Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса
с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования, как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dostupnaya_sreda.docx | 64.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гордеева Надежда Михайловна
(МАОУ Лицей №21 города Химки Московской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса
с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования, как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Оглавление
- Введение
- Глава 1
- Глава 2
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
Введение
Нарастание потока информации делает невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе направленного на развитие их творческих способностей, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками. Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения будет способствовать улучшению усвоения материала школьного курса информатики, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в обществе.
Составление части адаптированной программы по курсу "Информатика" для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, является актуальным, т.к. детям легче «включиться» в социум, работая наравне со своими здоровыми сверстниками и тем самым избежать воздействия на разные стороны психического и личностного развития.
Цель данной работы заключается в выборе оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями посредством разработки части адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучения учащихся с проблемами опорно-двигательного аппарата на примере изучения материала 5 класса.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям обучения информатике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
2. Описать условия, способствующие коррекции нарушения развития и обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов;
3. Подобрать формы, методы и средства обучения информатике учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием средств информационных технологий.
Методы, используемые при написании работы: теоретический метод (основанный на анализе, научном осмысление сущности, содержания и особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, при составление адаптированной программы), анализ документов (научной литературы, результатов социологических исследований, нормативно-правовой базы, статистических сборников) и эмпирический метод (основанный на наблюдении, описании, измерении - официальные статистические данные, аналитические материалы, результаты исследований в области работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Практическая значимость работы заключается в том, что использование разработанной части адаптированной образовательной программы по информатике для обучения детей с проблемами опорно-двигательного аппарата на примере изучения материала 5 класса и теоретические и практические выводы позволят повысить уровень качества усвоения материала, и могут быть полезны при совершенствовании педагогической деятельности.
Глава 1. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
· дети с церебральным параличом (ДЦП);
· с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
· с миопатией;
· с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40—50% детей имеют задержку психического развития; около 10% — умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного.
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т. д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Наиболее часто интеллектуальные нарушения при ДЦП выявляются в синдроме органической задержки психического развития. Эта задержка психического развития рассматривается как «первичный» дефект, связанный с патогенезом самого заболевания, с постнатальной ретардацией и гетерохронией развития мозга, поэтому ее условно обозначают как «органическая задержка психического развития».
К специфическим особенностям задержки психического развития у детей с церебральными параличами относят:
· неравномерность задержки развития различных психических функций.
· влияние задержанного развития высших корковых функций в структуре интеллектуального дефекта. Особенно задержаны в развитии те высшие корковые функции, которые в своем формировании наиболее тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором: пространственные представления, стереогноз, оптико-пространственный гнозис, праксис.
· задержка формирования школьных навыков.
· сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью.
· задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.
· указанные расстройства сочетаются с вегетативными расстройствами, сосудистой дистонией, акроцианозом, гипергидрозом, гипертермией, нарушением сна и аппетита, а также с эмоциональными и неврозоподобными нарушениями.
Наряду с органической задержкой психического развития у детей с церебральными параличами может выявляться так называемая вторичная задержка психического развития, связанная с дефектностью двигательной и речевой сферы, а также с условиями окружения и воспитания. Эта задержка выявляется главным образом на начальных этапах обучения и характеризуется малым объемом знаний и представлений об окружающем мире, задержанным формированием высших корковых функций и вербального мышления. В отличие от органической задержки отставание в развитии менее выражено, не отмечается специфических «органических» нарушений внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.
Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.
У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.
Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, опорно-двигательного аппарата, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.
У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:
· Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления.У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.
· Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.
Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками.
Взаимодействие органических, социальных и психологических факторов приводит к нарушениям формирования личности детей с ДЦП, что в свою очередь негативно отражается на взаимодействии с окружающими и приводит к трудностям их социальной адаптации.
Личность учащихся с ДЦП характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства старших школьников ориентация на профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывают хроническое индивидуализирующее заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей.
Наличие двигательной патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с ДЦП как «группу риска» в отношении дезаптационных срывов.
Все вышеназванные особенности развития и трудности обучения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения вследствие ДЦП. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т. к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.
Глава 2. Опыт разработки адаптированной рабочей программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата
§2.1. Педагогическая характеристика ученицы 5 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Иванова Дарья Петровна (данные изменены) обучается в МАОУ Лицей № 21 г. Химки с первого класса.
На протяжении всего периода обучения Дарья, посредством анализа проведенных тестирований, испытывает частичные трудности в усвоении учебного материала. У нее наблюдается устойчивое внимание, хорошее запоминание материала и нет сложностей в восприятии перспективных изображений. Но наряду с этим, ребенок испытывает затруднения при длительном сидении.
У Даши, в связи с нарушением опорно-двигательной системы, не наблюдается низкой самооценки, импульсивности, внушаемости, тревоги и ухода в себя. У нее взаимодействие со сверстниками и учителем хорошее, так как понимание эмоций других людей, их оттенков, социальных чувств, формирование морально-этических представлений и понятий для нее несложны. Даша очень активная, весёлая, жизнерадостная девочка. Охотно общается со сверстниками. Является активной участницей викторин по предмету, по мере своих сил и способностей. В детском коллективе не является изгоем, но и не лидер. Одноклассники относятся к ней доброжелательно. Творческие способности Даши проявляются в том, что она любит рисовать как на бумаге, так и с использованием компьютера.
Посещаемость занятий у ребенка хорошее, пропускает только по болезни.
§2.2. Рабочая образовательная программа по предмету "Информатика и ИКТ" для ученицы 5 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Адаптированная рабочая программа предмета "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата составлена на основе примерной программы по информатике для основной школы с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного базисным учебным планом образовательного учреждения (1ч в неделю, всего 35ч) и УМК авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" связана с обеспечением развития образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, в выборе оптимальных для развития ребенка с ОВЗ методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Целью адаптированной образовательной программы является создание условий для формирования у учащейся с проблемами опорно-двигательного аппарата освоения ключевых ИКТ-компетенций, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности. Формируемые навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Требования к результатам освоения
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование целостного мировоззрения;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов;
- выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации;
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
- оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации);
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
в сфере коммуникативной деятельности:
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи;
- овладение навыками передачи информации по электронной почте;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности
- знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;
- решения задач вычислительного характера;
- создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;
в сфере охраны здоровья:
- понимание особенностей работы со средствами компьютерной техники, их влиянии на здоровье человека;
- соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Содержание курса информатики
№ | Название темы | Число часов |
1 | Информация вокруг нас | 3 |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 5 |
3 | Информационные технологии | 25 |
4 | Итоговой контроль (интерактивное тестирование) | 2 |
Итого: | 35 |
Предполагаемые результаты освоения учебного материала
и сопроводительная помощь
№ | Тема | Предполагаемые результаты | Сопровождение |
1 | Информация вокруг нас. | Учащаяся знакомится с учебником, получает представление о предмете "Информатика", знакомится с понятиями "информация", сформировывает представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, выполняет действиях с информацией (информационными процессами), проводит сравнение, классификацию по заданным критериям. Учится считывать информацию с экрана монитора и выполнять требуемые действия. | Знаково-звуковое представление речевого материала. Использование наглядных средств, которые наглядно раскрывают содержание учебного материала. Для изложения теоретических основ курса предлагается выполнить индивидуальный практикум. Для выполнения различных заданий используется групповую форму обучения (работа с одноклассниками в группе), а при выполнении работы за компьютером –индивидуальную форму обучения. Во время урока стоит активно применять технологии мультимедиа: использование презентации при объяснении нового материала или даже при закреплении изученного материала, работа с компьютером – при закреплении нового материала. Такая форма работы является результатом поиска новых возможностей, позволяющих реализовывать принцип наглядности. Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу. Работа на уроке в роли консультанта, учителя более сильного учащегося (обязательно учитывать взаимоотношения детей). Использовать анимации, рисунки, графики, тексты, видеоуроки. Применять для проверки интерактивное тестирование. Работа с учебником и тетрадью на печатной основе. Проектная деятельность. |
2 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. | Получает знания об устройстве компьютера. Знакомится с устройствами ввода информации. Изучает клавиатуру. Знакомится с правильным расположением пальцев на клавиатуре при наборе текстов. Знакомится с требованиями к организации компьютерного рабочего места, учится вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; учится работать с мышью. Учится управлению компьютером (Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню). Работая в клавиатурном тренажере BabyType закрепляет навыки набора текста по образцу и расположение клавиш на клавиатуре. | |
3 | Информационные технологии. | Учится использовать термины «носитель информации», «оперативная память», «долговременная память, «файл», «имя файла», «папка». Сохранять созданные файлы в личной папке выполняя практикум «Создаём и сохраняем файлы». Получает представление об информационном процессе передачи информации. Знакомится со схемой передачи информации, работой в электронной почте. Приобретает навыки использования терминов «электронная почта», «адрес электронной почты». Учится регистрировать бесплатный почтовый ящик, входить в свой почтовый ящик, писать, отправлять, получать, отвечать на полученные электронные письма. Формирует умение использовать термины «кодирование», «код», «условный знак»; кодировать информацию. Учится строить систему координат и отмечать на ней точки с заданными координатами, находить местоположение объекта по заданным координатам. Овладевает представлением о редактировании, перемещаться по документу с помощью специальных клавиш или комбинации клавиш. Сформировает представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Изучает элементы таблиц, учится представлять информацию в виде таблиц. Формирует умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. Формирует представление о компьютере, как об универсальном устройстве обработки информации. Развивает основные навыки и умения использования компьютерных устройств. Расширяет представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики. Получает знания о графических возможностях компьютера. | |
Итоговой контроль | Интерактивные тесты |
Рекомендации к материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению процесса обучения информатике учащейся 5 класса
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для обучения информатике учащейся 5 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата включает развитие компенсаторных свойств организма во время работы на ПК для способности приспособиться к выполнению различных задач и приобретения необходимых знаний, умений и навыков. Для осуществления качественного обучения и формирования компенсаторно-приспособительных компетентностей требуется создать индивидуальное рабочее место учащейся: ознакомить ее с различными способами управления ПК, научить применять стандартные специальные настройки персонального компьютера и устанавливать специализированное программное обеспечение.
Учитывая физические особенности компенсаторных возможностей организма девочки разработана адаптация технических средств для настройки рабочего места.
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS).
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
- учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
- периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
- комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
- каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике.
Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным опорно-двигательным аппаратом в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для ребенка с нарушениями ОДА. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение опорно-двигательного аппарата, и помогать ему ориентироваться в процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.
Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушениями ОДА. Рекомендуется — первая парта с краю с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с в условиях нарушениями ОДА имел возможность поворачиваться и воспринимать речь одноклассников.
Решать проблему низкой учебной мотивации помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, а также работа в графическом редакторе Paint. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
Задача учителя - привить ученице гигиенические нормы работы за компьютером, убедить ее, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения. Наиболее естественным, доступным и интересным на начальном этапе обучения является процесс рисования. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. В процессе выполнения практикума ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.
Система оценивания
Анализ степени усвоения нового материала учащейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при обучении, основанном на использовании разработанных творческих задач, показал, что своевременное использование средств информационных технологий в процессе обучения, позволило повысить уровень усвоения знаний, ее заинтересованность к изучаемой теме, развитие творческого мышления. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании происходят коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика высказываются только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также учитываются и мнения учащихся. Отмечается хорошее поведение девочки, а не плохое. Педагог не обращает внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Используются «особые» слова, после произнесения которых она понимает, что поступает не должным образом. Используется промежуточное оценивание, чтобы отразить прогресс. Разрешено переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Заключение
Ускорение научно-технического прогресса, внедрение компьютеров в жизнь общества неотъемлемо отражаются на содержании образования. Такой предмет как информационные технологии становится наиболее популярным и востребованным в школе. Применение средств ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ показывает ряд положительных моментов, которые раньше решались, но требовали значительных усилий, как от педагогов, так и от учащихся. Во-первых, и может быть самое главное, это решение проблемы социализации учащихся с ОВЗ. Средства ИКТ для детей с ОВЗ помимо достижения учебных целей могут реализовывать возможность социализации (социальная адаптации) этих детей, которая осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Во-вторых, это возможности индивидуализации обучения, например, за счет построения индивидуальных траекторий обучения. Применение компьютерного персонажа – педагогического агента – дает возможность реализовывать обратную связь с обучаемым. И, наконец, возможности настраиваемого интерфейса программ под нужды учащихся с ОВЗ: крупный текст, большие кнопки, озвучивание фрагментов теста, и другие элементы.
При составлении программы учтено, что общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах.
Первый аспект – системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Второй аспект данной области – методы и средства получения, обработки, хранения, использования и передачи информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан прежде всего с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
- Проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная особенностям обучения информатике детей с нарушением ОДА;
- Описаны условия, способствующие коррекции нарушения развития и обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов;
- Подобраны формы, методы и средства обучения информатике учащихся с нарушениями ОДА с использованием средств информационных технологий;
- Выбраны оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями посредством разработки части адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучения учащихся с проблемами ОДА на примере изучения материала 5 класса.
Созданная программа разработана на базе МАОУ Лицей №21 г. Химки и направлена на обучение ученицы 5 класса с нарушением ОДА для коррекции развития ребенка средствами образования, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество свободного, творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям и умеющего быть успешного в деятельности. Работа имеет практическую направленность и соответствует психо-физическим возможностям учащейся.
Список используемой литературы
1. ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года
2. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с.
3. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.
4. Медведев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 года / Д.А. Медведев // Официальный сайт Президента РФ. – Режим доступа: http //www.kremlin.ru/transcrips/5979.
5. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие/ Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. - М.: Академия М, 2012. – 421с.
6. http://nsportal.ru/-консультативный материал для пелагогов, занятых в сопровождении детей с ОВЗ.
7. Материаллы предоставленные на лекциях программы «Доступная среда» 2015г.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа учебного курса по математике « Подготовка учащихся к ГИА» (Интенсив) для учащихся 9 класса
Рабочая программа по математике "Подготовка учащихся к ГИА" «Интенсив» для учащихся 9 класса состоит из курса алгебры и геометрии. Рассчитана на 72 часа...
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (к...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 9 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 9 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...