"Алгоритмы"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Учебник Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 9 класс.
Тема урока: «Алгоритмы».
Цели урока
Образовательные
- понимание смысла понятия «алгоритм»;
- умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, понимание терминов «исполнитель», «система команд исполнителя»;
Развивающие
- приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, формировать познавательный интерес к информатике;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, маркер.
План проведения урока:
- Организационный момент – 1мин.
- Подготовительный этап – 15мин.
- Изучение нового материала - 22мин.
- Информация о домашнем задании - 1мин.
- Подведение итогов уроков - 1мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 475.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
Тема: «Алгоритм и его формальное исполнение».
Автор разработки:
Учитель информатики
Фигурова Т.М.
Учебник Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 9 класс.
Тема урока: «Алгоритмы».
Цели урока
Образовательные
- понимание смысла понятия «алгоритм»;
- умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, понимание терминов «исполнитель», «система команд исполнителя»;
Развивающие
- приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, формировать познавательный интерес к информатике;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, маркер.
План проведения урока:
- Организационный момент – 1мин.
- Подготовительный этап – 15мин.
- Изучение нового материала - 22мин.
- Информация о домашнем задании - 1мин.
- Подведение итогов уроков - 1мин.
Ход урока:
Деятельность | |
Учителя | Учащихся |
| |
Цель: подготовить учащихся и кабинет информатики к уроку. | |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Отметим отсутствующих. | Приветствуют учителя. Рассаживаются. |
| |
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к изучению нового материала. | |
Вы уже знаете множество областей применения компьютера. Это обработка текстов, графики, передача и получение информации, произведение расчетов. Еще одно из важнейших направлений применения компьютеров – управление. Управление объектами происходит по алгоритму. Изучению этого раздела мы и посвятим следующие уроки. В 1948г. В США и Европе вышла книга Ноберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». С этого момента начали говорить о новой науке – кибернетике. Кибернетика – это наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. СЛАЙД 1 Мы с вами будем работать в неживых системах – это системы программирования и познакомимся с таким управлением, который называется алгоритм. И тема нашего урока «Алгоритмы». Откроем тетради, запишем число и тему урока. СЛАЙД 2 | Слушают. Обращают внимание на слайд. Записывают. |
| |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала. | |
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося средневекового математика 9 века Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми (787-850). Что же такое алгоритм? Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. Давайте запишем это определение. СЛАЙД 3 Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения. Запишем это определение. СЛАЙД 4 Рассмотрим пример алгоритма построения биссектрисы угла при помощи циркуля и линейки. Алгоритм построения биссектрисы угла CAB: • Поставим ножку циркуля в вершину угла точку А; • Проведем окружность произвольного радиуса; • Отметим точки пересечения окружности со сторонами угла и обозначим их С и В; • Поставим ножку циркуля в точку В; • Проведем окружность радиуса ВС; • Поставим ножку циркуля в точку С; • Проведем окружность радиуса ВС; • Через точку пересечения окружностей и вершину угла А проведем прямую. Каждое указание алгоритма предписывает исполнителю (в данном примере исполнителем может быть человек) выполнить одно законченное действие. СЛАЙД 5 Ребята, а кто может выполнить этот алгоритм? Человек, а человек является исполнителем данного алгоритма. Давайте запишем следующее определение. Исполнитель алгоритма – это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Вернуться к примеру. Каждый исполнитель понимает свой набор команд – система команд исполнителя СКИ. Исполнитель не переходит к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма выполняются последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи, что гарантирует правильное решение задачи. Однако данный алгоритм не будет понятен исполнителю, не умеющему работать с циркулем и не знающему, что такое поставить ножку циркуля, провести окружность и т. д. СЛАЙД 6 Для того, чтобы алгоритм отличать от других инструкций, правил, формулируют несколько общих свойств алгоритмов. Такими свойствами являются:
СЛАЙД 7 Рассмотрим каждое из этих свойств. 1)Дискретность. (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) . Это свойство предполагает , что любой алгоритм должен состоять из последовательности шагов, следующих друг за другом. Следующий шаг выполняется только после завершения предыдущего. СЛАЙД 8 Например, пусть необходимо решить следующий пример: (80+10)-5*(3+5)=? Алгоритм решения данного примера, будет выстраиваться из следующих шагов:
В результате поочередного выполнения команд алгоритма, получили решение примера. Ответ: 50. СЛАЙД 9 2)Понятность. Алгоритм должен состоять из команд, понятных исполнителю, которые входят в его систему команд исполнителя (СКИ). СЛАЙД 10 3)Точность. Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Например, рассмотрим алгоритм, описывающий, как добраться до остановки «Стадион»:
Данный алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо, в какую сторону повернуть, на какой автобус сесть, поэтому разные исполнители будут выполнять его по-разному и цель вряд ли будет достигнута. СЛАЙД 11 4)Конечность. Исполнение алгоритма должно завершаться за конечное число шагов. СЛАЙД 12 5)Результативность. Исполнение алгоритма должно приводить к конкретному результату. Например, пусть имеется последовательность команд:
A. Прочитать текст; B. Перелистнуть книгу на следующую страницу; C. Прочитать текст; D. Открыть первую страницу. Данная последовательность команд будет выполняться бесконечно и поэтому алгоритмом не является. Чтобы данный алгоритм стал конечным, надо исключить из него шаги (пункты) С и D. СЛАЙД 13 6)Массовость. Это свойство подразумевает, что один и тот же алгоритм может применяться для решения целого класса задач, отличающихся исходными данными. 7)Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность). Это свойство указывает, что любое действие в алгоритме должно выполняться строго в определенной последовательности. СЛАЙД 14 Теперь поговорим о формах представления алгоритма. Внимание на слайд. СЛАЙД 15 Словесный способ записи алгоритма на естественном языке, но с тщательно отработанным набором слов и фраз, не допускающих повторений, синонимов, двусмысленности, лишних слов. Допускается использование математических символов. Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания: строго не формализуемы, страдают многословностью записей, и допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний. СЛАЙД 16 Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. СЛАЙД 17-19 При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. СЛАЙД 20 Все алгоритмы можно разделить на три основные алгоритмические конструкции:
СЛАЙД 21 Подробнее с ними мы познакомимся на следующем уроке. | Слушают. Обращают внимание на слайды. Записывают. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. |
| |
Цель: обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | |
Запишем домашнее задание. Учить в учебнике параграфы 25-27, также записи в тетрадке. САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. | Слушают. Записывают домашнее задание. |
| |
Цель: провести анализ урока и дать оценку успешности достижения цели. | |
На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям. Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания. | Слушают. Прощаются с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.
Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...
Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"
В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137487-1352060768.jpg)
Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»
«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся 5–7 классов)...
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-608461-1426868270.jpg)
Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".
Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-870812-1487011533.jpg)
Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"
Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...