Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_10.docx | 50.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ», адресованная для 10 класса, составлена на основе авторской программы по информатике на базовом уровне Н.Д. Угриновича (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.), содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса (базовый уровень) рассчитана на 34 (35) часов в год (1 час в неделю).
В основу курса информатики и ИКТ для 10 класса (базовый уровень) положены следующие идеи и принципы: системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, что позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них понимания компьютера как современного средства обработки информации.
- прикладная цель - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- обеспечить успеваемость не ниже 99,2%, качество не ниже 42% через использование индивидуальных заданий для слабоуспевающих детей, занимательных и межпредметных заданий;
- обеспечить положительную динамику участия школьников различных интеллектуальных конкурсах (олимпиада «Инфознайка» и др.);
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
1 | Информация и информационные процессы | 10 | |
2 | Компьютер и программное обеспечение | 7 | |
3 | Информационные технологии | 6 | |
4 | Коммуникационные технологии | 12 | |
ИТОГО | 35 |
Предполагаемые результаты. Программа направлена на:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение учащимися умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.
Для оценки достижений учащихся программой предусмотрено проведение:
Практических работ | 17 |
Контрольных тестов | 3 |
Зачетных практических работ | 1 |
Защит проекта | 2 |
Место учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
Согласно учебному плану 10 «Б» класса предмет информатика входит в в федеральный вариатив и в предметы по выбору учреждения.
1 часа в неделю
34 (35) часов в год
2. Содержание тем учебного курса
Общее количество часов – 35 ч.
1.Информация и информационные процессы (10 ч)
Техника безопасности. Повторение за курс 9 класса. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление информации с помощью систем счисления.
Компьютерный практикум
Пр. работа №1. «Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний».
Пр. работа №2. «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода».
Пр. работа № 3. «Кодирование звуковой информации».
Пр. работа № 4. «Кодирование текстовой и графической информации».
Пр. работа № 5. «Запись чисел в различных системах счисления».
2. Компьютер и программное обеспечение (7 ч)
Магистрально - модульный принцип построения компьютера. Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Пр. работа № 6. «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями».
Пр. работа № 7. «Файловые менеджеры и архиваторы».
Пр. работа № 8. «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».
3. Информационные технологии (6 ч)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Компьютерный практикум
Пр. работа № 9. «Создание растровых изображений».
Пр. работа № 10. «Создание векторных изображений».
Пр. работа № 11. «Создание векторных изображений».
4. Коммуникационные технологии (12 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Компьютерный практикум
Пр. работа № 12. «Работа с электронной почтой».
Пр. работа № 13. «Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера».
Пр. работа № 14. «Работа с файловыми архивами».
Пр. работа № 15. «Работа с поисковыми системами».
Пр. работа № 16, 17. «Разработка Web – сайта».
3. Учебно-тематический план
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения | |
Раздел 1 Информация и информационные процессы 10ч | ||||
1.1 | Техника безопасности. Повторение за курс 9 класса. Информационные процессы. Количество информации. | 1 | 4.09 | |
1.2 | Количество информации. Решение задач. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 | 11.09 | |
1.3 | Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач. | 1 | 18.09 | |
1.4 | Тестирование по теме. Пр. работа №1. «Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний». | 1 | 25.09 | |
1.5 | Кодирование русских букв. Пр. работа № 2. «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода». | 1 | 2.10 | |
1.6 | Создание документов в текстовом редакторе. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Пр. работа № 3. «Кодирование звуковой информации». | 0,5 | 0,5 | 9.10 |
1.7 | Форматирование. Системы оптического распознавания. Пр. работа № 4. «Кодирование текстовой и графической информации». | 1 | 16.10 | |
1.8 | Кодирование. Растровая графика. Представление информации с помощью систем счисления. | 1 | 23.10 | |
1.9 | Пр. работа № 5. «Запись чисел в различных системах счисления». | 1 | 30.10 | |
1.10 | Контроль ЗУН: Тестирование | 1 | 13.11 | |
Раздел 2 Компьютер и программное обеспечение 7ч | ||||
2.1 | Магистрально - модульный принцип построения компьютера. | 1 | 20.11 | |
2.2 | Пр. работа № 6. «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями». | 1 | 27.11 | |
2.3 | Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. | 1 | 4.12 | |
2.4 | Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. | 1 | 11.12 | |
2.5 | Пр. работа № 7. «Файловые менеджеры и архиваторы». | 1 | 18.12 | |
2.6 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Пр. работа № 8. «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». | 0,5 | 0,5 | 25.12 |
2.7 | Контроль ЗУН: тестирование, зачетная практическая работа. Создание растровых изображений. | 1 | 8.01 | |
Раздел 3 Информационные технологии 6 ч | ||||
3.1 | Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Пр. работа № 9. «Создание растровых изображений». | 0,5 | 0,5 | 15.01 |
3.2 | Пр. работа № 10. «Создание векторных изображений (Японские цветы)». | 1 | 22.01 | |
3.3 | Пр. работа № 10. «Создание векторных изображений (Открытка к 23 февраля)». | 1 | 29.01 | |
3.4 | Пр. работа № 11. «Создание растровых изображений (Ретуширование фотографий)». | 1 | 5.02 | |
3.5 | Пр. работа № 11. «Создание растровых изображений (Коллаж)». | 1 | 12.02 | |
3.6 | Контроль ЗУН: Защита проекта | 1 | 20.02 | |
Раздел 4 Коммуникационные технологии 12ч | ||||
4.1 | Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 1 | 27.02 | |
4.2 | Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. | 1 | 6.03 | |
4.3 | Электронная почта и телеконференции. Пр. работа № 12. «Работа с электронной почтой». | 0,5 | 0,5 | 13.03 |
4.4 | Всемирная паутина. Пр. работа № 13. «Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера». | 0,5 | 0,5 | 20.03 |
4.5 | Файловые архивы. Пр. работа № 14. «Работа с файловыми архивами». | 0,5 | 0,5 | 3.04 |
4.6 | Поиск информации в Интернете. Пр. работа № 15. «Работа с поисковыми системами. Простые запросы». | 0,5 | 0,5 | 10.04 |
4.7 | Пр. работа № 15. «Работа с поисковыми системами. Сложные запросы». | 1 | 17.04 | |
4.8 | Основы HTML. Разработка Web-сайта. | 1 | 24.04 | |
4.9 | Пр. работа № 16. «Разработка Web – сайта (Добавление текста и изображений)». | 1 | 8.05 | |
4.10 | Пр. работа № 17. «Разработка Web – сайта (Вставка гиперссылок, видео и формы)». | 1 | 15.05 | |
4.11 | Контроль ЗУН: защита проекта. | 1 | 22.05 | |
4.12 | Годовое тестирование | 1 | 26.05 |
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать и уметь:
- кодировать текстовую, звуковую и графическую информацию;
- определять количество информации в сообщении;
- представлять информацию в разных системах счисления;
- устройство и основные характеристики современных ПК;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
- назначение и состав операционной системы;
- знать и определять типы компьютерных вирусов;
- создавать изображения в векторном редакторе;
- процесс передачи информации;
- правила создания и работы с электронной почтой;
- работать с файловыми архивами;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет;
- создавать Web-сайт на языке HTML;
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Схемы и плакаты («Загрузка операционной системы», «Устройство компьютера», «Единицы измерения» и др.)
2. Раздаточный и наглядный материал по темам курса 10 класса.
6. Список литературы
1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - 2е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2. Задачник-практикум под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Москва, 2008.
7. Приложения к программе
Тесты для проверки уровня знаний учащихся
Тест № 1: ТБ, информация, информационные процессы
Вопрос №1: В кабинете информатики запрещается:
- Бегать
- Трогать разъемы соединительных кабелей
- Работать за компьютерами
- Работать за компьютерами в мокрой одежде или с мокрыми руками
Вопрос №2: Часть окружающего нас мира, рассматриваемая как единое целое это
- информация
- объект
- предмет
- информатика
Вопрос №3: Какого вида информации, по способу восприятия её человеком, не бывает?
- зрительная
- звуковая
- тактильная
- графическая
- вкусовая
Вопрос №4: Сведения об объектах окружающего нас мира это ...
- информация
- объект
- предмет
- информатика
Вопрос №5: Какие виды информации по форме представления вы знаете?
- Графическая
- Зрительная
- Текстовая
- Тактильная
- Вкусовая
Вопрос №6: Носитель информации - это ...
- Объект, который носит информацию
- Объект, предназначенный для обработки информации
- Объект, предназначенный для хранения информации
Вопрос №7: К какому информационному процессу вы отнесете объяснение учителем нового материала
- Хранение
- Обработка
- Передача
- Поиск
Вопрос №8: Установите соответствие(напротив информационного процесса поставьте номер соответствующий перечисленным действиям):
1. Записали номер телефона в блокнот
2. Рассказали другу новость
3. Смотрим в библиотеке материал для подготовки реферата.
4. Вычисляем значение выражения
Вопрос № 9. Укажите порядок следования вариантов ответа:
1. Хранение
2. Обработка
3. Передача
4. Поиск
Тест №2: «Компьютерные коммуникации»
1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
- интерфейс;
- магистраль;
- компьютерная сеть;
- адаптеры.
2. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия, называется:
- глобальной компьютерной сетью;
- информационной системой с гиперсвязями;
- локальной компьютерной сетью;
- электронной почтой;
- региональной компьютерной сетью?
3. Глобальная компьютерная сеть - это:
- информационная система с гиперсвязями;
- множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;
- система обмена информацией на определенную тему;
- совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.
4. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:
- магистралей;
- хост-компьютеров;
- электронной почты;
- шлюзов;
- файл-серверов.
5. Конфигурация (топология) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером, называется:
- кольцевой;
- радиальной;
- шинной;
- древовидной;
- радиально-кольцевой.
6. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:
- файл-сервер;
- рабочая станция;
- клиент-сервер;
- коммутатор.
7. Сетевой протокол- это:
- набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
- последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
- правила интерпретации данных, передаваемых по сети;
- правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
- согласование различных процессов во времени.
8. Транспортный протокол (TCP) - обеспечивает:
- разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;
- прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;
- предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;
- доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.
9. Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:
- доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю;
- интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;
- сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети;
- управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.
- разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.
10. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
- IP-адрес;
- web-страницу;
- домашнюю web-страницу;
- доменное имя;
- URL-адрес.
11. Модем обеспечивает:
- преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;
- преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;
- преобразование аналогового сигнала в двоичный код;
- усиление аналогового сигнала;
- ослабление аналогового сигнала.
12. Телеконференция - это:
- обмен письмами в глобальных сетях;
- информационная система в гиперсвязях;
- система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;
- служба приема и передачи файлов любого формата;
- процесс создания, приема и передачи web-страниц.
13. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:
- некоторую область оперативной памяти файл-сервера;
- область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;
- часть памяти на жестком диске рабочей станции;
- специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.
14. Web-страницы имеют расширение:
- *.htm;
- *.txt;
- *.web;
- *.exe;
- *.www
15. HTML (HYPER TEXT MARKUP LANGUAGE) является:
- язык разметки web-страниц;
- системой программирования;
- текстовым редактором;
- системой управления базами данных;
- экспертной системой.
16. Служба FTP в Интернете предназначена:
- для создания, приема и передачи web-страниц;
- для обеспечения функционирования электронной почты;
- для обеспечения работы телеконференций;
- для приема и передачи файлов любого формата;
- для удаленного управления техническими системами.
17. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
- адаптером;
- коммутатором;
- станцией;
- сервером;
- клиент-сервером.
18. Теоретически модем, передающий информацию со скорость 57600 бит/с, может передать 2 страницы текста (3600 байт) в течении:
- 0.5 ч;
- 0.5 мин;
- 0.5 с;
- 3 мин 26 с.
Тест № 3: Основные понятия компьютерной графики
1.Пикселизация изображений при увеличении масштаба - один из недостатков ...
- растровой графики
- векторной графики
2. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 0, 255, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?
- черный
- красный
- зеленый
- синий
3. Большой размер файла - один из недостатков ...
- растровой графики
- векторной графики
4.Физический размер изображения может измеряться в ...
- точках на дюйм (dpi)
- мм, см, дюймах или пикселах
- пикселах
- мм, см
5. Растровый графический редактор предназначен для ...
- построения диаграмм
- создания чертежей
- построения графиков
- создания и редактирования рисунков
5.В модели CMYK в качестве компонентов применяются основные цвета ...
- красный, зеленый, синий, черный
- голубой, пурпурный, желтый, черный
- красный, голубой, желтый, синий
- голубой, пурпурный, желтый, белый
6.В модели RGB в качестве компонентов применяются основные цвета
- красный, зеленый, синий
- голубой, пурпурный, желтый
- красный, голубой, желтый
- пурпурный, желтый, черный
7. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 255,0, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?
- черный
- красный
- зеленый
- синий
8. Какой из графических редакторов является растровым?
- Adobe Illustrator
- Paint
- Corel Draw
9.В процессе сжатия растровых графических файлов по алгоритму JPEG его информационный объем обычно уменьшается в ...
- 100 раз
- 2-3 раза
- 10 - 15 раз
- не изменяется
10.Разрешение изображения измеряется в ...
- пикселах
- точках на дюйм (dpi)
- мм, см, дюймах
Темы для проектной деятельности учащихся
Проект «От чистого сердца!»
Предметно-содержательная область: информатика
Тип проекта: творческий
Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе в векторном редакторе. Формирование эстетического вкуса.
Длительность:2 урока
Массовость: индивидуальная
Планируемый результат: создание каждым учеником поздравительной открытки для любимого учителя.
Проект «Мой сайт»
Предметно-содержательная область: информатика, любая предметная область
Тип проекта: творческий
Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе с языком гипертекстовой разметки HTML. Формирование эстетического вкуса.
Длительность: 3 урока
Массовость: индивидуальная
Планируемый результат: создание каждым учеником Web-сайта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8 класса к УМК Н. Д. Угринович
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к УМК Н. Д. Угринович...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович
Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....