Формирование речеведческой культуры через работу с текстом
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Чиранова Татьяна Сергеевна

Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013

Рабочая программа

учебного курса

«Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»

 в 9 классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2013 г.

Адресат: учащиеся 9 классов (предпрофильный курс)

Курс рассчитан на 34 часа

Пояснительная записка

Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода, стало одним из требований современности. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а об овладении фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины гуманитарного цикла.

В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающегося текста. Анализируя задания ГИА, видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст рассуждение.

Третья часть экзаменационной работы дает представление о том, владеют ли выпускники монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Задания части С предусматривают четкую структурированность творческой работы ученика. Однако ни методические материалы по подготовке к ГИА, ни традиционные учебники не содержат алгоритмов анализа текста-образца, а также планирования собственного рассуждения.

Актуальность

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствую его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Именно поэтому контрольно-измерительные материалы ГИА содержат творческое задание, связанное с информационной переработкой текста. Правильная организация работы по совершенствованию умений работать с текстом позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи как при чтении и понимании текста, так и при создании собственных высказываний.

Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.

Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2013 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.

Изучение курса направлено на достижение следующей цели: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную социальную адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации;
  • овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание;
  • систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.

Содержание курса (34 ч.)

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации.

Учащиеся должны знать:

  • структуру и содержание КИМов.

Учащиеся должны уметь:

  • учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.

Основные термины по разделу:

Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.

Повторяем приемы компрессии текста (12 ч.)

Структурированное восприятие содержания текста. Критерии оценивания задания части С1. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.

Учащиеся должны знать:

  • технологию написания сжатого изложения;
  • приемы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять главную и второстепенную информацию;
  • отбирать лексические и грамматические средства, чтобы сжато передать полученную информацию.

Основные термины по разделу:

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Критерии оценивания сжатого изложения.

Творческое задание, связанное с информационной переработкой текста (19 ч.)

Спецификация  третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2. - рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.          

Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом;
  • понятийно-справочный аппарат.
  • различать понятия, связанные с анализом и построением текста.  
  • основные сведения по стилистике русского языка.  
  • виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему.

Учащиеся должны уметь:

  • различать характер творческих заданий к тексту.  
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.
  • соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
  • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
  • писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии  с функционально-смысловым типом речи.

Основные термины по разделу:

Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания. Алгоритм.

Подведение итогов (1 ч.)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Практическая работа,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

1

Введение

2

2

2

Повторяем приемы компрессии текста

12

7

5

1,5

3

Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста

19

7

7

3

2

4

Подведение итогов

1

1

Итого

34

17

12

3

3,5

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

занятия

Практическая

работа,

ч.

Контрольная

работа,

ч.

Самостоятельная

работа,

ч.

1

Введение

1

1.1

Цели и задачи курса

1

1.2

Знакомство с демоверсией 2014 года

1

2

Повторяем приемы компрессии текста

12

5

1,5

2.1

Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1.

1

2.2

Последовательность работы над изложением.

1

2.3

Главная и второстепенная информация текста

1

0,5

2.4

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

2.5

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

1

2.6

Речевое оформление изложения

1

2.7

Практикум по написанию сжатого изложения

1

2.8

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

2.9

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

2.10

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

2.11

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

2.12

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1

3

Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста

19

7

3

2

3.1

Спецификация  третьей части экзаменационной работы

1

3.2

Понятийно-справочный аппарат

1

0,5

3.3

Критерии оценивания творческой работы

1

3.4

Классификация грамматических и речевых ошибок

1

0,5

3.5

Построение сочинения-рассуждения

1

1

3.6

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

3

1

3.7

Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку

1

3.8

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

3.9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1

3.10

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1

3.11

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1

3.12

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

1

3.13

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

1

3.14

Сочинение-рассуждение на основе текста

1

1

3.15

Контрольный тест по курсу

1

1

3.16

Контрольный тест по курсу

1

1

3.17

Контрольный тест по курсу

1

1

4

Подведение итогов

1

4.1

Итоговое занятие

1

Итого

34

12

3

3,5

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
  • технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
  • структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

уметь

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять речевой самоконтроль.

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014

году государственной итоговой аттестации по русскому языку.

  1. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
  3. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
  4. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
  5. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 11.03.2013).

2. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2013

году государственной итоговой аттестации по русскому языку. URL:

http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html (дата обращения: 11.03.2013)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"

Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Формирование коммуникативной компетенции через комплексный анализ текста

В докладе содержится материал о приёмах работы с текстом на уроках русского языка ( в том числе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)...

Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.

Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование  читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...