Рабочие программы по информатике к учебнику Угриновича
рабочая программа по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему
Рабочие программы по информатике к учебнику Угриновича 9, 10, 11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы | 206.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя школа №21»
Принято УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор МКОУ «Дубровская сш №21»
Протокол № __ от « ___ » ____20__ г. _______________/ Н.В. Коломейцева /
Приказ № __ от « __» ___ 20___ г.
Рабочая программа
по ____________ _____ информатике_______________________________
(предмет)
для ___10____ класса
название курса ______среднего (полного) общего образования_______________
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
__________________________базовый___________________________________________
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)
Учитель _________Морозова Н.А._________
Квалификационная категория _____первая_____
Ефремов 2015
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
(ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дубровская средняя школа № 21» Ефремовского района Тульской области составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Место предмета «информатика и ИКТ» в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики на этапе основного общего образования (10 класс) отводится не менее 35 часов из расчета 1 ч в неделю.
На основании учебного плана МКОУ «Дубровская сш № 21» на 2015/2016 учебный год в 10 классе информатика представлена в объеме 35 часов (1 час в неделю).
Внесенные изменения.
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089. Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Методы и формы обучения.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные понятия образовательной области информатики учащиеся осваивают на теоретических занятиях и закрепляют полученные знания при изучении последующих тем как в компьютерном классе, так и в обычной аудитории. Методы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа. Формы обучения: урок, практическая работа.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.
Формы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы, контрольной работы. Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Устный опрос. Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 15;
- контрольных работ – 3.
Количество контрольных работ по курсу:
Раздел программы | Контрольные работы |
Информационные технологии | 2 |
Коммуникационные технологии | 1 |
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана по информатике в 10-ом классе
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы:
Федеральный компонент _______
Региональный компонент _______
Школьный компонент _______
Планирование составлено на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089.
Реквизиты программы:
«Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
УМК обучающихся:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
УМК учителя:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика. Содержание образования: Сборник нормативно- правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.1 / Л.А. Залогова; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: практикум по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е.В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Методическое пособие Информатика и ИКТ 8-11 (электронное приложение)
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
Введение. Информация и информационные процессы. | 1 | 1 | ||
Информационные технологии | 17 | 9 | 8 | |
Коммуникационные технологии | 15 | 9 | 6 | |
Повторение | 2 | 2 | ||
Итого: | 35 | 19 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Введение. Информация и информационные процессы (1 ч)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
- Информационные технологии (11 ч)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».
Практическая работа № 8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Практическая работа № 11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 12 «Разработка презентации «История развития ВТ»».
Практическая работа № 13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».
- Коммуникационные технологии (17 ч)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа № 19 «Настройка браузера».
Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».
Практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».
Практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
- Повторение (3ч)
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
знать/понимать
∙ понятия: информация, информатика;
∙ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
∙ единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
∙ сущность алфавитного подхода к измерению информации
∙ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
∙ представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
∙ понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
∙ назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
∙ решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
∙ выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
∙ представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
∙ создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
∙ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
∙ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
∙ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
∙ организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
∙ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценивание письменной контрольной работы по информатике.
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если все эти работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах и графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5» если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «4» если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные требованиями к подготовке учащихся).
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
Критерии оценок при выполнении практических заданий:
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценок для теста:
Оценка «5» - 86% и выше
Оценка «4» - 71% - 85%
Оценка «3» - 50% - 70%
Оценка «2» - 49% и ниже
Критерии оценок для творческого проекта:
- эстетичность оформления,
- содержание, соответствующее теме работы,
- полная и достоверная информация по теме,
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
- актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
- Операционная система.
- Пакет офисных приложений.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Элементы содержания урока | Практические работы | Пункт учебника |
I полугодие | |||||
Введение. Информация и информационные процессы (1 ч) | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики. Классификация информационных процессов. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | Информация. Информационные процессы в живой природе, в неживой природе, в человеческом обществе, в технике. Содержательный подход к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к измерению количества информации. | Введение. Стр 7-11 | ||
2. Информационные технологии (17 часов) | |||||
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. Текст как информационный объект. Создание документов в текстовых редакторах. | Принципы кодирования текстовой информации, различные виды кодировок. Изменение кодировки в документах. Особенности основных видов текстовых документов. | ПР №1 «Кодировки русских букв». | П. 1.1.1; 1.1.2 Стр. 14-20 | |
3 | Основные приемы преобразования текстов. Форматирование документов | Назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов. Особенности интерфейса текстового редактора. Форматирование текста по заданным параметрам. | ПР №2 «Создание и форматирование документа». | П. 1.1.3; Стр. 21-27 | |
4 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Гипертекстовое представление информации. | Возможности систем компьютерного перевода, онлайновых словарей и переводчиков. Применение онлайновых словарей переводчиков в своей деятельности | ПР №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». | П. 1.1.4; Стр. 28-31 | |
5 | Системы оптического распознавания документов. Автоматизированные средства и технологии организации текста. | Принципы систем оптического распознавания документов. Умение работать с программой оптического распознавания документов. | ПР №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». | П.1.1.5; стр. 32-36 | |
6 | Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование текстовой информации» | ||||
7 | Кодирование графической информации. Графические информационные объекты. | Принципы кодирования графической информации. | ПР №5 «Кодирование графической информации». | П. 1.2.1; Стр. 36-39 | |
8 | Средства и технологии работы с графикой. Растровая графика. | Создание и редактирование растровых изображений по заданным параметрам. | ПР №6. «Растровая графика». | П.1.2.2; Стр.39-52 | |
9 | Векторная графика. | Создание и редактирование векторных изображений по заданным параметрам. | ПР №7 «Трехмерная векторная графика». | П. 1.2.3; Стр. 52-59 | |
10 | Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов | Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. | ПР №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». | Стр. 59-69 | |
11 | Создание и редактирование графических информационных объектов средствами анимационной графики. | Создание флэш-анимации. | ПР №9 «Создание флэш-анимации». | Стр. 69-72 | |
12 | Кодирование звуковой информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации | Принципы кодирования звуковой информации. Создание и редактирование оцифрованного звука. | ПР №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука». | П. 1.3; Стр. 72-76 | |
13 | Создание и редактирование графических информационных объектов средствами презентационной графики. | Дизайн презентации. Макеты слайдов. Анимация и звук. Назначение и функциональные возможности презентации, объекты и инструменты в презентациях. | ПР№11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». | П. 1.4; Стр. 76-84 | |
14 | Компьютерные презентации. | Самостоятельная разработка плана презентации, корректировка его в соответствии с выбранной темой. Создание и оформление слайдов, изменение настройки слайдов. | ПР №12 «Разработка презентации «История развития ВТ». | Стр. 85-91 | |
15 | Кодирование и обработка числовой информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Двоичное представление информации. | Принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | ПР №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | П. 1.5.1; Стр. 91-96 | |
16 | Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. | Основы работы в электронных таблицах. Создание и обработке массивов числовых данных с помощью электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | ПР№14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | П. 1.5.2; Стр. 96-102 | |
II полугодие | |||||
17 | Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Построение диаграмм и графиков. | Типы диаграмм. Оформление диаграммы. Создание и обработка диаграмм и графика с помощью электронных таблиц | ПР №15 «Построение диаграмм различных типов» | П. 1.5.3; Стр. 102-113 | |
18 | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование числовой информации». | ||||
3. Коммуникационные технологии (15 часов) | |||||
19 | Локальные компьютерные сети. | Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратное и ПО сетей. Принципы работы локальной сети. Использование локальной сети | ПР№16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». | П. 2.1; Стр. 115-122 | |
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Принципы работы глобальной сети Интернет. Протоколы обмена и передачи данных ТСР/Р. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | П. 2.2; Стр.122-126 | ||
21 | Подключение к Интернету. | Интернет-провайдеры. Различные способы подключения к Интернету. Скорость подключения к Интернету. | ПР №17 «Создание подключения к Интернету». | П. 2.3; Стр. 126-138 | |
22 | Подключение к Интернету. | ПР №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса». | Стр. 138-140 | ||
23 | Всемирная паутина. | Технология WWW. Язык разметки гипертекста. Браузеры. Сервисы сети Интернет. | ПР №19 «Настройка браузера». | П. 2.4; Стр.140-146 | |
24 | Электронная почта. | Возможности электронной почты. Почтовые программы. Умение пользоваться электронной почтой | ПР №20 «Работа с электронной почтой». | П. 2.5; Стр. 146-155 | |
25 | Общение в Интернете в реальном времени. | Сервисы сети Интернет. Общение в Интернете в реальном времени. | ПР №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях». | П. 2.6.; Стр.156-167 | |
26 | Файловые архивы. | Файловые архивы. | ПР №22 «Работа с файловыми архивами». | П. 2.7.; Стр.168-176 | |
27 | Аппаратные и программные средства. Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете. | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете | П.2.8.; Стр. 176-179 | ||
28 | Геоинформационные системы в Интернете. | Умение пользоваться геоинформационными системами в Интернете. Интерактивные карты. Спутниковая навигация. | ПР №23 «Геоинформационные системы в Интернете». | П. 2.9.; Стр. 179-184 | |
29 | Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. | Принцип организации поиска информации в Интернете. Поиск информации с помощью поисковых систем. | ПР №24 «Поиск в Интернете». | П. 2.10.; Стр.184-193 | |
30 | Описание объекта для его последующего поиска. Электронная коммерция в Интернете. | Электронная коммерция в Интернете. | ПР №25 «Заказ книг в Интернет-магазине». | П. 2.11.; Стр. 194-199 | |
31 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | П. 2.12.; Стр. 199-201 | ||
32 | Основы языка разметки гипертекста. | Представление об основах языка HTML. Создание сайта с использованием Web-редактора. | ПР №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». | П. 2.13.; Стр.201-208 | |
33 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | ||||
4.Повторение (2 часа) | |||||
34 | Повторение по теме «Информационные технологии». | Стр. 14-105 | |||
35 | Повторение темы «Коммуникационные технологии» | Стр. 114-208 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович Н.Д.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)» составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом авторской программы Угринович...
Рабочая программа по информатике 9 класс (Угринович)
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование, критерии и нормы оценки ЗУНов....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, Угринович, 8 класс, ФГОС
Рабочая программа по информатике и ИКТ, Угринович, 8 класс, ФГОС содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике. 9 класс. Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике для учащихся общеобразовательных школ по УМК Угриновича Н.Д. 68 часов (2 часа в неделю). 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа по информатике. 9 класс. Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике для учащихся общеобразовательных школ по УМК Угриновича Н.Д. 68 часов (2 часа в неделю). 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа по информатике 7 класс (Угринович)
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента ...
Рабочая программа по информатике по учебнику Н.Д.Угринович 7 класс ФГОС
программа по информатике по учебнику Н.Д.Угринович ФГОС с пояснительной запиской, целям и задачами....