Урок в технологии развития критического мышления через письмо и чтение, работу с текстовой информацией, функциональное чтение
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение — “труд и творчество” (философ В.Ф. Асмус), а для других — “блаженное мурлыканье” (писатель В.Набоков) или “интеллектуальное приключение” (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение — посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение — один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_funktsionalnoe_chtenie.docx.docx | 7.58 КБ |
текст для ознакомления обучающихся | 28.37 КБ |
formy_dlya_zapolneniya.docx.docx | 18.5 КБ |
zadachi_prilozhenie1.doc.docx | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 4.
Ф.И.О. учителя: Герасимова Наталия Германовна
Класс: 7
Тема: «Информационное моделирование. Электронные таблицы»
Тема урока: «Формулы в электронных таблицах»
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок в технологии развития критического мышления.
Цель урока: познакомить учащихся со использованием формул в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Образовательные: научить чтению и анализу текстовой информации, активировать познавательную деятельность, обобщить прочитанный текстовой материал как систему знаний.
Развивающие: развитие умения классифицировать, развитие действий прогнозирования и анализа определённой деятельности с элементами планирования
Воспитательные: формировать информационную культуру ребенка.
Программно-методический комплекс: Текст «Формулы в электронных таблицах», текст задач, задания для работы с текстом, форма для заполнения, ПК.
УМК: 1. Информатика и ИКТ. Учебник 7 класс. ЛЛ. Босова. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. / Босова Л.Л.. – БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.
Время, мин | Содержание учебного материала | Форма работы (индивидуальная, фронтальная, групповая) | ЭОР/ЦОР | Действия учителя | Действия учащегося | |
Организационный | 2 мин | Проверка готовности обучающихся, проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная |
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет выполнение домашнего задания | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, демонстрируют тетради с выполненным домашним заданием |
Постановка темы и цели урока | 6 мин | Актуализация изученного материала, постановка цели и задач урока | Фронтальная |
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого актуализирует знания учащихся, поясняет задачи урока. | Осознают тему урока, прогнозируют свою деятельность на уроке. |
Подготовка к работе с текстом | 2 мин. | Распределение обучающихся на пары для дальнейшей работы на уроке | Фронтальная | Проводит распределение обучающихся на рабочие двойки, выдает пакет необходимого материала на пару | Распределяются на рабочие двойки, получают и рассматривают материал. | |
Изучение нового материала, выполнение заданий, заполнение печатной формы, решение задачи | 27 мин | Работа обучающихся с текстом по заданию | Работа в парах | ПК | Объясняет правила работы с текстом, организует самостоятельную работу в парах обучающихся, контролирует заполнение печатной формы, проверяет решение задачи | Репродукция знаний. Читают текст, работают с картой заданий, заполняют печатную форму, решают задачу на ПК |
Рефлексия | 5 мин | Обсуждение результатов, полученных в парах, Проведение рефлексии | фронтальная |
| Координирует деятельность детей, способствует объединению. Проводит рефлексию. | Комментируют полученные результаты в парах. Формируют эмоциональное отношение к уроку. |
Определение задания на дом | 3 мин | Распределение учащимся домашнего задания (в зависимости от объема выполнения задания на уроке) | Фронтальная | Поясняет домашнее задание: 1 уровень – репродуктивный – решение подобной задачи 2 уровень – частично поисковый – решение задачи с новыми условиями 3 уровень – творческий – составление задачи для решения в табличном процессоре | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Формулы в электронных таблицах
Содержимое ячейки воспринимается программой Excel как формула, если оно начинается со знака «=». Формула может содержать числовые константы, функции Excel и ссылки на ячейки. Ввод формулы заканчивается нажатием клавиши
*Примечание. Чтобы увидеть формулы в ячейках таблицы, нужно в диалоговом окне СервисПараметры на вкладке Вид в области Параметры окна установить флажок Формулы. Для возвращения к обычному виду ячеек необходимо сбросить этот флажок.
Правило использования формул в программе Excel состоит в том, что если вычисляемое значение зависит от других ячеек таблицы, то всегда следует использовать формулу со ссылками на эти ячейки. Ссылка задается указанием адреса ячейки. На рисунке 1.1 показан пример вычисления в ячейке С2 по формуле: =A2*B2
Рис. 1.1
Ссылку на ячейку можно задать двумя способами:
- ввести адрес ячейки с клавиатуры;
- по ходу ввода формулы щелкать правой клавишей мыши на нужной ячейке.
*Второй способ является более быстрым и удобным.
Так для ввода указанной формулы, следует последовательно выполнить следующие действия:
- активизировать ячейку С2;
- ввести с клавиатуры знак "=";
- щелкнуть в ячейке А2;
- ввести с клавиатуры знак "*";
- щелкнуть в ячейке В2;
- нажать
.
Ячейка, в которой выполняется щелчок, выделяется движущейся пунктирной рамкой, а ее адрес отображается в формуле. Если случайно щелчок выполнен не на той ячейке, не надо предпринимать никаких действий по отмене, достаточно щелкнуть в нужной ячейке.
Копирование формулы в смежные ячейки производится методом автозаполнения, т.е. протягиванием маркера заполнения ячейки с формулой на соседние ячейки (по столбцу или по строке). Это самый удобный и быстрый способ копирования.
Другие способы копирования формул:
- выделить диапазон для заполнения (включая ячейку с введенной формулой) и выполнить команду меню ПравкаЗаполнитьВниз (если копирование выполняется по столбцу).
- протянуть маркер заполнения ячейки с формулой правой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выбрать нужную команду
- копировать ячейки;
- заполнить только значения.
Ссылки на адреса ячеек при копировании формулы автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемых копий (рисунок 1.2).
| A | B | С | |
1 | Цена | Количество | Стоимость | |
2 | 12,25 | 23 | =A2*B2 | Исходная формула |
3 | 2,45 | 16 | =A3*B3 | Формула после копирования |
4 | 38,56 | 25 | =A4*B4 | Формула после копирования |
5 | 4,76 | 35 | =A5*B5 | Формула после копирования |
Рис. 1.2
Относительные и абсолютные ссылки
Корректировка ссылок при копировании ячеек выполняется по умолчанию. Такие ссылки называются относительными. При изменении позиции формулы изменяется и ссылка.
Если же необходимо, чтобы при копировании формулы ссылка на определенную ячейку оставалась неизменной, то такую ссылку следует определить как абсолютную. Для указания абсолютной адресации используется символ «$».
На рисунке 1.3 показан пример вычисления налога по формуле:
Налог = Стоимость * НДС
Ссылка на ячейку А2 должна оставаться неизменной при копировании формулы, то есть быть абсолютной – $A$2.
| A | B | C | D |
1 | НДС |
|
|
|
2 | 5% |
|
|
|
3 | Цена | Количество | Стоимость | Налог |
4 | 12,25 | 23 | 281,75 р. | =$A$2* С4 |
5 | 38,56 | 16 | 616,96 р. | =$A$2* С5 |
6 | 4,6 | 25 | 115,00 р. | =$A$2* С6 |
7 | 4,76 | 35 | 166,60 р. | =$A$2* С7 |
Рис. 1.3
Чтобы определить ссылку как абсолютную, нужно после щелчка на ячейке (в данном примере это ячейка – А2) нажать клавишу <F4>. Адрес ячейки в формуле автоматически дополнится символами«$»перед именем столбца и номером строки.
Ссылки на ячейку могут быть смешанными, т.е. иметь абсолютную адресацию строки и относительную адресацию столбца или наоборот:
A$2 – фиксированная строка.
$A2 – фиксированный столбец;
Тип адресации (относительная, абсолютная, смешанные) меняется повторными нажатиями клавиши <F4>при вводе адреса ячейки в формулу или при редактировании формулы.
Предварительный просмотр:
Формы для заполнения:
- Основные части электронной таблицы:
1 | 9 | ||
2 | 10 | ||
3 | 11 | ||
4 | 12 | ||
5 | 13 | ||
6 | 14 | ||
7 | 15 | ||
8 | 16 |
- Список понятий табличного процессора Excel
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
- Области деятельности человека, в которых применяются таблицы:
1)
2)
3)
4)
4) Формула начинается со знака «=» потому что (для того, чтобы) ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
5) шаги по вводу в ячейку формулы:
1)
2)
3)
4)
6) формулу со ссылками на ячейки необходимо ___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Абсолютная адресация используется __________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Схема:
9) сравнительная таблица:
Относительная ссылка | Абсолютная ссылка |
10) метод автозаполнения используется:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) свойства табличного процессора:
1)
2)
3)
4)
12) табличный процессор Excel особенно важен для профессии _____________________________ потому что:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13) в Excel нам не понравилось:
1)
2)
3)
4)
14) Возможности использования табличного процессора в повседневной жизни:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
РЕФЛЕКСИЯ:
Отметьте, пожалуйста, галочкой смайлик, отражающий ваше состояние в конце урока
Предварительный просмотр:
Практическая работа
В программе Excel создайте книгу rech_zadach.xls.
Задание 1. Рассчитать стоимость поездки на дачу и обратно
- Первому листу дайте имя "Задача 1"
- Создайте таблицу для решения задачи.
- Введите данные.
- Рассчитайте стоимость поездки на дачу (туда и обратно).
Задание 2. Оценки
- Второму листу дайте имя "Задача 2"
- Откройте свой школьный дневник и посчитайте все оценки, которые Вы получили в 1 и 2 четвертях. Результаты внесите в таблицу
- Постройте диаграмму на основе созданной таблицы
- Рассчитайте общее количество всех оценок
- Рассчитайте сумму всех оценок (=5*количество "5"+4*количество "4"+...)
- Рассчитайте свою среднюю оценку (Сумма всех оценок/количество)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карта памяти или кластер-один из приемов технологии развития критического мышления через письмо
один из приемов запоминания , систематизации материалов на уроках физики...
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.
Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Рассуждение в научном стиле речи...