Типы и структура уроков по ФГОС
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
материал взят с:http://koipkro.kostroma.ru/sudislavl/sud/islavl/default.aspx
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_i_struktura_uroka_po_fgos.ppt.pptx | 240.75 КБ |
analiz-uroka-po-fgos.pdf | 137.23 КБ |
karta_poseshcheniya_uroka_v_sootvetstvii_s_fgos_ooo.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь!» Китайская мудрость
Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?». 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Требования к современному уроку Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Учитель на современном уроке: учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета; систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
Учитель на современном уроке: владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы; эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.;
Учитель на современном уроке: специально планирует коммуникативные задачи урока; принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения; стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Организация планирования урока Моделирование: процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику. Проектирование: этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности). Конструирование: создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала. Сценирование образовательной ситуации обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся.
Типология урока Традиционные уроки Уроки деятельностной направленности Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Урок « открытия» нового знания; Урок рефлексии; Урок общеметодологичес - кой направленности; Урок развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Структура урока общеметодологической направленности 1) Этап мотивации к учебной деятельности. 2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 4) Этап включения изученного в систему знаний. 5) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки общеметодологической направленности На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.
Цель урока – результат ученика: понимание (получение) дидактической (деятельностной) единицы содержания образования; умение её применить в учебной , предметной задаче и реальной жизненной ситуации .
22 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Урок «открытия» нового знания 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
С каким настроением вы заканчиваете нас слушать?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Карта посещения урока (в соответствии с ФГОС ООО)
ФИО учителя _______________________________________________________________________________________________________________
Класс ________ Дата посещения _______________ ФИО учителя, посетившего урок _________________________________________________
Тема урока | |||
Цели урока | |||
Личностная | Метапредметные | Предметные | |
Краткий конспект урока с комментарием
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (в виде УУД) | |||||
Личностная | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Комментарий, замечания, рекомендации | ||
Форма оценки качества урока (по рекомендациям МКУ ИМЦ)
№ | Требования к уроку (критерии) | Что оценивается (показатели) | Балл |
1 | Тип, форма, содержание, структура урока | Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов. | |
2 | Деятельность учителя по целеполаганию (компетентность педагога в области постановки цели и задач урока) | Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения. Представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели. Реальность выполнения поставленной цели в течение урока. Соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста. | |
3 | Деятельность учителя по мотивации учащихся (компетентность педагога в области мотивирования обучающихся) | Учитель запланировал задание, способствующее актуализации учащимися личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. Учитель планирует постановку учащимися цели учения. Учитель использует методические приемы вовлечения учащихся в деятельность при изучении нового материала. Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех. Учитель поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения. | |
4 | Деятельность учащихся по достижению учебных целей | Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащихся, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей. | |
5 | Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности) | Эффективное использование инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
| |
6 | Компетентность педагога в предмете преподавания | Учитель демонстрирует знание основ преподаваемого предмета. Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по предмету. Учитель показывает связь темы урока с вопросами, изучаемыми по другим предметам школьной программы. | |
7 | Компетентность педагога в области организации учебной деятельности | Учитель ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач. Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. | |
8 | Формирование и развитие УУД | Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных. | |
9 | Организация контроля результатов обучения | Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока. | |
10 | Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение …). Формы самооценки (рефлексия) деятельности учащихся. | |
11 | Дидактическое оснащение урока. | Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность формы организации ТСО на уроке. | |
12 | Стиль общения | Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником. | |
Сумма баллов | 0 – требование не выполнено 1 – есть резервы 2 – требование выполнено | ||
Качество урока | S*100 : 24 (в %) менее 50 % - недопустимый уровень урока от 50 до 60% - критический уровень 60-84% - допустимый уровень 85-100% - оптимальный уровень |
Выводы и предложения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомлен: (подпись учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация по педагогике "Типы и структура уроков" в системе СПО
Данная презентация с использованием интерактивной доски используется для ознакомления с новым материалом. Благодаря такой подачи нового материала студенты узнают типы уроков, использ...
Типы и структура уроков по ФГОС ООО
Даны основные типологии уроков в соответствии с новым стандартом (ФГОС ООО). Целеполагание уроков, требования к урокам. Особенности деятельностного подхода в обучении....
Типы и структура урока по ФГОС
По данной теме представлены типы и структура урока по ФГОС, анализ урока по ФГОС, технологическая карта урока, методы развития критического мышления....
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Типы и структура урока технологии
Типы и структура урока технологииВ методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по до...
Типы и структуры уроков
В данном документе в табличной форме представлены различные типы уроков с описанием дидактических целей и подробной структурой....
СТРУКТУРА УРОКА СОГЛАСНО ФГОС. Предмет: Окружающий природный мир. Тема: Узнавание (различение) домашних животных. Тип: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания о домашних животных и их детенышей.Задачи: Образовательные: Способствовать актуализации знаний учащихся по теме «Домашние животные».Обогатить слов...