Методическая копилка
методическая разработка по информатике и икт по теме

Никульникова Марина Владимировна

Методическая копилка

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Игра "Фирма"

Цель игры:

  • закрепление материала по темам "Текстовый редактор Word" и «Электронные таблицы Excel»

Должности:

  • руководитель,
  • офис-менеджер,
  • экономист,
  • бухгалтер.

Должностные обязанности:

  • оформление текстовых документов,
  • планирование выпускаемой продукции;
  • планирование зарплаты сотрудников;
  • расчёт зарплаты сотрудников исходя из отработанного времени.

Игра:

        Класс делится на группы по 4 человека. Группа распределяет должностные обязанности. Выбор вида и рода деятельности предприятия, вида выпускаемой продукции, названия предприятия.

Практические задания.

Руководитель:

  1. Создать презентацию из 4 слайдов.
  1. Название фирмы, эмблема, график работы.
  2. Перечень изделий или услуг, их цены.
  3. Бизнес-план. Построить график обзора ожидаемого уровня продаж на весь год по месяцам.
  4. Список сотрудников, их должности.
  1. Проконтролировать работу других сотрудников.

Офис-менеджер:

  1. В текстовом редакторе Word создать бланки деловых писем.  При помощи WordArt разработать эмблему и печать предприятия, вставить их в образцы.
  2. Составить заявку на бланке предприятия.

Экономист:

  1. Разработать в электронных таблицах Excel смету затрат на оснащение офиса фирмы (Лист 1).  В столбце "Наименование" указывается перечень мебели для офиса.

Наименование

Количество

Цена

Сумма

Итого:

  1. Создать в Excel прайс-лист выпускаемой продукции (Лист 2).

Курс доллара                30,56

Наименование продукции

Цена в долл.

Цена в руб.

  1. Рассчитать в Excel сумму товарного выпуска на 1 квартал (Лист 3).

Наименование продукции

Цена

Количество выпуска

Сумма выпуска

ссылка на лист 2

ссылка на лист 2

ввод

=

Итого:

Бухгалтер

  1. В Excel создать базу данных работников предприятия на Листе 1.

Фамилия, имя, отчество

Должность

Домашний адрес

  1. На Листе 2 создать таблицу "Штатное расписание"

Должность

Ф.И.О.

Оклад

Персональная надбавка

Урал. коэф.

Итого сумма

1

2

3

4

5

6

ссылка на лист 1

ссылка на лист 1

=15%*3

=3+4+5

  1. На Листе 3 рассчитать заработную плату сотрудников предприятия исходя из отработанного времени. По данным "Должность" и "З/плата за месяц" построить диаграмму.

Месяц: __________

Рабочих дней: __________

Должность

Ф.И.О.

Итого сумма

Сумма/дней в мес.

Кол-во отработанных дней

З/плата за месяц

1

2

3

4

5

6

ссылка на лист 1

ссылка на лист 1

ссылка на лист 2

=3/кол-во рабочих дней

=4*5


БИЗНЕС-СЕРВИС

Закрытое акционерное общество

________№___________

На №_____от__________

454000, Челябинск, ул,Солнечная, 100, тел. 98-43-45

р/с 000-007-031 в Русском банке

АО "РЕАЛ-S"

454000, Челябинск, ул,Солнечная, 100,

р/с 000-007-031 в Русском банке

тел. 98-43-45

факс 98-43-47

________№___________

На №_____от__________

БИЗНЕС-СЕРВИС

Закрытое акционерное общество

________№___________

На №_____от__________

В АО "РЕАЛ-S"

от директора "БИЗНЕС-СЕРВИС"

Иванова И.И,

Заявка.

        Просим Вас поставить оплаченную продукцию по прилагаемому перечню.

Директор                                                                                Иванов И.И.

454000, Челябинск, ул,Солнечная, 100, тел. 98-43-45

р/с 000-007-031 в Русском банке



Предварительный просмотр:

 Конспект урока с аспектным анализом по теме «Компьютерные презентации»

на примере электронной газеты

Учитель: Никульникова Марина Владимировна

Предмет: Информатика

Тема: Электронная газета «Дорогою добра»

Класс: 8

Место урока: 4 четверть

Актуальность используемых средств ИКТ: Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся за счет наглядности, доступности и интерактивности представляемого материала

Программное и техническое оснащение урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, Интернет (облачные сервисы Google).

Цели:

образовательные 

  • получить представление об истории возникновения информации;
  • познакомиться с основными деятелями газеты;
  • изучить возможностях применения информационных знаний в практической деятельности. 

развивающие 

  • развитие познавательного интереса, кругозора, эрудиции и  ИКТ-компетентности.

воспитательные 

  • воспитания коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение.

Деятельность учителя

Название используемых ЦОР

Время (в мин)

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Познавательная 

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1-й этап  Организационный

Активизирует внимание обучающихся.

 Приветствие учащихся.

1

Приветствие учителя и проверка готовности к занятию, психологический настрой

Включение в деловой ритм;

осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь

 

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

2-й этап. Актуализация  ранее изученного.

Проводит инструктаж по ТБ.

Сегодня наше занятие проходит в кабинете информатики. Поэтому вам необходимо вспомнить технику безопасности и правила поведения в кабинете ИКТ.

2

Называют основные правила поведения в кабинете ИКТ.

выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью

3-й этап. Формулирование темы и целей урока

Организовывает учащихся на постановку  темы.

А теперь попробуйте сформулировать цели занятия.

5

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цели урока из ответов на вопросы.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

построение логической цепи рассуждения

выражение своих мыслей;

учет различных мнений.

постановка учебной цели в сотрудничестве с учителем.

мотивационная основа учебной деятельности;

развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

4-ый этап. Построение плана действий.

Направляет учащихся при построении плана действий.

Итак, для создания газеты нам требуется информация.

Где можно получить нужную информацию?

Какая информация вы подготовили?

В каком виде вы будете представлять полученный материал? Какой формат? Почему вы выбрали именно его?

Распределите обязанности.

8

Учащиеся отвечают на вопросы и составляют план действий.

Библиотека, Интернет, учителя и родители.

Информация о месте, времени и причине возникновения геометрии.

Информация о выдающихся деятелях геометрии разных эпох.

Геометрия вокруг нас.

Примеры профессий.

В электронном. Формат – презентация.

Удобно, актуально.

Учащиеся распределяют обязанности.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

построение логической цепи рассуждения

определение основной и второстепенной информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач

выражение своих мыслей;

учет различных мнений.

познавательная инициатива.

смыслообразование;

учебно-познавательный интерес;

осознание ответственности за общее дело.

5-ый этап  Физкультминутка

2

Выполняют упражнения

6-ой этап  Практическая работа    

Настраивает на реализацию построенного проекта.

Итак, какие знания и умения потребуются для создания электронной газеты? Какие трудности могут возникнуть?

У каждого из вас есть свой аккаунт в Google. Я создала документ формата PowerPoint. Каждому из вас я открыла доступ к файлу на правах редактора.

Вам разрешается вставать с места и свободно передвигаться по кабинету для получения помощи или оказания помощи товарищам.

16

Учащиеся отвечают на вопросы и работают  над созданием презентации.

Навык работы с текстом, умение создавать и добавлять слайды, копировать и вставлять изображения.

Использование умений работы с текстом, изображениями, слайдами, настройкой анимации.

управление поведением партнера

волевая саморегуляция

приобретение практического навыка работы с электронной газетой, осознание ответственности за общее дело.

7-ой этап  Подведение итогов занятия

Подведение итогов урока.

Учитель и учащиеся совместно просматривают созданную электронную газету, выявляют достоинства и недостатки.

Как можно распорядиться газетой которую вы создали?

Домашним задание является исправление недочетов в созданной газете.

3

Задают интересующие вопросы, выявляют недостатки в своей работе и работе товарищей.

Предлагают различные варианты применения эл.газеты.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

выражение своих мыслей;

учет различных мнений.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)

внутренняя позиция  школьников;

8-ый этап  Рефлексия

Учитель предлагает провести самоанализ.

3

Учащиеся делают самоанализа

рефлексия способов и условий действия;

формулирование и аргументация своего мнения;

Волевая саморегуляция

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Облачные технологии
для организации сетевого взаимодействия участников образовательного сообщества

                                                                                 учитель информатики и ИКТ

МОУ СОШ №2 села Александровского

Никульникова Марина Владимировна

        

        Облачные технологии позволяют хранить свои данные на распределённых в Интернете серверах. Примером облачных вычислений являются Документы от Google. На этом сервере можно не только хранить свои презентации, электронные таблицы, графические файлы, но и создавать  их и редактировать, таким образом, вы не зависимы от программного обеспечения, стоящего на вашем компьютере, требуется только подключения к Интернету.

В образовании,  эти технологии хранения информации тоже могут оказать полезную услугу.  Постепенно по мере развития информатизации образования, по мере того, как у преподавателей накапливается всё больше дидактического материала в цифровом виде, для его хранения можно привлекать облачные технологии. Особенно, если учесть, что преподаватели зачастую работают не за одним компьютером  - дома, на работе в своём кабинете,  в библиотеке... Затем сбрасывается весь наработанный материал на флэшку, а флэшка после этого забывается (и забывается где забылась), теряется и не всегда  работает и т.д

Также облачные технологии играют огромную роль в современном процессе обучения.

Внедрение облачных технологий в процесс обучения  обеспечивает:

- качественно иной уровень получения современных знаний — учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;

- более эффективный интерактивный обучающий процесс;

- возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;

- возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;

- централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе;

-  высокий уровень персонализации электронной образовательной среды.

Для начала работы в облачном пространстве пользователю необходимо зарегистрироваться на gmail.com, а далее можно использовать свой почтовый ящик и документы, такие как электронные таблицы, презентации, текстовые файлы, рисунки, коллекции.

При создании документа пользователь может дать любое имя, и вносить любую информацию, как при работе с обычными файлами.

        Благодаря облачным технологиям открывается возможность совместной работы учащихся, учителя, создание проектов, проведение различных расчетов, построение графиков и диаграмм, подведение итогов, оценивание.

        Этапы совместного доступа к проекту:

  1. зарегистрироваться всем пользователям;
  2. один участник совместной работы создает проект и дает доступ другим пользователям, указав адреса пользователей;

При совместном создание и редактирование проекта учащимися, учитель может проконтролировать, оценить вклад каждого участника. Для этого необходимо просмотреть историю изменений, где прослеживается хронология работы над проектом.

        Во время совместной работы можно оставлять замечания и предложения по содержанию и оформлению в заметках докладчика.

Таким образом, суть облачных технологий заключается в том, что пользователи могут хранить и пользоваться своими данными в любом месте, где имеется доступ к сети Интернет, не таская с собой повсюду свой ноутбук или иные носители информации (например, флешку), выполнять совместную работу, отслеживать вклад каждого.

Более подробно и наглядно с облачными технологиями вы познакомитесь в нашей практической части. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Двоичная система счисления»

ФИО (полностью)

Никульникова Марина Владимировна

Место работы

МОУ СОШ №2 села Александровского

Должность

учитель

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Тема урока

Двоичная система счисления

Базовый учебник

Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Цель  урока: научить  переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную, и обратно; выполнять арифметические операции с двоичными числами.

   Задачи:

- обучающие - формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно, выполнение арифметических операций с двоичными числами, контроль за усвоением учебного материала.

- развивающие - развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи.

- воспитательные  - активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Тип урока        изучение нового материала.

Формы работы учащихся  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование        компьютеры, видеопроектор, интерактивная доска.

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

момент.

Приветствует учащихся.

1

2

Актуализация знаний

Понятие о системах счисления (1).

Задает вопросы

http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

8

3

Введение нового материала

Позиционные системы счисления. Развернутая форма записи числа.(2)

Перевод  десятичных  чисел  в  другие  системы  счисления.(3)

Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации. Возможно ли преобразование двоичных чисел в десятичные? Для этого надо записать двоичное число в развернутой форме и вычислить его значение.

Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную СС?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf

8

Первичное закрепление

материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf

7

4

Введение нового материала

8

Первичное закрепление

материала

7

5

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Интерактивный  задачник «Системы счисления». (5)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf

2

6

Выполнение заданий учащимися

 Интерактивный  задачник «Системы счисления». (5)

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf

14

7

Формулирование выводов урока

 Подводит итоги работы с задачником и уровень усвоения нового материала,

3

8

Домашнее задание

Домашнее задание № 12.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/45c8a8d0-6ff2-49b4-9060-977b8c4337e0/?interface=catalog&class=51&subject=19

Записывают ссылку  домашнего задания № 12 или берут бланк-задание.

1



Предварительный просмотр:

Программа по учебному предмету «Информатика» 5 класс

Пояснительная записка

       Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №1, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), методическим письмом « О преподавании информатики в 2014-2015 учебном году», а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;  учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
  • развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже  имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение  информатики в 5 классах является пропедевтическим курсом. В нем закладываются основные сведения об информатике, первоначальные навыки работы на компьютере. Предлагаемая программа реализуется в расширенном курсе информатики  в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
  • знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера:
  • постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
  • перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
  • информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
  • алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения
  • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
  • таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени

Содержание предмета информатики для 5-6 классов

        Структура содержания курса информатики для 5-6 классов определена следующими тематическими блоками (разделами):

Название темы

Количество часов

5 класс

6 класс

Информация вокруг нас

14

12

2

Компьютер

7

5

2

Подготовка текстов на

компьютере

10

8

2

Компьютерная графика

5

3

2

Создание мультимедийных

объектов

6

4

2

Объекты и системы

5

5

Информационные модели

10

1

9

Алгоритмика

9

9

Резерв

2

1

1

Итого

68

34

34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Информация вокруг нас

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания

Аналитическая деятельность:

• приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

• приводить примеры информационных носителей;

• классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

• разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

• кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

• работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

• осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

• сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

• систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

• вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

• преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

• решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах

Компьютер

Информация и информатика. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и

организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы.

Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол;

панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его

структура. Диалоговые окна. Основные элементы

управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Аналитическая деятельность:

• выделять аппаратное и программное

обеспечение компьютера;

• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

• определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

• выбирать и запускать нужную программу;

• работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

 • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

• соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Аналитическая деятельность:

• соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

• определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

• создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

• осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

• оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

• создавать и форматировать списки;

• создавать, форматировать и заполнять данными таблицы

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации

Аналитическая деятельность:

• выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

• планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

• определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

• использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

• создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами

Создание мультимедийных объектов.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков

Аналитическая деятельность:

• планировать последовательность событий на заданную тему;

• подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

• использовать редактор презентаций или иное

программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

• создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения

Объекты и системы

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система

Аналитическая деятельность:

• анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

• выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

• изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

• изменять свойства панели задач;

• узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

• упорядочивать информацию в личной папке.

Информационные модели

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья

Аналитическая деятельность:

• различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

• приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

• создавать словесные модели (описания);

• создавать многоуровневые списки;

• создавать табличные модели;

• создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

• создавать диаграммы и графики;

• создавать схемы, графы, деревья;

• создавать графические модели

Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и

формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

• придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

• выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

• составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

• составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

• составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


Тематическое поурочное планирование учебного материала в 5 классе

Тема урока

§ учеб

№ раздела

Дата

I четверть

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение §1 §2(3)

1,2

(1-7).09

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

§2

2

(8-14).09

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

§3

2

(15-21).09

4.

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приѐмы  управления компьютером»

§4

2

(21-28).09

5.

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаѐм и сохраняем файлы»

§5

1,2

29.09-5.10

6.

Контрольная работа по теме «Компьютер»

Передача информации.

§6(1)

1,2

(6-12).10

7.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

§6(2)

1,2

(13-19).10

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

§7(1)

1

(20-26).10

9.

Метод координат.

§7(2)

1

27.10-02.11

II четверть

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

§8(1,2)

1,3

(10-16).11

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

§8(3,4)

3

(17-23).11

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

§8(5)

3

(24-30).11

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами

текста»

§8(6)

3

(1-7).12

14.

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

§8(7)

3

(8-14).12

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаѐм простые таблицы» (задания 1 и 2)

§9(1)

1,3

(15-21).12

16.

Контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаѐм простые таблицы» (задания 3 и 4)

§9(2)

7,3

(22-28).12

III четверть

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

§10(1,2)

1,3

(11-17).01

18.

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

§10(3)

7,3

(18-24).01

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

§11(1)

4

(25-31).01

20.

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

§11(2)

4

(1-7).02

21.

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

§11(1,2)

4

(8-14).02

22.

Контрольная работа по теме «Текстовый и графический редактор».

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации

§12(1,2)

3,1

(15-21).02

23.

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаѐм списки»

§12(2)

3

(22-28).02

24.

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

§12(3)

1

(1-7).03

25.

Кодирование как изменение формы представления информации

§12(4)

1

(8-14).03

26.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

§12(5)

1

(15-21).03

IV четверть

27.

Преобразование информации путѐм рассуждений

§12(6)

1

(2-8).04

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

§12(7)

1

(9-15).04

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

§12(7)

1

(16-22).04

30.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаѐм анимацию» (задание 1).

§12(8)

5

(23-29).04

31.

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаѐм анимацию» (задание 2).

§ 12(8)

5

30.04-06.05

32.

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

5

(7-13).05

33.

Итоговая контрольная работа

5

(14-20).05

34.

Резерв учебного времени

5

(21-31).05

Состав учебно-методического обеспечения по информатике для 5 классов

Преподавание пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2013.
  • Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).  – М.: БИНОМ, 2013.
  • Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. (ФГОС).  – М.: БИНОМ, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Интернет-ресурсы.

  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках        http://www.klyaksa.net
  • Дидактические материалы по информатике и математике        http://comp-science.narod.ru
  • Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» http://www.chel_edu.ru
  • Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika

Используемые ИКТ: Таблицы, плакаты в электронном виде по темам, презентации к урокам, интерактивные тесты, учебные пособия по темам в электронном виде, диск «Мир информатики» 1,2,3,4 годы, программное обеспечение по теме, логические игры: Морской бой, Пары, Переливашки.


Планируемые результаты изучения информатики в 5-6 классах

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Раздел 2. Компьютер

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере

Выпускник научится:

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы.

Ученик получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Раздел 4. Компьютерная графика

Выпускник научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Ученик получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Раздел 5. Создание мультимедийных объектов

Выпускник научится:

  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

Ученик получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

Раздел 6. Объекты и системы

Выпускник научится:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства,  действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
  • выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Ученик получит возможность:

  • научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • научиться изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • научиться упорядочивать информацию в личной папке.

Раздел 7. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 8. Элементы алгоритмизации

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
    Характеристика контрольно-измерительных материалов

По разделам курса 5 класса предусмотрены 3 контрольные работы и итоговая контрольная работа. Контрольные работы представлены в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов и кратким ответом. В тесте 4 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Контрольная работа № 1 по подразделу «Компьютер». 1 вопрос - на знание определений процессора и оперативной памяти, 2 вопрос – на знание устройств ввода и вывода информации, 3 вопрос – на знание назначения клавиш, 4 вопрос – на знание элементов рабочего стола и окна программы.

Контрольная работа № 2 по теме «Информация вокруг нас». 1 вопрос – на умение определять информационные процессы, 2 вопрос – на знание современных информационных носителей и каналов, 3 вопрос – на знание видов информации, 4 вопрос – на знание форм представления информации.

Контрольная работа № 3 по теме «Текстовый и графический редактор». 1 вопрос – на знание элементов окна приложения WordPad и окна приложения Paint, 2 вопрос – на знание операций редактирования и форматирования текста, 3 вопрос – на знание инструментов графического редактора, 4 вопрос – на умение отличать виды обработки информации.

Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Итоговая контрольная работа. 1 вопрос – действия с информацией, 2 вопрос – устройства ввода-вывода, 3 вопрос – носители информации, 4 вопрос – элементы окон программ Paint и  WordPad, 5 вопрос – понятие редактирования и форматирования текста, 6 вопрос - на знание форм представления информации.

Критерии оценки:

11 - 15 баллов — удовлетворительно;

16 - 19 баллов — хорошо;

20 - 23 баллов — отлично.

 



Предварительный просмотр:

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Представление о результатах:

- личностные:

- метапредметные:

- предметные:

Цель урока:

Технология:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

(урок открытия  новых знаний)

 

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

Самоопределение к          деятельностиОрганизационныймомент

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя                                                                

 

  

Подготовка класса к работе.                

Личностные : самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.                 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Регулятивные : планирование, прогнозирование;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности(итог урока)

 

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные: смыслообразование

 Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

2. Совместное исследование проблемы.

3. Моделирование

4. Конструирование нового способа действия.

5. Переход к этапу решения частных задач.

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  •  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....