Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО директор школы
протокол № З. И. Пашкова
от «26» августа 2015 г. приказ по школе №
Руководитель МО _____Юрченко Г.Н. от «28» августа 2015г.
Согласована
заместитель директора по УВР
Табакова Т.А.
от «27» августа 2015 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 8 класса основного общего образования
Старовойтова Владимира Ивановича
п. Большая Ирба 2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и авторской программы Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г. Рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Linux.
Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.
Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.
Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цели:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
- освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
- формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
- ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
- понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | |
2 | Контрольная работа №2 по теме: «Аппаратные и программные средства ИКТ». | 1 | |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации». | 1 | |
4 | Контрольная работа №4 по теме: «Кодирование и обработка графической информации». | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п | Содержание учебного материала 1 ч в неделю | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Практическая работа №1 по теме: «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора». | 1 | |
2 | Практическая работа №2 по теме: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | 1 | |
3 | Практическая работа №3 по теме: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты». | 1 | |
4 | Практическая работа №4 по теме: «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши». | 1 | |
5 | Практическая работа №5 по теме: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | |
6 | Практическая работа №6 по теме: «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | 1 | |
7 | Практическая работа №7 по теме: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | |
8 | Практическая работа №8 по теме: «Кодирование текстовой информации». | 1 | |
9 | Практическая работа №9 по теме: «Форматирование символов и абзацев». | 1 | |
10 | Практическая работа №10 по теме: «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц». | 1 | |
11 | Практическая работа №11 по теме: «Создание визитных карточек на основе шаблонов». | 1 | |
12 | Практическая работа №12 по теме: «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». | 1 | |
13 | Практическая работа №13 по теме: «Создание и форматирование списков». | 1 | |
14 | Практическая работа №14 по теме: «Создание гипертекстового документа». | 1 | |
15 | Практическая работа №15 по теме: «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | |
16 | Практическая работа №16 по теме: «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 | |
17 | Практическая работа №17 по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | |
18 | Практическая работа №18 по теме: «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора». | 1 | |
19 | Практическая работа №19 по теме: «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах». | 1 | |
20 | Практическая работа №20 по теме: «создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | |
21 | Практическая работа №21 по теме: «Построение диаграмм различных типов». | 1 |
| Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 1 | 0 | 0 | Программа курса информатики и ИКТ для основной школы 8 – 9 классы Угринович Н.Д. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. | Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. | 1.Федеральный компонент государственного стандарта. 2.Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. 3. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать |
|
| |
| |
| |
| |
Уметь |
|
| |
| |
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, таблицы; - создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
| |
|
Основное содержание
1. Информация и информационные процессы (8 ч.)+2ч
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора».
Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
2. Аппаратные и программные средства ИКТ (7 ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».
Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».
Практическая работа №5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч.)- 1 ч
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Оптическое распознавание отсканированного текста.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа №9 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа №10 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».
Практическая работа №11 «Создание визитных карточек на основе шаблонов».
Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Практическая работа №13 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа №14 «Создание гипертекстового документа».
Практическая работа №15 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №16 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
4. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч.) -1 ч
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №17 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа №18 «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».
Практическая работа №19 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».
Практическая работа №20 «создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа №21 «Построение диаграмм различных типов».
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | ||
всего | теор. | практ. | ||||
1. Информация и информационные процессы (Представление информации). | 8 | 5 | 3 | |||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | Презентация «Техника безопасности» | ||
2. | Информация в неживой и живой природе. | 1 | 1 | Презентация «информация в неживой и живой природе » | ||
3. | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | 1 | Презентация «Человек и информация. Информационные процессы в технике» | ||
4. | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 | 1 | Презентация «Кодирование информации с помощью знаковых систем» | ||
5. | Количество информации. Единицы измерения информации. | 1 | 1 | Презентация «Количество информации. Единицы измерения информации» | ||
6. | Измерение количества информации (содержательный подход). Практическая работа №1 по теме: «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест. | ||
7. | Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №2 по теме: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест. | ||
8. | Контрольная работа №1 по теме: «Информация и информационные процессы». | 1 | 1 | Контроль знаний и умений. | ||
2. Аппаратные и программные средства ИКТ | 7 | 3 | 4 | |||
9. | Анализ контрольной работы. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Практическая работа №3 по теме: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты». | 1 | 1 | Презентация «Основные компоненты компьютера и их функции» | ||
10. | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера. | 1 | 1 | Презентация «Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера» | ||
11. | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Практическая работа №4 по теме: «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши». | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест | ||
12. | Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа №5 по теме: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | 1 | Презентация «Данные и программы. Файлы и файловая система» | ||
13. | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Практическая работа №6 по теме: «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест | ||
14. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 по теме: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | Компьютерный интерактивный тест | |||
15. | Контрольная работа №2 по теме: «Аппаратные и программные средства ИКТ». | 1 | 1 | Контроль знаний и умений | ||
3. Кодирование и обработка текстовой информации | 8 | 4 | 5 | |||
16. | Анализ контрольной работы. Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 по теме: «Кодирование текстовой информации». | 1 | 1 | Презентация «Кодирование текстовой информации» | ||
17. | Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Практическая работа №9 по теме: «Форматирование символов и абзацев». | 1 | 1 | Презентация «Создание и редактирование документов» | ||
18. | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы. Практическая работа №10 по теме: «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц». | 1 | 1 | Компьютерный практикум | ||
19. | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад). Практическая работа №11 по теме: «Создание визитных карточек на основе шаблонов». | 1 | 1 | Презентация «Создание документов с использованием мастеров и шаблонов» | ||
20. | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Практическая работа №12 по теме: «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». Практическая работа №13 по теме: «Создание и форматирование списков». | 1 | 1 | Компьютерный практикум | ||
21. | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Практическая работа №14 по теме: «Создание гипертекстового документа». | 1 | 1 | Презентация «Гипертекст. Создание закладок и ссылок» | ||
22 | Компьютерные словари и системы перевода текстов. Практическая работа №15 по теме: «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | 1 | Компьютерный практикум | ||
23. | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест | |||
24. | Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации». | 1 | 1 | Контроль знаний и умений | ||
4. Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 6 | 4 | |||
25. | Анализ контрольной работы. Кодирование числовой информации. | 1 | 1 | Презентация «Кодирование числовой информации». | ||
26. | Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа №17 по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | 1 | Презентация «Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления» | ||
27. | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Практическая работа №18 по теме: «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора». | 1 | 1 | Компьютерный практикум | ||
28. | Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). | 1 | 1 | Презентация «Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки)» | ||
29. | Типы данных: числа, формулы, текст. | 1 | 1 | Презентация «Типы данных: числа, формулы, текст» | ||
30. | Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа №19 по теме: «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах». | 1 | 1 | Компьютерный интерактивный тест | ||
31. | Встроенные функции. Практическая работа №20 по теме: «создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | 1 | Компьютерный практикум | ||
32. | Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №21 по теме: «Построение диаграмм различных типов». | 1 | 1 | Презентация « Построение диаграмм. Основные параметры диаграмм» | ||
33. | Контрольная работа № 4 по теме: «Кодирование и обработка числовой информации». | 1 | 1 | Контроль знаний и умений | ||
34. | Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Информация и информационные процессы». | 1 | 1 | |||
35. | Повторение по теме: «Обработка текстовой, числовой информации». | 1 | 1 |
Знания, умения, навыки учащихся 8 класса по темам.
Тема | ЗУНы |
1. Информация и информационные процессы (Представление информации). | Знать: определение науки информатики, компьютера, информационного процесса; единицы измерения информации, формулу для определения количества информации в сообщении. Уметь: приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; уметь решать задачи на определение количество информации. |
2. Аппаратные и программные средства ИКТ | Знать: основные устройства компьютера, виды памяти, файловые системы различных ОС, компьютерные программы и их классификацию. Уметь: пользоваться основными графическими возможностями ОС для настройки рабочего стола с учетом необходимости пользователя, работать с файлами. |
3. Кодирование и обработка текстовой информации. | Знать: понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов. Уметь: вводить текст; сохранять и загружать текст; выполнять простейшие операции редактирования и форматирования текста; создавать простейшие таблицы; оформлять текст графическими объектами. |
4. Кодирование и обработка числовой информации. | Знать: алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, какие системы счисления используются в компьютерной практике. Уметь: приводить примеры двоичного кодирования информации; приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую. |
Лист корректировки программы 8 класс.
№ урока, дата | Тема | Кол-во часов | Примечание (объяснение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...