Рабочая программа по информатике по учебнику Семакин И.Г.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа разработанадля 8 классов на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_informatike.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по информатике
Классы 8А, 8Б
Учитель Азмуханова Лейсан Ринатовна
Количество часов
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков __ч.
Практических уроков ч.
Планирование составлено на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой.
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-165с.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимум содержания основных образовательных программ базового уровня.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение информатики и информационно коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоения знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ);
- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применение средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоение профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций : следование, ветвление, циклы; понятие вспомогательных алгоритмов ( подпрограмм)
- программный принцип работы компьютера
- назначение функций используемых ИКТ;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами , списками и деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска ( построение запросов) в БД, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов по различных учебным дисциплинам;
- пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать требованиям ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создание личных коллекций информационных объектов;
Содержание образовательной программы
1. Человек и информация - 6 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 6 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
8 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Тип урока | Календарные сроки планируемые /фактические | Планируемые результаты | Виды контроля и контроль.изм.материалы. | |||
знания | умения | ОУУН и способы деятельности | |||||||
Глава 1. Человек и информация. | 6 | ||||||||
1 | Правила поведения и Т.Б. в кабинете информатики. Информация и знания. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации; | приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения; | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | |||
2 | Восприятие и представление информации. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
3 | Информационные процессы. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
4 | Измерение информации. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
5 | Практическая работа «Измерение информации». | 1 | Урок-практикум | решение задач | |||||
6 | Контрольная работа «Человек и информация». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | «Человек и информация» тестирование | |||||
Глава 2. Первое знакомство с компьютером. | 6 | ||||||||
7 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов | объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; | умение готовить доклады, рефераты; владение устной речью; работа с учебником; создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; | фронтальный опрос | ||
8 | Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
9 | Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программированиия. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач; | свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола; | планирование собственного информационного пространства; сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать; анализ, обобщение и систематизация информации; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | фронтальный опрос | ||
10 | Файлы и файловые структуры. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
11 | Пользовательский интерфейс. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
12 | Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
Глава 3. Обработка текстовой информации. | 10 | ||||||||
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; | нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста; | использование справочной литературы; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ; | фронтальный опрос | ||
14 | Текстовые редакторы. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
15 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
16 | Контрольная работа «Файловая система. Представление текста». | 1 | Контроль знаний. умений и навыков | КР тестирование | |||||
17 | Практическая работа «Форматирование текста». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
18 | Работа с текстовым редактором. | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
19 | Практическая работа «Работа с таблицами». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
20 | Дополнительные возможности текстового редактора. Системы переводов и распознавания текстов. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
21 | Практическая работа «Возможности текстового редактора». | 1 | Урок-практикум | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | практическая работа | ||||
22 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 1 | анализ, обобщение и систематизация информации; | КР практическая форма | |||||
Глава 4. Графическая информация и компьютер. | 5 | ||||||||
23 | Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; | создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму; | фронтальный опрос | ||
24 | Как кодируется изображение. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
25 | Растровая и векторная графика. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
26 | Практическая работа «Работа с векторной графикой». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
27 | Работа с графическим редактором растрового типа. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
Глава 5. Технология мультимедиа. | 5 | ||||||||
28 | Что такое мультимедиа. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; | настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты; | создание информационных объектов для оформления учебной работы; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; умение готовить доклад с использованием средств ИКТ; владение культурой речи; | фронтальный опрос | ||
29 | Аналоговый и цифровой звук. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
30 | Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 | урок-лекция с элементами беседы | фронтальный опрос | |||||
31 | Практическая работа «Создание презентации». | 1 | Урок-практикум | практическая работа | |||||
32 | Контрольная работа «Графика и мультимедиа». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | основные моменты демонстрации слайдов; | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | «Графика и мультимедиа» традиционная | |||
Повторение. | 3 | ||||||||
33 | Решение задач по теме «Измерение информации». | 1 | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; анализ, обобщение и систематизация информации; | ||||||
34 | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | 1 | |||||||
35 | Повторение темы «Обработка графической информации». | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы –М.: ВАКО, 2005.
- Информатика. 8-9 классы: поурочные планы/ авт.-сост. А.С.Федоров, А.А. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2006.
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ASDL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Web-камера.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Аленка.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система программирования TurboPascal.
- Система тестирования TInfo.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа базовый курс информатика 8 класс Семакин И.Г....
Рабочая программа по информатике 9 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа базовый курс информатика 9 класс Семакин И.Г....
Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин
Рабочая программа и планирование 11 класс Семакин базовый уровень 1 час в неделю...
Рабочая программа по Информатике 11 класс (Семакин И.Г. базовый уровень)
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе на авторской программы курса «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике 8-9 Семакин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и ктп по информатике 8-9 класс Семакин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике 10-11 Семакин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КТП по информатике 10-11 класс...