Рабочая программ по информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Бабухина Татьяна Александровна

Рабочая программа по информатике 6 класс по учебнику Л.Л.Босовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Николаевка

имени В.М.Кузьмина»

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей-предметников  

Протокол от___________№____

_________/Кочнева О..А./

«____»______________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина»

___________/Григорьева Е.В./

«_____»_____________2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ                   с.Николаевка им.В.М.Кузьмина»

______________   /Барсова Н.В./

«_____»________________2015г.

Пр № ________________

Рабочая программа педагога

по информатике

6 класс,

адаптированная по программе для основной школы :

 Информатика. 5–6 классы. 7-9 классы
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.  Год издания: 2014

 (базовый уровень)

Бабухиной Татьяны Александровны,

I квалификационной категории

   с. Николаевка.

                             

                                       

2015-2016 учебный год

1.  Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)[1].

Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по информатике Л.Л. Босовой:

  1. Информатика:     Учебник     для     6     класса./     Л.Л.Босова,     А.Ю.     Босова     -     М:     БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
  2. Информатика:   Рабочая   тетрадь   для   6   класса./   Л.Л.Босова,   А.Ю.   Босова   -   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8

2.  Общая характеристика учебного предмета «Информатика».

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой
коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка
подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого
предмета        созданы        условия        для        формирования        видов        деятельности,        имеющих

общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее
благоприятным        этапом        для        формирования        инструментальных        (операциональных)

личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Цель и задачи учебного предмета «Информатика»: Изучение информатики в 6 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•        развитие     алгоритмического     мышления,     творческих     и     познавательных     способностей
учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность        в        информационном        обществе,        недопустимости        действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения     компьютерных    моделей,    коллективной     реализации    информационных

проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

3.  Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане.

Предмет    «Информатика»    изучается    на    ступени    основного    общего    образования    в качестве обязательного предмета в 5–6 классах в общем объеме 68 часов. Распределение учебного времени по классам выгляди следующим образом:

-        в 6 классе – 34 часа, по 1 часу в неделю изучаются разделы «Информационное
моделирование», «Алгоритмика» предусмотрено проведение 4 тематических и итоговых
контрольных работ.

Новизна данной программы заключается в том, что в современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Знания, полученные при изучении информатики, обучающиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные текстовый файл и

изображение могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещены на Web-странице или импортированы в документ издательской системы.

Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного
подхода
через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в
календарно-тематическом        планировании),        что        позволит        обеспечить        достижение

планируемых результатов изучения истории.

При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой технологии, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий.

Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.

Темы проектных работ для обучающихся 6 класса:

  1. Компьютер как надсистема и подсистема.
  2. Использование графов при решении задач.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается также в форме подготовки мотивированных и одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом ОУ может проводиться в устной и письменной формах.

4.  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика»

В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО гимназии данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Личностные результаты:

1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2)        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

3)        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в н
ѐм
взаимопонимания;

  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  2. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;

  1. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  2. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5)        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать        причинно-следственные        связи,        строить        логическое        рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

  1. навыки смыслового чтения;
  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10)        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
  2. владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

Предметные результаты изучения «Информатики» в составе предметной области

«Математика и информатика»:

  1. формирование        информационной        и        алгоритмической        культуры;        формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  2. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  3. развитие        алгоритмического        мышления,        необходимого        для        профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  4. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5)        формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

5.  Содержание учебного предмета «Информатика»

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 2. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);
  • создавать многоуровневые списки;
  • создавать табличные модели;
  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
  • создавать диаграммы и графики;
  • создавать схемы, графы, деревья;
  • создавать графические модели.

Тема 3. Создание мультимедийных объектов (7 часов)

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Тема 4. Алгоритмика (9 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Компьютерный практикум по теме «Объекты и системы»

  1. Практическая    работа    №1    «Работаем    с    основными    объектами    операционной системы»
  2. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
  3. Практическая   работа   №3   «Повторяем   возможности   графического   редактора   – инструмента создания графических объектов»
  4. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
  5. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
  6. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

7.     Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Компьютерный практикум по теме:  «Информационные модели»

  1. Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
  2. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
  3. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
  4. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
  5. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
  6. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
  7. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья»

Компьютерный практикум по теме: «Создание мультимедийных объектов»

  1. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
  2. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
  3. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
  4. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»

Компьютерный практикум по теме: «Алгоритмика»

  1. Работа в среде исполнителя Чертежник.

                                     6.  Программа

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

лабораторно- практичес-

ские работы

Контрольные

 работы

проекты

1.1

Раздел 1. Информационное моделирование

Тема 1. Объекты и системы

8

2

1

1

1.2

Тема 2. Информационные модели

10

5

1

1.3

Тема 3. Создание мультимедийных  

объектов

7

6

1

1

2.1

Раздел 2. Алгоритмика

Тема 1. Алгоритмика

9

7

1

Итого:                                                                  34        20        4

7.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое оборудование кабинета информатики:

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер
  4. Источник бесперебойного питания
  5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  1. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  2. Сканер
  3. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

1.        Операционная система.

  1. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  1. Антивирусная программа.
  2. Программа-архиватор.
  3. Клавиатурный тренажер.
  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  5. Простая система управления базами данных.
  6. Система автоматизированного проектирования.

  1. Система оптического распознавания текста.
  2. Программы разработки анимации
  3. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).

  1. Звуковой редактор.
  2. Система программирования.
  3. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  4. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
  6. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

Печатные пособия

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.
  2. Архитектура компьютера
  3. Архитектура компьютерных сетей
  4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
  5. История информатики

Схемы:

  1. Графический пользовательский интерфейс
  2. Информация, арифметика информационных процессов
  3. Виды информационных ресурсов
  4. Виды информационных процессов
  5. Представление информации (дискретизация)
  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.
  7. Основные этапы разработки программ
  8. Системы счисления
  9. Логические операции
  10. Блок-схемы
  11. Алгоритмические конструкции.

ЦОР: Интерактивные анимации:

  1. «Компьютер. Его роль в жизни человека»
  2. «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и их назначение».
  3. «Функциональные клавиши»
  4. «Алфавитно – цифровые клавиши»
  5. «Блок клавиш управления курсором»
  6. «Дополнительная цифровая клавиатура»
  7. «Клавиши контекстного меню»
  8. «Положение рук. Привязка к клавишам»
  9. «Компьютерные программы» (Часть1, 2)

  1. «Мышь и ее назначение», «Назначение кнопок мыши»
  2. «Операция перетаскивания», «двойной клик»
  3. «Колесо мыши»
  4. «Приемы выделения со вспомогательными клавишами Ctrl ,Shift»
  1. «Элементы интерфейса»
  2. «Хранение информации. Память»
  3. «Информация и ее носитель»
  4. «Помехи при передаче информации»
  5. «Приемы работы с текстом»

21.        «Комбинация клавиш для копирования и перемещения»

  1. «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»
  2. «Поиск фразы в тексте»

Виртуальные лаборатории:

  • «Черные ящики»
  • «Разъезды»
  • «Переливания»
  • «Переправы» Интерактивный тренажер:
  • «Внешний вид» Интерактивные упражнения:
  • «Вставь пропущенные слова» Интерактивные игры:
  • «Морской бой»

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер (лазерный)
  4. Источник бесперебойного питания
  5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  7. Сканер
  8. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Система автоматизированного проектирования.
  9. Система оптического распознавания текста.
  10. Программы разработки анимации
  11. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).
  12. Звуковой редактор.
  13. Система программирования.
  14. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  16. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
  17. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

Печатные пособия

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.
  2. Архитектура компьютера
  3. Архитектура компьютерных сетей
  4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
  5. История информатики

Схемы:

  1. Графический пользовательский интерфейс
  2. Информация, арифметика информационных процессов
  3. Виды информационных ресурсов
  4. Виды информационных процессов
  5. Представление информации (дискретизация)
  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.
  7. Основные этапы разработки программ
  8. Системы счисления
  9. Логические операции
  10. Блок-схемы
  11. Алгоритмические конструкции.

ЦОР:

Интерактивные анимации:

  1. Алгоритмы и исполнители
  2. Единицы измерения информации
  3. Информация и знания
  4. История вычислительной техники
  5. Мышление
  6. Отношения между понятиями
  7. Понятие
  8. Содержание и объем понятия
  9. Суждение
  10. Типы алгоритмов
  11. Умозаключение
  12. Файлы и папки
  13. Цифровые данные
  14. Чувственное познание

Виртуальные лаборатории:

  • «Черные ящики»
  • «Разъезды»
  • «Переливания»
  • «Переправы» Интерактивные игры:
  • «Морской бой»

Учебно-методический комплект

  1. Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 213 с: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 192 с: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8
  3. Программы и планирование: Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 6 класса: Методическое пособие./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -167 с.:ил.
  1. Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2010.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. 5-7 классы: комплект плакатов и методическое пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
  4. Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

В комплекте:

9.        Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-
методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Список литературы для учителя

  1. Программы и планирование: Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса: Методическое пособие./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -167 с.:ил.
  2. Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013.
  3. Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) В комплекте:
  4. Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Список литературы для обучающихся

  1. Информатика:    Учебник    для    6    класса./    Л.Л.Босова,    А.Ю.    Босова    -    М:    БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8

8.  Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  •  «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм  для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Оценка образовательных достижений учащихся

        Формы контроля и возможные варианты его проведения Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:  за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе,

работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.  Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по

данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая  его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка,  содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.


Тема урока

Тип урока

Сопутствующее повторение

Дата

План

Факт

I четверть

Раздел 1. Информационное моделирование

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых  познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты: анализировать    объекты    окружающей     действительности,     указывая     их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять    деление    заданного    множества    объектов    на    классы    по заданному    или    самостоятельно    выбранному    признаку    —    основанию классификации; приводить      примеры      материальных,      нематериальных      и      смешанных систем; различать    натурные   и    информационные   модели,    изучаемые   в   школе, встречающиеся в жизни; приводить пример использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира; планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать        иллюстративный        материал,        соответствующий        замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

                                 Тема 1. Объекты и системы (8 часов)

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Объекты окружающего мира  

Урок открытия новых знаний

4.09

2/2

Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Урок открытия новых знаний

Объекты окружающего мира  

11.09

3/3

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Урок открытия новых знаний

Объекты операционной системы

18.09

4/4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»  (задания 1–3)

Урок открытия новых знаний

Размер файла

25.09

5/5

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Урок открытия новых знаний

Разнообразие отношений

2.10

6/6

Разновидности объекта и их классификация.

Урок открытия новых знаний

Разнообразие отношений

9.10

7/7

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем

Возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Урок открытия новых знаний

Размер файла

16.10

8/8

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая контрольная работа (итоговая за I четверть).

Урок развивающего контроля

Объекты операционной системы

23.10

9/9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями  текстового процессора» (задания 1–5)

Урок открытия новых знаний

Разнообразие отношений

30.10

II четверть

1/10

Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с

Графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

Урок открытия новых знаний

Объекты окружающего мира  

13.11

2/11

Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем

rкомпьютерные документы»

Урок открытия новых знаний

Объекты окружающего мира  

20.11

3/12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические  объекты» (задание 1).

Урок открытия новых знаний

Способы познания

27.11

4/13

Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

Урок открытия новых знаний

Способы познания

4.12

5/14

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8

«Создаем графические модели»

Урок открытия новых знаний

Определение понятия

11.12

6/15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»

Урок открытия новых знаний

Информационное моделирование

18.12

7/16

Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10

«Создаем многоуровневые списки» Практическая контрольная работа (итоговая за II четверть).

Урок открытия новых знаний

25.12

III четверть

1/17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Урок открытия новых знаний

Информационное моделирование

15.01

2/18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Урок открытия новых знаний

22.01

3/19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

Урок открытия новых знаний

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

29.01

4/20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

Урок открытия новых знаний

5.02

5/21

Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14  «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

Урок открытия новых знаний

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

12.02

6/22

Информационные модели на графах. Использование  графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

Урок открытия новых знаний

Графики и диаграммы

19.02

Раздел 2. Алгоритмика

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Метапредметные результаты: навыки смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Предметные результаты: Составлять неветвящиеся  (линейный) алгоритм  управления исполнителями. формально  выполнять  алгоритмы, описные     с   использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы) приводить примеры алгоритмов различных типов. записывать алгоритм известными способами. придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Применять   инструменты   текстовых   и   графических   редакторов   для   создания комбинированных и анимационных документов.

работать с несколькими приложениями одновременно. сохранять графические объекты и презентации   в различных форматах. публично  представлять  результаты     проектной  работы  в  речевой  и  наглядной форме. оценивать    работы    одноклассников,    с    точки    зрения    качества    выполненного проекта, реализации сюжетной линии, эстетического оформления. анализировать допущенные при выполнении работы ошибки.

7/23

Контрольная работа по теме «Информационно моделирование». Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

Урок развивающего контроля

26.02

8/24

Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик.

Урок открытия новых знаний

Объекты окружающего мира  

4.03

9/25

Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнитля Водолей.

Урок открытия новых знаний

Исполнители вокруг нас.

11.03

10/26

Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Урок открытия новых знаний

18.03

11/27

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» Проверочная работа (итоговая за III четверть).

Урок развивающего контроля

Линейные алгоритмы

25.03

IV четверть

1/28

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

Урок открытия новых знаний

Линейные алгоритмы

Алгоритмы с ветвлениями

8.04

2/29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.  Работа в среде исполнителя Четежник.

Урок открытия новых знаний

Алгоритмы с повторениями

15.04

3/30

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Урок открытия новых знаний

Линейные алгоритмы

Алгоритмы с ветвлениями

22.04

4/31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Урок открытия новых знаний

Алгоритмы с повторениями

29.04

5/32

Контрольная работа (тест) (годовая за курс 6-го класса). Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика».

Урок развивающего контроля

6.05

6/33

Выполнение и защита итогового проекта.

Урок развивающего контроля

13.05

7/34

Выполнение и защита итогового проекта.

Урок развивающего контроля

20.05




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...