Формирование сетевой культуры через профильное обучение
статья по информатике и икт на тему
Одна из задач информационной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся информационного профиля предлагается осваивать способы работы с сетевыми потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_formirovanie_s.k.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические и методологические проблемы современного образования 5-6 апреля 2011г
О.А.Шестопалова,
г. Нижневартовск, МСОШ №34, учитель информатики
oshestopalova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Одна из задач информационной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся информационного профиля предлагается осваивать способы работы с сетевыми потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика информационного профиля. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.
Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку веб-стиль деятельности относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естественнонаучным, социальным, экономическим, сервисным и др.
«Сетевая культура - это бытование ценностей в глобальной электронной среде» (Л.В. Нургалеева, Дихтомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества, ж-л «Гуманитарная информатика»). В таком понимании сетевая культура одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане. То есть, общий культурный уровень сетевого сообщества определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образовательную, научную и др. ценность. Таким образом, можно выделить составляющие сетевой культуры в значении культурности: во-первых, это художественная ценность, во-вторых, образовательная и научная польза конкретных ресурсов, и, наконец, культура общения на всевозможных форумах, в блогах и в чатах. Учитывая разнородность тематической направленности информационных ресурсов и форму подачи информации на них, можно говорить о наличии в Интернет-среде множества субкультур, формирующих внутри себя собственные нормы и правил сетевой культуры.
Основа курса — формирование сетевой культуры старшеклассников. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.
Каждый учащийся создает сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других Интернет-совместимых форматах необходимое условие подготовки выпускников информационного профиля. Таким образом, освоенный инструментарий — способы веб-конструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий, таким образом, создаются условия для активации познавательного интереса учащихся, сетевой культуры и профессионального самоопределения.
Цели курса:
- научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в сетевом Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей, создаваемые веб-ресурсы;
- сформировать у них целостное представление о сетевой картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам представления информации в сети Интернета;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;
- сформировать элементы сетевой культуры по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.
Задачи курса:
- познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;
- дать первичные навыки программирования на языках HTML, Joomla, Front Page; познакомить с основами веб-дизайна;
- научить основам работы с программами Dreamweaver и Flash (или аналогичными);
- сформировать навыки сетевой культуры;
- создать и разместить в сети Интернета собственный веб-сайт по выбранной тематике.
Сроки реализации программы:
Профильный курс «Создание сайта средствами Web-редактора Macromedia Dreamweaver MX» является предметом по выбору для учащихся 10 или 11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю. Возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-мастерство.
Развитие информационных технологий происходит быстрыми темпами. Новые стандарты устаревают, не успев пройти официального утверждения. Обновляемые электронные издания в этом смысле более мобильны, чем «бумажные» варианты учебных пособий. Приведем адреса Интернет-ресурсов, которые содержат информацию, полезную для создания сайтов любого уровня сложности и качества. http://htmlbook.ru — Мержевич Влад.
Краткий, но информационно насыщенный учебник по технологии создания сайтов, HTML, CSS, дизайн, графике и др. Выполнен в стиле расширенного справочника с примерами. Написан доступным языком. Подходит для углубленных занятий, как под руководством учителя, так и индивидуально. http://www.intuit.ru/ — П.Б. Храмцов, С.А. Брик, A.M. Русак, А.И. Сурин.
Сайт Интернет-университета информационных технологий. Курс лекций посвящен основам веб-технологий. http://www.postroika.ru/ — Аленова Наталья.
«Учебник (руководство) по html»
http://html.manual.ru/ — Городулин Владимир.
«HTML-справочник». Здесь представлен «классический» HTML, употребляемый профессиональными web-разработчиками. И ничего лишнего».
http://winchanger.narod.ru — А. Климов Краткий справочник по тегам HTML-языка. http://www.w3.org/ — World Wide Web Consortium. О спецификации HTML 4.0. Профессиональный документ. Для тех, кому недостаточно справочников, или для решающего аргумента в споре. Единственной нормативной версией является английская версия данного документа. Однако переводы этого документа имеются по адресу http://www.w3.org/MarkUp/html40-updates/translations.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речеведческой культуры через работу с текстом
Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственны...
Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста
Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка? [[...
Формирование экологической культуры через изучение родной природы
Статья в экологический журнал "ЭКО образование, просвещение, культура", М., №2, 2012...
К сетевой культуре через создание сайтов
В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников посредством обучения создания сайтов. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура»...
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявля...
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....