Формирование речеведческой культуры через работу с текстом
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по русскому языку для 9 класса | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова 30 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 |
Рабочая программа
учебного курса
«Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»
в 9 классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2013 г.
Адресат: учащиеся 9 классов (предпрофильный курс)
Курс рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка
Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода, стало одним из требований современности. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а об овладении фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины гуманитарного цикла.
В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающегося текста. Анализируя задания ГИА, видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст рассуждение.
Третья часть экзаменационной работы дает представление о том, владеют ли выпускники монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.
Задания части С предусматривают четкую структурированность творческой работы ученика. Однако ни методические материалы по подготовке к ГИА, ни традиционные учебники не содержат алгоритмов анализа текста-образца, а также планирования собственного рассуждения.
Актуальность
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствую его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Именно поэтому контрольно-измерительные материалы ГИА содержат творческое задание, связанное с информационной переработкой текста. Правильная организация работы по совершенствованию умений работать с текстом позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи как при чтении и понимании текста, так и при создании собственных высказываний.
Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.
Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2013 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную социальную адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации;
- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание;
- систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.
Содержание курса (34 ч.)
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
- структуру и содержание КИМов.
Учащиеся должны уметь:
- учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Повторяем приемы компрессии текста (12 ч.)
Структурированное восприятие содержания текста. Критерии оценивания задания части С1. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.
Учащиеся должны знать:
- технологию написания сжатого изложения;
- приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
- выделять главную и второстепенную информацию;
- отбирать лексические и грамматические средства, чтобы сжато передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Критерии оценивания сжатого изложения.
Творческое задание, связанное с информационной переработкой текста (19 ч.)
Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2. - рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Учащиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом;
- понятийно-справочный аппарат.
- различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
- основные сведения по стилистике русского языка.
- виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему.
Учащиеся должны уметь:
- различать характер творческих заданий к тексту.
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
- соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
- подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
- писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания. Алгоритм.
Подведение итогов (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Практическая работа, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
1 | Введение | 2 | 2 | |||
2 | Повторяем приемы компрессии текста | 12 | 7 | 5 | 1,5 | |
3 | Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста | 19 | 7 | 7 | 3 | 2 |
4 | Подведение итогов | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 17 | 12 | 3 | 3,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | ||
Практическая работа, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
1.1 | Цели и задачи курса | 1 | ||||
1.2 | Знакомство с демоверсией 2014 года | 1 | ||||
2 | Повторяем приемы компрессии текста | 12 | 5 | 1,5 | ||
2.1 | Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1. | 1 | ||||
2.2 | Последовательность работы над изложением. | 1 | ||||
2.3 | Главная и второстепенная информация текста | 1 | 0,5 | |||
2.4 | Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение | 1 | ||||
2.5 | Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение | 1 | 1 | |||
2.6 | Речевое оформление изложения | 1 | ||||
2.7 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | ||||
2.8 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | 1 | |||
2.9 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | 1 | |||
2.10 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | 1 | |||
2.11 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | 1 | |||
2.12 | Практикум по написанию сжатого изложения | 1 | 1 | |||
3 | Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста | 19 | 7 | 3 | 2 | |
3.1 | Спецификация третьей части экзаменационной работы | 1 | ||||
3.2 | Понятийно-справочный аппарат | 1 | 0,5 | |||
3.3 | Критерии оценивания творческой работы | 1 | ||||
3.4 | Классификация грамматических и речевых ошибок | 1 | 0,5 | |||
3.5 | Построение сочинения-рассуждения | 1 | 1 | |||
3.6 | Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 3 | 1 | |||
3.7 | Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку | 1 | ||||
3.8 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | ||||
3.9 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | |||
3.10 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | |||
3.11 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | |||
3.12 | Сочинение-рассуждение на основе текста | 1 | 1 | |||
3.13 | Сочинение-рассуждение на основе текста | 1 | 1 | |||
3.14 | Сочинение-рассуждение на основе текста | 1 | 1 | |||
3.15 | Контрольный тест по курсу | 1 | 1 | |||
3.16 | Контрольный тест по курсу | 1 | 1 | |||
3.17 | Контрольный тест по курсу | 1 | 1 | |||
4 | Подведение итогов | 1 | ||||
4.1 | Итоговое занятие | 1 | ||||
Итого | 34 | 12 | 3 | 3,5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
- технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014
году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
- Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
- Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
- Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
- Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 11.03.2013).
2. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2013
году государственной итоговой аттестации по русскому языку. URL:
http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html (дата обращения: 11.03.2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся. ...
Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"
Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Формирование коммуникативной компетенции через комплексный анализ текста
В докладе содержится материал о приёмах работы с текстом на уроках русского языка ( в том числе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)...
Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.
Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...