"Алгоритмы"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Учебник Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 9 класс.
Тема урока: «Алгоритмы».
Цели урока
Образовательные
- понимание смысла понятия «алгоритм»;
- умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, понимание терминов «исполнитель», «система команд исполнителя»;
Развивающие
- приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, формировать познавательный интерес к информатике;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, маркер.
План проведения урока:
- Организационный момент – 1мин.
- Подготовительный этап – 15мин.
- Изучение нового материала - 22мин.
- Информация о домашнем задании - 1мин.
- Подведение итогов уроков - 1мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритмы | 475.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
Тема: «Алгоритм и его формальное исполнение».
Автор разработки:
Учитель информатики
Фигурова Т.М.
Учебник Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 9 класс.
Тема урока: «Алгоритмы».
Цели урока
Образовательные
- понимание смысла понятия «алгоритм»;
- умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, понимание терминов «исполнитель», «система команд исполнителя»;
Развивающие
- приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, формировать познавательный интерес к информатике;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, маркер.
План проведения урока:
- Организационный момент – 1мин.
- Подготовительный этап – 15мин.
- Изучение нового материала - 22мин.
- Информация о домашнем задании - 1мин.
- Подведение итогов уроков - 1мин.
Ход урока:
Деятельность | |
Учителя | Учащихся |
| |
Цель: подготовить учащихся и кабинет информатики к уроку. | |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Отметим отсутствующих. | Приветствуют учителя. Рассаживаются. |
| |
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к изучению нового материала. | |
Вы уже знаете множество областей применения компьютера. Это обработка текстов, графики, передача и получение информации, произведение расчетов. Еще одно из важнейших направлений применения компьютеров – управление. Управление объектами происходит по алгоритму. Изучению этого раздела мы и посвятим следующие уроки. В 1948г. В США и Европе вышла книга Ноберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». С этого момента начали говорить о новой науке – кибернетике. Кибернетика – это наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. СЛАЙД 1 Мы с вами будем работать в неживых системах – это системы программирования и познакомимся с таким управлением, который называется алгоритм. И тема нашего урока «Алгоритмы». Откроем тетради, запишем число и тему урока. СЛАЙД 2 | Слушают. Обращают внимание на слайд. Записывают. |
| |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала. | |
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося средневекового математика 9 века Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми (787-850). Что же такое алгоритм? Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. Давайте запишем это определение. СЛАЙД 3 Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения. Запишем это определение. СЛАЙД 4 Рассмотрим пример алгоритма построения биссектрисы угла при помощи циркуля и линейки. Алгоритм построения биссектрисы угла CAB: • Поставим ножку циркуля в вершину угла точку А; • Проведем окружность произвольного радиуса; • Отметим точки пересечения окружности со сторонами угла и обозначим их С и В; • Поставим ножку циркуля в точку В; • Проведем окружность радиуса ВС; • Поставим ножку циркуля в точку С; • Проведем окружность радиуса ВС; • Через точку пересечения окружностей и вершину угла А проведем прямую. Каждое указание алгоритма предписывает исполнителю (в данном примере исполнителем может быть человек) выполнить одно законченное действие. СЛАЙД 5 Ребята, а кто может выполнить этот алгоритм? Человек, а человек является исполнителем данного алгоритма. Давайте запишем следующее определение. Исполнитель алгоритма – это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Вернуться к примеру. Каждый исполнитель понимает свой набор команд – система команд исполнителя СКИ. Исполнитель не переходит к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма выполняются последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи, что гарантирует правильное решение задачи. Однако данный алгоритм не будет понятен исполнителю, не умеющему работать с циркулем и не знающему, что такое поставить ножку циркуля, провести окружность и т. д. СЛАЙД 6 Для того, чтобы алгоритм отличать от других инструкций, правил, формулируют несколько общих свойств алгоритмов. Такими свойствами являются:
СЛАЙД 7 Рассмотрим каждое из этих свойств. 1)Дискретность. (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) . Это свойство предполагает , что любой алгоритм должен состоять из последовательности шагов, следующих друг за другом. Следующий шаг выполняется только после завершения предыдущего. СЛАЙД 8 Например, пусть необходимо решить следующий пример: (80+10)-5*(3+5)=? Алгоритм решения данного примера, будет выстраиваться из следующих шагов:
В результате поочередного выполнения команд алгоритма, получили решение примера. Ответ: 50. СЛАЙД 9 2)Понятность. Алгоритм должен состоять из команд, понятных исполнителю, которые входят в его систему команд исполнителя (СКИ). СЛАЙД 10 3)Точность. Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Например, рассмотрим алгоритм, описывающий, как добраться до остановки «Стадион»:
Данный алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо, в какую сторону повернуть, на какой автобус сесть, поэтому разные исполнители будут выполнять его по-разному и цель вряд ли будет достигнута. СЛАЙД 11 4)Конечность. Исполнение алгоритма должно завершаться за конечное число шагов. СЛАЙД 12 5)Результативность. Исполнение алгоритма должно приводить к конкретному результату. Например, пусть имеется последовательность команд:
A. Прочитать текст; B. Перелистнуть книгу на следующую страницу; C. Прочитать текст; D. Открыть первую страницу. Данная последовательность команд будет выполняться бесконечно и поэтому алгоритмом не является. Чтобы данный алгоритм стал конечным, надо исключить из него шаги (пункты) С и D. СЛАЙД 13 6)Массовость. Это свойство подразумевает, что один и тот же алгоритм может применяться для решения целого класса задач, отличающихся исходными данными. 7)Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность). Это свойство указывает, что любое действие в алгоритме должно выполняться строго в определенной последовательности. СЛАЙД 14 Теперь поговорим о формах представления алгоритма. Внимание на слайд. СЛАЙД 15 Словесный способ записи алгоритма на естественном языке, но с тщательно отработанным набором слов и фраз, не допускающих повторений, синонимов, двусмысленности, лишних слов. Допускается использование математических символов. Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания: строго не формализуемы, страдают многословностью записей, и допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний. СЛАЙД 16 Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. СЛАЙД 17-19 При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. СЛАЙД 20 Все алгоритмы можно разделить на три основные алгоритмические конструкции:
СЛАЙД 21 Подробнее с ними мы познакомимся на следующем уроке. | Слушают. Обращают внимание на слайды. Записывают. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. |
| |
Цель: обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | |
Запишем домашнее задание. Учить в учебнике параграфы 25-27, также записи в тетрадке. САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. | Слушают. Записывают домашнее задание. |
| |
Цель: провести анализ урока и дать оценку успешности достижения цели. | |
На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям. Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания. | Слушают. Прощаются с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.
Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...
Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"
В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...
Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»
«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся 5–7 классов)...
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".
Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....
Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"
Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...