Прикладные задачи информатики. Элективный курс для обучающихся 11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено»
на МО «математики
и информатики»
МОУ СОШ №21г.
Протокол №1
От ___08.2014
«Согласовано»
на заседании
методического совета МОУ СОШ №21
Протокол №1
от ____08.2014
«Утверждаю».
Директор МОУ МСОШ №21
________/Антропов Ю.Д. /
От ________08.2014
- Прикладные задачи информатики.
- Элективный курс для обучающихся 11 классов
Разработала: Актуганова О.А.
учитель информатики
первая категория
МБОУ «СОШ №21»
с. Семеновка
г. Йошкар-Ола.
2014-2015гг.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс рассчитан на 34 часа
(один год обучения из расчета 1 час в неделю, продолжительность одного занятия - 40 минут)
Актуальность курса:
Изменения в системе оценки качества образования, связанные с усилением коммуникативной направленности преподавания школьного курса информатики, требуют от учителя особых подходов обучения учащихся 11 класса . Структура новой формы заставляет учителя пересмотреть систему закрепления, повторения и углубленного изучения материала.
Элективный курс направлен на достижение следующей цели:
Основные цели:
- обеспечение учащихся 11-х классов к углубленному изучению предмета
- оказание индивидуальной и систематической помощи ученику при систематизации, обобщении и повторении курса информатики и ИКТ;
- дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои способности.
Задачи курса:
- вооружить учащихся системой знаний по отдельным темам;
- сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных прикладных задач различной сложности;
- сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
- сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
- сформировать умения и навыки исследовательской работы;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- способствовать формированию познавательного интереса к информатике и ИКТ.
Знать.
•основные понятия информация, информатика, логика, модель и основы программирования;
• системы счисления; перевод чисел из одной системы счисления в другую;
• основы алгебры высказываний, алгоритм, способы задания и основные конструкции.
Уметь.
• решать прикладные задачи , по типу приближенных к заданиям ЕГЭ
Система оценки достижений обучающихся:
На каждый блок - самостоятельная работа учащегося, в конце курса - итоговое тестирование по материалам ЕГЭ.
Учащиеся в процессе изучения должны:
• правильно употреблять термины и формулы;
• решать задачи в разных системах счисления;
• строить таблицу истинности;
• правильно строить алгоритмы.
Развитие мышления учащихся, т. е. формирование у них умений и навыков применения различных приёмов мыслительной деятельности, осуществляется следующими этапами:
• знакомство учащихся с отдельными мыслительными приёмами,
• выбор того или иного мыслительного приёма.
Критериями эффективности изучения программы рекомендую считать выработку чётких представлений о системе счисления, умение объяснить необходимость применения метода решения той или иной задачи.
В качестве текущего контроля предлагаются тестирования, самостоятельные работы которые позволяют проследить усвоение материала.
Содержательная часть
Элективный курс для 11 классов.
Разработан с учетом программы по предмету информатика и ИКТ 11 класс базовый уровень, будет полезен для тех учеников, которые выбирают физико-математический или информационно технологический профиль в будущем как профессию.
Одной из задач данного курса является подготовка учеников профессиональной сфере по направлению информационные технологии. Систематическая отработка отдельных тем в процессе обучения способствует хорошему результату успешного освоения профессионального направления.
Структура курса - блочно модульная, предполагает использование равноценных блоков или модулей, имеющих заданную внутреннюю структуру. Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 11 классов. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался ранее, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно применять теоретические знания на практике.
Особенность принятого подхода элективного курса состоит в том, что для занятий по информатике и ИКТ предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной информатики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, прорешать интересные и трудные задачи.
Стоит отметить, что навыки решения прикладных задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по выбору, добиться значимых результатов при участии в олимпиадах.
Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь.
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ГИА,ЕГЭ или составлены самим учителем.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа ресурсы. Элективный курс рассчитан на 1 год.
№ | Дата | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата корр-и | причины корр-ки | |
По плану | По факту | ||||||
Введение | Техника безопасности. Повторение теории за курс информатики 10 класс | 1 | |||||
Информация | Информация. Измерение информации. | 1 | |||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Обобщение материла по теме «Информация» | 1 | ||||||
Число. Системы счисления. | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Арифметические операции в ППС | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Обобщение материала по теме «Система счисления». | 1 | ||||||
Язык программирования Паскаль | Язык Pascal. Структура программы на Языке Pascal. Основные операторы. | 1 | |||||
Типы данных (числовые, символьные, строки). | 1 | ||||||
Символ. Решение прикладных задач. | 1 | ||||||
Строка. Решение прикладных задач. | 1 | ||||||
Операции со строками. Решение прикладных задач. | 1 | ||||||
Циклы. Решение прикладных задач на построение циклов. | 1 | ||||||
Процедуры и функции. | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Обобщение материала «Типы данных» | 1 | ||||||
Массивы. Одномерные массивы. Вектор. Строка. | 1 | ||||||
Циклы при обработке одномерных массивов. | 1 | ||||||
Решение прикладных задач на сортировку в массиве. | 1 | ||||||
Многомерные массивы.. | 1 | ||||||
Решение прикладных задач на сортировку | 1 | ||||||
Обобщение материала по теме «Массивы». | 1 | ||||||
Основы логики | Логические переменные. Логические операции. Побитные операции. | 1 | |||||
Решение прикладных задач | 1 | ||||||
Решение прикладных задач ЕГЭ по теме логические выражения. | 1 | ||||||
Обобщение навыков и умении учащихся по теме «Основы логики». | 1 | ||||||
Информационные модели | Технологии информационного моделирования | 1 | |||||
Решение прикладных задач по моделированию. | 1 | ||||||
Обобщение материала по теме «Информационные модели». | 1 |
Используемая литература:
Информатика и ИКТ 11 класс.
Авторы: Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова. Бином. Москва 2012г
Информатика и ИКТ .Базовый уровень.
Авторы: И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Бином. Москва 2012г.
Паскаль для школьников
Авторы :Д.М.Ушаков, Т.А. Юркова. ООО «Лидер», 2010г.
Информатика и ИКТ.10-11 класс. Базовый уровень.
Автор:Н.В. Макарова. ООО «Питер-Пресс» ,2008 г.
(название, автор, издательство, год издания)
Интернет ресурс:
Литература для учащихся.
Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач, Крылов С. С., Ушаков Д. М.
Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ, Кашаев С. М., Шерстнёва Л. В.
Самое полное издание типовых заданий ЕГЭ по информатике (рекомендовано ФИПИ), Якушкин П. А., Ушаков Д. М
Ещё раз о задачах С4 из ЕГЭ по информатике, Златопольский Д. М.
Все темы для подготовки к ЕГЭ, Самылкина Н. Н., Сильченко А. К.
Элективный курс разработал (и) _________________
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.
В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Прикладная экономика» Программа элективного курса
Программа нового образовательного предмета в рамках дополнительного образо.вания для школьников старших классов. Программа разработана на основе авторской программы Т.Н. Старичено "Экономический практ...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Элективный курс «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» расчитан на 17 часов.Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейшийпрофиль обучения в старшей ш...
Элективный курс в 9 классе "Самый простой способ решения непростых неравенств" , "Избранные задачи по планиметрии"
Эти курсы знакомят учащихсчя со способом решения нерпвенств методом интервалов и позволяет систематизировать и обобщать ключевые темы курса планиметрии....
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач» разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса "Решение генетических задач", автор...
Прикладные задачи по математике Курс по выбору для учащихся 9 класса. Рабочая программа
Развитие математики во все времена определялось двумя движущими силами.Одна – «внешняя сила» - связана с потребностями человеческой практики, другая – «внутренняя сила» - вытекает из необходимости сис...