Патриотическое воспитание школьников на уроках информатики и ИКТ
статья по информатике и икт (5, 6, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье излагается точка зрения автора на возможность включения элементов патриотического вопитания и создание ситемы патриотического воспитания на уроках информатики и ИКТ. рассматриваются три направления деятельности (типы заданий): работа с историческими сведениями, работа с матриалами о достижениях соотечественников и значении отечественных разработок для мировой индустрии и науки, социально-значимые проекты учащихся.
Приведены примеры тем проектов, над которыми работали ученики автора и в которых получены не только образовательное, но и общественно-значимые рузультаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание школьников на уроках информатики и ИКТ
Сащенко Л. А., учитель информатики и технологии.
Вологда-Санкт-Петербург
Патриотическое воспитание в рамках школьных уроков – направление достаточно сложное, где не всегда очевидны возможные варианты его реализации. Одна из сложностей – необходимость включать элементы патриотического воспитания таким образом, чтобы они органично входили в структуру урока, не становились инородным телом, искусственно внедренным в урок. Если в гуманитарных дисциплинах по определению в изучаемое содержание включаются темы гражданственности, любви к Родине, любви к ближнему, само построение уроков, предлагаемые в учебных пособиях вопросы и задания имеют целью научить школьников разносторонне оценивать события и личностей, формировать активную жизненную позицию, прививать гордость за сограждан и их достижения, то в предметах информационно-технологического профиля и точных науках не совсем понятно, как преподнести материал с точки зрения вышеперечисленных аспектов. Вначале следует определиться – а нужно ли это? Действительно – на первый взгляд кажется, что при изучении математики, физики, информатики и ИКТ, технологических дисциплин, чрезвычайно сложно построить и провести урок так, чтобы во время его прозвучала нота патриотизма, и это было бы естественно и интересно для обучающихся. Тем не менее, иногда вводить такие элементы необходимо - например, если единая методическая тема учебного заведения предполагает акцент на патриотическом воспитании, или требуется провести подобные уроки в рамках некоей акции (юбилей города, неделя патриотического воспитания в школе, годовщина известных событий). Иногда проведение подобных уроков требуют как открытых или от молодых преподавателей.
В своей статье мне бы хотелось показать, какие возможности для воспитания чувства любви к Родине дают уроки информатики и информационно – коммуникационных технологий в школе.
Самое простое, что возможно сделать – обратиться к истории науки. Несмотря на то, что информатика как раздел науки появилась сравнительно недавно, многие ученые проводили свои изыскания, закладывая фундамент в здание будущего, им самим неизвестного научного направления. Начиная с 5-го класса при изучении практически каждой новой темы можно проводить небольшие экскурсы в историю. Этому способствует, например, учебно-методический комплект Л. Босовой. Учебники и рабочие тетради предлагают множество сведений и заданий исторического характера, в том числе и из истории России. Например, при изучении темы «Хранение информации», при обсуждении истории развития носителей информации, большой интерес у пятиклассников вызывают рассказы о найденных в Великом Новгороде при археологических раскопках берестяных грамот. Содержание записей весьма разнообразно – так, исследователи обнаружили большое количество торговых записок, письма, написанные в другие города, школьные упражнения. Время, которым датируются грамоты – 11-14 века – не совсем понятно пятиклассникам, здесь уместны аналогии. В то время, когда Москва и Вологда только были основаны, в Новгороде уже были массовые школы, почтовые службы, торговые гильдии, а в Европе процветало рыцарство, и грамота отнюдь не входила в число «Семи Рыцарских добродетелей».
Далее можно рассказать или предложить учащимся вместе в родителями или самостоятельно поискать информацию об истории появления древнего, но не теряющего популярности в наше время носителе информации – бумаге, а также по истории книгопечатания. Здесь обучающиеся познакомятся с основоположниками славянского книгопечатания, зародившегося в конце 15 в. а к середине 16 в. на территориях российского государства и соседних славянских было несколько центров книгопечатания – Несвиж, Заблудов (в настоящее время территория Беларуси), Львов (территория Украины), Терговище (Молдова), Супрасль (Польша). Здесь можно подчеркнуть единство славян как нации, сходство культур и технологий, значимость достижений наших предков для европейской науки и культуры.
Другое направление деятельности, связанное с первым, - изучение и систематизация посредством информационных технологий истории информатики, ознакомление с достижениями наших соотечественников в сфере фундаментальных и практических разработок. К сожалению, и у подрастающего поколения, и у достаточно взрослых людей сформировалось стойкое убеждение, что все выдающиеся, интересные, качественные и красивые результаты получены в США, европейских странах, Японии, Корее и Китае. Изучая темы «Архитектура ЭВМ», «Поколения ЭВМ», «Поиск информации» в среднем звене, целесообразно предлагать учащимся задания, выводящие на знакомство с информацией о разработках советских ученых, значении созданных в НИИ и КБ электронно-вычислительных комплексов для отечественного производства, обороны, науки, акцентировать их внимание на достижениях ученых и инженеров, используемых в зарубежных научных центрах и продуктах.
При изучении темы «Программное обеспечение» можно как углубиться в историю, так и поработать с актуальными материалами. Например, если предложить учащимся сравнить по отзывам в специальных журналах свободно-распространяемые операционные системы и иные программные продукты, акцентируя внимание на поиске информации о вкладе отечественных разработчиков (например, по материалам журналов КомпьюТерра, LinuxFormat, архивы журнала «Домашний компьютер», то школьники неизбежно найдут множество статей о системных, прикладных и специальных программах, завоевавших не только отечественный, но и зарубежный рынок. Примерами могут являться компании Яндекс, лаборатория Касперского, Alavar, Playrix, Zeptolab и многие другие.
В 10-11 классе к этим вопросам можно вернуться при изучении тем «Информационное общество», «Новые информационные технологии».
Однако, простого ознакомления с историческими и актуальными фактами недостаточно для того, чтобы быть патриотом.
Остро стоит вопрос о легальности использования программных продуктов, соблюдении авторских прав на интеллектуальную собственность. Для уроков информатики это тем более важно, что обычный российский пользователь активно скачивает музыку, фильмы, программы с торрентов и файлообменников, при этом многие даже не догадываются, что при этом нарушают не только российские, но и международные законы. Нарушители обычно оправдывают свои действия высокой ценой на лицензионные программные продукты. Воспитание уважения к законности невозможно без разъяснений о причинах возникновения соотвествующих законов, рассказа о последствиях нарушений. Вместе с этим учашимся необходимо показать альтернативные варианты — легальные и недорогие (или бесплатные), а также дать ссылки на официальные сайты производителей, где доступны ознакомительные, условно-бесплатные или полностью бесплатные версии продуктов. Самостоятельно учащиеся могут оценить свой статус пользователя и выбрать те продукты, которые не потребуют никакх расходов и будут решатьь все необходимые задачи.
Необходимо воспитывать активную гражданскую позицию, формировать созидательное отношение к окружающей действительности, показывать учащимся, что с помощью ИКТ возможно улучшение, преобразование жизненного пространства, решение реальных задач в рамках правого поля.В средней школе последовательно темы «Прикладное программное обеспечение», «Презентации», «Электронные таблицы», «Компьютерная графика». Изучение материала не «по учебнику», а в ходе работы над долгосрочным социальным проектом позволяет не только изучить обязательный по программе теоретический и практический материал, но и получить реальный результат с очевидной пользой. Общая идея — найти проблему (самостоятельно, с помощью опросов, анкетирований), зафиксировать ее (описательно, на фото), обсудить возможные пути решения проблемы (в режиме мозгового штурма), подготовить эскиз планируемого результа (в графическом редакторе), определить наиболее реальные с точки зрения ресурсов - время, материалы, финансы, рабочая сила (в табличном процессоре,) оценить необходимость взаимодействия с ответсвенными лицами (поиск информации) и определить, кто будет осуществлять это взаимодействие (сами учащиеся, их родители, учитель), рассчитать затраты (табличный процессор), представить результат (презентация)
Например, в течение нескольких лет учащиеся под руководством автора статьи выполнили следующие проекты:
«Бизнес-план ремонта актового зала» (ремонт школьного актового зала произведен на основании эскизов и примерных расчетов, выполненных учащимися;
«Нарисуй Новый год на окне» (создание эскизов в графическом редакторе на основе открыток из домашних архивов и найденных в интернете, оформлены окна, выходящие на улицу: 4 окна в кабинете информатики и 6 окон на этажах школы; работы включены в заставку одноименной акции на телевизионном канале ТВ-7 Вологда);
«Деловые документы. Заявление. Письмо. Жалоба» (подготовленные тремя учащимися письма переданы в Администрацию г. Вологды и соответствующие комитеты, по результатам перенесена остановка автобусного транспорта ближе к областной больнице и восстановлены скамейки и граждение детской площадки в одном из дворов);
«Улицы города ВО!» (поиск информации о людях, в честь которых названы улицы Выборгского района, систематизация в табличном процессоре, обсуждение вида конечного продукта в соцсети, подбор информации, подготовка, верстка и печать набора буклетов для школьной библиотеки, Вологда)
«Писатели Вологды», «Вологодские поэты — детям», «Герои-вологжане», «Ученые земли Вологодской» (поиск информации систематизация в табличном процессоре, обсуждение вида конечного продукта, подбор информации (во взаимодействии с учителями лимтературы, истории, школьным библиотекарем), подготовка, верстка и печать набора буклетов для школьной библиотеки, кабинетов истории и литературы, начальной школы, Вологда)
«Косметический ремонт дома» (изображения стен домов, обработанные в графическом редакторе и приблизительные расчеты обсуждены родителями учащихся на собрании собственников жилья, переданы в соответствующее ЖКУ, в соответствии с пожеланиями жителей отремонтированы два дома в г. Вологде);
«Озеленяем школу» (фотофиксация школьных подоконников, обработка в графическом редакторе, коллажирование; по результатам оформлены два подоконника в рекреациях школы, Санкти-Петербург;
«Мой двор» (фотофиксация своего двора, поиск информации, обработка в графическом редакторе, коллажирование, расчеты в электронных таблицах, презентация проекта, Санкт-Петербург);
«Их именами названы» (поиск информации о людях, в честь которых названы улицы Выборгского района, систематизация в табличном процессоре Google, обсуждение вида конечного продукта в Google-презентациях, подбор информации, подготовка, верстка и печать набора буклетов для школьной библиотеки, Санкт-Петербург.
Источники:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
- Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класс. - М.: БИНОМ, 2014 г.
- Соснина Е. Придать ускорение: почему отечественные разработки больше нужны китайцам. -еженедельник «Аргументы и факты», № 20 13/05/2015
- Ранкс К. Что Россия дает миру. Семь неожиданных продуктов нашего экспорта. -http://slon.ru/biz/1117864/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...
Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка
Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные...
Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя
Выступление на ГРК « Мордовия» «Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя»...
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии.
Патриотическое воспитание школьников на уроках химии....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы
Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Выступление на семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики"
В статье рассматриваются формы и методы работы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся...