Изучение «Алгебры логики» на уроках информатики
материал по информатике и икт (8 класс) на тему
Методика преподавания "Алгебры логики" на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_algebry_logiki_na_urokah_informatiki.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преподавания «Алгебры логики» на уроках информатики
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего моего выступления «Методика преподавания «Алгебры логики» на уроках информатики»
- Суть педагогической идеи:
Для того чтобы рассуждать человеку необходимо какой-либо язык. Не удивительно, что математическая логика начиналась с анализа того, как говорят и пишут люди на естественных языках. Этот анализ привел к тому, что выяснилось существование формулировок, которые можно разделить на истинные и ложные, но, тем не менее, выглядят осмысленным образом. Это приводило к возникновению парадоксов, в том числе в одной из фундаментальных наук математики. Тогда было решено создать искусственные формальные языки, лишенных «вольностей» языка естественного.
В 1847 году английский математик Джордж Буль, преподаватель провинциального университета в маленьком городке Корке на юге Англии разработал Алгебру логики.
Алгебра логики очень проста, так как каждая переменная может принимать только два значения: истинно или ложно. Трудность изучения алгебры логики возникает из-за того, что для обозначения переменных принимают символы 0 и 1, которые по написанию совпадают с обычными арифметическими единицей и нулем. Но совпадения это только внешнее, так как смысл они имеют совсем иной.
После изготовления первого компьютера стало ясно, что при его производстве возможно использование только цифровых технологий – ограничение сигналов связи единицей и нулем для большей надежности и простоты архитектуры. Благодаря своей бинарной природе, математическая логика получила широкое распространение в ВТ и информатике. Были созданы эквиваленты логических функций, что позволило применять методы упрощения булевых выражений к упрощению электрической схемы. Кроме того, благодаря возможности нахождения исходной функции по таблице позволило сократить время поиска необходимой логической схемы.
В программировании логика незаменима как строгий язык и служит для описания сложных утверждений, значение которых может определить компьютер.
Первый в России курс по алгебре логики был прочитан Платоном Сергеевичем Порецким в Казанском государственном университете.
Основная суть алгебры логики как системы методов состоит в преобразовании высказываний на основе алгебраических законов, которые имеют место для операций над высказываниями. Эти законы чаще всего имеют вид тождеств, т.е. равенств, равных при всех значениях переменных.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Изучение раздела «Основы алгебры логики» в предмете информатики является одним из основополагающих, т.к. он неразрывно связан с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных и математические инструменты, динамические (электронные) таблицы (ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике).
Однако этот раздел - один из сложнейших в курсе информатики, не все учащиеся его усваивают и понимают, что в дальнейшем приводит к проблемам при изучении перечисленных ранее разделов. В поисках инварианта содержания образования специалисты в области преподавания информатики поддерживают идею построения процесса обучения, ориентированного на изучение общих понятий и тенденций в информатике.
По мнению Сергея Александровича Бешенкова, Алексея Александровича Кузнецова, Вадима Семеновича Леднева и других ведущих специалистов, значительное внимание в образовательном процессе должно уделяться интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них способности к продуктивному и целесообразному применению ИКТ в процессе решения логических задач.
Среди множества учебных задач дидакты (Исаак Яковлевич Лернер, Владимир Ильич Загвязинский и др.) выделяют логические задачи, направленные на развитие логического мышления, совершенствование знания учащегося и овладение им обобщенным способом решения некоторого класса задач. Решение логических задач рассматривается как выбор, описание и реализация последовательности определенных действий над объектом, интерпретация полученных результатов с целью пополнения, уточнения и обобщения информации об объекте познания. При этом логическая задача выступает в качестве средства развития интеллектуальных умений учащихся.
Необходимо серьезно работать над темой «Основы алгебры логики», ещё и потому, что кроме двух заданий базового, двух повышенного и одно – высокого уровня сложности, достаточно большое количество заданий ЕГЭ проверяет знания учащихся в этом разделе информатики.
- Технология реализации идеи в собственном опыте.
На уроках информатики трудно мотивировать учащихся при изучении раздела «Алгебра логики».
-я рассказываю, что компьютер каждое мгновенье решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И обещаю учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов мы будет проверять с помощью программы MS Exsell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры, кроссворды, решение логических задач.
При изложении нового материала привожу яркие примеры – образы, которые обязательно запечатлеются в учащихся своеобразным опорным сигналом.
- так, при изучении логических функций можно рассказать следующую сказку: «В наш город приехал цирк. В одном номере должна была выступать кошка с голубыми глазами и пушистым хвостом. Но она исчезает. Работники цирка размещают в газете объявление, что для выступления требуется кошка с голубыми глазами и пушистым хвостом.
Жители начинают приносить самых разнообразных кошек: «Мы же не всегда внимательно читаем и правильно выполняем прочитанное!» Рассматривая самых разнообразных кошек, отвечая на вопрос «Возьмут ли данную кошку в номер» надо совместно начинать анализ и построения таблиц истинности логической функции «И». Затем, перефразировать объявление (ну, не нашлось такой кошки!). «Требуется кошка с голубыми глазами и длинным хвостом», изучить логическую функцию «ИЛИ», затем инверсию «НЕ». После этого учащимся достаточно напомнить про «Кошку с голубыми глазами» и они легко вспомнят условия истинности нужной логической функции.
Так же, на уроках можно вспомнить рассказы о Шерлоке Холмсе, комиссара Мергэ, следователя Каменскую и делать выводы: поиск преступников, раскрытие преступления – прежде всего решение логической задачи.
Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
Работая по теме «Основы алгебры логики», я пришла к выводу, что применение эффективных методов и приемов в обучении способствует повышению качества обучения, выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда, эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности, развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, применения доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.
- Срок реализации опыта.
Срок реализации опыта в данной деятельности 1 года.
- Критерии оценки деятельности учителя и учащихся.
Учитывая обязательный минимум образования, требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы, а также цели и задачи образовательного учреждения, в котором работаю, в своей педагогической деятельности ставлю следующие цели обучения информатике:
- Овладение обучающимися конкретными знаниями по информатике, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Для реализации поставленных целей стараюсь выполнять следующие задачи:
- развиваю индивидуальные умения учащихся, заинтересовываю учебной деятельностью каждого ребенка;
- прививаю навыки самостоятельной работы, развивать стремления детей к дальнейшему самообразованию;
- использую новые педагогические технологии, эффективные методики обучения, направленные на повышение качества образования;
- прививаю и развиваю интерес к предмету информатике.
С учетом образовательных потребностей детей, их индивидуально-возрастных особенностей и уровня обученности использую различные формы и методы обучения. Это разные типы уроков: урок-лекция, урок-практикум, урок-зачет, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-игра, урок-взаимообучение. Это чередование традиционного, проблемного и развивающего обучения для стимулирования проявления активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся.
Кроме этого, в своей педагогической деятельности использую технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, обучения в сотрудничестве, компетентностный подход и информационно-коммуникационные технологии. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю активные методы обучения и использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальную, парную, групповую, коллективную).
Применяю разнообразные формы вводного, промежуточного и итогового контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, зачет, контрольная работа, а также самооценка и взаимооценка.
Практически все задания для контроля знаний обучающихся имеют разные уровни сложности. Оценка учебной деятельности учащихся помогает мне проводить мониторинг индивидуальных достижений детей, корректировать свою деятельность с ними, создавая им ситуацию успеха в приобретении знаний.
Результаты успеваемости учащихся:
-входной контроль в сентябре 2014 года учащихся 8-х классов
Задания:
-1-2 – «Информация и информационные процессы»
- 3-4 – «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
- 5-6 – «Обработка графической информации»
- 7-8 – «Обработка текстовой информации»
- 9-11 – «Мультимедиа»
-итоговая контрольная работа в 8-х классах
Задания:
- 1-2 – «Системы счисления»
-3-4 – «Элементы алгебры логики»
-5-6 – «Алгоритмы и исполнители»
-7-8 – «Способы записи алгоритмов»
-9-10 – «Объекты алгоритмов»
-11-15 – «Начала программирования»
Качественная успеваемость имеет тенденцию к снижению, что объясняется следующими причинами:
- естественным усложнением материала при переходе на более высокую ступень;
- ориентацией на более глубокое изучение других дисциплин (в классах есть дети с ярко выраженными гуманитарными наклонностями).
Внеклассная и внешкольная работа по предмету способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, реализации их творческого потенциала, удовлетворения образовательных потребностей отдельных учащихся. С учетом результатов диагностики и индивидуальных склонностей детей внеурочную деятельность провожу по следующим направлениям:
- подготовка учащихся к олимпиаде по информатике;
- кружковая работа;
- проведение недели математики и информатики, различных мероприятий и вечеров по предмету.
5. Результаты реализации опыта.
Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач использую мониторинговые исследования всего учебного процесса, привлекаю учащихся к участию в различных предметных олимпиадах и конкурсах по информатике.
Предполагаемые результаты изучения «Алгебры логики»:
- учащиеся должны усвоить основные базовые элементы логических схем и правила составления логических схем;
- освоить запись и составление логических схем по выражениям;
-решать логические задачи
Должны знать и уметь | Знают и умеют |
-анализировать логическую структуру высказывания -усвоить основные базовые элементы логических схем и правила составления таблиц истинности -освоить записи и составление логических схем по выражениям -решать логические задачи | -анализируют логическую структуру высказывания -умеют составлять таблицы истинности -(частично) выполняют логические задачи |
Надеюсь, учащиеся будут удовлетворены своими результатами.
В заключение хочется сказать, что успешность моей профессиональной деятельности заключается в стремлении не только дать знания моим ученикам, но и формировать у них потребности к учению и саморазвитию.
В дальнейшем планирую продолжить развивать у учащихся самостоятельность и творчество.
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по информатике по теме "Алгебра логики"
Мы переходим к изучению нового раздела в нашем курсе информатики – к основам логики. Запишите в тетрадях число и тему урока «Алгебра логики»....
Урок по информатике: Решение логических задач средствами алгебры логики
Урок по информатике...
Алгебра логики. План урока
Алгебра логики. План урока...
Применение логики на уроках информатики
Применение логики на уроках информатики...
Изучение информационных технологий на уроках информатики
В данной статье предлагается ряд практических заданий по теме "Информационные технологии", которые позволяют не только отработать изучаемый материал, но способствуют развитию у учащихся...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...
Алгебра логики. План урока
Алгебра логики. План урока для 9 класса....