статья "Проектная деятельнсть на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему

Школа на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования актуальной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся. В процессе преподавания предмета «Информатика» проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Учитель при этом превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в эксперта-консультанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беляева Екатерина Алексеевна,

учитель информатики

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Школа на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования актуальной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.

В процессе преподавания предмета «Информатика» проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Учитель при этом превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в эксперта-консультанта.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Для применения метода проектов необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко группой. По своим типам проекты, над которыми работают ученики под руководством преподавателей информатики, чаще всего информационные, прикладные, творческие (хотя в принципе любой проект требует творческого подхода). В-третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

Стимулируя интерес к предмету, формирует правильные представления о месте информатики в жизни современного человека.

Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи.

  • Практико-ориентированный. Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п.
  • Исследовательский проект. Цель проекта – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным образом.
  • Информационный проект. Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
  • Творческий проект. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • Игровой и ролевой проект. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой – либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер – постановщик, судья, литературный персонаж).

Проектную деятельность обучающихся я использую на разных блоках предмета информатики. При изучении текстового редактора Word мы создаем книги, буклеты по различным темам, которые оформляются иллюстрациями, таблицами, составляем карточки, используя редактор формул.

При изучении языка программирования VisualBasic обучающиеся создают алгоритмы, программы для решения конкретной задачи, проводят отладку программы и создают готовые EXE приложения, распечатывают текст программы на принтере.

При изучении программы Excel обучающиеся создают базу данных школьной библиотеки, составляют таблицы упражнений по русскому языку, математике, физике.

При изучении программы Power Point обучающиеся создают презентации по различным темам изучаемых предметов.

Проектная деятельность также является пространством для творчества, которое поощряет самостоятельную работу учащихся, предоставляет им свободу выбора области приложения сил и способов достижения цели, создает условия для конкретного воплощения идей, предоставляет возможность вносить вклад в общее дело группы, а также уважает возможности всех учащихся без исключения. Творческая атмосфера проектной деятельности позволяет школьникам максимально раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать свои интересы, что в конечном итоге способствует формированию их творческой активности и мотивирует на дальнейшую самореализацию и самосовершенствование.

Список литературы

  1. Гафурова Г.М. Применение метода проектов в преподавании информатики

как фактор повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/primenenie-metoda-proektov-v-prepodavanii-informatiki

  1. Кирпиченко Е.В. Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/573668/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)

С переходом на профильное обучение перед  учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...