Рабочая программ по информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 6 класс по учебнику Л.Л.Босовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_dlya_6_klass_inf_fgos_bosova.docx | 73.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Николаевка
имени В.М.Кузьмина»
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей-предметников Протокол от___________№____ _________/Кочнева О..А./ «____»______________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина» ___________/Григорьева Е.В./ «_____»_____________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина» ______________ /Барсова Н.В./ «_____»________________2015г. Пр № ________________ |
Рабочая программа педагога
по информатике
6 класс,
адаптированная по программе для основной школы :
Информатика. 5–6 классы. 7-9 классы
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2014
(базовый уровень)
Бабухиной Татьяны Александровны,
I квалификационной категории
с. Николаевка.
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)[1].
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по информатике Л.Л. Босовой:
- Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8
2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика».
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой
коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка
подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого
предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих
общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее
благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных)
личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Цель и задачи учебного предмета «Информатика»: Изучение информатики в 6 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей
учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных
проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
3. Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане.
Предмет «Информатика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–6 классах в общем объеме 68 часов. Распределение учебного времени по классам выгляди следующим образом:
- в 6 классе – 34 часа, по 1 часу в неделю изучаются разделы «Информационное
моделирование», «Алгоритмика» предусмотрено проведение 4 тематических и итоговых
контрольных работ.
Новизна данной программы заключается в том, что в современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Знания, полученные при изучении информатики, обучающиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные текстовый файл и
изображение могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещены на Web-странице или импортированы в документ издательской системы.
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного
подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в
календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение
планируемых результатов изучения истории.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой технологии, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.
Темы проектных работ для обучающихся 6 класса:
- Компьютер как надсистема и подсистема.
- Использование графов при решении задач.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается также в форме подготовки мотивированных и одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.
Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом ОУ может проводиться в устной и письменной формах.
4. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО гимназии данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты:
1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
Предметные результаты изучения «Информатики» в составе предметной области
«Математика и информатика»:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
5. Содержание учебного предмета «Информатика»
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Объекты и системы (8 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Информационные модели (10 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Создание мультимедийных объектов (7 часов) | Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Алгоритмика (9 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Компьютерный практикум по теме «Объекты и системы»
- Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
- Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
- Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
- Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
- Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
- Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
7. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Компьютерный практикум по теме: «Информационные модели»
- Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
- Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
- Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
- Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
- Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
- Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
- Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья»
Компьютерный практикум по теме: «Создание мультимедийных объектов»
- Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
- Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
- Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
- Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»
Компьютерный практикум по теме: «Алгоритмика»
- Работа в среде исполнителя Чертежник.
6. Программа
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | лабораторно- практичес- ские работы | Контрольные работы | проекты |
1.1 | Раздел 1. Информационное моделирование | Тема 1. Объекты и системы | 8 | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Тема 2. Информационные модели | 10 | 5 | 1 | ||
1.3 | Тема 3. Создание мультимедийных объектов | 7 | 6 | 1 | 1 | |
2.1 | Раздел 2. Алгоритмика | Тема 1. Алгоритмика | 9 | 7 | 1 |
Итого: 34 20 4
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оборудование кабинета информатики:
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Система автоматизированного проектирования.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Печатные пособия
Плакаты:
- Организация рабочего места и техники безопасности.
- Архитектура компьютера
- Архитектура компьютерных сетей
- Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
- История информатики
Схемы:
- Графический пользовательский интерфейс
- Информация, арифметика информационных процессов
- Виды информационных ресурсов
- Виды информационных процессов
- Представление информации (дискретизация)
- Моделирование, формализация, алгоритмизация.
- Основные этапы разработки программ
- Системы счисления
- Логические операции
- Блок-схемы
- Алгоритмические конструкции.
ЦОР: Интерактивные анимации:
- «Компьютер. Его роль в жизни человека»
- «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и их назначение».
- «Функциональные клавиши»
- «Алфавитно – цифровые клавиши»
- «Блок клавиш управления курсором»
- «Дополнительная цифровая клавиатура»
- «Клавиши контекстного меню»
- «Положение рук. Привязка к клавишам»
- «Компьютерные программы» (Часть1, 2)
- «Мышь и ее назначение», «Назначение кнопок мыши»
- «Операция перетаскивания», «двойной клик»
- «Колесо мыши»
- «Приемы выделения со вспомогательными клавишами Ctrl ,Shift»
- «Элементы интерфейса»
- «Хранение информации. Память»
- «Информация и ее носитель»
- «Помехи при передаче информации»
- «Приемы работы с текстом»
21. «Комбинация клавиш для копирования и перемещения»
- «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»
- «Поиск фразы в тексте»
Виртуальные лаборатории:
- «Черные ящики»
- «Разъезды»
- «Переливания»
- «Переправы» Интерактивный тренажер:
- «Внешний вид» Интерактивные упражнения:
- «Вставь пропущенные слова» Интерактивные игры:
- «Морской бой»
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер (лазерный)
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Система автоматизированного проектирования.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Печатные пособия
Плакаты:
- Организация рабочего места и техники безопасности.
- Архитектура компьютера
- Архитектура компьютерных сетей
- Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
- История информатики
Схемы:
- Графический пользовательский интерфейс
- Информация, арифметика информационных процессов
- Виды информационных ресурсов
- Виды информационных процессов
- Представление информации (дискретизация)
- Моделирование, формализация, алгоритмизация.
- Основные этапы разработки программ
- Системы счисления
- Логические операции
- Блок-схемы
- Алгоритмические конструкции.
ЦОР:
Интерактивные анимации:
- Алгоритмы и исполнители
- Единицы измерения информации
- Информация и знания
- История вычислительной техники
- Мышление
- Отношения между понятиями
- Понятие
- Содержание и объем понятия
- Суждение
- Типы алгоритмов
- Умозаключение
- Файлы и папки
- Цифровые данные
- Чувственное познание
Виртуальные лаборатории:
- «Черные ящики»
- «Разъезды»
- «Переливания»
- «Переправы» Интерактивные игры:
- «Морской бой»
Учебно-методический комплект
- Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 213 с: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 192 с: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8
- Программы и планирование: Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 6 класса: Методическое пособие./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -167 с.:ил.
- Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. 5-7 классы: комплект плакатов и методическое пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
- Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
В комплекте:
9. Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-
методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Список литературы для учителя
- Программы и планирование: Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса: Методическое пособие./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -167 с.:ил.
- Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013.
- Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) В комплекте:
- Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Список литературы для обучающихся
- Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8
8. Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Информационное моделирование
Выпускник научится:
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
- сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Оценка образовательных достижений учащихся
Формы контроля и возможные варианты его проведения Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе,
работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений. Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по
данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
№ | Тема урока | Тип урока | Сопутствующее повторение | Дата | |
План | Факт | ||||
I четверть Раздел 1. Информационное моделирование | |||||
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления Предметные результаты: анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить пример использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира; планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. | |||||
Тема 1. Объекты и системы (8 часов) | |||||
1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Объекты окружающего мира | Урок открытия новых знаний | 4.09 | ||
2/2 | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | Урок открытия новых знаний | Объекты окружающего мира | 11.09 | |
3/3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Урок открытия новых знаний | Объекты операционной системы | 18.09 | |
4/4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | Урок открытия новых знаний | Размер файла | 25.09 | |
5/5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | Урок открытия новых знаний | Разнообразие отношений | 2.10 | |
6/6 | Разновидности объекта и их классификация. | Урок открытия новых знаний | Разнообразие отношений | 9.10 | |
7/7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем Возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | Урок открытия новых знаний | Размер файла | 16.10 | |
8/8 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая контрольная работа (итоговая за I четверть). | Урок развивающего контроля | Объекты операционной системы | 23.10 | |
9/9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–5) | Урок открытия новых знаний | Разнообразие отношений | 30.10 | |
II четверть | |||||
1/10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с Графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | Урок открытия новых знаний | Объекты окружающего мира | 13.11 | |
2/11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем rкомпьютерные документы» | Урок открытия новых знаний | Объекты окружающего мира | 20.11 | |
3/12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1). | Урок открытия новых знаний | Способы познания | 27.11 | |
4/13 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | Урок открытия новых знаний | Способы познания | 4.12 | |
5/14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаем графические модели» | Урок открытия новых знаний | Определение понятия | 11.12 | |
6/15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели» | Урок открытия новых знаний | Информационное моделирование | 18.12 | |
7/16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки» Практическая контрольная работа (итоговая за II четверть). | Урок открытия новых знаний | 25.12 | ||
III четверть | |||||
1/17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | Урок открытия новых знаний | Информационное моделирование | 15.01 | |
2/18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Урок открытия новых знаний | 22.01 | ||
3/19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | Урок открытия новых знаний | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | 29.01 | |
4/20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Урок открытия новых знаний | 5.02 | ||
5/21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | Урок открытия новых знаний | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | 12.02 | |
6/22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | Урок открытия новых знаний | Графики и диаграммы | 19.02 | |
Раздел 2. Алгоритмика Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Метапредметные результаты: навыки смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции); Предметные результаты: Составлять неветвящиеся (линейный) алгоритм управления исполнителями. формально выполнять алгоритмы, описные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы) приводить примеры алгоритмов различных типов. записывать алгоритм известными способами. придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. работать с несколькими приложениями одновременно. сохранять графические объекты и презентации в различных форматах. публично представлять результаты проектной работы в речевой и наглядной форме. оценивать работы одноклассников, с точки зрения качества выполненного проекта, реализации сюжетной линии, эстетического оформления. анализировать допущенные при выполнении работы ошибки. | |||||
7/23 | Контрольная работа по теме «Информационно моделирование». Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | Урок развивающего контроля | 26.02 | ||
8/24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. | Урок открытия новых знаний | Объекты окружающего мира | 4.03 | |
9/25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнитля Водолей. | Урок открытия новых знаний | Исполнители вокруг нас. | 11.03 | |
10/26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | Урок открытия новых знаний | 18.03 | ||
11/27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» Проверочная работа (итоговая за III четверть). | Урок развивающего контроля | Линейные алгоритмы | 25.03 | |
IV четверть | |||||
1/28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | Урок открытия новых знаний | Линейные алгоритмы Алгоритмы с ветвлениями | 8.04 | |
2/29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Четежник. | Урок открытия новых знаний | Алгоритмы с повторениями | 15.04 | |
3/30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. | Урок открытия новых знаний | Линейные алгоритмы Алгоритмы с ветвлениями | 22.04 | |
4/31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник. | Урок открытия новых знаний | Алгоритмы с повторениями | 29.04 | |
5/32 | Контрольная работа (тест) (годовая за курс 6-го класса). Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика». | Урок развивающего контроля | 6.05 | ||
6/33 | Выполнение и защита итогового проекта. | Урок развивающего контроля | 13.05 | ||
7/34 | Выполнение и защита итогового проекта. | Урок развивающего контроля | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...