Поляки в Санкт-Петербурге
статья (8 класс) на тему
Данная статья информирует участников ежегодного фестиваля "Европейская культура на берегах Невы" о польской диаспоре Санкт-Петербурга, истории её появления на берегах Невы, польских архитекторах, художниках, музыкантах, писателях и объектах городского пространства, связанных с их именами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyaki_v_sankt-peterburge.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Поляки в Санкт-Петербурге
11 ноября Польша отмечает важнейший государственный праздник – день восстановления независимости страны. 94 года назад, 11 ноября 1918 года, был подписан акт капитуляции Германии в Первой Мировой войне. Документ, в частности, предусматривал восстановление независимости Польши. Это создало благоприятные условия для развития национальной культуры и науки.
Со многими странами и городами связывали в прошлом свои судьбы поляки. Различными были мотивы, причины, движущие силы этих странствий. В период, когда Польша входила в состав Российской империи, многие поляки стремились в ее столицу - Петербург. Постепенно в городе на Неве сформировалась целая польская колония - петербургская Полония с очень разнообразными и богатыми по своему содержанию сторонами жизни, материальными и культурными потребностями. В Петербурге жили выдающиеся польские политики, ученые и писатели, учились будущие инженеры, врачи и мастера изобразительных искусств. Было множество "средних" граждан и еще большее количество бедняков, безымянных рабочих, поденщиков, домашней прислуги. Но, несмотря на все тяготы пребывания в иноязычной и инокультурной стране, несмотря на то, что приходилось говорить, писать и действовать по-русски, никто не забывал родного языка и своей национальной принадлежности.
В течение 300 лет на берегах Невы постоянно проживало приблизительно 200–250 тыс. поляков. Как установил польский историк Людвик Базылёв, с конца ХVIII столетия до начала первой Мировой войны в Петербурге побывало почти четверть миллиона поляков; одни провели там всего несколько недель или месяцев, другие — всю жизнь. Л. Базылев в своей книге «Поляки в Петербурге» пишет: «В Петербург приезжали, чтобы насладиться жизнью, приезжали за утраченным состоянием, за хлебом насущным, за карьерой и за страданиями».
Первые поляки появились в Петербурге еще до 1710 года, т.е. в начале строительства города. Доказательством этому служат метрические книги католического храма Святой Екатерины на Невском проспекте. В окружении Петра I было немало лиц, носивших по-польски звучавшие фамилии. Например, Павел Ягужинский, начав свою карьеру денщиком Петра I, закончил ее генерал-адъютантом.
История же дипломатических отношений между Варшавой и Петербургом уходит корнями к 1720 году, когда сюда прибыло польское королевское посольство во главе со Станиславом Хоментовским.
В 1755-1758 годах в Петербурге пребывал литовский стольник Станислав Понятовский, пламенный обожатель принцессы Софьи-Фредерики-Августы Ангальт-Цербстской, будущей императрицы Екатерины II. Через 40 лет он доживал свои дни в Мраморном дворце, как последний, уже лишенный престола, король Речи Посполитой. После кончины 12 февраля 1798 года он по указу Павла I был погребен в храме Святой Екатерины, что на Невском проспекте. Ныне прах короля покоится в храме Святого Иоанна в Варшаве.
Заметно выросла польская община города после разделов Польши, когда Центральная и Восточная части этой страны вошли в состав империи, но особенно после закрытия польских университетов в ответ на восстание за независимость Польши (1830-1831 гг.), возглавляемое национальным польским героем Тадеушем Костюшко. Тогда в Петербург хлынули студенты-поляки для продолжения своего образования уже в российских высших учебных заведениях.
Начало XIX столетия видело немало замечательных карьер, сделанных поляками на берегах Невы. Самую блестящую карьеру в Петербурге сделал князь Адам Ежи Чарторыйский. Будучи в дружбе с императором Александром I, он стал одним из его самых доверенных советников, получил портфель министра иностранных дел (1804–1806), стал сенатором и членом Государственного совета.
В 1802 году в Петербург приехал Александр Орловский, участник восстания Костюшко. Этот художник достиг в Петербурге немалых высот и вскоре приобрел известность, как мастер рисунка, выполняемого всегда живо и точно. А. Орловский считается родоначальником маринисткой школы в русском изобразительном искусстве, мастером морских пейзажей. Творчество Орловского увековечил А.С. Пушкин, упомянув быстрый карандаш художника в «Руслане и Людмиле», а также его прекрасные рисунки в «Путешествии в Арзрум». Он был и мастером портрета, автором портретов Александра I, русских полководцев времен Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова и Дениса Давыдова. Известен и автопортрет художника. Но никогда он не писал польских пейзажей.
Среди живописцев, добившихся наибольшей после Орловского славы, был Генрих Семирадский , который в 1864 г. поступил в петербургскую Академию художеств. «Участвуя во всех конкурсах, он собрал все награды, какие только было можно», а в 1870 г. за огромное полотно «Александр Македонский и его врач Филипп» получил золотую медаль и заграничную стипендию на шесть лет. С 1871 г. Семирадский в основном жил за границей, но по-прежнему часто приезжал в Петербург, где пользовался покровительством царского двора. По сей день, впрочем, Семирадский фигурирует во многих российских учебниках как выдающийся художник польского происхождения.
Поляки-петербуржцы сыграли важную роль в развитии самого Петербурга и в образовании бескорыстных русско-польских связей, способствующих взаимопроникновению обеих культур. Первым шагом на этом пути стало пребывание в Петербурге Адама Мицкевича, отправленного в ссылку в Северную столицу. Мицкевич прибыл с группой друзей в Петербург 9 ноября 1824 года. Из- за затянувшейся переписки с Министерством, вместо одного месяца Мицкевичу пришлось провести в Петербурге почти пять лет, что дало поэту возможность завести знакомства как среди петербургской Полонии, так и в среде литераторов, близких ему по духу. Если в 1824 году в Петербург приехал певец своих личных переживаний, то через пять лет его покидал поэт, достигший мировой славы».
В 1828-1830 годах в Петербурге важное место занимал музыкальный салон замечательной польской пианистки и композитора Марии Шимановской, переехавшей в Россию. Этот салон на Итальянской 15 стал первым в России центром польско-русской дружбы в области культуры и прогресса. Вместе с Мицкевичем сюда приходил художник Александр Орловский. Бывали здесь В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, композиторы М.И. Глинка, А.Ф. Львов, братья Михаил и Матвей Виельгорские – сыновья бывшего польского посланника, принявшего российское гражданство еще при Екатерине II.
Получив светское образование, братья Вильегорские увлеклись музыкой. Имея, бесспорно, большие музыкальные способности, Матвей стал прекрасным виолончелистом, а Михаил довольно-таки известным композитором. Он написал первую русскую симфонию, затем вторую, две увертюры, вариации для виолончели с оркестром, квартет и другие инструментальные произведения: хоровые, вокальные пьесы и романсы.
В Москве, а затем в Петербурге они превращают свой дом в музыкальный салон, куда привлекают выдающихся композиторов России и Европы. Кто только не бывал в этих домах на музыкальных вечерах и утренниках : Верди, Шуман, Берлиоз, Лист, все русские знаменитости, не исключая А.С. Пушкина. Оба брата основали Русское музыкальное общество, затем Филармоническое общество. Благодаря им, многие иностранные композиторы побывали в России, а русские – за границей.
Михаил и Матвей Вильегорские были очень дружны с А.С. Пушкиным. Когда на дуэли был ранен великий русский поэт, то Михаил Юрьевич не отходил от его постели, а затем после смерти Александра Сергеевича стал восприемником его дочери Натальи. С салоном братьев Вильегорских связан дом № 1 на пл. Искусств. Осенью 1833 года в нем открылся Михайловский театр, на сцене которого выступали преимущественно французские и итальянские труппы. Салон Вильегорских посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский. Бывал здесь и Глинка. Матвей Вильегорский хлопотал за композитора, когда решалась судьба оперы «Иван Сусанин», позднее добивался на публикацию «Мертвых душ». В 1835 году Вильегорские переехали в дом № 3, а В 1844 году приобрели дом № 4 на площади Искусств (бывшей Михайловской пл.).
Руководителем класса скрипки в Петербургской консерватории был в 1862-1868 годах композитор и скрипач Генрих Венявский. Что же касается вклада поляков в историю Императорского Мариинского театра, то здесь нельзя не вспомнить балетную династию Кшесинских, в частности, совместные выступления примадонны петербургского балета Матильды Кшесинской и гениального Вацлава Нижинского. О его забытой принадлежности к полякам прямо заставляет вспомнить его «Дневник». Феликс Кшесинский, отец прима-балерины и сам замечательный танцовщик и хореограф, несмотря на царские милости сохранил глубокую связь с родиной: когда этот петербургский почетный гражданин скончался (1905), тело покойного в согласии с его последней волей перевезли в родную Варшаву.
На архитектурный облик Петербурга большое влияние оказали архитекторы польского происхождения Мариан Перетяткович, по проектам которого в Петербурге были возведены многие по сей день сохранившиеся здания, а так же Станисла́в Бржозо́вский — архитектор, работавший на железные дороги
Мариан Перетяткович – автор проекта утраченного в советское время храма «Спас-на-Водах», который был построен в память моряков, погибших в Цусимском сражении. Место храма. в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода. Среди ныне существующих зданий, авторству Перетятковича принадлежат здания банков (Русский торгово-промышленный банк на Большой Морской ул, 15 и здание дома Вавельберга – Петербургский торговый банк на Малой Морской ул, 1), а так же доходные дома, среди которых особенно известен дом страхового общества «Саламандра» на Гороховой ул, 4. По проекту этого архитектора, в Ковенском переулке, было построено здание костела Лурдской Божией Матери.
Станислав Бржозовский окончил Императорскую академию художеств в 1889 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. В 1895 году ему было присвоено звание академика архитектуры. В течение всей профессиональной деятельности до 1917 года Бржозовский — один из немногих архитекторов-железнодорожников, получивших полноценную художественную подготовку. Он - автор шедевра стиля модерн — Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Из «общегражданских» построек архитектора известно здание Международного коммерческого банка на Невском, 58 (Совместно с С. Кербедзом).
Станислав Кербедз — российский инженер польского происхождения, генерал. Окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. С 1842 года — преподаватель Института корпуса инженеров путей сообщения. Являлся членом-корреспондентом и почётным членом Петербургской Академии наук. Кроме участия в проектировании Петербургского международного коммерческого банка, был автором строителем Благовещенского моста в Санкт-Петербурге ( 1843—1850 гг.)
И так, в XVIII – XIX вполне положительный поляк мог находиться в Петербург как в качестве политического узника: Тадеуш Костюшко, заключенный Петропавловской крепости, так и в роли лишенного трона монарха: великая карьера Станислава Августа Понятовского. В начале же XX века в многонациональном Петербурге поляки занимали одно из первых мест по численности населения. Петербург давал возможность заработка и вдохновлял на творчество. Поэт А. Мицкевич, художники Г. Семирадский и А. Орловский, скрипач Г. Венявский и пианистка М. Шимановская, балетная династия Кшесинских и гениальный Вацлав Нижинский, инженер С. Кербедз, архитекторы Перетяткович и Брзожовский так же как и петербуржец с польской фамилией, путешественник, натуралист Николай Михайлович Пржевальский, не принадлежащий к шляхетскому роду, но имевший дарованные его предку, Карниле Перевал, за воинские подвиги польское дворянство и герб «Серебряные Лук и Стрела» - все они внесли вклад в культуру России и Польши. Жизнь богатой петербургской буржуазии, как русской, так и польской, протекала в те годы спокойно и лениво. Приятно и уютно жилось в Петербурге в канун I Мировой войны
Сегодня в нашем городе есть Варшавская улица, Варшавская площадь, Варшавский проезд, названные так по причине близости к железнодорожной ветке, связывающей наш город со столицей Польши. Функционирующий в XX веке Варшавский вокзал ныне используется уже по другому назначению. Сейчас здесь обосновались торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс» и, железнодорожный музей под открытым небом. А Варшавская улица пересекает улицу Костюшко, на которой находится городская больница скорой помощи №26.
В современном Санкт-Петербурге существует так же и польское историческое общество. Оно находится в Генеральном консульстве Польши ( 5-я Советская ул., 12) Общество собирает и разыскивает архивные материалы, выявляет и изучает памятники истории и культуры, связанные с польскими именами; публикует работы научного и популярного характера в российских и зарубежных изданиях. 15 марта в Санкт-Петербургской консерватории состоялось торжественное открытие бюста Ф. Шопена, изготовленного в Польше и любезно предоставленного в дар Генеральным консульством Республики Польша
Усилиями Общества на фасаде Мраморного дворца установлена мемориальная доска в честь Тадеуша Костюшко в связи с двухсотлетием Польского восстания. При Обществе действует экскурсионное бюро "Полонус". Общество издает ежеквартальную двуязычную газету "Поляки в Петербурге", готовит к изданию путеводитель по польским местам в Петербурге и сборник "Полоника в архивах, рукописных фондах музеев и библиотек Петербурга".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
Педагог Санкт-Петербурга о Санкт-Петербурге
О работе на занятиях изобразительного искусства....
Опыт педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга На пути к новым стандартам: технологии образовательной деятельности Санкт-Петербург 2012
содержит мою статью...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...