Рабочая программа по информатике по учебнику Семакин И.Г.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Рахматуллина Лейсан Ринатовна

Рабочая программа разработанадля 8 классов на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по информатике

         Классы  8А, 8Б

          Учитель Азмуханова Лейсан Ринатовна

        Количество часов

        Всего 35   час; в неделю   1   час.

Плановых контрольных уроков  __ч. 

Практических уроков      ч.

Планирование составлено на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой.                                                                        

Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-165с.                         


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимум содержания основных образовательных программ базового уровня.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение информатики и информационно коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоения знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ);
  • организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного  отношения  к полученной информации;
  • выработка навыков применение средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоение профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

 знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций : следование, ветвление, циклы; понятие вспомогательных алгоритмов ( подпрограмм)
  • программный принцип работы компьютера
  • назначение функций используемых ИКТ;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами , списками и деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  •  создавать информационные объекты в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,  ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска ( построение запросов) в БД, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов по различных учебным дисциплинам;
  • пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать требованиям ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;

                 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создание личных коллекций информационных объектов;

Содержание образовательной программы

1. Человек и информация - 6 часов.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.  Первое знакомство с компьютером - 6 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации - 10 часов.

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

5.  Технология мультимедиа - 5 часов.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль – 3 часа


8 класс

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Тип урока

Календарные сроки

планируемые /фактические

Планируемые результаты

Виды контроля и контроль.изм.материалы.

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

Глава 1. Человек и информация.

6

1

Правила поведения и Т.Б. в кабинете информатики.

Информация и знания.

1

урок-лекция с элементами беседы

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

2

Восприятие и представление информации.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

3

Информационные процессы.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

4

Измерение информации.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

5

Практическая работа «Измерение информации».

1

Урок-практикум

решение задач

6

Контрольная работа  «Человек и  информация».

1

Контроль знаний, умений и навыков

«Человек и информация»

тестирование

Глава 2. Первое знакомство с компьютером.

6

7

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.

1

урок-лекция с элементами беседы

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

фронтальный опрос

8

Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

9

Программное обеспечение компьютера.

О системном ПО и системах программированиия.

1

урок-лекция с элементами беседы

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

фронтальный опрос

10

Файлы и файловые структуры.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

11

Пользовательский интерфейс.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

12

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

1

Урок-практикум

практическая работа

Глава 3. Обработка текстовой информации.

10

13

Тексты в компьютерной памяти.

1

урок-лекция с элементами беседы

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

фронтальный опрос

14

Текстовые редакторы.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

1

Урок-практикум

практическая работа

16

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

1

Контроль знаний. умений и навыков

КР

тестирование

17

Практическая работа «Форматирование текста».

1

Урок-практикум

практическая работа

18

Работа с текстовым редактором.

1

Урок-практикум

практическая работа

19

Практическая работа «Работа с таблицами».

1

Урок-практикум

практическая работа

20

Дополнительные возможности текстового редактора.

Системы переводов и распознавания текстов.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

21

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

1

Урок-практикум

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

практическая работа

22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

1

анализ, обобщение и систематизация информации;

КР

практическая форма

Глава 4. Графическая информация и компьютер.

5

23

Компьютерная графика.

Технические средства компьютерной графики.

1

урок-лекция с элементами беседы

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

фронтальный опрос

24

Как кодируется изображение.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

25

Растровая и векторная графика.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

26

Практическая работа «Работа с векторной графикой».

1

Урок-практикум

практическая работа

27

Работа с графическим редактором растрового типа.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

Глава 5. Технология мультимедиа.

5

28

Что такое мультимедиа.

1

урок-лекция с элементами беседы

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

фронтальный опрос

29

Аналоговый и цифровой звук.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

30

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

1

урок-лекция с элементами беседы

фронтальный опрос

31

Практическая работа «Создание презентации».

1

Урок-практикум

практическая работа

32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

1

Контроль знаний, умений и навыков

основные моменты демонстрации слайдов;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

«Графика и мультимедиа»

традиционная

Повторение.

3

33

Решение задач по теме «Измерение информации».

1

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

анализ, обобщение и систематизация информации;

34

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

1

35

Повторение темы «Обработка графической информации».

1


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Источники информации и средства обучения.

I.  Учебно-методический комплект

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
  2. Задачник-практикум по информатике  / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
  4. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы –М.: ВАКО, 2005.
  5. Информатика. 8-9 классы: поурочные планы/ авт.-сост. А.С.Федоров, А.А. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2006.

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Web-камера.
  8. Локальная вычислительная сеть.

VI.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер Аленка.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal.
  10. Система тестирования TInfo.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа базовый курс информатика 8 класс Семакин И.Г....

Рабочая программа по информатике 9 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа базовый курс информатика 9 класс Семакин И.Г....

Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин

Рабочая программа и планирование 11 класс Семакин базовый уровень 1 час в неделю...

Рабочая программа по Информатике 11 класс (Семакин И.Г. базовый уровень)

Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе на авторской программы курса «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике 8-9 Семакин

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    и ктп по    информатике 8-9 класс Семакин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике 10-11 Семакин

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  и КТП  по    информатике 10-11 класс...