«Проектная деятельность на уроках информатики»
статья по информатике и икт на тему

Копылова Наталья Юрьевна

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование одаренности учащихся. МП отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_proektnoy_deyatelnosti.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Копылова Наталья Юрьевна, учитель информатики,
МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево, Куюргазинский район,
республика Башкортостан, конт.тел. 89373474919

 «Проектная деятельность на уроках информатики»

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование одаренности учащихся. МП отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения.

Е.С.Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению Е.С.Полат проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

МП - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. Под проектом понимается определенная система деятельности для достижения конкретной цели. Учебным проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится поэтапно.

Для создания итогового творческого проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность учащихся. В-третьих, необходимо, структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли методом проблемы. Основатель метода американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Основным тезисом современного понимания метода проектов стали слова: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Проектная деятельность требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Результат - защита проектов на уроке или во внеурочное время – конкурс, конференция, выступление на классном часе. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка.

Метод проектов на уроках информатики предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт (рисунок, схема, открытка, тест, презентация, электронный учебник, сайт и т.д.), готовый к применению.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. При этом изменяется психологический климат в классе, приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель – предметник должен развивать логическое мышление учащихся. При этом особое внимание уделяется развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Использование компьютерной интерактивной презентации, видео уроков на этапе объяснения нового материал ,позволяет активизировать внимание учащихся, а используемые интерактивные элементы помогают осуществить проверку усвоения учебного материала.

Практическая работа выполняется в форме интегрированного мини – проекта, индивидуально или малыми группами (Приложение 1).

При организации проектной деятельности со школьниками необходимо руководствоваться особенностями развития ребенка. Первые творческие работы учащиеся выполняют индивидуально, так как на этом этапе в центре внимания ученика находится он сам.

На следующем этапе, когда возрастает внимание к окружающему коллективу, можно организовать выполнение коллективного проекта. Уровень познавательного интереса учащихся возрастает при выполнении интегрированной практической работы.

Работа над проектом, который предполагает наличие межпредметных связей, способствует воссоздания целостной картины мира у каждого участника проекта.

Навыки работы с информацией необходимы учащимся в каждой предметной области. Они помогают найти логические связи между изучаемыми объектами, быстро и легко найти информацию об объекте.

Одной из форм проведения проектной деятельности учащихся на уроках в среднем звене является создание самими обучаемыми электронного учебника. Каждая страница учебника – это продукт, выполненный группой учащихся, который отражает один блок, изучаемой темы. На странице учебника необходимо использовать рисунки, схемы, условные обозначения, краткие описания.

Созданный продукт позволяет не только авторам закрепить свои знания, но и может служить учебным пособием.

Интегрированные мини – проекты, направленные на решение задач из различных предметных областей с использованием различных сред программирования, вызывают повышенный интерес у старшеклассников.

Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием – подготовка выпускника к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Для решения этой задачи, ведется работа над индивидуальным творческим проектом в каждом классе.

Цель такой работы - Создание условий для индивидуальной образовательной активности школьников в процессе, становления их способности к самоопределению, самоорганизации, осмысления жизненных перспектив, повышение профессионализма педагогов в условиях инновационной деятельности.

Работа над проектом состоит из следующих этапов: выбор темы и постановка задачи, анализ предметной области, выбор среды реализации работы, разделение одной задачи на более мелкие подзадачи, основная работы, предзащита, создание документации.

Итоговый контроль проводится в форме научно – практической конференции с приглашением учителей – предметников, администрации школы.

Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.

Проектная деятельность учащихся направлена на нравственное воспитание личности.

Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

Приложение 1.

Виды мини-проектов реализуемых в течении одного урока

  1. Интегрированный мини – проект «Разработка интерактивной презентации».
  2. Мини-проект «Создание рисунка в растровых и векторных редакторах: плюсы и минусы».
  3. Мини-проект «Печатная продукция: статьи, буклеты, брошюры».
  4. Интегрированный мини – проект «Построение графика функции средствами электронных таблиц и языка программирования».
  5. Мини-проект «Перевод единиц измерения информации средствами электронных таблиц и языка программирования».
  6. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» .
  7. Мини-проект «Создание и редактирование звукового файла» .
  8. Интегрированный мини – проект «Создание обучающего видео ролика».

Список литературы:

  1. Полат  Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80с.
  3. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
  4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - 3-е изд., - М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2000.-336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»               Проектная деяте...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Метод проектов рассматривается сегодня как одна из технологий достижения образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее...

Презентация "Проектная деятельность на уроках информатики"

Презентация подготовлена для выступления на МО преподавателей.  "Проектная деятельность на уроках информатики". Из опыта работы....

Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ

Статья о применении  на уроках информатики и ИКТ метода "проектов"....