (http://gimp.org);
- редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
- среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
- среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/);
- среда программирования Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/)
и другие программные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поляки в Санкт-Петербурге
Данная статья информирует участников ежегодного фестиваля "Европейская культура на берегах Невы" о польской диаспоре Санкт-Петербурга, истории её появления на берегах Невы, польск...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/07/picture-56914.jpg)
Рабочая программа по информатике для 10 (профильного) класса по УМК Поляков К. Ю, Еремин У. А.
Рабочая программа составлена на основе Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (углубленный уровень) для старшей школы. Авторы: К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. (4 часа ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-491339-1412346231.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков профильный курс
Рабочая программа и планирование 10 класс Поляков...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-646181-1435553311.jpg)
Полный список опубликованных научных и учебно-методических работ Поляков Н.И.
Представлен список опубликованных научных и учебно-методических работ Полякова Н.И. Среди этих работ Монография, три статьи , опубликованные в журналах ВАК "Среднее профессиональное образование"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-326963-1427194708.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...